Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы реализации и защиты семейных прав несовершеннолетних

gemsconslebria1971 3480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 116 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о положении не решают существующую проблему. Поэтому актуальной задачей являются сегодня обобщение теоретических положений и выработка на их основе рекомендаций по практической реализации принятых законов и намеченных государством мер. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией и обеспечением семейных прав ребенка в России. Предмет исследования – семейные права ребенка, их защита и реализация, как правовые явления в современном научном понимании; механизмы реализации и защиты прав ребенка в России. Целью диссертационного исследования является анализ состояния семейно-правовых отношений с участием ребенка; углубление и обоснование теоретических положений семейно-правового статуса ребенка (правоспособность, дееспособность); разработка положений о реализации семейных прав ребенка (понятие, формы, пределы, принципы, способы и средства реализации, злоупотребление, реализация прав и ответственность); разработка института семейно- правового представительства; выявление элементов, свидетельствующих о неравенстве правового положения ребенка с другими субъектами права и определение путей их устранения; выявление комплексного характера правового регулирования семейных отношений с участием детей и определение системы правовых мер, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка (духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое); научное обоснование комплекса мер реализации имущественных прав ребенка (права собственности, права на алименты); научное обоснование комплекса мер реализации личных неимущественных прав ребенка: прав, индивидуализирующих ребенка (право на имя); прав, определяющих ребенка как самостоятельного субъекта семейных правоотношений (право выражать свое мнение и др.); прав, обеспечивающих представительство и защиту прав ребенка (право на судебную защиту) и др.. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты исследования: сформулировать социально-правовые понятия, относящиеся к предмету исследования; уточнить категориально-понятийный аппарат, используемый в юридической науке; проанализировать законодательное закрепление прав ребенка и их защиты в современном российском праве; аргументировать раскрыть содержание и формы деятельности различных субъектов -звеньев единого механизма защиты прав ребенка в России (Уполномоченные по правам ребенка в субъектах России, органы исполнительной и судебной власти, законные представители несовершеннолетних), определить степень эффективности данного механизма; сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования и практического обеспечения семейных прав ребенка, их защиты и реализации в России. Методологической основой исследования явилась совокупность методов, известных в настоящее время научному поиску, адаптированных применительно к специфике изучаемого предмета - правам ребенка и их защите. Основным методом познания послужил всеобщий диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция. Кроме того, использовались системный, структурно-функциональный, статистический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-логического толкования, историко-правовой методы. Нормативную базу диссертационного исследования составили соответствующие российские законы и подзаконные акты федерального и регионального уровней. Эмпирическая база работы основана на социально-правовой практике судов общей юрисдикции, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Специально изучалась деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важная информация об отдельных сторонах, касающихся прав ребенка, почерпнута из докладов Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, иных государственных и альтернативных им докладов, а также из публикаций фактического, статистического и социологического характера в различных средствах массовой информации. Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых, исследовавших различные аспекты проблемы прав ребенка изложенные в области семейных прав ребенка, а также теоретические положения общей теории права трудах Алексеева С.С., Байтина М.И., Лазарева В.В., Матузо - ва Н.И., Халфиной Р.O. и др. Комплексный характер темы предопределил обращение к источникам различных научных отраслей знаний - от юридических до педагогических и др. Автор исходил из положений, представленных в работах ученых, занимающихся изучением вопросов семейного права, и, прежде всего, Антокольской М.В., Беляковой А.M., Белогорской Е.М., Веберса Я.Р., Ворожейкина Е.М., Ворониной З.И., Звягинцевой Л.М, Казанцевой А.Е., Нечаевой А.M., Никитиной В.П., Тресцовой Е.Н., Шахматова В.П., Шевченко Л.Н., Ярошенко К.Б. и других. Изучены труды по вопросам гражданского права Мейера Д.И., Покровского Й.А., Шершеневича Г.Ф., и др. Исследованы и труды ученых-процессуалистов Боннера А.Т., Бутнова В.В., Гурвича М.А., Добровольского А.А. Научная новизна диссертации обусловлена решением проблемы комплексного общетеоретического анализа прав ребенка как правового института, их нормативного закрепления в российском законодательстве, эффективности механизма защиты. Сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного закрепления и практического обеспечения реализации прав ребенка и их защиты в России. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является определенным вкладом в развитие общей теории прав ребенка как перспективного научного направления. В диссертации системно изложено функционирование механизмов реализации и защиты прав ребенка в России, определены составляющие элементы, проанализирована их деятельность и выдвинуты предложения по совершенствованию и координации усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в сфере защиты прав детей, которые могут иметь важное социально-культурное значение. В работе значительное внимание уделено формированию и уточнению понятийного аппарата исследуемой проблемы. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер российской правовой и государственной политики в области прав ребенка и их защиты, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства. Сформулированные в работе выводы и предложения могут найти практическое воплощение в правоприменении, в деятельности работников государственных и муниципальных специализированных детских учреждений, социальных работников, правозащитников и других заинтересованных лиц. Основные теоретические выводы, сделанные в исследовании, были изложены в опубликованных работах автора.
Введение

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: "Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей" . Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Такой проблема в России во все времена, к сожалению, была и остается реализация прав ребенка. Социально-экономическая ситуация в стране диктует необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав. Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства - неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права, в том числе семейные . Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН. В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка. Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что современные правоведы не оспаривают более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав – специальным субъектом права. Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Сохраняется высокий уровень дифференциации доходов населения. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают тревогу как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. Нарушения прав детей приобрели в России особую значимость. В России, в настоящее время какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка. Мы столкнулись с парадоксом, при котором детей приходится защищать от их же защитников. Еще одна "самая острая проблема современной России" отмечена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ, прозвучавшем 10 мая 2006 г., главной формулой которого является сбережение народа, и прежде всего поддержка детей и их родителей . Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования. Анализ семейного законодательства (нормативных правовых актов, регламентирующих положение детей) показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав. Между тем реализация прав ребенка, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико-правового исследования проблемы реализации прав ребенка и их защиты в современной юридической науке, анализа их законодательного закрепления, и выработки научных и практических рекомендаций по повышению в новых общественных условиях эффективности обеспечения прав ребенка как основы будущего поколения. Степень научной разработанности темы. Становление общеправовой теории прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в России и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось лишь в середине 90-х г.г. прошлого столетия, когда, после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание, и публикации, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов, становлением в России ювенальной юстиции (Абрамов В.И., Беспалов Ю.Ф. , Борисова Н.Е., Бутько О.В. , Городецкая И.К, Нечаева А.M., и др.). Однако условия в стране изменились, что в свою очередь повлекло за собой изменения законодательства в данной области, что, безусловно, требует его осмысления и комплексного анализа.
Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………3 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА………….…12 1.1. Понятие и особенности семейных прав несовершеннолетних. Классификация семейных прав………………………………………....12 1.2. Дефиниции реализации и защиты в семейном праве…………………..27 2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ ……………………………………....41 2.1. Трудности реализации семейных прав детей…………………………41 2.2. Специфика защиты имущественных и личных прав ребенка…………78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...103 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….109
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета ССС?Р от 13 июня 1990 года) // Ведомости Верховгого Совета ССС?Р. 1990. № 45. Ст. 955. 2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ: по сост. на 29 июля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. - Ст. 3301. 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: по сост. на 14 ноября 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - №1. – Ст. 16. 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: по сост. на 30 октября 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532. 6. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ: по сост. на 05 февраля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - №1. - Ст. 1. 7. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ: по сост. на 01 мая 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. - № 52. - Ст.5880. 8. Об актах гражданского состояния Российской Федерации: федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ: по сост. на 18 июня 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340. 9. О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №. 188-ФЗ : по сост. на 05 апреля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 51. - Ст. 6270. 10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ: по сост. на 28 декабря 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации . – 1998. - № 31. - Ст. 3802. 11. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ: по сост. на 29 июля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031. 12. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ: по сост. на 29 июля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 23. - Ст. 2102. 13. Абова Т.А. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред. Т.А. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт, 2004. – 88 с. 14. Алексеев С.С. Общая теория права. / С.С. Алексеев. - М., 1981. - 523 с. 15. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе./ С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1971. - 149 с. 16. Алексеев С.С.Теория права / С.С.Алексеев.- М.: БЕК, 1994. -125с. 17. Антокольская М.В. Семейное право, 2-е изд., перераб. и доп. / М.В. Антокольская. - М.: Юристъ, 2004. - 268 с. 18. Беспалов Ю.Причинитель вреда – несовершеннолетний / Ю. Беспалов //Рос. юстиция. -1996.- №10.- С.19-21. 19. Беспалов Ю.Ф. Реализация семейных прав ребенка. / Ю.Ф. Беспалов. - М., 2002. - 144 с. 20. Беспалов Ю.Ф. Семейные права ребенка и их защита. / Ю.Ф. Беспалов. - Владимир, 2001. - С. 33 - 57. 21. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовая ответственность и ограничение семейных прав / Ю. Ф. Беспалов // Журнал российского права. -2014. - № 2. - С. 45-5. 22. Беспалов Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации: дисс. … докт. юрид. наук. 12.00.03. / Ю.Ф. Беспалов. - М., 2002. – 99 с. 23. Белов Ю.Ф. Судебная защита семенных прав ребенка. дисс. …канд.юрид.наук. 12.00.03 / Ю.Ф. Белов. - М., 1997. - 11-12 с. 24. Блохина О.Ю. Учет интересов ребенка при реализации им права на имя / О.Ю. Блохина // Закон и право. -2004. - № 5. - С. 43. 25. Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. / Г.В. Богданова. - М.: 2003. - 82 с. 26. Богуславский М.В. Антология гуманной педагогики. Монтессори. / сост., М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М., 1999. - 90-91 с. 27. Борисова Н.Е. О защите прав ребенка / Н.Е. Борисова, М.Н. Мирсагатова // Современное право.- 2003.- №5. - С. 38. 28. Бутько О.В., Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ. автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. 12.00.03 / О.В. Бутько. - Краснодар, 2004. – 11 с. 29. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. / Е.М. Ворожейкин. - М., 1972. - 17 с. 30. Гайдаенко-Шер Н.И. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств. / Н.И. Гайдаенко-Шер, Д. Грачев, В.В. Залесский. – М. :Юринформцентр,2004 - 197 с. 31. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. / В.П. Грибанов. - М., Изд-во МГУ, 1972. - 153 с. 32. Данилин В.И. Реализация и охрана брачно-семейных прав: Учеб. Пособие. / В.И. Данилин. - Уфа, 1989. - 38 с. 33. Данилин В.И. Юридические факты в советском семейном праве./ В.И. Данилин, С.И. Реутов. - Свердловск, 1989. - 79 с. 34. Джумагазиева Г.С. Осуществление имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних в гражданском и семейном праве: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. 12.00.03 / Г.С. Джумагазиева. - Краснодар, 2010. – 7 с. 35. Драгунская Л. Кому передать на воспитание ребенка? Против любых стереотипов судебных решений / Л. Драгунская // Российская юстиция. - 1996. - № 10. - С. 52. 36. Душкина Е.А. Проблемы защиты семейных прав по семейному праву Российской Федерации. автореф. дис….канд.юрид.наук. 12.00.03 / Е.А. Душкина. - М., 2003. -7 с. 37. Ерохина Е.В. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах: практическое пособие / Е.В. Ерохина. – М.: Проспект, 2015. – 223 с. 38. Ершова Н.М. Гражданско-правовое положение личности в СССР / Н.М. Ершова, А.М. Нечаева - М., 1975. - С.327. 39. Ершова Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. / Н.М. Ершова. -М., 1971. - 15 с. 40. Зимарин В.И. Лично-правовые гарантии воспитания несовершеннолетних по советскому семейному праву. дисс. …канд.юрид.наук. 12.00.03 / В.И. Зимарин. - Харьков, 1981. - 28 с. 41. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. / О.Ю. Ильина. -М.: Городец, 2006. - 128 с. 42. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. О.Ю. Ильина. -М.: Городец, 2007. - 48 с. 43. Кантемирова З.Э. Механизм защиты прав ребенка в Российской Федерации / З.Э Кантемирова // Бизнес в законе. - 2009. - № 2. - С.32. 44. Карусев Н. Ленинские идеи и новое законодательство о браке и семье. / Н. Карусев, А.И. Пергамент. - М.: Юрид. лит., 1970. - 20 - 21 с. 45. Кокорина М.С. Категория "воспитание" в российском семейном законодательстве / М.С. Кокорина // Семейное законодательство Российской Федерации: опыт десятилетия и перспективы: Сб. научн. статей. – Тверь. - 2006. -С. 37. 46. Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.12.00.03 / М.С. Кокорин. - М., 2006. - 4 с. 47. Королев Ю.А. Общие вопросы государственной защиты семьи / Ю.А. Королев // Право и защиты семьи государством / под ред. В.П. Мозолина и В.А. Рясенцева. - М. Наука. – 1987. - С. 5-6. 48. Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. / И.Г. Король. - Проспект, 2010. - 37 с. 49. Кравчук В.Д. К вопросу о гарантиях прав ребенка в России / В.Д. Кравчук // Современное право. -2006. -№ 4. -С. 51. 50. Кравчук Н.В. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье по семейному законодательству Российской Федерации. автореф. дис. …канд.юрид.наук. 12.00.03 / Н.В. Кравчук. - М., 2003. – 11 с. 51. Кумановская А.Л. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / А.Л. Кумановская. - М., 2005. – 60 с. 52. Ларькова О.В. Особенности правового регулирования защиты прав несовершеннолетних / О.В. Ларьков // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Самара. - 2004. -С.366. 53. Левушкин А.Н. Правовое регулирование имущественных отношений в семье по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / А.Н. Левушкин. - Казань, 2004. - 2 с. 54. Малеин Н.С. Гражданско-правовое положение личности в СССР / Н.С. Малеин [и др.]. - М., 1975. - 399 с. 55. Матвеева М. В. К вопросу об алиментах на несовершеннолетних детей / М.В. Матвеева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 6 (44).- С. 8-11. 56. Матвеева М.В. Права ребенка в семейном праве: проблемы законодательства, теории и практики: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. 12.00.03 / М.В. Матвеева. - Краснодар, 2017. – 5 с. 57. Матвеева М. В. Право на имя с позиций и практики Европейского суда по правам человека / М.В. Матвеева // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 5. - С. 10-12. 58. Матвеева М. В. Соотношение норм морали и нравственности с правовыми нормами: предложения о совершенствовании и развитии семейного законодательства / М.В. Матвеева // В кн.: Сборник материалов юридической научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы функционирования государства и тенденции защиты прав и свобод человека». - К.: Актуальна юриспруденция. -2011. - С. 124-129. 59. Махмутова М.М. Охрана имущественных прав несовершеннолетних. автореф. дис. …канд.юрид.наук. 12.00.03 / М.М. Махмутова. – Казань, 2002. -3-4 с. 60. Мейер Д.И. Русское гражданское право. / Д.И. Мейер. - М., 1997. - 375 с. 61. Мигачев Ю.И. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации / Ю.И. Мигачев // Государство и право. - 2000. - №11. - С.97-98. 62. Мозолин В.П. Гражданское право. / отв. ред. В.П.Мозолин, А.И. Масляев. - М.: Юристъ, 2003. - 233 с. 63. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика. / А.М. Нечаева // Материалы научно-практической конференции "Защита прав ребенка в современной России. - М.: ИГПАН РАН. - 2004. - С. 4. 64. НечаеваА.М.Семья и закон. / А.М. Нечаева. - М., 1980. - 101 с. 65. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. / А.М. Нечаева. - М., 1991. - 164 с. 66. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. / А.М. Нечаева, -М., 2004. 67. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. - М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1961. - 663, 400, 730 с. 68. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. / А.М. Прохоров. - М.:Советская энциклопедия, 1985. - 879 с. 69. Павлова И.А. Правовое положение родителей: дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / И.А. Павлова. - М., 1995. – 17с. 70. Панасюк А. Кому передать на воспитание ребенка? (Об одном стереотипе судебных решений) / А.К. Панасюк // Российская юстиция. - 1996. -№ 9. - С. 54. 71. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Л.М. Пчелинцева. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. –428 с. 72. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. / Л.М. Пчелинцева. - М.: Норма, 2012. - 69-70 с. 73. Ромовская З.В. Личные неимущественные права граждан СССР / З.В. Ромовская. – Киев, 1968. – 126 с. 74. Савельева Н.М. Защита и охрана прав детей: соотношение понятий / Н.М. Савельева // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийской третьей научной конференции молодых ученых. – Самара. -2003. - С.72-74. 75. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: грсжданско-правовой и семейно-правовой аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / Н.М. Савельева. - Белгород, 2004. - 110 с. 76. Сергеев А.П. Гражданское право. Том 3 / А.П.Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., 2001, - 308 с. 77. Сорокин С.А. Права детей в семье по семейному законодательству Российской Федерации и Конвенции "О правах ребенка": дисс. ... канд. юрид. Наук: 12.00.03 / С.А. Сорокин.- М., 2000. – 80 с. 78. Стоякин Г.Н. Понятие «защита гражданских прав» / Г.Н. Стоякин // Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. – Свердловск. - 1973. - С. 30-35. 79. Суханов. Е.А. Гражданское право. / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2002. - 725 - 726 с. 80. Тархов В.А. Гражданское право. / В.А. Тархов. - Чебоксары, 1997. - 426 с. 81. Тарусина Н.Н. Семейное п раво: Очерки из классики и модерна: Монография / Н.Н. Тарусина. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 313 с. 82. Темникова Н.А. Реализация права ребенка на судебную защиту. / Н.А. Темникова // Семья и право: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: РПА МЮ РФ. -2005. - С. 115. 83. Темникова Н.А. Реализация и защита личных неимущественных прав ребенка в семейном праве России: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н.А. Темникова. - Омск, 2006. - 53-55 с. 84. Толстой В.С. Ювенальное право:учеб.пособие для вузов / отв. ред. В.С. Толстой, Д.А. Сумской. – М.:Изд-во РГСУ, 2015. – С.65-66. 85. Четвернин В.А. Понятие права и государства. / В.А. Четвертин. - М.: Московская Академия экономики и права, 1997. - 18 с. 86. Шахматов В.П. Новый кодекс о браке и семье / В.П. Шахматов, Б.Л. Хаскельберг - Томск, 1970. - 157 с. 87. Шеенков О.А., Шабанова З.М. Создание института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: использование европейского опыта / О.А. Шабанов, З.М. Шабанова // Юридический мир. - 2003. - № 4. - С. 5. 88. Шерстнева Н.С. Понятие, сущность и система принципов семейного права. / Н.С. Шерстнева. - М., 2006. - 107 с. 89. Щукин А.И. Сборник разъяснений высших судов России по гражданским делам / Щукин А.И.- М. Издательство Проспект, 2015, - 487 с. 90. Гражданское дело № 2-3142/2011.- 158 л.- Архив Ленинского районного суда г. Тюмени. 91. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве от 26 марта 2007 года "О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году" [Электронный ресурс ресурс] – URL : httр://www.dеtirossii.ru/13054.рhр (дата обращения 09.09. 2017. 92. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года: по сост. на 06 февраля 2007 г. // Российская газета. - № 110. -1998. 93. О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов: постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года: по сост. на 16 мая 2017 г. // Российская газета. - № 212. -1998. 94. Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей: утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. №7. -2015. 95. Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура сайт. – URL: httрs://gеnрroс.gov.ru/ (дата обращения: 24.11.2017). 96. Решение Артемовского городского суда от 15 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017). 97. Решение Вязниковского городского суда Владимирской области. По делу № 2-27/16. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017). 98. Решение Гороховецкого районного суда г. Владимира. 2006 г. По делу № 2-29/15. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 05.08.2016). 99. Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 16 июля 2007 г. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 05.08.2016). 100. Решение Долгопрудненского городского суда Московской области. от 19 июня 2007 г. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017). 101. Решение Ковровского городского суда по делу N 2-1051/2016. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017). 102. Решение Гурьевского районного суда от 27 апреля 2015 г. . [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017). 103. Решение Ишимского районного суда по делу от 11 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017). 104. Решение Красногорского городского суда Московской области по делу № 2-2283/16. [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 14.09.2017).
Отрывок из работы

1.1. Особенности семейных прав несовершеннолетних. Классификация семейных прав Исследoвание прoблем реализации и защиты семейных прав несовершеннолетних детей порождает необходимость ответа на вопрос, кого же следует считать ребенком и являются ли термины "ребенок" и "несовершеннолетние" тождественными. В энциклопедической литературе термины "ребенок" (дети) и "несовершеннолетние" употребляются как идентичные, при этом понятие "дети" формулируется как "лица, не достигшие совершеннолетия" , то есть возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности . Таким образом, главным признаком ребенка, отличающим его от взрослого, является недостижение определенного возраста, а именно восемнадцати лет. Анализ юридической литературы позволяет утверждать, что научное понятие данной категории отсутствует. Однако Бутько О.В. в своей диссертационной работе отмечает, что "несовершеннолетние – это устанавливаемая государством юридическая граница, в рамках которых ребенок живет и формируется в одном правовом режиме, после которого режим приобретает иное содержание" . При этом автор предлагает считать особенностью детского этапа жизни человека отсутствие достаточного энергетического потенциала, объема сил и знаний, процесс накопления которых требует соответствующих возрастных границ. Вместе с тем, существует легальное определение ребенка, которое совпадает с вышеупомянутым. Согласно ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка , п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации , ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ , ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ребенок (дети) есть любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста восемнадцати лет, то есть возраста совершеннолетия. Поэтому при написании данной работы мы будем употреблять термины "ребенок" и "несовершеннолетний" как синонимы. В ст. 17 Конституции Российской Федерации предусматриваются права и свободы каждого гражданина, который становится их обладателем со дня своего рождения . Никаких возрастных ограничений для несовершеннолетнего гражданина на этот счет не существует. Отсюда следует, что на любого ребенка распространяются положения, определяющие, что такое субъективное право. Однако, было бы неверно полностью переносить на ребенка, говоря о его праве, рассуждения общего характера. Никак нельзя согласиться с тем, что права ребенка - это права человека, которые применяются к детям. Разумеется, правам ребенка присущи признаки, характерные для субъективных прав вообще. Вместе с тем, права ребенка обладают своими, ярко выраженными особенностями. Семья, будучи основной ячейкой общества, в целом отличается большим своеобразием. Это обстоятельство, несомненно, и накладывает отпечаток на семенные права ребенка. Говоря о правах несовершеннолетнего ребенка в семье, следует упомянуть о цели, ради которой эти права ему предоставляет государство. Чаще в юридической литературе при этом ссылаются на необходимость обеспечения государством физически и нравственно здорового будущего гражданина. По сути, о том же говорится и в СК РФ: "Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства". Однако, если проанализировать положения, закрепленные в законе, и мнения ученых юристов о задаче, преследуемой государством, то станет ясно, что цель – делегирования ребенку прав намного шире и глубже. Так, по мнению Алексеева С.С., право "обеспечивает упорядоченную свободу и справедливость, выступая силой, способной противостоять произволу". Оно «позволяет обеспечить не только порядок и организованность общественных отношений, но и связанную с ними самостоятельность, инициативу и свободу» . Аналогично связывает право со свободой человека Четвернин В.А.: "Иметь право - значит обладать свободой, быть свободным в совершении каких либо действий и поступков" . Не случайно в статье 17 К РФ ставит в один ряд понятия "право и свобода". Но применительно к несовершеннолетнему, понятие свобода имеет несколько иной смысл. Превращение ребенка в субъекта, наделенными определенными правами, является одним из способов развития свободной личности, способной жить в цивилизованном обществе, в котором представление о свободе далеко от вседозволенности и является результатом осознанного отношения к свободе (праву) и необходимости (обязанности). Следовательно, предоставление ребенку права, например, на воспитание в семье, имеет философскую и педагогическую подоплеку, наполненную особым смыслом в первые годы жизни человека, когда в семье начинается формирование его личностных качеств. Например, в процессе общения между родителями, родственниками и ребенком могут совместно решаться вопросы, связанные с бытовыми проблемами, отдыхом, учебой и работой, происходит обмен интеллектуальной либо другой необходимой информацией. Беспалов Ю.Ф. верно полагает, что посредством общения достигается психологический контакт, устанавливается духовная связь, реализуется материальная забота родителей о детях, родители передают ребенку свой опыт, формируют навыки и умения (рисовать, узнавать буквы и цифры, читать и считать, манеры поведения в обществе и др.) . В теории права традиционно выделяют естественные права, которые являются неотчуждаемыми, возникающие в силу факта рождения. Бесспорно, таким правом является право на жизнь, как взрослого гражданина, так и ребенка. Следует упомянуть, что признание естественного права, как основательного, исходного в жизни людей феномена, источником которого становится "сама" природа, справедливо рассматривается как положительная тенденция в правовой действительности . Что касается позитивного права, то есть создаваемого государством, то, по мнению Алексеева С.С., его исходным моментом служит право естественное . И если считать, что права человека относятся к самым глубоким, первичным и естественным основам бытия человека – "и что не менее важно - связаны с глобальным мировым процессом, все более и более раскрывающим свою силу в современных условиях" , то нетрудно заметить, что все вышесказанное имеет отношение к характеристике права каждого ребенка жить и воспитываться в семье – естественной среде его обитания с момента рождения. Тоже самое относится и к праву ребенка на защиту, на общение с родителями и родственниками, на проявление свободы своей личности благодаря представленной ему возможности высказать собственное мнение по вопросу, имеющему отношение к его жизни, воспитанию. Другими словами, права несовершеннолетнего, относящиеся к его воспитанию в семье, то есть права личного характера, относятся к естественным, что составляется одну из их особенностей. Что касается права на воспитание ребенка, то оно предполагает сочетание двух взаимосвязанных начал. Одно – правовое, имеет свои формальные черты, другое касается воспитания, под которым принято понимать целенаправленным процесс развития несовершеннолетнего. Данный процесс должен находиться под воздействием правил педагогики. В результате педагогические предписания, регулирующие семейное воспитание, составляют внутреннее содержание правовой нормы. Такова еще одна особенность семейных прав ребенка, они не только выполняют воспитательную миссию, но и претворяют в жизнь положения семейной педагогики. Как справедливо замечает Шерстнева Н.С. , "указание в СК РФ на "приоритетность семейного воспитания" свидетельствует о том, что забота о детях получает удвоенное выражение" , поскольку забота о детях приоритетная обязанность не только родителей, но и государства. Ребенок в связи со своими возрастными особенностями "сам не может в полной мере ни осознать своих потребностей, ни выразить их, ни найти пути их удовлетворения". В этом ему на помощь приходят родители. Обеспечить ребенку надлежащее воспитание - "личное дело семьи... именно она закладывает "фундамент надлежащего воспитания" . Про тесное взаимодействие норм права и норм морали в научных трудах говорится немало, но особый смысл имеет наполненность правовых норм, посвященных семейному воспитанию, требованиями общечеловеческой морали . Так, закрепив в ст. 1 СК РФ принцип необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, законодатель исходит в первую очередь из установления моральных начал, нежели правовых. Право ребенка на воспитание в семье также является высоконравственным и справедливым по своей сути. Так как понятие воспитание включает в себя, по мнению Кокориной М.С., не только уход за растущим человеком, но и заботу о его нравственном и духовном развитии, личностном развитии, а под развитием понимается "общий процесс становления человека", "реализация внутренне присущих задатков и свойств человека... Согласно существующим приоритетам, доминантная цель воспитания - формирование Гражданина, Личности, способной полноценно жить в обществе... и быть полезной этому обществу" . Предоставляемая государством возможность каждому ребенку жить в своей семье, способствует достижению целей, которые также преследует и нормы морали. И нигде так наглядно как в правах ребенка, связанных с семейным воспитанием, не проявляется единство норм права и морали. Следует отметить, что несмотря на особенности семейных прав ребенка, при разрешении конфликтов по поводу семейного воспитания государство прямо заинтересовано в соблюдении интересов несовершеннолетнего. Данная заинтересованность имеет множество способов выражения, одним из которых является обязательное участие представителя государства в лице органа опеки и попечительства в разрешении споров, связанных с воспитанием детей. К ним п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года относит споры: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие . Данный перечень дел, непременным участником судебного рассмотрения которых является представитель государства, дает ясно понять, как велика степень участия государства в защите прав ребенка на воспитание в семье. К тому же, многие споры затрагивающие права несовершеннолетних рассматриваются с обязательным участием прокурора. Следовательно, государство нередко принимает непосредственное участие в защите прав ребенка в семье. Из выше изложенного следует, что правам ребенка присущи как общие черты субъективного права, такие как возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая обязанность другого лица, возможность защищать свое право путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган, так и особенные: имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, прямая связь с педагогикой, тесная взаимосвязь с нормами морали, прямая заинтересованность государства в их охране, а также в защите и реализации. В соответствии с настоящим законодательством несовершеннолетние лица являются самостоятельными носителями многих субъективных прав, которые как известно в гражданском и семейном праве подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью . Исчерпывающий перечень личных прав несовершеннолетних закрепляется в главе 11 СК РФ. К таким правам относят: право ребенка жить в семье, право воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу со стороны родителей, право на совместное проживание с родителями, право на воспитание своими родителями, право на общение со своими родителями и родственниками, право на защиту своих прав и законных интересов, право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, заменяющих их лиц, право на повышенную заботу в случае утраты родительского попечения, право выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др. Все вышеназванные права принадлежат каждому ребенку как участнику семенных правоотношений. Это следует из ст.19 К РФ, в которой закрепляется положение о равенстве всех граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данное положение развивается в п.4 ст. 1 СК РФ, в котором говорится, что "запрещаются любые формы ограничения прав граждан … и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Однако до логического конца СК РФ эту идею не доводит. Так, согласно ст. 53 СК РФ дети, чьи родители не состояли в браке между собой, после установления отцовства приравниваются к детям, родившимся в браке. При этом имеются в виду дети любого возраста и главным образом их наследственные и имущественные права. Что касается вопроса о личных правах ребенка в семье, если он рожден вне брака, то он остается открытым. Так как СК РФ закрепляет довольно широкий перечень личных прав ребенка в семье, то их разумно классифицировать. Однако в науке семейного права до настоящего времени еще не сложилось единой и общепринятой классификации личных неимущественных прав ребенка, построенной на едином критерии. Одним из первых, кто разработал классификацию личных неимущественных семейных прав ребенка в семейном праве, является Беспалов Ю.Ф., предложивший в зависимости от целей назначения выделять: а) личные неимущественные права, индивидуализирующие ребенка (право на имя); б) личные неимущественные права, обеспечивающие благополучное развитие ребенка (право на здоровое физическое развитие (в его содержание входит право на телесную, половую неприкосновенность, право на здоровье и жизнь), право на благополучное нравственное развитие (включено право ребенка на уважение его человеческого достоинства, право на заботу родителей), право на семейное воспитание, его содержание составляют право знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, совместно проживать с родителями; в) личные неимущественные права, определяющие ребенка как самостоятельного субъекта семейных прав (включено право выражать свое мнение, быть заслушанным в суде, возможность самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства и в суд за защитой права); г) личные неимущественные права, направленные на защиту и представительство ребенка (право на защиту, право на представительство) . Сорокин С.А. предложил выделять следующие группы прав: права ребенка на семейное воспитание, права ребенка, формирующие его как личность, права несовершеннолетних родителей, права детей, связанные с сохранением контакта с родителями и семьей, право ребенка на особую заботу при утрате родительского попечения, права детей в семье, заменяющей родительскую, или в детском учреждении, право на защиту. Существенным недостатком данной классификации является отсутствие критерия, по которому Сорокин С.А. проводит разграничение прав, что привело к тому, что правомочия, входящие в структуру субъективного права, и само право оказались в разных группах (например, право на воспитание, права, формирующие личность ребенка, на общение с родителями). Темникова Н.А. личные неимущественные права ребенка предложила классифицировать на четыре группы по социофункциональному критерию. 1. Права, обеспечивающие автономию личности ребенка (право на жизнь, на имя (семейно-правовые аспекты), свойственные любому индивиду, право на неприкосновенность личной, семейной жизни, отражающее принцип невмешательства в частную, интимную сферу лица как государства, так и других лиц, право на уважение чести и достоинства. 2. Права, обеспечивающие социализацию ребенка (право жить и воспитываться в семье, право на получение образования, на приобщение к культуре, языку, религии своего народа, право пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg