Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

text-93 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2018
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили предположение выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы: 1. Возможность использования моделирования в работе по развитию речи детей дошкольного возраста определяется связью языка и мышления, языка и действительности, языка и речи, а также возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обучение связной речи выделяется в отдельное направление развития и образования детей - образовательную область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. В Стандарте представлены целевые ориентиры на завершающем этапе дошкольного образования, которые предполагают хорошее овладение устной речью, умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, а также строить речевое высказывание в ситуации общения. Решая самые разные познавательные и творческие задачи, педагог в своей деятельности обращается к образным средствам, точнее, модельным представлениям. Одним из эффективных способов решения проблемы развития интеллекта и речи старшего дошкольника является прием моделирования. Благодаря моделированию воспитанники учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Н.Н.Подъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. Из исследований Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой можно сделать вывод, что дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности, поэтому обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте. Использование моделирования нужно не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития связной речи. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими известными специалистами в области психологии и методики развития речи. Однако, несмотря на то, что по проблеме развития связной речи дошкольников проводилось много исследований, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - это развитие связной речи дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Важнейшим приемом, помогающим в овладении связной речью, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, поскольку оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а системе работы по развитию связной речи с использованием моделирования в дошкольной педагогике уделяется недостаточное внимание. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обнаружить противоречие между особенностями речевого развития старших дошкольников и использованием моделирования при обучении их связной речи, а также между потребностями практики в использовании моделирования по развитию связной речи и недостаточностью педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у воспитанников умений в области текста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова педагогическая технология использования моделирования в процессе обучения старших дошкольников связной речи? Наряду с этим, учителя начальной школы также указывают на недостатки речи, с которыми воспитанники приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). Следовательно, только специально речевая работа, использование эффективных методов обучения, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью. Все вышесказанное и определило актуальность выбранной темы «Педагогическая технология развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогической технологии с использованием моделирования на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является педагогическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования. В исследовании нами рассматривается проблема использования моделирования в процессе развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезой исследования стало предположение, что целенаправленное использование моделирования как педагогической технологии образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста способствует эффективному развитию у них связной речи. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования: • изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования; • рассмотреть теоретические основы развития связной речи старших дошкольников; • раскрыть сущность метода наглядного моделирования как средства развития связной речи; • разработать и апробировать педагогическую технологию с использованием моделирования в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста и определить ее влияние на развитие у них связной речи. Теоретико-методологические основы исследования. Методологической основой исследования является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича; культурно-историческая теория развития психики человека (Л. С. Выготский); деятельностный подход (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); педагогические исследования развития речи детей дошкольного возраста (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М. М. Алексеева, А.Г. Арушанова, М. М. Конина, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, В. И. Яшина и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин,A.М. Леушина, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер,B.С. Мухина, Н.Н. Подцъяков и др.);лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г. Авоян, Б.В. Головин, В. Гумбольдт, Н.И. Жинкин, и др.). Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: -теоретические: анализ лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; обобщение; систематизация; -эмпирические: педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности дошкольников (схемы, модели, детские рассказы, рисунки и др.); статистические методы обработки данных. Этапы выполнения работы: поисково-теоретический, опытно-экспериментальный, обобщающий. На первом «поисково-теоретическом» этапе мы изучали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, в результате чего нами были определены методологические и теоретические основы исследования. Сроки первого этапа На втором «опытно-экспериментальном» этапе нами были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Сроки На третьем «обобщающем» этапе мы осуществили анализ и обработку полученных результатов экспериментальной работы, сформулировали рекомендации и выводы. Сроки База исследования: исследование осуществлялось на базе МБДОУ №34 «Антошка» г. Мурманска. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Теоретическая значимость работы: обобщение и систематизация теоретического материала по вопросам использования метода моделирования в развитии связной речи старших дошкольников, а также разработка комплекса занятий, направленных на развитие связной речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием моделей. Практическая значимость исследования: использование научно-методических материалов в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений, а также при определении методов и приемов развития связной речи старших дошкольников в системе дошкольного образования. На защиту выносятся следующие основные положения: Содержание и организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи с использованием моделей: предметная модель, предметно-схематическая, схематическая, включающие следующие этапы: • развитие образного восприятия речевых единиц (умение осознавать художественный образ с опорой на языковые средства выразительности), • формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению» моделей), • самостоятельное составление творческих рассказов с опорой на модель. Критериями развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста являются связность, последовательность, логичность. Связность- использование языковых средств связи. Последовательность - соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий в действительности. Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения. Представленная система занятий с использованием моделирования способствует повышению уровня речевого развития дошкольников. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...........................9 1.1. Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников ………………………………………………...9 1.2.Понятие «связной речи», её значение в усвоении детьми дошкольного возраста…………………………………………………………16 1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………...21 1.4. Модель и моделирование как понятия в педагогике ………….26 1.5. Педагогическая технология использования моделей в развитии связной речи старших дошкольников ……………………………………...29 Выводы по главе 1 ……………………………………………………...34 ГЛАВА 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ………………………………………………………….35 2.1. Диагностика уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………35 2.2. Организация педагогической деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделей…………………………………………………………………………..46 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………54 2.4. Методические рекомендации ……………………………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….64 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….73
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.№1155. – Режим доступа :https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - (Дата обращения : 11. 09.2017). 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 400 с. - (Педагогическое образование). 3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - Москва: Академия, 1999. - 158с. 4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада / А. Г. Арушанова . - Москва : Мозаика-Синтез, 2002. - 270с. 5. Андриянова, Т.Н. Учимся системно думать [Текст]: сборник игровых заданий по формированию системы мышления дошкольников / Т. Н.Андриянова, И. А. Гуткович, О. Н. Самойлова. - Ульяновск, 2001. - 52с. 6. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – Москва : Просвещение, 1995. - 127с. 7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – Москва : Педагогика, 1989. – 162 с. 8. Борисенко, В.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Текст] / В.В. Борисенко // Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей и подростков: материалы регион. науч.-практ. семинара: в 2 т. Т.2 – Мурманск: Мурм. гос. гуман. ун-т, 2011.- С.26-32. 9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - Москва: Просвещение, 2004. - 255 с. 10. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии [Текст]: учебн. пособие для студ. педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под общей ред. В.С. Кукушкина. – Москва: Март, 2004. – 336 с. 11. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с. 12. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. – Москва : Знание, 1994. - 192 с. 13. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 1978. - 300с. 14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский. – Москва : Владос, 2006. - 367 с. 15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.5 [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2003. - 136 с. 16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.; 27 см. - (Педагогический basis). 17. Гербова, В. В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст] : методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" / В. В. Гербова. - Москва: Просвещение, 2006. - 191с. 18. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - Москва: Просвещение, 2003. - 175с. 19. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов[Текст] / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1981. - №9. - С.28-34. 20. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / С. И. Гин. - 3-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 112с. 21. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2004. - 168с. 22. Гомзяк, О.С. Говорим правильно: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О. С. Гомзяк. – Москва : ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. 23. Гризик, Т.И. Радуга [Текст]: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – Москва : Просвещение, 2011. - 111с. 24. Гризик, Т.И. Обучение детей описыванию предметов [Текст] /Т. И. Гризик. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5. - С. 69 - 72. 25. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / [под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, М.Л. Гурович]. – Санкт-Петербург, 1995. - 288 с. 26. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] : методическое пособие/ [сост. Н.В. Кущ]. - Глазов, 2003. - 68с. 27. Елисеева, М.Б. Развитие связной речи дошкольников [Текст] /М. Б. Елисеева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. - С. 21-24. 28. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464с. 29. Ерастов, Н.П. Культура связной речи: в помощь учителю. Экспериментальные материалы к факультативным занятиям по развитию речи / Н.П. Ерастов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1969. – 116 с. 30. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников[Текст] / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 111 с. (Развитие и коррекция). 31. Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-7 лет работе с противоречием [Текст]/ М. А. Жмырева,Т. А. Сидорчук. - Ульяновск: Симбирская книга, 2001. - 64 с. 32. Журавлева, Н.М. Методика обучения разгадыванию и составлению загадок по сказкам [Текст] / Н.М. Журавлева. - Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2003. - 21 с. 33. Иванова, Т.В. Развитие связной речи. Старшая группа [Текст] / Т. В. Иванова. - Волгоград: Корифей, 2009. - 85с. 34. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская. – Москва : Просвещение, 1992. - 211 с. 35. Карпова, С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С. Н. Карпова, В. В. Мамаева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 144 с. 36. Киселева, О.И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи [Текст]: учеб. пособие для студ. спец. «Дошкольная педагогика и психология» / О.И. Киселева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 32с. 37. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи по теме "Лето" у детей 5-7 лет [Текст] : сценарии игр и развлечений в летний период / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: ГНОМиД, 2006. - 64 с. 38. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. - Москва : Просвещение, 1982. – 78 с. 39. Корзун, А.В. Развивающие игры на основе линейной задачи «ДА - НЕТ» [Текст] / А. В. Корзун, Н. Н. Тятюшкина. - Ульяновск: Волга - ТРИЗ, 2002. - 38с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний (К.Д. Ушинский). В дошкольном учреждении важнейшим условием полноценного психического развития дошкольников является своевременное и правильное овладение речью. Если речь недостаточно развита, то не будет настоящего общения, не будет хороших успехов в учении. Если мы хотим, чтобы дошкольники говорили правильно и красиво, то необходимо, чтобы дошкольники как можно раньше хорошо овладели своей родной речью. Следовательно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. В педагогической деятельности развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, которая направлена на использование специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения дошкольника. Связной речью является такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции. Она представляет собой единое целое, выполняет определенную функцию, характеризуется относительной самостоятельностью и законченностью, а также разделяется на более или менее значительные структурные компоненты. С.Л.Рубиншейн[59] говорил, что связность характеризует понятность речевого оформления мысли говорящего или пишущего. Следовательно, можем сделать вывод, что понятность является основной характеристикой связной речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg