Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Личные неимущественные права авторов и исполнителей произведений науки, литературы и искусства

gemsconslebria1971 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2018
Даже в "некоммерческом" произведении далеко не каждый автор способен выразить то, что думает на самом деле. Благо, внутренний процесс создания произведения авторским правом никак не охраняется. Иначе судьями должны были бы быть выпускники философских факультетов и духовных семинарий. Так что определять степень душевных "схваток" в процессе "рождения" произведения, оставим историкам и биографам. Нам интересна ситуация, связанная с результатом творчества - произведением литературы, науки или искусства. Российские и иностранные авторы имеют возможность сейчас в нашей стране на мировом уровне защитить свои авторские и смежные права. Наша страна является участницей многих международных актов, в частности, Всемирной конвенции об авторском праве (пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г.). США стали инициатором переговоров с Россией на тему присоединения к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1896 г. (с последними изменениями и дополнениями в Париже на 24 июля 1971 г.), которую Россия до сегодняшнего дня не подписала. Личные неимущественные права, принадлежат автору в независимости от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Неимущественные права, доказывает Бернская конвенция - неотделимое свойство бессмертной души: ч.2 ст.б Ь15 этой Конвенции так и называется - "После смерти автора". Личные неимущественные права, признанные за авторами в соответствии с этим актом сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в котором истребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых в момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему, не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех его личных неимущественных прав, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силу после смерти их обладателя. Сегодня многие авторы и исполнители даже не подозревают о том, что принципы авторского права, указанные В.П.Мозолиным, такие как свобода творчества, моральная заинтересованность автора в создании и использовании своего произведения теперь на практике сочетаются с принципом всемерной защиты прав и законных интересов авторов. По сообщению представителей РАО (Российского авторского общества), на территории России не было еще ни одного случая возмещения морального ущерба, связанного с нарушением личных неимущественных прав авторов и исполнителей. Поэтому свою дипломную работу я решила посвятить личным неимущественным правам, т.к. полагаю, что они до сих пор остаются одним из "белых пятен" российского законодательства в области авторского права и смежных прав.
Введение

На протяжении многих лет в России имел силу примат интересов государства перед правами человека. Сегодня, в период предвыборной компании, проблема защиты прав каждой отдельной личности является актуальной, но, увы, трудновыполнимой. Вследствие "снятия железного занавеса" отечественные адвокаты приобрели возможность изучить иностранное законодательство и дать оценку этим авторским правам и смежным правам, рациональности внедрения каковых оправдана опытом современных государств. 9 июля 1993 г. был установлен Закон Российской федерации об авторском праве и смежных правах, который вступил в действие с момента его официального опубликования - 3 августа 1993 г. Данный документ перевернул всю систему законного регулирования отношений в сфере авторского права и законодательно оформил смежные права. Впервые за долгие годы люди, которые занимаются творческой деятельностью, смогли "свободно вздохнуть" и приобрести возможность действительно защищать права, получаемые вследствие факта создания произведений литературы, науки и искусства посредством собственного интеллектуального труда. Произведения неотделимы от их создателей, и поэтому "права последних носят личный и исключительный характер". ЗоАП выделяет статью 15, специально посвященную личным неимущественным правам, это: 1) право признаваться автором произведения (право авторства); 2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); 3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв: 4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). К сожалению, в настоящее время в России, в связи с тяжелой экономической обстановкой, далеко не многие профессиональные деятельности могут обеспечить даже прожиточный минимум. Для того, чтобы прокормить свою семью, ученым, артистам, писателям приходится заниматься мало интересующими их делами, даже - "челночеством".
Содержание

Введение Глава 1. История законодательства в области личных неимущественных прав Глава II. Личные неимущественные права: 2.1 Понятие личных неимущественных прав 2.2 Понятие автора и исполнителя 2.3 Виды личных неимущественных прав: а) право авторства б) право на обнародование в) право на имя г) право на защиту репутации автора и исполнителя Глава III. Защита личных неимущественных прав Заключение
Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь. [Москва, "Советская энциклопедия", 1983]; 2. Словарь иностранных слов. [Москва, "Русский язык", 1988]; 3. Англо-русский юридический словарь (English-russan law dictionary). ["Русский язык", издательская фирма "РЕЯ", Москва, 1993]; 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Москва, "Русский язык", 1991]; 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Государственное издательство иностранных словарей, Москва, 1955 год]; 6. Гражданское право. Том). Учебник. [Издательство БЕК, Москва]; 7. Дмитриева Г.К. "Международное частное право". [Москва, "Юрист", 1994]; 8. Сергеев А.П. "Авторское право России". [Санкт- Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994]; 9. Корчагин А.Д. "Как защитить интеллектуальную собственность в России". Правовое и экономическое регулирование: справочное пособие. [Москва. ИНФРА-М, 1995]: 10. Гаврилов Э. "ЗоАП. Закон об авторском праве и смежных правах. Вступительная статья". [Москва, 1993]: 11. Ионас В.Я. "Произведения в гражданском праве". [Москва, 1972]; 12. Малеина М.Н. "Защита личных неимущественных прав советских граждан". [Москва, 1991]: 13. К.Симонов. Предисловие к романам И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". [Восточно-Сибирское книжное издательство]; 14.Дозорцев В.А. "Авторские дела в суде". Научно-практический комментарий. [Москва. 1985]: 15. Сагараева О.. Черемных Е. "Автора!" ["Деньги" от 15.10.95 N40]; 16. Малеина М.Н. "Правовой взгляд на проявление нетрадиционных способностей (качеств) человека". [Государство и право" N2, 1994]; 17. Гаврилов Э. "Новеллы об авторском праве". ["Советская юстиция" N17,1993]: 18. Малеин М.С. "О моральном вреде". ["Государство и право" N3, 1993]; 19. Виноградова Т.В. "Этические проблемы творчества ученого". [Москва, 1993]; 20. Глоба В.К. "Внедоговорное использование произведений, охраняемых авторским правом". [Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук]: 21.3енин И.А. "Основы гражданского права России". [Конспектлекций для специалистов по праву интеллектуальной собственности, 1993 г.]; 22. Чернышева С.А. "Художественное творчество и закон". [Москва, 1980]; 23. Зернин Н.В. "Юридические факты в советском авторском праве". [Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук]: 24. Саенко А.В. "Авторские и смежные права: правовое регулирование и защита". [Курсовая работа, Москва. 1993 г.]; 25. Клык Н.Л. "Охрана интересов сторон по авторскому договору". [Красноярск. 1987 г.]: 26. Андреев В.К. "Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство". ["Государство и право" N4. 1996, Москва, "Наука"]; 27. Рахмилович В.А. "О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской Федерации". ["Государство и право" N4, 1996, Москва, "Наука"]: 28. Валерий Чалидзе "Заря правовой реформы" ("The dawn of legal reform"). ["Прогресс", 1990]: 29. Комментарий Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. [Редакция журнала "Хозяйство и право", фирма "СПАРК", Москва, 1995 г.]; 30. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарии. [Международный центр финансово-экономического развития, Москва, 1996 г.]. https://xreferat.com/73/821-1-lichnye-neimushestvennye-prava-avtorov-i-ispolniteleiy-pro-izvedeniiy-nauki-literatury-i-iskusstva.html https://studfiles.net/preview/6189384/page:86/
Отрывок из работы

1 История законодательства в области личных неимущественных прав В России, в давние времена, авторами принимались летописцы, поэты, прозаики, художники, мастера прикладного искусства (вышивальщицы, ювелиры, мастера по дереву и т.д.). Исполнителями являлись только артисты разных жанров. Юридического смысла в данные определения вплоть до XIX в. никто не вкладывал. История нашего государства имеет несколько альтернатив реализации творческой деятельности. Во-первых, были кочевые труппы, свободные рисовальщики, мастера, поэты и т.д., "правовое положение" каковых детально представлено в "Бременских музыкантах" (и братьев Гримм, и популярном мультфильме). Это, обычно, были люди из городских ремесленных семей, таскающиеся по дорогам, получая на жизнь тем, что представляли собственные произведения на ярмарках и площадях. Наиболее значительная "милость" со стороны властей, на какую они могли полагаться - это не оказаться в тюрьме за бродяжничество. Во-вторых, образовывались крепостные театры (к примеру, Шереметьевых), куда из более одаренных крестьян отбирали артистов, декораторов, мастеров и т.д. "Тупейные художники" были, соответственно, собственностью хозяина, и их участь целиком от него зависела. Третьим, наиболее "престижным" типом творческой работы, считались придворные театры, какие весьма любила, к примеру, императрица Анна Иоановна. Тут, уже, ни о какой правовой охране и заявлять нельзя, т.к. все характеризовал принцип "фаворитства". В XVIII -XIX столетиях возникли "цивилизованные" муниципальные учреждения, где авторы и исполнители имели возможность трудиться более или менее независимо. Это, например. Первый российский Университет, который открыл Михаил Васильевич Ломоносов, императорские театры, подобные как Большой, Мариинский, поставившие российскую науку и искусство на мировой уровень. Работники академий и театров были наемными работниками и получали заработную плату за свою деятельность. В тот же период обширной известностью начали пользоваться так называемые "салоны". Мода на них пошла из Франции. Они организовывались практически в каждом аристократическом доме и считались признаком хорошего тона. Собирались там, в основном, люди "света" и проводили литературные вечера, спектакли, концерты. Постепенно, с развитием капитализма, "искусству" стали посвящать свой досуг крупные магнаты (например, Савва Мамонтов). Они выделяли большие деньги на развитие культуры, материально поддерживали молодые и неудачливые таланты и организовывали свои частные театры и студии, куда в итоге стекалась вся творческая интеллигенция России. Книгоиздательское дело в России до конца XVIII в. считалось государственной монополией. Длительное время отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Общее законодательное разрешение на устройство частных или, как их тогда называли, "вольных" типографий во всех городах империи было дано только Указом Екатерины II от 15 января 1783 г., который в 1796 г. был отменен Павлом 1. Вновь открыть частные типографии разрешил Александр 1 в 1801 году. Первым законом, регулирующим авторские отношения, был Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 года. Он содержал специальную главу под названием "О сочинителях и издателях книг" и приложение - Положение о правах сочинителей. Специфической особенностью авторского права России было подвержение всех литературных и научных произведений жесткой цензуре. "Напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную" (параграф 17 Приложения). Участившиеся случаи мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство в 1830 г. принять новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которые прямо признали права сочинителей правом собственности. Дальнейшее развитие отношений в сфере авторства в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 годах было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок охраны произведения после смерти автора увеличился с 35 до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного уставав Законы Гражданские [т.Х, ч.1 Свода законов Российской Империи] в виде приложения к ст.420, содержащей общую характеристику права собственности. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке специального закона в этой области. Однако только через 13 лет. 20 марта 191 1 г. было принято Положение об авторском праве. Этот акт был составлен на основе западноевропейского законодательства, с учетом этнических особенностей России. В Законе помещались специальные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Этот акт сыграл положительную роль для России, например, законодатель отказался от конструкции "литературная и художественная собственность", заменив ее понятием "исключительные права". Правда, до уравнивания в правах с авторами стран - участниц Бернской конвенции было еще далеко. Октябрьская революция, естественно, отменила все предшествующее законодательство. При этом в Декрете ЦИК от 29 декабря 1917 г. популярно было объяснено, что произведения переходят "из области частной собственности в область общественную"... Куда и перешли произведения 23 русских писателей, умерших к этому времени. С появлением Декрета от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" уже все произведения, как опубликованные, так и нет, умерших и живых авторов могли стать достоянием РСФСР. Права наследников официально перестали признаваться с принятием Декрета СНК от 28 апреля 1918 г. "Об отмене наследования". Тем самым Нарквмпрос РСФСР объявил достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. Хотя и оставались авторы, которым "повезло", и они сохранили все права по распоряжению своими произведениями. Более демократичными по отношению к авторам оказались принятые в 1928 г. Основы Авторского Права и Закон РСФСР об авторском праве. Они строились на трех базовых принципах, которые конкретизировала С.А.Чернышева в своей работе "Художественное творчество и закон". 1) Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества (разумеется, социалистического); 2) принцип договорного порядка использования произведений художественного творчества (в юридической литературе тридцатых годов отмечалось, что вознаграждения по договорам были ничтожными, но большинство авторов, не желая подвергать свои произведения риску национализации, не принимало мер к увеличению их размеров); 3) принцип всемерной охраны результатов художественного творчества и прав их создателей. Приведенные положения восприняли Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., куда авторские права были включены в качестве самостоятельного раздела. С 20-х годов "не предавшие Родину" творческие люди начали объединяться в союзы по роду своей деятельности. Постепенно образовались Союз Писателей, Союз Кинематографистов, Союз Художников, Союз Архитекторов и т.д., где состоять стало почетно и престижно. До такой степени, что в глазах народа "полноценным творцом" можно было стать только в момент получения удостоверения члена союза. 21 февраля 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О внесении изменений и дополнений в Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и Союзных Республик", которым закрепил правило о выплате гонорара авторам переводимых произведений. До этого переводчик за изданные им работы гонорара вообще не получал. 1 марта 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были внесены изменения в 464 статью Гражданского Кодекса СССР, на которую ссылается в С.А.Чернышева в работе "Художественное творчество и закон". Здесь специально была оговорена возможность иного порядка использования произведений художественного творчества. Данный вопрос подробно освещен в диссертации В.К.Глоба "Внедоговорное использование произведений". Подлинно новаторским нормативным актом в области авторского права явились Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. В разделе 4 "Авторское право" было подчеркнуто, что "авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено". Положения Основ впоследствии конкретизировали и расширили нормы ЗоАПа. СССР (затем, Россия как его правопреемница) заключил ряд международных соглашений по авторскому праву. Например, В 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, в связи с чем было впервые закреплено право автора на перевод. Действуют двусторонние договоры с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Мальгашской республикой, Польшей, Швецией. Чехословакией (сейчас фактически два соглашения - со Словакией и с Чехией). А всего-то только с 1897 г. (заседания Государственного Совета) наметилось присоединение России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Новый Гражданский Кодекс вместо определения "результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме", вновь перенял понятие, закрепленное в Бернской конвенции - "интеллектуальная собственность", которое впервые, после Основ 1928 г., было использовано в Законе о собственности СССР от 24 декабря 1990 г. В этом Законе, в ст.1 говорилось, что авторским правом регулируются отношения по созданию ииспользованию объектов интеллектуальной собственности А затем - закреплено в ст.44 ("... Интеллектуальная собственность охраняется законом") Конституции РФ 1993 г. В ст. 128 ГК РФ говориться, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и другие нематериальные блага. История развития законодательства в области творческой деятельности в России по настоящему еще только начинается. Закон "Об авторском праве и смежных правах " явился основой для создания в этой сфере других нормативных актов, конкретизирующих отдельные правовые положения. ЗоАП сегодня действует в редакции от 19 июля 1995 г., с 23 сентября 1993 г. принят Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Президент РФ издал ряд Указов в области авторского права и смежных прав: "О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав" от 7 октября 1993 г., "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". 25 марта 1994 г. вышло Распоряжение Президента РФ "Вопросы присоединения Российской Федерации к ряду международных конвенций в области охраны авторских прав". Правительство РФ 6 мая 1994 г. приняло два Постановления: "О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных музыкальных и художественных произведений" и "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений непромышленных образцов". Россия признала действие "Международной конвенции об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" 1961 г., "Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" 1971 г., а также "Многосторонней конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения" 1979 г. Сегодня на территории России, как и ранее, охраняются права зарубежных авторов фонограмм литературных и художественных произведений, впервые опубликованных после 1971 года. Таким образом гражданское право выполняет функции признания авторства на творческие результаты, установления их правового режима, отношений по организации (на договорной основе), создания, передачи и использования новых достижений в области научно - технического, художественного и иного творчества, а также материального и морального стимулирования защиты прав авторов и исполнителей. 2 Личные неимущественные права 2.1 Понятие личных неимущественных прав Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, "принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...". В российском законодательстве ст. 18 ГК наделяет граждан возможностью "иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности", а также обладать имущественными и личными неимущественными правами. Ценность личных прав состоит главным образом в том, что они сами по себе и гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и качество самого общества в целом. "Международная арена" это признает. Личные неимущественные права принадлежат во всех случаях непосредственному создателю произведения. Они неотделимы от автора и не могут передаваться другим лицам. Даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Пока, конечно, автор жив. В ч.1 ст. 150 ГК говорится о том, что достоинство личности, честь и доброе имя, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. А в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе - наследниками правообладателя. Личные неимущественные отношения бывают двух видов: связанные с имущественными отношениями и не связанные с ними. Не связанные с имущественными - представляют собой правовые отношения между субъектами по поводу личных неимущественных благ. Личные неимущественные права - это субъективные права граждан (а иногда - организаций), возникающие в связи с регулированием нормами права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными и не имеющих экономического содержания. Закон, как указывалось во Введении, устанавливает пять таких правомочий. 1. Право авторства - право признаваться автором произведения. Оно защищает произведение от плагиата и присвоения авторства. 2. Право на имя - право обозначать произведение при его использовании своим подлинным именем, псевдонимом либо опустить указание автора (анонимно). Автор может изменить свое решение, касающееся права на имя, например, раскрыть свой псевдоним. В соответствии с ч.1 ст. 19 ГК граждане могут приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из национального обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). В ч.5 этой статьи говориться, что вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом. 3. Право на обнародование - право разрешать впервые довести произведение до широкого круга лиц. Оно может быть реализовано только один раз. Исключение составляет право на отзыв, которое является составной частью права на обнародование. И то, и другое осуществляются только с согласия автора или иного владельца авторских прав. В иных случаях, все действия, делающие произведение или его экземпляры широко доступными, не считаются обнародованием или опубликованием]. 4) Право на отзыв - право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. 5) Право на защиту репутации автора - право препятствовать любому искажению произведения, которое может нанести ущерб чести и достоинству автора. Особым личным правом является право доступа к произведениям изобразительного искусства. Художники вправе по первому своему требованию быть допущенными к оригиналам своих произведений, даже, если они не являются их собственниками. Право доступа прекращается в момент смерти автора. К нематериальным объектам, возникающих в результате творческой деятельности, относятся также исполнения как одна из категорий смежных прав. Как и авторов, законодатель наделяет исполнителей некоторыми личными неимущественными правами. В ст.37 ЗоАПа говориться, что исполнителю принадлежит право на имя, а также право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Произведение, или после истечения сроков охраны, или, если оно никогда не охранялось, становится общественным достоянием. Однако в отношении таких произведений должны соблюдаться некоторые личные авторские права, а именно: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, которые охраняются бессрочно. 2.2 Понятие автора и исполнителя 4.1 ст.б ЗоАПа: "Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения". Толковые словари понятия "автор" и "исполнитель" объясняют четко и без задоринки: "автор - создатель какого-нибудь произведения", а "исполнитель - тот, кто исполняет". Законодатель только придал им оттенок официальности. Ст. 4 ЗоАПа: "Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение: Исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер". Основы гражданского законодательства от 31 мая 1991 года (ныне фактически не действующие) впервые в истории российского законодательства признали существование такой категории лиц как "исполнители" и наделили их правами, в первую очередь, личными неимущественными. В соответствии с этим нормативным актом исполнителям принадлежало право на имя, право на защиту постановки и исполнения от искажения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Исполнителям разрешалось осуществлять свои права с соблюдением прав авторов исполняемых ими произведений. Срок действия прав исполнителя, как и автора, определялся пятьюдесятью годами, считая с даты первого исполнения или постановки, первой публикации звуко- или видеозаписи либо первой трансляции ее в эфир. Такое личное право как имя исполнителя при воспроизведении исполнения было признано охраняемым бессрочно. Спор о том, кем быть: автором или исполнителем - не просто принцип. Это борьба за право считаться субъектом авторского права. Субъектами авторского права могут быть российские граждане и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также Российское государство в целом. Права на произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами - созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д. 4.1 ст.44 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества"... 4.1 ст.29 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова". Авторское право на произведение возникает автоматически - в силу факта создания произведения (выражения его в объективной форме). Никакой регистрации произведения или выполнения каких-либо иных формальностей - как для возникновения, так и для осуществления авторских прав не требуется. Наличие или отсутствие "С" в кружочке - "copyright" (знака охраны авторских прав) не имеет правового значения. Авторское право может возникнуть только у физического лица. В связи с этим, субъекты авторских прав подразделяются на первоначальных и производных. Первоначальными считают самих авторов. Производными - юридических лиц, которые могут получать по закону или по договору право на использование произведений с согласия их авторов. Ко второй категории относятся также наследники (по закону или по завещанию), которые становятся субъектами авторского права после смерти автора. Действующее законодательство не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому при решении споров в этой области применяется аналогия права или закона. Надо отметить, что в новом ГК присутствуют положения о том, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствия применимого к ним обычая делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, т.е. аналогия закона. А при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права), а также "требований добросовестности, разумности и справедливости" (ст.б ГК). Вот один пример такой "разумности". В соответствии с ЗоАПом аудиовизуальным произведением признается результат творческой деятельности, который состоит из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К таким произведениям относятся кинематографические и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Они пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не считаются авторами аудиовизуального произведения в целом и, соответственно, не имеют права определять порядок его использования. Авторами аудиовизуального произведения считаются режиссер-постановщик, сценарист, а также автор текста, идеи, специально созданного для этого музыкального произведения (если таковые имеются). Имена авторов должны быть указаны на всех экземплярах аудиовизуального произведения. Автор музыкального произведения, которое хотя и было использовано в аудиовизуальном, но существовало ранее, не входит в число таких авторов. 4.1 ст.29 ГК: "Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным...". Создателем произведения литературы, науки или искусства может быть кто угодно, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Так что любой бред сумасшедшего может войти в школьную Хрестоматию. Гениальность и безумие - две стороны одной медали, которой награждают за необычность мышления и поведения. Вундеркиндам не нужно просить у мамы разрешения опубликовать в "Юности" свои творческие свершения. Закон от этого "цветы жизни" освобождает. Правда, если ребенку нет еще четырнадцати лет - кому-то из родителей все-таки придется поучаствовать в творческом процессе - прийти за гонораром. Дело в том, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя осуществлять права авторов произведений науки, литературы или искусства. Но за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Авторские права у "творца" возникают сразу, как только душевный или умственный порыв облекается в объективную форму. При этом не имеет значения: Обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным или находится в "некондиционном" состоянии. Для возникновения авторского права на производное произведение не важно, охраняется ли законом первоначальное. Необходимо только, чтобы "первичный" автор не возражал против такого использования своего труда. С подписанием 9 сентября 1886 года Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений - стало легче: ст.2 (3) Бернской Конвенции предусмотрела, что переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения. Однако, конфликты между переводчиками и авторами оригиналов возникают до сих пор. Например, один Сотрудник московского издательства OLMA-PRESS жаловался, что "на сегодня наиболее уязвимая позиция в соблюдении авторских прав в нашем книгоиздании - это перевод. Переводы, как правило, осуществляются по принципу "кто не успел - тот опоздал. Публике ведь в основном не задумывается: покупает она легальный перевод или нет. А первоначальные авторы все претензии предъявляют нам".
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg