Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Основные направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьёй

nemo_art 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
В ходе работы над проблемой «успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования. Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
Введение

Актуальность исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально – экономические изменения влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций. Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориен-тирующегося главным образом, на будущее. Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности. Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ¬ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности . Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Данное исследование посвящено проблеме социализации ребенка из неблагополучной семьи и представлена концепция работы социального педагога для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи. Объект исследования: особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи Предмет исследования: организация процесса позитивной социализации ребенка из неблагополучной семьи. Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи. Задачи исследования: 1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье. 2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка. 3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей 4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи 5. Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи. Гипотеза исследования: Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: ? раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи; ? определение причин неблагополучия семьи; ? осуществление информационной помощи семье; ? организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»; при кардиционно – организационной помощи со стороны социального педагога. Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования «Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи», психодиагностические методы: проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Семейная социограмма», опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», метаморфический тест «Музыкальные инструменты», методика «Подростки о родителях»; эксперимент. Структура и содержание работы Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав. В I главе рассматриваются понятия личности и социализации, факторы и основные механизмы процесса социализации, а так же семья как фактор социализации и ее роль в процессе развития личности ребенка. Во II главе описывается феномен неблагополучной семьи, дается подробное описание видов неблагополучных семей характерных для современного обществе, анализируется возможное влияние неблагополучной семьи на развитие ребенка, описываются семьи с различными типами воспитания, ошибками в воспитании и в заключении этой главы описывается подробная схема работы социального педагога с неблагополучной семьей в целом и представлен алгоритм его работы непосредственно в школе. В III главе описывается программа социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семьей и результаты, полученные в результате апробирования этой программы. Так же в работу входят: заключение, представленное выводами по теме исследования, список использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 8 социализации 1.1. Социализация и развитие личности 8 1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 14 1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 17 Глава 2. Содержание работы социального 22 педагога с неблагополучной семьей 2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 22 семьи 2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 24 2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 35 2.4. Общая концепция Работы социального педагога с неблагополучной семьей 46 Заключение 54 Список литературы 57
Список литературы

1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993 2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988 3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001 4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001 5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация 6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971. 7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001 8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6 9. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи 10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005 11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 № 2 12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985 13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996 14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951 15. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы). – М., 2004 16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987 17. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М., 2003 18. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001 19. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005 20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4 21. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002 22. Научно – методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004 23. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997 24. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998 25. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998 26. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004 27. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004 28. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981 29. Организационнаяи социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. 30. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003 31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993 32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994. 33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001 34. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. – М., 2004 35. Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986 36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология 37. Семья. Социально – психологические и этические проблемы:Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990 38. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998. 39. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3 40. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000 41. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987. 42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000. 43. Социология семьи:Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005 44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4 45. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3 46. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000 47. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004 48. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002 49. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва, 1995. 50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000 51. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969. 52. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов – на Дону, 1996
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации 1.1. Социализация и развитие личности Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения по¬нятия «социализация». В психологическом словаре дается следующее опреде¬ление: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности». [41,666] Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: • стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; • игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; • стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.[38,276] Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов по¬ведения, качеств и свойств личности.[20,254]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg