Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Государственная измена и шпионаж: понятие и уголовно-правовая характеристика

gemsconslebria1971 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Объектом курсовой работы выступают правоотношения, складывающиеся в области уголовно-правовой борьбы с такими преступлениями, как государственная измена и шпионаж. Предмет курсовой работы составляют нормы уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства и практика применения норм, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении таких преступлений, содержащихся в главе 29 УК РФ, как государственная измена и шпионаж, изучение общего понятие таких преступлений при учете положений действующего законодательства. Задачи ставятся следующие: - определить понятие и общественную опасность государственной измены, - рассмотреть шпионаж как тяжкое преступление, его мотивы и цели, - обозначить различия между государственной изменой и шпионажем, - дать уголовно-правовую характеристику государственной измены (статья 275 УК РФ) и шпионажу (статья 276 УК РФ), - охарактеризовать отдельные вопросы применения принципа гражданства, как принципа действия уголовного закона в пространстве, в отношении преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Методологической основой курсовой работы выступили диалектический метод научного познания, а также методы формально-логический, системный, сравнительно-правовой, системно-структурный. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

На современном этапе остается актуальной проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, хотя и кажется незначительным общее количество таких деяний, которые в прошлом именовались государственными преступле-ниями. Невозможно проследить статистические данные этих преступлений, на сайте МВД РФ данные преступления в статистике не фигурируют. С учетом того, что у данных преступлений большая общественная опасность, противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. В данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение применение уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства. Государственная измена – по законодательству России самое опасное преступление из всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, оно совершается в пользу какого-либо иностранного государства. Ответственность за государственную измену регулирует статья 275 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ), оно относится к числу преступлений посягающих на внешнюю безопасность России . В действующем законе о безопасности определяется само понятие безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, а так же даются пояснения и в отношении определения жизненно важных интересов, объекты безопасности. Государственная измена как уголовное преступление от других видов преступлений отличает его особая специфичность и множество других особенностей, которые могут в своей сущности нести судьбоносное значение и для сохранения территориальной неприкосновенности, суверенитета, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Шпионаж является преступлением, под которым предусматривается противозаконный сбор и передача любой информации государственной важности третьему лицу. При этом чаще всего клиентом выступает иностранец, который достиг 16-летнего возраста. Общественная опасность шпионажа состоит не только в том, что из владения государством уйти могут важнейшие сведения государственной тайны. Шпионажем как преступным деянием создаются и условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Указанные выше обстоятельства изучения особенностей государствен-ной измены и шпионажа является актуальностью выбранной темы. Проблему уголовно-правовой охраны государственной власти изучались в разное время известными учеными Д.И. Богатиковым, В.А. Владимировым, A.C. Гореликом, П.Ф. Гришаниным, C.B. Дьяковым, Л.Д. Ермаковой, А.Э. Жалинским, Н.И. Загородниковым, Б.В. Здравомысловым, А.Н. Игнатовым, М.П. Карпушиным, B.C. Клягиным, Т.А. Костаревой, В.И. Курляндским, В.М. Лебедевым, В.В. Лунеевым, A.B. Наумовым, В.В. Сверчковым, H.H. Смирновой, Ю.В. Солопановым, Н.С. Таганцевым. В настоящее время проблемам преступлений против государства (государственным преступлениям, особо опасным государственным преступлениям, преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. При этом можно выделить единственное крупное издание с комплексным криминологическим и уголовно-правовым анализом преступлений против государства – это изданный в 1999 году труд C.B. Дьякова «Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность». Кроме этого, в связи с внесением в УК РФ в 2002 году изменений, которые непосредственно затронули главу 29 Кодекса, возникли вопросы, которые не подверглись еще в полном объеме научному осмыслению. Сделанные ранее некоторые выводы и предложения в значительной степени устарели, другие же требуют рассмотрения с новых позиций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА И ШПИОНАЖ, КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 6 1.1. Понятие и общественная опасность государственной измены 6 1.2. Шпионаж как особо тяжкое преступление, его мотивы и цели 10 1.3. Различия между государственной изменой и шпионажем 15 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 275 И 276 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 2.1. Уголовно-правовая характеристика государственной измены (статья 275 УК РФ) 20 2.2. Уголовно-правовая характеристика шпионажа (статья 276 УК РФ) 26 2.3. Отдельные вопросы применения принципа гражданства, как принципа действия уголовного закона в пространстве, в отношении преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 16-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 года № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, № 31, 04.08.2014. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4752. 3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, № 28, ст. 4559. 4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 12 ноября 2012 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 19.11.2012, № 47, ст. 6401. 5. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1393. 6. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 24.04.2017, № 17, ст. 2543. 7. Уголовный кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 года // Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40, ст. 591. Утратил силу. Учебная и научная литература 8. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. 9. Бендин В.В. Защита государственной тайны Российской Федерации уголовно-правовыми средствами: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. – Ростов-на-Дону, 2004. 10. Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. – М.: Издательство НОРМА, 2013. 11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. – М.: Проспект, 2016. 12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина и др. – М.: Проспект, 2016. 13. Курс уголовного права. Общая часть. Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. – М.: НОРМА, 2013. 14. Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. – СПб: Велби, 2014. 15. Ткачевскии Ю.М., Тяжкова И.М. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Курс уголовного права. Особенная часть. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комисарова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. 16. Уголовное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Юридический факультет. – М.: Проспект, 2014. 17. Уголовное право России / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова, Т.А. Костаревой. Т. 2. Особенная часть. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. 18. Уголовное право России. Общая часть: Учеб. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. – М.: НОРМА, 2012. 19. Уголовное право России. Особенная часть / Под. ред. Профессора А.И. Рарога. – М.: Эксмо, 2014. 20. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. 21. Уголовное право: Учебник для юридических вузов / Под ред. заслужен¬ного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрис¬пруденция, 2014. 22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 - 56. Постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, П.В. Волосюк, Л.А. Воскобитова и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. – М.: Редакция "Российской газеты", 2015. 23. Царев Д.В. Общее понятие и признаки преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Автореф. дис. канд. юр. наук. – Нижний Новгород, 2005. Периодические издания 24. Бабина Е.Е. История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России // Вестник УРФО. Безопасность в информационной сфере, № 2 (8), 2013. 25. Борисов С.В., Чугунов А.А. Государственная измена и шпионаж как одни из наиболее опасных преступлений против безопасности Российской Федерации // Алтайский юридический вестник. – 2016. – № 15. – С. 87-93. 26. Гринько С.Д. История развития уголовного законодательства об ответственности за преступления против национальной безопасности России // История государства и права. – 2013. – № 5. – С. 50-55. 27. Косов А.В., Бочкарев А.Е. Отдельные вопросы применения принципа гражданства как принципа действия уголовного закона в пространстве в отношении преступлений, предусмотренных ст. ст. 275, 276 УК РФ // Российский следователь. – 2013. – № 24. – С. 58-62. 28. Папеева К.О. Проблемные аспекты уголовно-правовой охраны государственной тайны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. – № 2 (82). – С. 50-57. 29. Рабкин В.А. Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России // Информационное право. – 2013. – № 4. – С. 80-88. 30. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции // Государство и право. – 2013. – № 10. – С. 8-15. 31. Слободанюк И.А. К вопросу о субъекте государственной измены // За права военнослужащих. – 2014. – № 4. – С. 110-115. Материалы судебной практики 32. Обзор судебной практики по преступлениям, посягающим на основы конституционного строя и безопасности государства, Санкт-Петербургского городского суда за 2016 год (электронный ресурс) // Режим доступа: http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru/ Дата обращения 17.11.2017. Электронные ресурсы: 33. В деле Давыдовой экспертизой не было обнаружено никакой гостайны: по материалам газеты «Коммерсантъ» (электронный ресурс) // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2686759 Дата обращения 17.11.2017.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и общественная опасность государственной измены Среди преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, следует выделить получившие определенную актуальность в условиях усложнившейся геополитической обстановки такие преступления, как государственная измена и шпионаж. Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» - наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине») , которая, в свою очередь, восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине. За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет. В действующей редакции УК РФ государственная измена трактуется в трех формах: — шпионаж, — выдача государственной тайны иностранному государству, — оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ . Основные положения государственной тайны содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне». В ст. 2 Закона государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации . Шпионаж в РФ – это противозаконная деятельность, последствия которой могут неблагоприятно отразиться на безопасности РФ, совершенная не гражданином РФ (иностранцем) или лицом без гражданства, направленная на выяснение секретных сведений на территории РФ для последующей передачи лицам, действующим в интересах зарубежной компании, фирмы, государства. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем, не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации. Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ. Это и, к примеру, выступление в роли связного, предоставление явочной квартиры, соучастие в диверсиях, терактах, снабжение иностранцев оружием, средствами передвижения, фальшивыми документами, деньгами и т.д. . А отдельная 276-я статья в УК РФ «Шпионаж» применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о государственной измене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР. В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой государственной измены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации» . Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации». Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности». Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам . В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи – то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов. Обвинение в государственной измене может быть предъявлено очень многим, особенно в теперешних условиях тесного контакта с иностранцами и взаимного сотрудничества с зарубежными компаниями. Ведь государственной изменой называют не обязательно шпионаж или разглашение государственной тайны – это оказание враждебному государству любой помощи, в том числе и консультативной. Можно выделить высокую общественная опасность государственной измены: из владения государством уходят сведения, которые являются государственной тайной, и они, когда попадают в руки иностранных спецслужб и используются против интересов России, могут на нет свести многолетний труд больших коллективов, связанный с созданием оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработкой планов обороны страны в особый период и т. п. Действиями изменника может быть нанесен колоссальный экономический ущерб государству, они могут сорвать перспективные научные исследования, заморозить строительство особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений. Суть государственной измены состоит в том, что это характеризуется как акт предательства, т.е. гражданин России оказывает помощь иностранному государству, иностранной либо международной организации или их представителям в проведении деятельности, которая направлена против безопасности Российской Федерации. Законом предусматривается ответственность за специальные формы оказания помощи (выдача государственной тайны и шпионаж). Иное оказание помощи включает те деяния, которые шпионажа и выдачи не образуют, но направлены в ущерб безопасности Российской Федерации . Таким образом, можно сделать вывод. Безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности личности, государства и общества от угроз внутри и извне страны. Угроза может быть обращена практически в любую охраняемую государством сферу общественных отношений: это касается и политики, и экономики, и экологии, и науки, и культуры и т.д. В предшествующей редакции ст. 275 УК РФ под объектом преступления предусматривалась внешняя безопасность Российской Федерации. Однако практика и научные исследования показали, что от измены ущерб наносится и внутренней, и внешней безопасности. Поэтому законодателем применен обобщающий термин - «безопасность». 1.2. Шпионаж как особо тяжкое преступление, его мотивы и цели Общественная опасность шпионажа заключается не только в том, что из владения государством могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Шпионаж как преступное деяние создаёт и условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства . Под шпионажем (ст. 276 УК РФ) понимается передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства . В законодательстве зарубежных стран ответственность за шпионаж не всегда дифференцирована в зависимости от гражданства субъекта . Весьма подробно регламентирована ответственность за шпионаж в Уголовном кодексе Швейцарии. В нем содержатся статьи о дипломатическом шпионаже (ст. 267), об экономической разведывательной деятельности (ст. 273), о военной разведывательной деятельности. Деяния в этих случаях выходят за рамки шпионажа, как он сформулирован в Кодексе РФ. Например, дипломатический шпионаж заключается не только в разглашении определенных сведений, но и в фальсификации, уничтожении определенных документов, а также в умышленном проведении сношений с иностранным правительством в ущерб Конфедерации. Допускается совершение таких действий и по неосторожности (ст. 267). В Швеции к ответственности за шпионаж может быть привлечено лицо, которое без законных полномочий с целью оказания помощи иностранной державе получает, передает, предоставляет или иным образом выдает информацию об оборонных сооружениях, вооружении, снабжении, импорте, экспорте, производственных технологиях и пр., если раскрытие этой информации может причинить вред безопасности Королевства (ст. 5 гл. 19 УК). В Уголовном кодексе ФРГ помимо 7 параграфов о выдаче государственной тайны содержатся и такие, как шпионская агентурная деятельность по заданию секретных агентурных служб. Однако субъектом в этих случаях является гражданин Германии . В ст. 411-1 УК Франции четко определено, что предусмотренные ст. 411-2 действия (о сдаче иностранному государству, иностранной организации всей или части национальной территории) и ст. 211-11 (о подстрекательстве к совершению какого либо преступления, указанного в гл. 1 «Об измене и шпионаже»), совершенные французским гражданином, образуют измену, а совершенные любым другим лицом образуют шпионаж. Как видим, состав шпионажа здесь не ограничен передачей определенных сведений (а также собиранием, похищением и пр.). В Уголовном кодексе Испании в гл. I «Об измене» (разд. XXIII) дается довольно развернутая система норм об ответственности испанцев, а в ст. 586 говорится, что «находящемуся в Испании иностранцу, который совершит любое описанное в этой главе преступление, наказание назначается на ступень ниже». В законодательстве таких стран, как Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия, понятие «шпионаж» в его основных признаках совпадает с понятием, даваемым в Кодексе РФ. Однако примечание относительно освобождения от уголовной ответственности в некоторых кодексах этих государств дано в статье о шпионаже и касается только одного этого состава преступления, например, в ст. 160 УК Узбекистана, в ст. 358 УК Белоруссии . Можно выделить следующие виды шпионажа. Промышленный шпионаж – это преступная деятельность, направленная на разведывание коммерческих тайн конкурентов. Также его называют коммерческим шпионажем, и за него грозит ответственность по статье 183 УК РФ. Выражается в сборе важной информации, доступной узкому кругу лиц, хищениях документов с формулами нового продукта или его чертежами, образцов продукции, описаний ноу-хау, вербовке лиц, имеющих доступ к секретной документации. Цель – опережение в рыночных позициях, экономия на приобретении ценных технологий, временный (окончательный) вывод конкурентов из процесса борьбы за потребителя. Экономический шпионаж – это особый вид злодеяния, который направлен на то, чтобы ослабить в общем на международном рынке позиции определенной фирмы или государства. Естественно, чтобы получить информацию, нужно задействовать агентов. Ими практически может быть любой человек, которым преследуются меркантильные цели. Хотя шпионом стать можно и по принуждению. Под преступным умыслом следует понимать и планы о передаче (продаже) данных лицам, руководствующимся интересами другого государства (государств), непосредственный факт передачи собранных данных. Шпионаж в интернете – это инициированный корыстными лицами сбор конфиденциальной информации об интернет-пользователях с помощью специальных программ. Сетевой шпионаж осуществляется: - сайтами, запрашивающими куки для получения персональных сведений о юзерах, - корпорациями, отслеживающими поведение сотрудников в сети, - хакерами, действующими ради удовлетворения самолюбия или с целью получить доступ к финансам других пользователей, информации, которую впоследствии можно продать. Государственный шпионаж – это когда собираются, накапливаются, незаконно изымаются сведения, относящиеся к государственной экономической или военной тайне, для того, чтобы передать (продать) иностранным организациям либо лицам, у которых есть полномочия представителей зарубежных юридических лиц. Мобильный шпионаж – это когда незаконно производится вживление в мобильные телефоны устройств, чей функционал позволяет определять место, где находится владелец, содержание исходящих (входящих) СМС, выяснять в адресной книге телефоны. Сегодня практикуется разрешенный мобильный шпионаж с целью возможности определять местонахождение владельца, являющегося несовершеннолетним лицом или лицом, не всегда адекватно себя ведущим. Политический шпионаж. В этом случае можно собирать информацию о некоторых деятелях представленной сферы. Причем, похищать могут не только рабочие их планы, исследовать можно и личную жизнь людей. Полученные сведения таким методом считаются компроматом, который способен заставить политика в соответствии с требованиями противника изменить свои решения. Военный шпионаж: предусматривается сбор сведений об оперативных и стратегических планах страны, направлениях развития техники, производственные и технологические разработки вооружений . Агентом обычно становится либо сотрудник, который недоволен своим положением в компании, либо человек, специально подготовленный. При этом существуют даже в некоторых странах обучающие центры для шпионов. Самый оптимальный вариант – это подготовленный инсайдер, который знает заранее, чего он хочет. Часто становятся агентами студенты или представители бизнес-структур. Главное, чтобы они имели свободный и легальный доступ к тем помещениям, где может содержаться необходимая информация . Основы или мотивы вербовки можно свести к четырем группам: деньгам, идеологии, принуждению и амбициям. Деньги это главный мотив в странах, культура которых большое социальное значение придает статусу человека, карьере, материальным его благам. Идеология становятся для людей мощным стимулом, для тех, кто ненавидит экономический или политический строй государства, из которого они не могут выехать, и потому против него настроены. Принуждение (шантаж и др.) это особый мотив, который эффективен может быть для вербовки только с особой личностью и в определенных условиях. Амбиции являются часто мотивом для тех людей, кто считает, что их возможности, таланты и значение не наградил работодатель или их не признали своими коллеги-профессионалы . Таким образом, можно сделать вывод. Исторически к задачам шпионажа можно отнести как информационную (в том числе предупреждающую шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательную, то есть осуществляется контрразведка и проводятся локальные подрывные военные операции в тылу врага. В наши дни сбор информации часто упирается в проблему, связанную с обработкой и анализом официальной информации. Современный шпионаж – ничто иное, как развёрнутая в стране противника работоспособная эффективная агентурная сеть. 1.3. Различия между государственной изменой и шпионажем Рассматриваемые преступления имеют определенное сходство и различия . Их сходство заключается в том, что они посягают на основы конституционного строя и безопасности государства и относятся к категории особо тяжких преступлений, поскольку предусматривают уголовное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет. Данные преступления могут быть совершены только умышленно. Предполагая наличие такой формы вины, как прямой умысел, когда правонарушитель осознает общественную опасность совершаемых действий для конституционного строя и государственной безопасности и желает нанести ущерб внешней безопасности России. Мотивы и цели государственной измены и шпионажа могут быть разнообразные (корысть, политические мотивы, националистические мотивы, малодушие и трусость и т.д.). Они на квалификацию влияние не оказывают, но обязательно должны устанавливаться, поскольку значимость имеют для определения меры ответственности и наказания виновного . Различия состоят в том, что для государственной измены субъектом может быть только гражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства ответственности по этой статье не несут, так как они не могут изменить государству, гражданами которого не являются. Государственную тайну тот разглашает, кто передает либо сообщает иностранным представителям все, что относится к государственной тайне – то есть внешнеполитическую, экономическую, разведывательную, оборон-ную, контрразведывательную либо оперативно-розыскную деятельность. От измены это деяние отличается от тем, что для виновного не обязательно знать о том, что его болтливость может навредить серьезно Российской Федерации и желать этого. К мотивам же для разглашения тайны можно отнести бахвальство, болтливость, стремление как-то отличиться и т. д. В отличие от государственной измены шпионаж согласно ст. 276 УК РФ совершают только иностранные граждане и реже – лица без гражданства. При шпионаже по определению сначала собирают, а затем передают секретные данные. Тогда как государственную тайну можно выдать только в том случае, если человек ничего не выведывает и не собирает, а иностранцам передает закрытые сведения, которые имеются в его доступе (например, в связи с его работой). Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, несут ответственность по ст. 276 УК «шпионаж». В отношении таких лиц в соответствии с нормами международного права действует правило объявления персонами нон грата и выдворения из страны. Лицо, совершившее государственную измену, на основании примечания к ст. 275 УК РФ может быть освобождено от уголовной ответственности, от уголовной ответственности, если это лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и если в его действиях не содержится состава иного преступления. При совершении шпионажа освобождение от уголовной ответственности невозможно . Можно вспомнить нашумевшую в 2015 году криминальную историю матери семерых детей Давыдовой, что наглядно иллюстрирует логику правоохранительных органов при применении уголовных норм об ответственности за посягательства на безопасность России. Давыдова стала первой из обвиняемых в соответствии с новыми положениями статьи 275 УК РФ, принятыми в 2012 г., согласно которым оказание любой помощи иностранным государствам, или организациям, или их представителям в осуществлении деятельности, направленной против безопасности российского государства, рассматривается как государственная измена В чем состояла логика правоприменителя при возбуждении в отношении многодетной матери уголовного дела? По версии следствия, Светлана Давыдова в апреле 2014 года заметила, что воинская часть № 48886 Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил России, расположенная по соседству с её домом, 82-я отдельная радиотехническая бригада ГРУ, опустела. Позже Давыдова, во время поездки в маршрутном автобусе услышала разговор военнослужащего этой части о том, что его с сослуживцами «небольшими группами переправляют в Москву, обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку». Давыдова пристально следила за конфликтом на Украине и поняла, что военнослужащие отправляются в Донецк и сообщила об этом по телефону в посольство Украины. По свидетельству ее мужа, «она даже себе записку написала про все это, её теперь подшили к делу. Света позвонила украинцам и сказала, что располагает такими данными и хочет предотвратить возможные жертвы». Во-первых, Давыдова, являясь гражданкой России, осознавала, что между Россией и Украиной возникло острое политическое противостояние и Украина обвиняет Россию в военной поддержке ДНР и ЛНР, ведущих боевые действия с Украиной за политическую самостоятельность. Во-вторых, обращаясь в украинское посольство с информацией о возможном направлении российской части на Украину, она, будучи взрослым и вменяемым человеком, а также матерью, не могла не понимать, что переданные ею сведения с учетом острого политического противостояния России с западными странами могут быть использованы против безопасности РФ вплоть до развязывания агрессивных действий, что может поставить в опасное положение самих Россиян. Несмотря на эти обстоятельства, Давыдова обратилась к представителям иностранного государства, передав важные сведения о перемещении воинской части, оказав, тем самым, «иную» помощь Украине вопреки интересам России. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в рассматриваемой ситуации в действиях Давыдовой усматриваются признаки государственной измены, поскольку эти действия действительно могли повлечь негативные последствия для России. Предположим, что личный состав воинской части действительно был перемещен на территории Донбаса или Луганска для оказания помощи ополченцам (не будем обсуждать вопросы законности и корректности подобных действий России, хотя, представляется, что массовые убийства жителей Донбаса и Луганска являются достойной причиной для оказания военной помощи) и украинские власти с помощью полученных от Давыдовой сведения уничтожили российские подразделения. Разве не обязана была Давыдова подумать о возможности появления новых российских сирот и вдов в результате такого сценария событий? Поэтому очевидно, что действия Давыдовой в рассматриваемой ситуации представляли высокую общественную опасность для государства и его граждан. При этом вопрос о назначении конкретной меры уголовного наказания должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, включая ее социальный статус, семейное положение и наличия семерых детей. 13 марта адвокаты Давыдовой сообщили о том, что уголовное дело в её отношении прекращено следователем в связи с отсутствием состава преступления. С Давыдовой сняты все обвинения и предоставлено право на реабилитацию. Предполагаемой причиной прекращения дела называются результаты экспертизы, состоявшейся по требованию следственного управления ФСБ. Эксперты сделали вывод, что Светлана Давыдова не передавала секретных сведений в посольство Украины . Таким образом, можно сделать вывод. Основное отличие государствен-ной измены от шпионажа состоит в субъекте (при государственной измене – это гражданин РФ, при шпионаже – это иностранный гражданин или апатрид), в объективной стороне преступления (государственная измена намного шире), в ответственности (за государственную измену можно привлечь к ответственности только гражданина РФ, за шпионаж – только иностранного гражданина или апатрида).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg