Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

nemo_art 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
1.Воображение, как основа наглядно-образного мышления отражает объективный мир ребёнка. Учитель музыки, организуя процесс развития творческого воображения учащегося, опирается на его прежний опыт, воспоминания, полученные представления. Именно воображение обладает ценным свойством ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного подключения иных практических действий.
Введение

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме. В этой связи отметим, что Е.И.Игнатьев характеризует воображение (т.е. продуктивный уровень сферы представлений), как «процесс неотступного думанья». Выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн утверждал, что «преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – преображать». Того же мнения придерживается и известный русский педагог К.Д.Ушинский: …«воображение отличается от восприятия новостью производимых им ассоциаций из тех представлений, которые сохранились памятью…, воображению принадлежит только новая комбинация этих элементов, сохранённых памятью». Проблема развития воображения в процессе общения личности с музыкой не является новой. Являясь, как уже отмечалось, в известной мере проблемой психологической (Е.Н.Игнатьев, Р.С.Немов и другие), она издавна привлекала к себе внимание педагогов – музыкантов (Г.М. Цыпин, Р.Н. Гржибовская и другие). Тем не менее, в области общего музыкального образования нет специальных работ, посвящённых этой проблеме, что доказывает актуальность её рассмотрения, и обращения к изучению проблемы развития образного воображения младших школьников в процессе восприятия различных видов искусств на занятиях музыкой. Исследования различных методов творческой деятельности позволяют рассматривать проблему развития творческого воображения у младших школьников, как способ наиболее оптимального решения вопроса художественного развития детей на уроках музыки в общеобразовательной школе. В данной работе мы пытались обобщить материал в общенаучном и частно–научном планах, определить, какие педагогические условия необходимы для организации этого процесса в условиях занятий с младшими школьниками. Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, высоким поступкам. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские привычки и стать личными для каждого школьника. Учить применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни, оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества. Целью работы является определение научно-теоретических основ развития воображения у младших школьников в процессе музыкальных занятий и определение педагогических условий организации уроков музыки, связанных с этой проблемой. Объект исследования – содержание и формы музыкальных занятий с младшими школьниками. Предмет исследования – педагогическое руководство процессом развития образного воображения младших школьников на уроках музыки. Нами выдвинута гипотеза о том, что успешность формирования творческого воображения на уроках музыки у большинства детей начальных классов зависит от совокупности условий проблемного обучения, основанных на интеграции художественного материала трёх видов – музыки, изобразительного искусства, литературы. Задачи исследования: - выявить на основе анализа литературы по теме исследования характерные признаки понятия «творческого воображение» и определить эмпирические показатели уровней его сформированности у младших школьников; - определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации воображения у младших школьников; - разработать методические рекомендации по использованию эффективных форм и методов учебной работы, направленных на развитие у школьников данного образования. Методы исследования: - теоретический анализ работ отечественных педагогов, психологов, искусствоведов и музыковедов по проблеме исследования; - опытно – экспериментальная работа, наблюдение; - анализ результатов практической деятельности и творческих работ учащихся. Методологической основой данной работы являются: - выводы ученых из области общей, возрастной и художественной психологии (Игнатьев Е.И, Нёмов Р.С., Выготский Л.С., Медушевский В.В.,В.Петрушин В.И.) об активной роли субъекта в преобразовательной деятельности,), о роли эмоциональных переживаний в восприятии произведений искусства, о механизмах взаимовлияния искусства на человека; - концепции Б.Асафьева, Н.Ветлугиной, Б.Яворского о закономерностях развития детского музыкального творчества; - метод моделирования процесса творчества (Л. Школяр, И. Кадобнова, В.Усачёва); - эмпирические наблюдения известных музыкантов исполнителей (Игумнов К.Н,.Гинзбург Г.Р,.Нейгауз Г.Г). База исследования – Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Пойковский, Нефтеюганского района. Ханты Мансийского Автономного Округа. Структура работы включает: введение, две главы («Теоретические проблемы развития творческого воображения в процессе музыкальных занятий на уроках музыки» и «Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках музыки»), заключение, библиографию.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 1.1 Понятие о воображении, его основных видах и процессах 1.2 Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике 1.3 Связь интеллектуальных процессов личности с воображением 1.4 Воображение как фактор системы музыкального восприятия ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ 2.1 Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения младших школьников 2.2 Описание экспериментальных занятий по развитию воображения младших школьников на уроках музыки 2.3 Диагностика процесса развития воображения младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. — М., 1994. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1999. 3. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство — Л., 1974. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.,1997. 5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. 6. Гессен С. И. Основы педагогики — М., 1995. 7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. 8. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961. 9. Гржибовская Р. Н. Музыкальное воображение; Теория и методика обучения игре на фортепиано, 2001. 10. Долгушин С. Л. Образ, цвет, звук. — Омск, 2000. 11. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Изд. Владос, М., 2000. 12. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.,2001. 13. Коротаева Е. В. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления школьников. Искусство в школе.— М., 1999. 14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература 1996. 15. Крупник Е.П. Художественное произведение и его приоритеты. Психология музыкальной деятельности. – М., 2003. 16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. 17. Майковская Л.С. Задачи, функции, современные установки, методы общения. Психология музыкальной деятельности. – М., 2003. 18. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки. – М., 1977. – Вып. 4. 19. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. – М., 2000. 20. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. Искусство в школе № 2. – М. 1994. 21. Мясищев В., Готсдинер А. Музыкальная психология. М.С. Старчеус. – М., 1992. 22. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры 5-е изд. М., 1987. 23. Немов Р.С. Психология образования, кн.1.— М., 2000. 24. Панкевич Г.И. Звучащие образы. – М., 1977. 25. Попова Т.В. Пути к музыке. – М., 1973. 26. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М., 1997. 27. Платонов К. К. Краткий словарь системы педагогических понятий, М., 1984. 28. Психология музыкальной деятельности: теория и практика, под ред., Г. М. Цыпина М., 2003. 29. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 30. Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». –Дошкольное воспитание. 1996. 31. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. –Обруч,1996. 32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. 33. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников //Музыка в школе. – 1983. 34. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. – Т. 1. 35. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 36. Узнадзе Д.Н. Мотивация – период предшествующий волевому акту. Психология личности. – М., 1982. 37. Финкельшнейн Э. Музыка от А до Я // Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – М., 1998. 38. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство, М., 2002. 39. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 2003. 40. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников; теория и методика музыкального образования детей. М., 1999. 41. Эйзенштейн С. Психология искусства. Психология процесса художественного творчества. –Л.% 1980, с.175 42. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. №4,с.20-27. Размещено на Allbest.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 1.1 Понятие о воображении, его основных видах и процессах воображение музыкальный школьник урок Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда и поведения от инстинктов животных. Любой трудовой процесс включает в себя воображение. Оно выступает, как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной и вообще творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить себе, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, — одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым. Первое и важнейшее назначение воображения, как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет видеть результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание модели конечного или промежуточного продукта труда, что в конечном результате и способствует его предметному воплощению.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 88 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Финансовый менеджмент, 65 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 33 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Сервис, 46 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg