Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

nemo_art 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием.
Введение

Актуальность исследования. Адаптация – это сложный процесс для детей младшего школьного возраста: ребенок осваивает для себя новую социальную роль ученика, новый учебный вид деятельности; у него изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя и школа в общем. Для каждого ребенка поступление в школу – это особый трепетный момент, которого он так ждет и боится одновременно. Некоторые дети начинают в этот период вести себя не свойственно. Например, скромный, тихий ребенок скачет до потолка, кричит и задирается с учителями, и наоборот, подвижный, шумный ребенок становится стеснительным, замыкается и даже перестает общаться. У многих в период адаптации нарушаются сон, аппетит, они начинают играть в детские игрушки. Все дети по-разному проходят процесс адаптации и уже в первом полугодии первого года обучения они адаптированы к школьной среде. Школа – это новое пространство для ребенка, новая его жизнь, не такая как была в детском саду или семье, и адаптируясь, дети закладывают ту базу, которая поможет им в дальнейшем обучении. Поэтому мы должны помочь в этот трудный для ученика период обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки. Проблемной школьной адаптации занимались многие психологи, физиологи, медики, ученые и педагоги. К ним относятся Л.М. Костина, Д.Н. Маркович, М.В. Ускова, Р.В. Овчарова, Л.С. Выготский, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И Гуткин, И.В. Дубровина, Д.Б Эльконин, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский, А.А. Люблинская, Б.Г. Ананьев и др. Например, Л.М. Костина рассматривала вопросы адаптации детей в первом классе. Она попыталась выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии, когда будущие первоклассники находятся в дошкольном учреждении. По данным был сделан вывод, что этот метод эффективен при высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе. В своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» Д. Н. Маркович представила вниманию, когда ребенок готов к школе, причины его адаптации и общие рекомендации к ним. Также подвела к тому, что адаптация зависит от индивидуальных особенностей ребенка и готовности к овладению учебной деятельности. Противоречия между теоретической разработкой проблемы и недостаточной практической разработанностью выявляет проблему исследования: каковы психологические особенности адаптации детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы является целью нашего исследования. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс адаптации детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем, что уровень адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка. Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих теоретических и практических задач: 1. Рассмотреть особенности адаптации в психологической литературе. 2. Выявить факторы, влияющие на детей младшего школьного возраста. 3. Исследовать особенности адаптации детей младшего школьного возраста. 4. Разработать рекомендации по улучшению адаптации детей для учителей и родителей. Теоретической и методологической основой нашего исследования являются концепции личности отечественных психологов: Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Божович Л.М., Мухиной В.С., Петровского А.А., Прихожан А.М. и др. Методы исследования: В работе использовались методы и методики психологического исследования: 1. Проективная методика «Школа зверей» (По С. Панченко) 2. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой). 3. Методика «Краски». 4. Анкета на школьную мотивацию. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие дети первого класса МБОУ СОШ №42 г. Белгорода. Общее число испытуемых составило 27 человек. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиографический список содержит 27 наименований источников. Содержание работы изложено на 29 страницах. Во введении обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования. В первой главе «Теоретические основы процесса адаптации детей младшего школьного возраста» мы рассмотрели особенности адаптации в психологической литературе. Рассмотрели, что такое психологический кризис, проблемы готовности к школе, уровни готовности и факторы, влияющие на формирование адаптации детей младшего школьного возраста. Во второй главе «Эмпирическое исследование процесса адаптации детей младшего школьного возраста» мы описали организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указали используемые методы и методики, а также проанализировали ее результаты. В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3 Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации детей младшего школьного возраста 1.1 Особенности адаптации в психологической литературе……………………………………………………………………............7 1.2 Психологическая характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.................................................................................10 1.3 Факторы, влияющие на адаптацию детей в младшем школьном возрасте……………………………………………………...…………………........14 Глава 2. Эмпирическое исследование процесса адаптации детей младшего школьного возраста 2.1 Организация и методическое обеспечение исследования уровня адаптации детей младшего школьного возраста……………………………………………...20 2.2 Исследование и анализ процесса адаптации детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………...............21 2.3 Практические рекомендации по улучшению адаптации детей младшего школьного возраста………………………………………………...........................26 Заключение…………………………………………………………………….........28 Список литературы…………………………………………………………………30 Приложение…………………………………………………………………………32
Список литературы

1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968. 3. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова.- М.: Просвещение, 1991. - 176 с. 4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. - 345с 5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 1968. – 214 с. 6. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание / Л. Венгер – 1995. – № 8. – С. 66-74. 7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с. 8. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 1996. – 184 с. 9. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2003. – 464 с. 10. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с. 11. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с. 12. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. - 1997. - №4. - с.126 13. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Леонтьев А.Н. – М., 1971. 14. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема// Социальная педагогическая работа. - 1999. - №1. - с.2 15. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / Лурия А.Р. – М.: Педагогика, 1974. 16. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / Люблинская А.А. – М.: Просвещение, 1977. 17. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе/ Д.Н. Маркович// Пачатковая школа. -2009. -№7. -С.18-22. 18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / Мухина В.С. ? 9-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с. 19. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с. 20. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие/ Р.В.Овчарова. - М.: АКАДЕМИЯ, 2003. -С.221-234. 21. Петровский, А.А. Личность, деятельность, коллектив / Петровский А.А. – М., 1982. 22. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М., 2000. 23. Психология. Учеб. для студ. Высш. Учеб. завед. / под ред. Дружинина В. М. - СПб: Питер Ком, 2001. - 534с. 24. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии - Спб.: Питер Ком, 1998. - 668с. 25. Ускова, М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе/ М.В. Ускова// Логопедия. -2007. -№4. -С.26-29. 26. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 1992. – 133 с. 27. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Эльконин Д.Б. – М., 1989.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации детей младшего школьного возраста 1.1 Особенности адаптации в психологической литературе Термин «адаптация» в переводе с латинского «приспособляю», т.е. приспособление организма к различным внешним изменениям. Этот термин впервые ввел Г. Ауберт в XIX веке для обозначения изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [23]. Представители функционалистского направления в психологии (У. Джемс, И. Гаккер, др.), исходя из исследований Дарвина, рассматривали функцию адаптации как важный этап в сознании человека. Они видели истоки адаптации личности в нестыковке наличного уровня подготовленности, опыта индивида и требованиями конкретных условий жизни и деятельности. Приверженцы психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер) считали, что источником адаптации является конфликт, который возникает вследствие несоответствия потребностей человека, его возможностей, побуждений, влечений, социальных норм и правил, которые ограничивают человека [4]. Позитивисты (А. Маслоу, А. Бандура, др.) считают, что исток адаптации личности в ее конфликте с социальной средой, которая затрудняет процесс самореализации личности. Отечественный психолог А.Н. Леонтьев считает, что адаптация носит социальный характер, и толкует ее в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов. А человеческая адаптация имеет преобразующе-деятельностный характер, т.к. ведущей стороной выступает активность личности. Таким образом, по Леонтьеву, адаптация — это активное освоение природной, а также социальной среды во всем многообразии ее сфер (экономической, политической, социальной и духовной) [12].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg