Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

gemsconslebria1971 2975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 119 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.01.2019
Дошкольная педагогика располагает огромным багажом игр с дидактическими материалами, теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.). Педагоги создают целые системы дидактических игр (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др.). Тема нашего исследования: «Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста». Проблема исследования: каковы особенности воспитателя в использовании дидактических игр как средства умственного воспитания у младших дошкольников в средней группе? Цель исследования: изучение содержания работы воспитателя по выявлению значения дидактических игр на умственное воспитание у младших дошкольников в средней группе. Объект исследования: процесс умственного воспитания младших дошкольников в средней группе. Предмет исследования: способы в использовании дидактических игр на формирование умственного воспитания младших дошкольников в работе воспитателя в средней группе. Гипотеза исследования - заключается в предположении о том, что использование дидактических игр на формирование умственного воспитания у младших дошкольников в средней группе станет эффективнее, если воспитатель: - разработает комплекс дидактических игр; - осуществляет работу в дальнейшем использовании комплекса дидактических игр на умственное воспитание у детей средней группы на занятиях, в самостоятельной и свободной деятельности и т.д. Задачи исследования - Для достижения цели исследования, нами поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования дидактических игр как средства развития и поддержания познавательной активности ребенка-дошкольника. 2. Изучить особенности умственного развития у детей в средней группе. 3. Доказать эффективность использования дидактических игр в умственном воспитании у младших дошкольников у детей в средней группе. Методы исследования: –теоретический, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ литературы из разных областей знаний; ? анализ нормативно-правовых актов, документов, учебно-методической литературы; ? изучение и обобщение передового педагогического опыта. Структура дипломной работы – состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе нами рассматриваются теоретические основы использования дидактических игр в умственном воспитании дошкольников, отмечается значение дидактических игр в умственном воспитании дошкольников, указываются особенности умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Так же отражается использование дидактических игр в умственном воспитании детей младшего дошкольного возраста Во второй главе указывается эффективность использования дидактических игр как средства умственного воспитания, знаний, умений и навыков и выявления задатков у детей младшего дошкольного возраста. Выявляется уровень умственного развития детей младшей группы в МАДОУ детский сад "Бусинка" № 32 г. Химки, анализируется внедрение комплекса дидактических игр в процессе умственного воспитания детей данной группы, подводятся результаты опытно-экспериментального исследования. В заключении приведены результаты нашего исследования
Введение

Современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» С.А. Козлова, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, Н.К. Крупская, она писала: «…игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников способ познания для окружающего мира. Идею о необходимости «пропитать всю жизнь маленького ребёнка игрой высказал А.С. Макаренко. (1, 266 с.). Сама автор С.А. Козлова выделила, что «Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми». .(2, 157с.). К сожалению, в современном дошкольном учреждении сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей ведет к тому, что дети раньше становятся «маленькими» школьниками. Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного, нравственного, эстетического, физического развития и воспитания. Умственное развитие - основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка-дошкольника во всей будущей жизни. В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс, направленный на формирование познавательных интересов, знаний и умений. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщений знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей раннего и дошкольного возраста. Дидактические игры – это один из наиболее распространённых в дошкольном образовании вид игр с правилами. Основная цель дидактической игры решение конкретных обучающих задач. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..стр.3 Глава 1. Дидактическая игра как ведущий вид развития дошкольников 1.1. Дидактические игры в педагогических системах. Виды дидактических игр……………………………………………………стр.7 1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования………………………………………………………….стр.22 1.3 Технология использования дидактической игры в воспитании дошкольников. Выводы по 1 главе……………………………….стр.29 Глава 2. Эффективность использования дидактических игр как средства умственного развития детей младшего дошкольного возраста. 2.1. Выявление уровня умственного развития детей средней группы «Пчёлка» на базе МАДОУ "Бусинка"№ 32 г. Химки………………………………………………………………..стр.40 2.2. Внедрение комплекса дидактических игр в процессе умственного воспитания детей в средней группе в МАДОУ детский сад "Бусинка" № 32 г. Химки..........................................................................................стр.56 2.3. Результаты эмпирического исследования. Выводы по 2 главе........................................................................................……….........стр.61 Заключение…………………………………………………………..стр.67 Список использованной литературы………………………………стр.70 Приложения………………………………………………………….стр.75
Список литературы

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-416 с. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-416 с. 3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.-М.: Издательский дом «Карапуз»- Творческий центр «Сфера», 2010. – 144с., 8л. илл. 4. Аннотация к книге "Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения (+CD)". Методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений 3-4 год. 5. Ю.М.Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Подъяков и др./Новые информационные технологии в дошкольном образовании.- М. ЛУНКА-ПРЕСС, 2009 – С. 42 6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов.2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, - СПБ.; Питер, 2015.-464 с. 7. Структура дидактических игр - Муниципальное дошкольное... fs.nashaucheba.ru/docs/270/index... копия 8. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой —— М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. Стр.37 9. Смирнова Е. О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников. М., 2006- С. 139 10.Журкова, О. С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика.- 2004.- №3.- С. 37 11. Рылеева, Е. В. Вместе веселее.- М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2004.- С. 24 12. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России - Шуя, 2004.- С. 54 13. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 2002. – С. 46 14. Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство детство-пресс», 2010. – 368 с. 15. Помораева И.А. Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014. -64 с. 16. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014. -80 с. 17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014. -368 с. 18. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2015. -80 с. 19. Давидчук А.Н. Селихова Л.Г. Дидактическая игра – как средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с. (Истоки) 20. Организация игровой деятельности: учеб.пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулава. Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 223 с. (Среднее профессиональное образование). 21. Калачёва Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1. Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 256с. 22. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2015. -80 с. 23. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70. 24. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002. 25. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. 26. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов[Текст]/ Л.А. Венгер, В.С.Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с. 27. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15. 28. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. – М., 1988 11.Деркунская, В.А. Здоровьесберегающих технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) [Текст] / В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением. - 2005. - № 3. - с. 119-122 29. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с. 30. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с. 31. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47. 32. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с. 33. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002. 34. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с. 35. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112. 36. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с. 37. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54. 38. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14. 39. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. - 215 с. 40. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66. 41. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000. 42. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000. 43. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений \ Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. – М.: издательский центр «Академия», 2004. -384 с. 44. Волков Б.С. Детская психология: логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2004. – 251 с. 45. И.В. Бурцева Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63-68. 46. И.В. Бурцева Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. (продолжение) // Дошкольная педагогика. - 2013. - №3. - С. 63-68. 47. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект; культура 2005. – 240с. 48. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / под редакцией Л. А. Головчиц. – М. : ООО «ГРАФ ПРЕСС», 2003 – 160 с. 49. Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей, Ярославль, Академия развития, 2003 – 80с. 50. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. дошкольная педагогика и психология. высш. проф. образование. .- М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 560с.
Отрывок из работы

1.1. Дидактические игры в педагогических системах. Виды дидактических игр В каждой педагогической системе воспитания дидактические игры занимали и занимают полноценную и достаточно содержащую для детей деятельность. Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в организации игры, а не в учении и разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. М. Монтессори для обучающих игр – занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева в своих трудах отмечает, что эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит, насколько они совместимы интересам ребенка, доставляют ли они радость ребёнку, позволяют ему проявить свою активность и самостоятельность. Ученые-педагоги педагогики и психологии 20 и 21 века (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Н.Е. Веракса и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх часто нет фиксированных правил. Авторы называют предлагаемые дидактические игры развивающими, т.е. детям выбрать способ решения конкретной задачи. (1, 325 с.). Развивающий эффект таких игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется содержанием, а также характером игровых материалов. Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии. Это, прежде всего настоящая игра. Но в отличие от спонтанной детской игры, развивающая игра является педагогическим средством, созданным взрослыми для развития какой-либо способности. Вовсе не обязательно это знания и навыки. Это могут быть нравственно-волевые качества, коммуникативные способности, речь и пр. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Игра возможна при активной работе воображения, благодаря которому дети комбинируют впечатления, договариваясь о содержании предстоящей деятельности, входят в роль, используют самые разные игрушки и предметы. Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления. (1, 160 с.) Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы к дидактической игре. Фридрих Фрёбель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Ф. Фрёбель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Ф. Фрёбель определил этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Многоценного содержалось в предложениях Ф Фрёбеля об организации работы детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага, мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками и др.). Он считал игру основным средством развития, показал её роль в физическом и психическом развитии ребёнка. (6, 326 с.) Фридрихом Фрёбелем в помощь детским воспитателям (садовницам) создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения. Мария Монтессори для обучающих игр - занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы вкладыши и др.) были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и самое главное упражняя свою активность. (1, 326 с.) Мария Монтессори итальянский педагог (1870-1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде, основанной на принципе автодидактизма. Автодидактизм — способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Это свойство связано с «неизбежностью» получения по ходу участия в проекте новой информации, освоения новых видов активности, в том числе совместной с другими, с переживанием позиции творца, позиции «управляющего обстоятельствами человека» (СНОСКА: См.: Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. — Краснодар, 2001. — С. 171). (8, 37 с.) Благодаря специально разработанным М. Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребёнка, освоение счёта, письма и чтения. Наряду с этим она разработала и другую форму обучения – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность ребёнка предполагает максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функции учителя на уроке – констатация сенсорного движения ребёнка; учитель не имеет право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает, или понял, чего не понимает, он не имеет права дать почувствовать ребёнку, что тот сделал ошибку. (6, 326 с.) Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики. (1, 327 с.) Дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, увеличивать запас его представлений, закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. Разработка дидактических игр на ознакомление с числом, величиной, формой цветом широко освещена в работах Ф.Н.Блехер. Ею создано значительное количество игр математического содержания. Давая характеристику дидактических игр, Н.Ф. Блехер пишет, что это, один из основных методов воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще. Дидактическая игра способствует: 1. развитию познавательных способностей; 2. получению новых знаний их обобщению и закреплению; 3. в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; 4. в процессе дидактических игр осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; 5. учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. 6. обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). 7. развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, то они играют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект. 8. социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми. Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими. Структура дидактической игры – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1)дидактическая задача; 2)игровая задача; 3)игровые действия; 4)правила игры; 5)результат (подведение итогов). Дидактические задачи (замысел) и содержание дидактических игр определяются целью учебного занятия (материала) или целью воспитательного воздействия. Педагогу важно уметь чётко и конкретно формировать обучающие задачи каждой дидактической игры в соответствии с конкретной игровой ситуации, а также возрастными и индивидуальными особенностями детей. Следует заметить, что одна и также дидактическая игра может иметь разные задачи (например: закрепление знания цвета, формы). Значение любой дидактической игры состоит в том, что она развивает, мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры («Узнаём, что чудесном мешочке?», «Что бывает такого цвета?». Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательней. Обучение игровым действиям осуществляется через игровой ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и другие способы. (3, 5 с.) Следующим элементом дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры, что, в свою очередь, обусловливает характер и способ игровых действий, организует и направляет поведение детей, регулирует взаимоотношения, между ними и педагогом. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют их способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Педагогу рекомендуется не вводить много правил и не принуждать детей к их выполнению, так как это приводит к отрицательным результатам, снижает интерес к игре и даже разрушает её. Дидактическая задача (цель игры реализуется через игровую задачу (игровой замысел)). Игровая задача является задачей самого ребёнка. В процессе дидактической игры внимание ребёнка сфокусировано в выполнении игровых действий. Дидактическая задача при этом ребёнком может не осознаваться (как чаще всего и происходит). Следует заметить, что дидактическая игра-это игра самих детей, которая для педагога выступает не столько игрой, сколько формой (или способом) организации обучения. Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы и природные материалы. Они поднимают содержание дидактических игр на более высокий уровень, разнообразят правила игры, игровые действия и помогают педагогу успешнее решать педагогические задачи. Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития. Они расширяют кругозор, испытывают интерес к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, способствуют самостоятельности и самостоятельной деятельности. Это народные дидактические игрушки – разноцветные шары, пирамиды, матрёшки, грибы, бочонки, мелкие игрушки (вкладыши, бирюльки), и разнообразные игрушки для конструирования – палочки, мозаика и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, печатные картинки, квартеты, кубики. Игровые действия – это основа дидактической игры, средства реализации игрового замысла и способ выполнения игровой задачи. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее её результат. Разнообразие дидактических игр создаёт условия для различных игровых действий. Результат дидактической игры показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний, в развитии познавательной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Таким образом, мы видим из выше написанного, что игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. (3, 6-7 с.) Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить свой опыт. Своеобразие дидактической игры: Дидактическая игра является формой обучения и содержит все структурные элементы (части) выше написанные, характерные для игровой деятельности детей. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в умственном воспитании дошкольников. Дидактические игры – это один из наиболее распространённых в дошкольном образовании вид игр с правилами. Основная цель дидактической игры – речение конкретных обучающих задач. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на интегрированных фронтальных занятиях в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребёнка. (3,4-5 с.) 1. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. 2. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания. Таким образом, в современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармонического (всестороннего) развития личности ребёнка-дошкольника. Один из распространённых в дошкольной педагогике подход к классификации дидактических игр объединяется по характеру в использовании материала на три основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры. • Игры с предметами – это игры с реальными предметами, дидактическими игрушками (в качестве которых выступают бочонки, шары, матрёшки и т.д.), мозаикой, пуговицами, бусами, различными природными материалами (листьями, плодами, семенами камушками, шишками, ракушками, песком, глиной). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления. • Настольно-печатные – это такие виды игр как: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки, складные кубики и другие. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. • Словесные игры направлены на формирование грамматически правильной, связной и выразительной речи, обогащении словаря детей. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, т.к. требуется использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В младшей группе игры «Чудесный мешочек», «Что предмет расскажет о себе». Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет». 2. составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц». 3. игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета». 4. игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает». Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Таким образом, группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Коллектив соавторов учебника «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова и др. выделяют в дидактике дошкольного образования компьютерные игры, которые могут носить характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Постой город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований. Следует отметить, что компьютерные игровые программы не заменяют успешно применяемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. К игре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Свою классификацию дидактических игр по виду деятельности детей предлагает А. И. Сорокина: 1. Игры – путешествия; 2. Игры – поручения; 3. Игры – предложения; 4. Игры – загадки; 5. Игры – беседы (игры - диалоги). Правила обладают обязательным компонентом дидактической игры и они служат для организации поведения ребенка и его действий. Правила делают игру напряженной и интересной и даже захватывающей, ставят запреты и предписания, которым должен руководствоваться ребенок в процессе игры. Соблюдая правила, ребенок учится преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных действий в игре, прилагая усилие воли учась. Когда определяются правила игры, в которую собираетесь играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых для ребенка условий в игре. Ведь ребенок хочет получить радость от выполнения задания. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ. К дидактической игре нужно подготовиться, подобрав игры в соответствии с задачами воспитания и обучения детей. Установить соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей, определить удобное время для проведения дидактической игры в процессе в непосредственной образовательной, свободной или самостоятельной деятельности, определив качества игроков, выбрав необходимый дидактический материал для выбранной игры, подготовив себя и детей на игру. Проведение дидактических игры начинается с ознакомления детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); с объяснения хода игры и правил игры. Для этого педагог обращает внимание на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого он учит детей правильно выполнять действия; определяется роль воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Сам воспитатель участвует в игре по мере возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической цели и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих детей (советом, вопросом, напоминанием), подводит итог игры – это ответственный момент в руководстве игрою воспитателем, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов подготовки и проведения, её: какие, приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволяет воспитателю выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова): 1. Взрослый должен играть вместе с детьми для того чтобы
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg