Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности правового регулирования конкурентных отношений в электроэнергетике

gemsconslebria1971 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.01.2019
Целью данной работы является изучение особенностей правового регулирования конкурентных отношений в электроэнергетике. При этом можно выделить следующие основные задачи: - рассмотреть понятие и правовую сущность конкурентных отношений; 4 - изучить недобросовестную конкуренцию и ее основные формы в электроэнергетике; - рассмотреть современное состояние антимонопольного регулирования в электроэнергетической сфере; - изучить российское законодательство об антимонопольном регулировании экономической деятельности в электроэнергетике. Объектом данного исследования выступает сектор электроэнергетики. Предметом - особенности правового регулирования конкурентных отношений в электроэнергетике. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что электроэнергетика в современной экономике это совокупность производственных, экономических и социальных процессов, возникающих по поводу добычи, преобразования, транспортировки, распределения и потребления первичных топливно-энергетических ресурсов и преобразованных видов энергоносителей. Исследования современной специфики процессов, происходящих в топливно-энергетическом комплексе, раскрывают причины неразвитости инструментов конкуренции на многих этапах технологического процесса обеспечения энергией. Основными причинами возникновения подобной ситуации в топливно-энергетическом комплексе может считаться укрупнение промышленных предприятий, позволяющее за сет использования эффекта масштаба снижать затраты на единицу продукции, становиться лидером по издержкам, финансировать крупные научно-исследовательские проекты, внедрять новые технологии, а значит, готовить энергетический базис для структурных сдвигов в экономике. Важной причиной неразвитости инструментов конкуренции также является государственное участие в капитале энергетических компаний, государственное регулирование этой стратегически важной для экономики России отрасли. Разделение энергетического рынка несколькими крупными участниками экономической деятельности и образование несвободной конкуренции приводит к снижению эффективности предприятий во всех отраслях народного хозяйства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Ошибка! Закладка не определена. 1.1. Понятие и правовая сущность конкурентных отношений Ошибка! Закладка не определена. 1.2. Недобросовестная конкуренция и ее основные формы в электроэнергетике 11 2. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 15 2.1. Современное состояние антимонопольного регулирования в электроэнергетической сфере 15 2.2. Российское законодательство об антимонопольном регулировании экономической деятельности в электроэнергетике 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об электроэнергетике" 2. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1164 (ред. от 07.06.2017) "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике" 3. Приказ ФАС РФ от 14.11.2007 N 378 "Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.12.2007 N 10667 4. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года> 5. Разъяснение Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12 "О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 19) Учебники, учебная литература 6. Борисевич М. М. Антимонопольное регулирование. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2014. - № 5-6. 7. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. // Вопросы экономики. — 2015. — № 11. 30 8. Завязочникова М. В. Правила для бизнеса. - Уроки судебных дел: Сборник / сост.; под ред. С. Г.Пепеляева-Москва:, 2013. – 512 с. 9. Даурова Т. Монополистическая деятельность: понятие, виды, ответственность. // Закон. — 2016. — № 3. 10. Олейник О. М. Запреты, пределы и санкции в антимонопольном законодательстве. // Закон. — 2015. — № 4. 11. Коломийченко О. В., Котелкина Е. И., Соколова И. П. Регулирование естественных монополий. — СПб., 2015. - 341 с. 12. Саакян Ю.З. Государственное регулирование естественных монополий и его границы // Федеральный справочник. 2013. - 163 с. Научные статьи 13. Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53. 14. Косинов В. А. Влияние кризиса на развитие конкуренции в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1266–1270. 15. Комментарий к Федеральному закону «О естественных монополиях». II Законодательство и экономика. — 2016. — № 19/20. 16. Никифоров А. Изменения в Законе «О конкуренции...» и борьба с установлением монопольных цен. // Вопросы экономики. — 2015. — № 11. 17. Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. — М., 2016. — С. 154-176. 31 18. Тотьев К. Ю. Регулирование деятельности субъектов есте- ственных монополий. II Закон. — 2017. — № 12. 19. Тотьев К. Ю. Правовая поддержка конкуренции в России. // ГП. — 2017. — № 12. 20. Тотьев К. Ю. Правовое положение органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. // Труды МГЮА. — № 3. 21. Челпанова М. Вагоны уходят в прошлое. Газета «Ведомости». 2014. № 17(3521). 1 22. Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203). 23. Шишкин М. В., Смирнов А. В: Антимонопольное регулирование. / Под ред. Полиевктова Е. В. - Экономика, 2013 г., 159 с. 24. Яни П. Антимонопольные нормы уголовного закона. // За- кон. — 2015. — № 4 Монографии 25. Тагирова А. В. Государственное регулирование конкуренции в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(44). – Новосибирск: СибАК, 2014. - 78 с. Электронные ресурсы 26. Консультант Плюс [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru ( Дата обращения: 15.11.2017) 27. Гарант [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru (Дата обращения 11.11.2017) Судебная практика32 28. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»
Отрывок из работы

1.1. Понятие и правовая сущность конкурентных отношений Конкуренция — это такой процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.1 Конкурентная борьба позволяет: - выявить рыночную стоимость товара/услуги на данный момент; - установить новую рыночную стоимость товара/услуги; - рационально распределить прибыль с учетом различных издержек труда; - отрегулировать распределение имеющихся средств предприятия между различными отраслями. Существуют различные виды конкуренции. Классификация происходит по различным признакам (например, масштаб развития либо его характер и т.д.). В зависимости от масштабов развития конкуренция бывает: - индивидуальная (на рынке присутствует один участник, целью которого является привлечение максимальной прибыли путем выбора наилучших условий купли-продажи товара/услуги); 1 Борисевич М. М. Антимонопольное регулирование. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2014. - № 5-6. 6 - местная (возникает, когда владельцы товаров/услуг пытаются поделить рыночную нишу); - отраслевая (предприятия, конкурирующие в одной отрасли производства, пытаются привлечь максимальное количество потенциальных потребителей с целью получить наибольшую прибыль); - межотраслевая (организации, конкурирующие в разных отраслях производства, пытаются завоевать наибольший сегмент потенциальных потребителей с целью максимизировать прибыль); - национальная (возникает на территории одного государства между отечественными производителями товаров и услуг); - глобальная (возникает на мировом рынке между предприятиями, хоз. объединениями и государствами разных стран) .1 В зависимости от характера развития конкуренция бывает: - свободная - возникает при отсутствии ограничивающего деятельность производителей гос. регулирования; - регулируемая - возникает в рамках госрегулирования; - ценовая - возникает в условиях «демпинга» - искусственного занижения цен на товары и услуги; - неценовая - возникает посредством улучшения качества производства и производимой продукции, системы менеджмента на предприятии и т.д. В деятельности любой фирмы, намеревающейся занять лидирующие позиции и закрепиться на рынке, присутствуют следующие направления: - во-первых, это рыночная конкуренция с целью получения лучших поставщиков и лучшего сырья по приемлемой цене; - во-вторых, это борьба на рынке в области сбытовой политики; - в-третьих, это борьба среди потенциальных покупателей на рынке.2 1 Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. // Вопросы экономики. — 2015. — № 11. 2 Завязочникова М. В. Правила для бизнеса. - Уроки судебных дел: Сборник / сост.; под ред. С. Г.Пепеляева-Москва:, 2013. – 512 с. 7 В зависимости от следования правилам равновесия на рынке конкуренция бывает:1 - совершенная конкуренция - базируется на следовании правилам равновесия на рынке: возможность выбирать «кому продавать и у кого покупать», возможность следовать свободной торговле без ограничений, однородность производимых товаров и услуг и наличие достаточно актуальной информации о продукции; - несовершенная конкуренция - основывается на пренебрежении предпосылками «конкурентного равновесия» и характеризуется неполной самостоятельностью производственных предприятий, дифференциацией производимой продукции (по различным отраслям экономики) и контролем за сегментами рынка. В зависимости от спроса, предложения и их соотношения конкуренция бывает: - чистая - характеризуется большим числом продавцов и покупателей, абсолютно не влияющих на рыночные цены, взаимозаменяемой продукцией (большим количеством товаров-заменителей) и отсутствием силы рынка; - олигополистическая - относится к несовершенной конкуренции и характеризуется малым числом конкурентов, большой силой рынка, схожестью произведенных товаров/услуг и при этом присутствует одновременная ограниченность их количества; - монополистическая - относится к несовершенной конкуренции и характеризуется большим числом конкурентов, уравновешенностью конкурентных сил, дифференциированностью (отличительными качествами) товаров/услуг – их ценой, качеством, ассортиментом, силой торговой марки и т.д. 1 Даурова Т. Монополистическая деятельность: понятие, виды, ответственность. // Закон. — 2016. — № 3. 8 Следует учитывать, что рынок, в принципе, не может существовать в совершенной конкуренции. В некоторых областях рыночная конкуренция может быть затруднена в связи со следующими факторами: - постоянные издержки в некоторых отраслях так высоки, что сэкономить на производстве (например, с помощью уменьшения затрат с одновременным увеличением производства) возможно только при условии, когда производитель работает в большом масштабе и занимает приличную долю на рынке; - активы, вложенные в основные средства производства – такие активы не могут быть переориентированы на другие производства и другой тип производимой продукции; - чрезмерные (даже избыточные) производственные мощности для максимального удовлетворения потребностей на товары/услуги. Вышеперечисленные факторы являются предпосылками для образования монополий. Монополию в зависимости от представленной ситуации можно интерпретировать как: а) субъект хозяйственной деятельности, обладающий существенными преимуществами перед конкурентами; б) состояние рынка, где лидирующую позицию (значительную долю рынка) занимает один производитель; в) тип отношений в экономике, при котором у субъектов рынка появляется возможность «навязывать» свое мнение остальным участником рынка1 Виды монополий: 1 Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53. 9 - Естественная монополия (устойчивая монополия) – отрасль, в которой валовые затраты на производство товаров и услуг ниже, когда всю продукцию производит исключительно один товаропроизводитель, либо это отрасль, где осталась всего одна фирма вследствие конкуренции. А остальные предприятия не представляют собой никаких серьезных угроз для фирмы-монополии. - Искусственная – создается с определенной целью, все объекты отношений экономики оказываются в руках одного человека/предприятия. Новаторская – возникает вследствие представления какой-либо компанией на рынок «новаторского», уникального товара, который конкурирующим компаниям довольно сложно повторить. В зависимости от распределения капитала конкуренция бывает: - Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке между предприятиями одной отрасли с целью сотрудничества с лучшими поставщиками, закупки сырья по лучшей цене и менее затратного производства, а также сбытовая политика. Конечная цель внутриотраслевой конкуренции – получение прибыли и сверхприбыли 1 - Межотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке среди предприятий разных отраслей за получение возможности наиболее выгодного вложения капитала и его распределения. Конечная цель межотраслевой конкуренции – максимизация прибыли и рациональное ее перераспределение. В зависимости от потребности, заложенной в основе самого товара или услуги, конкуренция бывает: - Горизонтальная конкуренция — это разновидность внутриотраслевой конкуренции; возникает между предприятиями, производящими одинаковый товар. 1 Косинов В. А. Влияние кризиса на развитие конкуренции в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1266–1270. 10 - Вертикальная конкуренция — возникает среди фирм-производителей различных товаров, которые потенциальный потребитель может выбрать для удовлетворения одной и той же потребности. В зависимости от соотношения предложения и спроса на определённый товар/услугу конкуренция бывает:1 - конкуренция продавцов (довольно высокая конкуренция в наши дни) - возникает среди предприятий, производящих определенную продукцию с целью завоевать больший сегмент потребителей и максимизировать прибыль; - конкуренция покупателей - возникает среди потенциальных покупателей, стремящихся приобрести определенный товар/услугу по более выгодной цене. При изменении степени конкуренции продавцов обратно пропорционально меняется и степень конкуренции покупателей. Эти степени образуют период равновесия спроса и предложения. Вследствие увеличения данного периода цена будет определяться в большей степени затратами (издержками) производства. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции указанный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: - монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; - недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектовРФ,органамиместногосамоуправления,иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.2
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg