Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕДИЦИНА

Социальный портрет пациента ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск

gemsconslebria1971 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2018
Цель работы – описать социальный портрет пациента ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. .Рассмотреть методологические основания изучения феномена пациента в социологии: социология пациента как научная проблема 2. Изучить понятия «пациент» и «роль пациента». 3. Проанализировать теоретические и методические основания исследования личности пациента. 4. Дать характеристику ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск. 5. Определить основные социальные характеристики пациента ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск. Объект исследования – пациент ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск. Предмет исследования – социальная характеристика пациента ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск. База исследования: ГКП на ПХВ «Областной консультационно-диагностический центр г. Уральск.
Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня развитие общества Республики Казахстан в условиях длительного перехода к новым экономическим отношениям проблема сохранения здоровья нации, здоровья каждого пациента и поддержание его долголетия являются весьма актуальными в государственном и национальном масштабе. Демографические показатели в Казахстане ухудшаются и на это не может не вызывать беспокойство. Причиной этому являются и существующие неблагоприятные тенденции состояния здоровья всех возрастных групп населения. Новые экономические условия требуют от пациента ЛПУ в РК сегодня принятия решений, которые затрагивают жизненно важные вопросы и вопросы охраны своего здоровья. Пациент не просто потребитель услуг. На сегодняшний момент социальная роль пациента в ЛПУ РК еще не определена окончательно. Важным является процесс адаптации пациента к новым условиям, а именно к рыночным отношениям. Ключевым моментом здесь стоит отметить, что без самого участия пациента сама система охраны здоровья в Республики Казахстан не будет эффективной. В современной науке, а в частности в социологии медицины и медицинской психологии актуальным является изучение личности пациента, как его особенностей поведения в группе, так и индивидуальных. Академиком РАМН А.В. Решетниковым (2000) выделена «социология пациента» в качестве отдельного научно-практического направления исследований в рамках социологии медицины [21] .
Содержание

Введение 2 Глава 1. Методологические основания изучения феномена пациента в социологии 4 1.1.Социология пациента как научная проблема 4 1.2.Понятие «пациент» и «роль пациента» 17 1.3.Теоретические и методические основания исследования личности пациента 20 Глава 2. Изучение пациента ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» в социологическом аспекте 26 2.1.Характеристика ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск 26 2.2. Социальный портрет пациента в ГКП на ПХВ «Областная клиническая больница» г. Уральск 32 Заключение 43 Список литературы 47 Приложение 50
Список литературы

1. Анализ и оценка деятельности учреждений здравоохранения, их подраз- делений и служб. М.: ГРАНТЪ, 2002. с. 504. 2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Яз. и культура. М.: Эксмо, 2003. -591с. 3. Вассерман Б.А. Социальный портрет пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение // Экономика здравоохр. 2001. -№11-12.-С. 61-64. 4. Вебер М. Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. Предисл. П.П. Гайденко. M.: Прогресс, 1990. 5. Воробьев A.M. Социальный портрет работника ОВД // Социол. исследования. 1992. - №10. 6. Денисов В.Н., Филатов В.Б., Решетников A.B., Попков Ю.В., Финченко Е.А. Потребитель медицинских услуг как субъект системыздравоохранения // Проблемы соц. гигиены и история медицины. 1995.- №2. С. 3-6. 7. Добронравов Н. Социология медицины / Философская энциклопедия, М., 1970, т.5, с.98. 8. Дюркгейм Э.О разделении общественного труда: Метод социологии. -М.: Наука, 1991. 9. Ефименко С.А. Социальный портрет современного врача//II Всероссийский социологический конгресс «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». – М., 2003. 10. Ефименко С.А., Зарубина Т.В. Медико-социологический мониторинг как инструмент современных технологий в управлении здоровьем//Врач и информационные технологии. – 2007. №2. 11. Ефименко С.А. Пациент в системе охраны здоровья. Учеб. пособие.- М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2007. 172 с. 12. Зиммель Г. Избранное. — М., 1996. — Т. 1 —2. 13. Козер Функции социального конфликта.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996. 14. Конт О. // Западно-европейская социология XIX в. — М., 1996. — С. 7 —93. 15. Короткова А.В. Методические аспекты и информационное обеспечение улучшения качества в региональных системах здравоохранения. М.: ЦНИИОИЗ, 2005. с. 96. 16. Краткий словарь по социологии, М., 1989. 17. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М.: Международный Университет Бзнеса и Управления, 1996. - С. 213-221. 18. Парсонс Т.О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002. - 880 с. 19. Решетников А. В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. — М., 2003. 20. Решетников А. В. Социология медицины: Руководство. — М., 2010. 21. Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. — М., 2008. 22. Решетников А.В. Эволюция и проблемы современной медицины // Экономика здравоохранения. № 5, 6/45 2000, с.64-66. 23. Решетников А.В., Ефременко С.А., Астафьев Л.М. Методика проведения медико-социологических исследований. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. с. 96. 24. Решетников A.B. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохр. 2000. - №12. - С. 5-19. 25. Решетников A.B. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике // Социс. 2003. -№1. - С. 92-101. 26. Роджерс K.P. Искусство консультирования и терапии // Пер. с англ. О. Кондрашовой и др. М.: ЭКСМО, Апрель-Пресс, 2002. - 965 с. 27. Селигман Мартин Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София; 2006. 28. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2000. - 407 с. 29. Шикина И.Б., Вардосанидзе С.Л., Сорокина Н.В. и др. Проблемы лечения пациентов пожилого и старческого возраста в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением. — 2006. — № 6. — С. 61—63. 30. Gertman P.M., Restuccia J.D. The appropriateness evaluation protocol: a technique for assessing unnecessary days of hospital care // Medical Care. — 1981. — № 19. — P. 855—871. 31. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N.Y.: Doubleday Anchor, 1959. 32. Denton J.A. Medical Sociology. Boston et al.: Houghton Mifflin, 1978.-361 p. 33. Hochschild A. (1983) The Managed Heart, Commercialisation of Human Feeling. Berkeley: Univ. of California press. 34. Roth J.A. (1963) Timetables: Structuring the Passage of Time in Hospital Treatment and Other Careers. Indianapolis: Bobbs-Merrill. 35. Strauss A. (1963) The negotiated order. In Cox C. and Mead A. A Sociology of Medical Practice. London: Collier Macmillan. 36. Strong P. Sociological imperialism and the profession of medicine: a critical examination of the thesis of medical imperialism // Social Science and Medicine. 1979. - 13 A. - 199, 215.
Отрывок из работы

1.1.Социология пациента как научная проблема Как общественный организм в позитивистской социологии представляется общество. В основе его эволюции – развитие всех членов общества, ориентированного на достижение согласия. Общество развивается через совершенствование, гармонизацию связей между индивидами. По утверждению М. Вебер, «люди действуют в обществе как творческие личности, а не только реагируют на экономические стимулы» [4]. Он считал, что одна из функций социологии ориентирована на изучение межсубъективной реальности. По М. Верберу данная задача – понимание социальных действий людей —«verstehen», в переводе толкование и понимание.[4]. В теории солидарности как основные механизмы существования социальных форм рассматриваются взаимоотношения. В рамках этой теории и медицинское знание о болезни, как врачом, так и пациентом можно рассматривать как важное для достижения согласия между ними. Сегодня, да и всегда ситуация выглядела так: пациент общается с другими пациентами, с врачом, сообщает им о своих симптомах заболевания. По этим данным и диагностируется заболевание. Очень часто идет консультирование непрофессиональное, т.е. «пациент» в ходе беседы сообщает своим друзьям, родственникам, те так же диагностируют и консультируют. Это есть непрофессиональное обращение за помощью, зачастую ведущее к непоправимым последствиям. Когда пациент собственно сам обращается к профессионалам за помощью, то медицинские работнкии не только качественно диагностирую актуальное состояние здоровье обратившегося, но и начинают лечение. Тем самым врач и медицинская сестра создают некий смысл и рамки социального поведения и знания в ситуации болезни, и именно медики могут их устанавливать. Рассматривая медицину как деятельность, помогающую человеку адаптироваться в сложных ситуации болезни, важно рассматривать врачей как социальную группу. Данная социальная группа, исполняя свои профессиональные обязанности, стала монополизатором сферы здоровья, сферы болезни, а также условия, в которых протекает болезнь пациента. В рамках такого понимания изменяется в корне взгляд на общественную, социальную сущность медицинских работников, а также на взаимоотношения их с социальной группой «пациенты». Т. Парсонсом в его модели социальной системе именно данные о возможном социальном согласии являлись основой социологии медицины. [18]. Главным тезисом Парсонс выдвигал следующее: общество представляет собой сложную систему социальных элементов (институты, группы, индивиды), которые находятся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение» [18]. Источники социального самодвижения Т. Парсонс видел во внеэкономических факторах, которые господствовали. Важным из них являлась мораль [18]. Интегрироваться в общество, которое представляет собой взаимодействие социальных групп, институтов позволяет система моральных ценностей (медицина и семья и т.д.). Следует отметить, что Т. Парсонс отмечал, что «производственная (лечебно-диагностическая, реабилитационная) деятельность выступает как частный аспект этого взаимодействия»[18]. Выстраивая свою социальную систему, Т. Парсон использовал свои исследования взаимоотношений врача и пациента[18]. Т. Парсонс определял медицину«как профессиональное занятие, не имеющее рыночного характера, ориентированное на пациента, основанное на знании и умственной деятельности, которая получила развитие для того, чтобы служить людям»[18]. Однако с другой стороны социолог рассматривал медицину как форму особенного социального контроля, как средство, изменяющего поведение пациента, как средство адаптации пациента для удовлетворения его (пациента) социальных потребностей[18]. Здесь нельзя не согласится с Т. Парсонсом, так как только здоровый, готовый к выполнению функций своих, индивид может полноценно участвовать в жизни социума. И в тоже время от эффективности деятельности здорового индивида зависит и экономическое производство социума, и даже само выживание общества[18]. В медицинской модели здоровья Т. Парсонса « здоровье» рассмтарвиается как «функциональная пригодность». По замечанию Т. Парсонса, именно врач решает, делает заключение о годности/не пригодности индивида к выполнению работы. Именно врач берет на себя ответственность за принятие решения в определении «уровня здоровья» индивида. Напомним , что Т. Парсонс считает, что «уровень здоровья» - это способность к функционированию индивида в обществе[18]. Важным моментом, как отмечает Т. Парсонс, является вопрос вхождения пациента в роли и выхода из нее. Существующие в обществе факторы, которые подрывают здоровье позволяют законно индивиду входить в «роль больного». Выздоровление, как отметил Т. Парсонс, так же может быть формой девиантного поведения, отклоняющегося, т.е. индивид остается в «роли больного» [18]. Здесь важным является контроль «вхождения» в роль больного со стороны врача. Именно врач должен четко расставлять границы такого ролевого поведения. Если болезнь индивидом мотивируется, то это уже форма девиантного поведения индивида[18]. Вернемся к вопросу взаимодействия в медицинских учреждениях. Здесь довлеет подчинение и господство, специализации и дифференциация в процессе профессиональной деятельности, конфликт и соперничество тоже имеют место быть, как и в любой организованном взаимодействии индивидом. Общество – это система отношений, которая в свою очередь обуславливает обязанности индивидов. Процессам ассоциаций противопоставляются процессы диссоциации, которые часто выливаются в конфликт. Структуралистами при объяснении конфликтов подчеркивается, что послушание индивидов достигается путем принуждения при их молчаливом согласии, а подчинение и бессилие являются неизбежными следствиями общества, в котором нет равноправия. Достижение равноправия во взаимоотношениях социальных субъектов в медицинских учреждениях зависит от компетентности обеих сторон, а также от наличия прав, обязанностей, полномочий, и разумеется, от выбранной модели взаимодействия врача и пациента. Социологами конфликтологической теории Р. Дарендорфом, Л. Козером, К. Болдингом конфликт рассматривался как «универсальный механизм» социального развития и регулирования социальных отношений. Баланс конфликтов, который устанавливает правила социального взаимодействия, по мнению Л. Козера, организует открытое общество[13]. Именно конфликт, сплачивает социальные группы, способствует социальной интеграции и развитию группового самосознания. Л. Козер отмечает основные пути разрешения конфликтов. Как известно в медицинских учреждениях, в профессиональной среде медицинских работников существует сильная корпоративная культура, не поощряющая появление и разрастание конфликтов, а также распространение информации о них. Возникновение же конфликтной ситуации между медицинским персоналом и пациентом зачастую говорит о неумении налаживать контакт. Конфликтность по природе самого субъекта, как и противоположные тенденции, хорошо выражает наличие у него потребностей, в том числе и самосохранительных, реализация которых в рамках медицинских учреждений в зависимости от конкретных условий может выступать как позитивной, так и негативной силой. Негативность же служит основой конфликта. Теория социального действия стремится объяснить взаимодействие прежде всего на основе понимания идей, ценностей и "социального мира" самих индивидов как действующих лиц. Участвуя в производстве (в том числе и медицинских услуг), индивид (медицинский работник) проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей (руководитель, врач, пациент) складывается в систему социальных институтов (медицина, семья), которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам, контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества. Не всякое действие человека, согласно М. Веберу, является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают как личностные[4]. Действие становится социальным лишь тогда, когда оно имеет субъективно подразумеваемый смысл и ориентировано на поведение других людей. Сами социальные действия М. Вебер подразделял по степени рациональности на четыре категории: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные. Положив в основу своей теории социального действия рациональность, М. Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, так как только они являются по-настоящему осознанными, социальными[4]. Примером врача и пациента, совершающего целерациональное действие, может служить социальный субъект, который однозначно осознает собственные цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими для достижения данной цели. Смысл ценностно-рационального действия заключен не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта (врача и пациента) в самоценность этого действия как такового. Сюда относятся действия, которые совершаются без учета предвидимых последствий, на основе убеждений долга, достоинства, религии. В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. По М. Веберу воплощение рациональности – это правовое государство, которое функционирует и базируется на «рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям»[4]. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Бюрократия, как считал М. Вебер, является тем самым техническим механизмом, который осуществляет управление, и оно в свою очередь основано на целерациональных действиях. Другие управленческие альтернативы. По мнению, М.Вебера, неизбежно предполагают некомпетентность и иррациональность[4]. Идеальная модель бюрократии по М. Веберу это совокупность индивидов, которые выполняют рациональные действия, нацеленные на достижение результатов, которые имеют значимость и полезность для общества. М. Вебер был убежден в том, что тенденция к рационализму в современном промышленно развитом обществе является неизбежной и во многих отношениях прогрессивной, однако в отношении некоторых аспектов он был менее оптимистичным, подчеркивая «удушающее» влияние бюрократической организации на новшества и радикальные идеи и обезличивающую анонимность работника, попавшего в ловушку бездушной и холодной бюрократии[4]. Тут есть противоречие: в медицинских организациях бюрократическая система подкреплена большим количеством регламентирующих документов, которые день ото дня усиливаются, в тоже время этот «бюрократизм», ограничивает мобильность врачебной и медсестринской профессии, для овладения которой нужны большие как материальные, так и временные затраты. Теории социальной структуры исследуют, каким образом общество формирует людей и налагает на них ограничения с помощью норм и ценностей, которые они усваивают в процессе социализации и которые направляют и определяют их поведение. Традиция изучения социальных структур ведется от Э. Дюркгейма и К. Маркса[8]. В отличие от М. Вебера они уделяли внимание именно тому, как «ролевое социальное поведение» реагирует на заранее установленные правила, а не «действию», которое предполагает больше свободы выбора действующего субъекта. В более широком смысле социальное поведение людей, их ценности и социальные установки можно рассматривать как результат воздействия различного типа социальных организаций, процессов и структур, существующих в обществе, в котором они живут. Иными словами, то, что мы представляем собой как индивиды, определяется в основном конкретным обществом, в котором мы живем, а в рамках этого общества — конкретной социальной группой, к которой мы относимся. Образцом могут служить медицинские учреждения, в которых сформированы правила практики для своих работников и пациентов. Эти нормы определяют поведение людей и формируют их отношение к работе. Некоторые из этих правил являются конкретными, например ношение форменной одежды (белые халаты) для персонала или ночных халатов для пациентов, а другие — неофициальными и "скрытыми", как, например, традиционное почтительное отношение медицинских сестер к врачам. Не обошел стороной социологию медицины и гендерный вопрос. Длительное время не обращалось внимания на то, какого пола врач, а какого – пациент. Однако представители феминистского направления отметили, что объяснения женщин в качестве пациентов, даваемые врачам, были основаны в большей степени на их биологических слабостях и зависимости. Ими утверждалось, что женщины чаще обращаются за консультациями и что у них больше проблем с состоянием психического здоровья, так как от природы они являются более хрупкими и эмоциональными. Указанные гендерные особенности оказывают влияние на характер взаимодействия медицинских работников и пациентов, так как врачи могут трактовать жалобы женщин с меньшей серьезностью, чем аналогичные жалобы от пациентов-мужчин[11]. В то же время серьезно недооценивается важная роль женщин как «бесплатных работников здравоохранения», оберегающих здоровье членов семьи (дети, муж), с которыми они постоянно взаимодействуют. Эта большая часть работы по охране здоровья протекает за пределами официальной системы здравоохранения, хотя большую часть этого неофициального труда выполняют женщины. Видимой частью айсберга является оплачиваемый труд профессиональных работников здравоохранения. В 2001 г. около 80% всех работников, занятых в системе здравоохранения, — женщины. Тем не менее изучению вопросов взаимоотношений полов не уделяется должного внимания[10]. Гуманистическая позиция в социологии медицины представлена в трудах К. Роджерса [26]. В его работе "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория" излагается его доминирующая установка в лечении неврозов – эмпатия с концентрацией внимания на пациенте. К. Роджерс - психотерапевт предложил метод клиентцентрированной терапии, основой которой являлось эмпатическое отношение к клиенту, которое способствует более «быстрому процессу конструктивных личностных изменений в клиенте» [26]. К. Роджерс учитывает шесть условий, важных при терапии, замкнутой на клиенте: «1) два человека (врач и пациент) находятся в психологическом контакте; 2) пациент находится в состоянии дезадаптации, он раним и тревожен; 3) врач является гармоничным и интегрированным; 4) врач проявляет безусловное позитивное внимание к пациенту; 5) врач переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента и стремится передать ему свою эмпатию; 6) обязательно должна произойти передача пациенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания врача»[26]. Соблюдение обозначенных условий, в случае эмпатийной передачи и позитивного внимания врача к пациента создает у пациента условия для быстрых изменений и личностного роста. Изучение социальных взаимодействий в их символическом содержании принадлежит интеракционистам (Мид Д., Блюмер Г.) Данный подход анализирует общество и его устройство через межличностное взаимодействие, которое основывается основанное на восприятии индивидами смыслов действий других людей[17]. Интеракционистами постановка диагноза врачом это своего рода вид власти и общество его должно уметь контролировать. В рассматриваемом подходе в одном ряду с представлениями об индивидах стоит отношение к власти, которая формирует социальный порядок в процессе взаимодействия. Те условиях, в которых происходит взаимодействие, необходимо рассматривать как условия, которые способствуют соучастию индивида и как препятствующие развитию индивида. Как видим, в этом постулате интеракционистов отражается их предположение о том, как индивид может изменить социальную среду, окружающую систему здравоохранения, каким образом и способом и как он сам изменяется под ее воздействием. Основа данных исследований – моральный союз с точки зрения пациента. Поясним, это вопрос «ощущения пациента собственного "я" должно признаваться (а не отвергаться) другими людьми и что пациент должен иметь больше возможностей для выражения собственного мнения при принятии решений о методах лечения». Само по себе это вызывает озабоченность вследствие наличия чрезмерных ограничений разного рода на соучастие индивида, например таких, как отсутствие возможности быть услышанным или невозможность сделать выбор. Действительно, во многих этнографических трудах представителей интеракционистского подхода показано, что в конечном счете у пациентов очень мало возможностей (и в еще меньшей степени у врачей) давать свои собственные определения ситуации главным образом вследствие того, что у них сравнительно мало полномочий и ресурсов. Во многом это обусловлено тем, что поведение индивидов и субкультур при игнорировании структурной организации общества и норм его функционирования подпадает в разряд асоциального, девиантного поведения. Данная теория предполагает изучение индивидов самих по себе, с целью наблюдения через их поведение характер и работу социальных институтов и организаций (Burns T. и соавт.). В частности, E. Goffman интересовался исследованием социальных правил, управляющих взаимодействием, его интересовала внешняя структура отношений, например ритуалы и формальности. Это направление получило дальнейшее развитие в эмпирическом исследовании P. Strong, посвященном педиатрической клинике[31]. В его труде определяющим являются не эмоции, мнения или ощущения родителей пациентов (дети) и врачей, а церемонии, в которых они принимают участие, и ритуалы, которые они совершают при проведении консультаций. Каждый медицинский контакт, по определению P. Strong, сопровождается рядом ожиданий, обычно воплощенных в "форме бюрократической роли"[36]. Эта церемониальная форма представляет собой усилия, предпринимаемые врачом и пациентом для устранения несоответствий между реальными взаимодействующими субъектами и моделями идеального врача и пациента, которые проявляют себя как имеющие взаимные обязательства для достижения наилучших результатов в лечении. В этом отношении, несмотря на ритуальное устранение морального недовольства, в исследовании P. Strong врачи по-прежнему использовали стратегии для манипулирования пациентами (например, для "корректировки" их мнений и подталкивания к определенному поведению) [36]. Пациенты могут также нарушать церемониальный порядок, например, путем настойчивого выражения сомнений, но такое поведение не было успешным, если авторитет медицинского персонала подкреплялся бюрократической структурой. Для каждого отдельного случая правила, ритуалы и церемонии, окружающие здоровье и здравоохранение, по существу являются случайными, поскольку построены на зыбком фундаменте договорного консенсуса. A. Strauss отмечает, что вряд ли кто-либо знает все существующие правила, а еще меньше известно, к чему именно они относятся, кого конкретно касаются и с какими санкциями связаны[35]. Глубинные интервью, результаты которых были описаны в работах A. Strauss и его коллег, раскрывают новые аспекты изучения взаимодействия медицинских работников и больных, имеющие место в условиях хронической болезни [35]. В своих ранних работах об умирающих B. Glaser и A. Strauss использовали термин "условия осведомленности" для описания того, что "каждое взаимодействующее лицо знает об определенном состоянии пациента (как умирающего человека) наряду с его признанием осведомленности других лиц о его собственном состоянии"[35]. Разнообразные формы осведомленности, полученные авторами при сборе материалов на местах, отражают условия, в которых взаимодействуют умирающий пациент и его окружение. Эти формы не являются твердо установленными, а открыты для изменений, стимулируя взаимодействие между участниками. Центральное место в жизни организации и взаимодействии основных ее субъектов занимает ведение переговоров. "Каждый пациент ... желает что-нибудь получить либо хочет, чтобы произошли некоторые события; пускается на уговоры и лесть, ведет переговоры, настаивает, намекает и использует другие формы общения"[35] для достижения своей цели. Со своей стороны персонал договаривается с пациентами или с их родственниками (например, о режиме ухода за пациентами), стремясь к удовлетворению потребностей пациентов, качественному выполнению своих обязанностей и получению должного вознаграждения. Ведению переговоров отводится главная роль также в классической работе J. Roth, посвященной описанию этапов протекания лечения у туберкулезных больных. Взаимодействие врачей и пациентов происходит в условиях попыток прогнозирования обеими этими группами моментов времени, когда должны произойти конкретные важные события в течении болезни (например, наступление какого-то из этапов болезни, проведение каких-либо исследований) [34]. J. Roth обнаружил, что пациенты основывались при этом на наблюдении за лежащими рядом с ними больными, поступившими ранее или с более запущенными формами, а врачи использовали более дифференцированные категории, результаты клинических проб. Различие систем координат порождает другие противоречия, недоверие и конфликты. Пациенты непрерывно требуют ускорения графика, врачи стараются сопротивляться таким требованиям. Результатом этих противоречивых требований является непрерывное ведение переговоров между пациентами и врачами по вопросу о том, когда будут достигнуты определенные результаты в лечении[34]. За рамками интеракционизма остается такая область, как социология эмоций, формирующая новый взгляд на индивида как на образ ориентированного на познание саморефлексирующего действующего лица с определенными эмоциями. Считается, что Д. Мид и Г. Блюмер не оценили в должной мере важность чувств, уделяя особое внимание "делам и мыслям". E. Goffman подвергся особенно сильной критике со стороны A. Hochschild за то, что больше внимания уделял поведению, определяемому правилами, в ущерб эмоциям, которые считал "непослушными и неконтролируемыми"[33]. Таким образом, обзор литературы показал, что различные взгляды, как классиков, так и современных социологов на процесс межличностного взаимодействия, можно отметить как необходимость интеграции социологических подходов в область медицины и несомненную актуальность их использования при разработке теоретико-методологических основ исследований по данным проблемам в здравоохранении. ? 1.2.Понятие «пациент» и «роль пациента» Для начала обратимся к определению понятия «пациент» в русском языке. Данные в словаре С.И. Ожегова, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, в Энциклопедическом словаре медицинских терминов, в Кратком словаре по социологии свидетельствуют о достаточно однозначном понимании понятия «пациент», как лица, которому оказывают медицинскую помощь. Изучая роль пациента, J. Denton (впервые использовал это понятие), акцентировал внимание не только на роли больного и его поведении в увеличении шансов на выздоровление, но и на влиянии лиц, участвующих в лечении (членов семьи, медицинского персонала и др.) пациента[32].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg