Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Православные монастыри в России в XVII – начале XX веков

nemo_art 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
История Русской Церкви и Русского монашества тесно связана с историей Русского государства; русская церковность сильно и действенно отразилась при этом на национальных чертах русского народа, особенно - на религиозных воззрениях и на народной психологии, на некоторых обычаях и религиозных традициях русского народа. Идеал святости стал для русского человека высшим моральным идеалом, воплощением непреходящих духовных ценностей.
Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что монастыри России являются неразделимой частью русской культуры и истории. Устанавливается все более возрастающая роль Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в российском государстве и обществе. Идет процесс возрождения монастырей, которые становятся активными участниками общественных отношений. В словах «монах» и «монастырь» имеется один общий корень. Оба слова имеют греческое происхождение – «mono» - один. Разъяснить такое возникновение слов просто. Подвижники часть своей жизни проводили в одиночестве. Делали они это для того, чтобы никто не мешал им жить по законам Божием. Tакие люди часто находили для себя единомышленников или учеников. Так формировались некие общины, которые были объединены всеобщими интересами, идеями и образом жизни. Со временем эти общины обживались, вели всеобщее хозяйство. Так возникали первые монастыри. Их возникновение началось в Малой Азии и на побережье Средиземноморья. В нашем государстве возникновению монастырей начало положил князь Владимир I. Первые монастыри нередко выполняли роль крепостей. Неприятелю, бывало подолгу, приходилось осаждать монастырские стены. Многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, и по этой причине первыми принимали удар неприятеля. Долгое время монастыри России были центром просвещения. В монастырских стенах формировались библиотеки, небольшие школы, разные ремесленнические мастерские. В монастырских стенах творили и многие иконописцы, которые, по сущности, были первыми русскими художниками. Начало XX века было отмечено гнётом советской власти на церкви и монастыри. Они закрывались и разорялись. Лишь спустя некоторые время их будет ждало возрождение и руин. Самые главные монастыри России именовались Лаврами. Всего в России есть две Лавры, которые официально носят этот титул. Основная в России Троице-Сергиева лавра находится в Сергиевом Посаде (Московская обл.). Вторая, Александро-Невская Лавра, находится в Санкт-Петербурге. По традиции, Псково-Печерский монастырь под Псковом также именуют Псково-Печерская лавра. Два больших русских монастыря находятся на севере России, в Карелии. Одним из них является Спасо-преображенский Соловецкий монастырь на Соловецком острове в Белом море, а также Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, который находится на острове Валаам на Ладожском озере. За границами России находятся два значимых центра паломничества: Киево-Печерская лавра, древнейший монастырь Киевской Руси, а также Новоафонский Монастырь в Абхазии. Многие монастыри России, которые расположены в городах Золотого Кольца, а также иных северных регионах весьма интересны для посещения, но больше с познавательной или исторической точки зрения. Например, в деревне Ферапонтово, находится Ферапонтов монастырь, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря фрескам Дионисия, которыми этот знаменитый русский иконописец расписал Покровский собор монастыря. Кроме него этой чести удостоена только Троице-Сергиева лавра и Новодевичий монастырь. Из иных значимых с исторической и культурной точки зрения монастырей России выделяются: Ипатьевский монастырь в Костроме, Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области, Новодевичий монастырь в Москве, Ново-Иерусалимский и Савво-Сторожевский монастыри в Московской области, а также монастыри в городах Золотого Кольца. Объектом исследования являются монастыри в России с XVII в. по начало XX в. Предмет исследования – история, функции, жизнь монастырей России в XVII – начале XX веков. Цель работы – рассмотреть православные монастыри России в XVII – начале XX веков. Для реализации цели были постановлены следующие задачи: ? рассмотреть православные монастыри России в XVII в. ? обобщить сведения о монастырях XVIII ? осветить православные монастыри в XIX – начале XXI веков. ? систематизировать информацию о монастырях XIX – XX вв. Хронологические рамки исследования – с XVII по начало XXI вв. Географические рамки исследования достаточно велики. Это объясняется темой исследования. Так как при рассмотрении истории и деятельности православных монастырей России во внимании оказывались практически все территории, в частности особого внимания заслуживали западные, северные и северо-восточные монастыри. Источниковой базой исследования являются материалы Тайного, Новгородского, Разрядного и Монастырского приказов из фондов РГАДА; рукописи РГБ, ГИМ, GATO; а также монографии, статьи и публикации по отдельным монастырям и монашеству Степень изученности данной темы довольно обширна. Огромный фактический материал содержится в трудах В. В. Скопина , П.В. Знаменский , С.В. Римский ., П.В. Верховский , Иеромонаха Арсения, А.В. Карташев и др. Уже в начале XIX века была осознана потребность в сборе и систематизации сведений о всех существовавших в истории страны православных монастырях и основных вехах их истории. В 1807—1815 годах в Москве была издана шеститомная «История Российской иерархии» , собранная префектом и учителем философии Новгородской семинарии соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским), где содержались сведения о монастырях. Огромная по масштабам работа по систематизации сведений была предпринята П. М. Строевым , издавшим в 1877 году справочник о настоятелях монастырей, объемом более 1000 страниц. Уже первые попытки систематизировать информацию о монастырях России в их исторической ретроспективе привели к осознанию потребности уточнения данных о вехах истории многих обителей и статистического анализа числа монастырей, существовавших в России в разные периоды . Наиболее значительная работа в этом направлении была проведена В.В. Зверинским в его трехтомнике «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи». Сведения о динамике открытия и закрытия монастырей содержались и в исследованиях И. М. Покровского , посвященных истории изменения русских епархий. В русле традиций дореволюционной российской историографии лежали публикации И. К. Смолича , сделанные им уже в эмиграции: в 1952 году в Германии — «Русское монашество: 988—1917». На русский язык сочинение было переведено и издано только в 1997 году. В современной исторической науке широко распространены описания отдельных монастырей и их региональных конклавов. Наиболее масштабная серия публикаций — хорошо иллюстрированные издания серии «Русские монастыри» , посвященные обителям отдельных епархий или регионов страны, насчитывающие к настоящему времени 11 томов, а также статьи, посвященные отдельным монастырям в «Православной энциклопедии» , насчитывающей в настоящее время 43 тома. Методологической основой исследования стали принципы историзма, научной достоверности и объективности, системные и конкретные подходы к исследовании взглядов церковных деятелей на события, происходившие в Российской империи. В процессе исследования были использованы: специально-исторические методы (относительно-исторический, структурно-функциональный анализ, историко-биографической и историко-географической реконструкции), а также были употреблены методы социологического и этнографического обследования (введенного наблюдения, контент-анализа). Научная новизна исследования заключается в том, что до этого момента православные монастыри России не были систематизированы и приведены в список. Именно эту цель и преследует данная работа. Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности выбора из него материала для научных конференций, посвящённых истории церкви и монастырей. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава I. Православные монастыри в России в период с XVII в. по 1917 г………………………………………………………………………………… 8 1.1. Монастыри России в XVII в. ……………….…………………… 8 1.2. Православные монастыри России в XVIII в…..…………………28 Глава II. Православные монастыри в XIX – начале XXI века…………37 2.1. Православные монастыри в начале XIX – 1867 г………………….37 2.2. Православные монастыре России в период СССР (1917 – 1991)... 51 2.3. Православные монастыри России в постсоветский период (с 1991 по 2016 гг.)……………………………………………………………………65 Заключение………………………………………………………………68 Источники и исследования……………………………………………..70
Список литературы

ИСТОЧНИКИ 1. Афонькин, С.Ю. Монастыри России / С.Ю. Афонькин. Издательство: «Балтийская книжная компания». - 2013, - 148 с. 2. Барсегян, Т.В. О методологии изучения монастырской культуры / Т.В. Барсегян // Материальная база сферы культуры. Монастыри культурные центры Отечества. - М., 1997. - Вып.2. - С.35-37. 3. Зырянов, П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / П.Н. Зырянов. М.: Вербум – М: Наука, 2004. – 320 с. 4. Иванова, О.Ю. Монастыри России / О.Ю. Иванова. Издательство: «Русич». 2010. – 352 с. 5. Колич, А.И. Русские монастыри: история и культура / А.И. Колич. М. : Наука, 2001.- 366 с. 6. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с. 7. Макарова А.И. Культурология. История мировой культуры / А.И. Макарова. 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ,2000.- 600 с. 8. Рудин, Л. Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель / Л. Рудин. Издательство: Общество сохранения культурного наследия, 2011. - 680 с. 9. Смолич И.К. Русское монашество / И.К. Смолич. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. – 815 с. 10. Смолич И.К. Русское монашество / И.К. Смолич. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. – 815 с. ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Амвросий (Орнатский), епископ. История российской иерархии. — Москва: При Синодальной типографии, 1807—1815. 2. Верховский П.В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX столетии. Варшава, 1912. 3. Горбачева, Н. Монастыри России. Твердыни преподобного Сергия / Н. Горбачева. Издательство: « Астрель», 2010. – 320 с. 4. Григорович Н. И. Обзор учреждения в России архиерейских православных кафедр и способов содержания их со времени введения штатов по духовному ведомству (1764—1866 г.) — Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1866. — 67, 34 с. 5. Еремина, Т. Мир русских икон и монастырей / Т. Еремина. М.: Наука, 1997.- 602 с. 6. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи : в 3 т. — Санкт-Петербург : Типография В. Безобразова и К, 1890—1897. 7. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. С. – 462 8. Клосс, Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства / Б.М. Клосс // Монашество и монастыри в России XI-XX в. М. : Просвещение, 2002. – 615 с. 9. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т 1. Очерки по истории Русской Церкви. – М.: TEPPA, 1992. С. – 686 10. Ляхова Е.А. Православные монастыри XV – XVII века как основа державной государственности России (историографическое описание) / Е.А. Ляхова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ (дата обращения: 16.01.2018). 11. Монахи - возлюбленные дети Господни. Издательство Саратовской епархии, 2007. – 704 с. 12. Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М.: Наука, 2002. – 346 с. 13. На высотах духа. О жизни подвижников русских. Издательство: Духовное преображение, 2016. – 864 с. 14. Нефронова М.Ю. Феномен православного аскетического подвижничества в русской культуре / М.Ю. Нефронова: Дисс. к.ф.н. Санкт-Петербург, 2011. - 165 с. 15. Покровский И. М. Русские епархии в XVI—XIX вв., их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. — Казань, 1913. С. – 892 16. Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: «Языки славянской культуры», 2001. - 648 с. 17. Римский С.В. Российская церковь в эпоху великих реформ. М.: Общество любителей церковной истории, 1999. С. - 567 18. Романенко, Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря / Е. Романенко. Издательство: Молодая гвардия, 2002. - 336 с. 19. Русское православное женское монашество XVIII - XX веков. Издание Свято-Троице- Сергиевой лавры, 1992. – 481 с. 20. Рыжова, Е.А. Мотив выбора места основания монастыря в русской агиографии / Е.А. Рыжова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. Т. 63. № 1-2. С. 91-101. 21. Секретарь, Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей / Л.А. Секретарь. М.: «Северный паломник», 2011. - 656 с. 22. Сидоров, А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А.И. Сидоров. М.: Православный паломник, 1998. - 528 с. 23. Синицына Н.В. Монашество и монастыри в России XI - XX века. Исторические очерки / Н.В. Синицына. М.: Наука. – 2002. - 346 с. 24. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. — Санкт-Петербург: Археографическая комиссия, 1877. — 1064 с. 25. Терещенко. Т. Н. Монастыри России / Т.Н. Терещенко. Издательство: «ДарЪ». – 2014. – 32 с. 26. Ульяновский, В. И. Чудо-Михайловский монастырь в Киеве: проблема посвящения, символики и статуса / В.И. Ульяновский // Rossica antiqua. СПб., 2011. Вып. 2. С. 43–101. 27. Харин, Е.С. Древнерусское монашество в XI–XIII вв.: быт и нравы / Е.С. Харин. Дисс. к.и.н. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2007. - 185 с. 28. Харин, Е.С. Быт и нравы древнерусского монашества ХI–ХIII вв.: монография / Е.С. Харин. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. - 248 с. 29. Чудецкий П. И. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках. — Киев: Типография В. Давиденко, 1877. С. - 67 30. Щапов, Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. / Я.Н. щапов. М.: «Наука», 1989. - 232 с. 31. Щапов, Я.Н. Монашество на Руси XI–XIII вв. / Я.Н. Щапов // Монашество и монастыри в России. XI–XX века: Исторические очерки / [отв. ред. Н. В. Синицына]; ИРИ РАН. М.: «Наука», 2002. С. 13–24. ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ 1. Православные иконы и молитвы. Электронный ресурс / Режим доступа: http://ikona-i-molitva.info/pravoslavnye-dejstvuyushhie-monastyri-rossii/ (Дата обращения: 02. 01.2018) 2. Православный сайт Азбука веры. Электронный ресурс / Режим доступа: https://azbyka.ru/ (02.01.2018) 3. Научный богословский портал БОГОСЛОВ. RU. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/ (04.01.2018) 4. Епископ Петр (Екатериновский). О монашестве. Обеты девства, нестяжательности и послушания. Официальный сайт православной библиотеки PRAVMIR.ru Электронный ресурс / Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/ (Дата обращения: 05.01.2018)
Отрывок из работы

Глава I. Православные монастыри в XVII - XVIII вв 1.1. Монастыри России в XVII в. Уникальное наследие семнадцатого столетия – документальные архивы как правительственного, так и церковного происхождения. Но в плане истории монастырей они разработаны еще недостаточно. На их основе в данной работе, наряду с известными проблемами, круг вопросов, связанных с правовым статусом монастырей в иерархической системе Русской Церкви этого периода. На территории Российского государства иноческие обители представляли общие монастыри, пустыни и зависимые от них скиты. Согласно традиции, пустынью называлась небольшая иноческая обитель, расположенная вдали от города в пустынной или малонаселенной сельской местности, хотя определение не точно отражает историческую реальность эпохи. Вокруг пустыней, находившихся на внутренних торговых путях, вырастают села, посады, слободы и деревни. Пустынь могла быть устроена как в городе, так и вблизи большого села, имевшего посад. Небольшие загородные обители в документах именуются и пустынями и монастырями . Путь устройства пустыни (впрочем как и монастыря) считался «чинопоследовательным», когда направлялись царские грамоты местным властям и братии во главе с благонадежным иноком. Затем по межевым и отводным книгам приказа Большого Дворца ей определялся земельный участок: одна или несколько пустошей, иногда маленькая вотчина. Епископ освящал монастырский храм и возлагал антиминсы на престол (или престолы) «по правилом святых Апостол и святых Отец» в пустынях богослужение совершалось по церковному уставу, которому отдавалось предпочтение перед скитским. Основателями пустыней упоминаются чаще всего монашествующие, иногда представители белого духовенства и совсем редко миряне.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg