Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ФИЛОСОФИЯ

Понимание личности в философии и психологии

gemsconslebria1971 130 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 13 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
В философии личность представляет собой диалектическое единство общего, особенного и отдельного. В конкретно исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Рассмотрим основные теории личности в философии и психологии для максимального понимания данной темы.
Введение

Понятие «личность» не имеет однозначного определения, что связано со сложностью самого феномена личности. Как в психологии, так и в философии данное понятие изучается с разных сторон, дополняющих друг друга. Личность в психологии часто определяют как человека с точки зрения его социальных и приобретенных качеств. Во многих определениях личности обращается внимание на то, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, которые характеризуют его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности. Исключение составляют те качества, которые проявляются в обществе, в отношении к людям. Понятие «личность» обычно включает в себя такие свойства, которые являются относительно устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для других людей поступки.
Список литературы

1. Миронов В. В., учебник для вузов 2. П. Гуревич Основы философии 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Юнити - Дана, 1999. 4. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1996. 5. 4. Философия/ В.Ф. Берков, П. А Водопьянов, Е.З. Волчек. Под общ ред. Харина Ю.А. - Мн.: Тетра - Системс, 2000 6. Философия / Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 7. Философия. Курс лекций. Отв. ред. Калашников Л.В. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 8. Философия. Экспресс - справочник для студентов вузов. - Ростов н/ Д Издательский центр «МарТ», 2000. 9. Философия. / Под ред. Радугина. А.А. - М.: «Центр», 1999. 10. fictionbook.ru 11. litsoch.ru 12. society.polbu.ru 13. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/06.php
Отрывок из работы

Многие психологи определяют личность как человека, обладающего социально обусловленными психологическими характеристиками, которые проявляются в общественных связях и отношениях. Эти характеристики должны быть устойчивыми и определять нравственные поступки человека, которые имеют существенное значение для него самого и окружающих. Часто наряду с понятиями «личность» и «человек» употребляются такие понятия как «индивид», «индивидуальность». Понятие «человек» в психологии включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, есть они или нет у данного человека, тогда как понятие «индивид» характеризует самого человека и дополнительно включает биологические и психологические свойства, которые присущи ему вместе с личностными. Более того понятие «индивид» содержит не только качества, отличающие данного человека от других людей, но и общие особенности многих людей и данного человека. Индивидуальность является самым узким понятием по содержанию. Оно включает в себя лишь те личностные и индивидуальные качества человека, которые отличают этого человека от других людей. В структуру личности психологи обычно включают характер, эмоции, социальные установки, способности, волевые качества, темперамент, мотивацию. Основные теории личности в психологии. К нашему времени сформировалось много теорий личности. Для краткого рассмотрения воспользуемся обобщающей схемой. При формальном подходе к современным теориям личности можно найти, по крайней мере, 48 вариантов таких теорий. При этом каждый из вариантов может быть оценен по 5 параметрам, обозначенным на схеме в виде оснований для классификации. Психодинамические теории описывают личность и объясняют её поведение, исходя из ее психологических или внутренних, субъективных характеристик. Для этого типа теорий характерно объяснение поведения на основе внутренних психологических свойств индивида как личности. Социодинамические теории описывают личность и объясняют её поведение, исходя из внешней ситуации, Такие теории не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении факторов, собранных опытным путем. Неэкспериментальные теории основаны на жизненных впечатлениях, опытах, наблюдениях авторов данных теорий. В этом случае делается теоретическое обобщение. Для структурных теорий главной проблемой является выяснение структуры личности, а для динамических – изменение в развитии личности, её динамика. Некоторые теории личности построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, обычно это от младенчества до ранней юности. Однако есть теории, авторы которых прослеживают развитие личности в течение всей жизни человека. Существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства личности или внешние ее проявления. Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы более подробно рассмотреть наиболее известные теории личности. Теория черт. Р.Кеттелом и Г.Оллпортом была начата разработка теории, получившая название теории черт. Она относится к экспериментальной, психодинамической, структурно-динамической, рассматривает всю жизнь человека, описывает его как личность в понятиях, характеризующих внутренние свойства. Согласно этой теории каждый человек отличается от другого степенью развитости отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестирования или обобщения жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Другой (менее строгий) способ оценивания и выявления черт личности заключается в изучении языка, выборе из него слов, с помощью которых описывается личность с разных сторон. Именно таким образом Г. Оллпорт создавал методику изучения личностных черт. Также есть способ оценки черт личности, предполагающий использование факторного анализа – сложного метода, который позволяет свести к минимуму оценки личности, полученные в результате самоанализа, жизненных наблюдений людей. В результате получается набор независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека. Р.Кеттел с помощью данного метода выявил 16 различных личностных черт, каждая из которых получила двойного название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе выявленного экспериментально набора черт Р.Кеттел построил 16-факторный опросник, который в дальнейшем значительно увеличился. Р.Мейли, один из сторонников теории личностных черт, считал, что существует по меньшей мере 33 такие черты, которые необходимы и достаточны для полного психологического описания личности. В целом в многочисленных исследованиях приведено описание около 200 таких черт. В опроснике Кеттела задается более 100 вопросов испытуемым, на которые они отвечают утвердительно или отрицательно. После этого ответы группируются в соответствии со способом обработки результатов и определяется выраженность того или иного фактора, который свидетельствует о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается «личностный профиль» испытуемого, который включает в себя оценки по каждому фактору. Однако теория черт имеет свои недостатки. Во-первых, выявляемый набор личностных черт существенно зависит от качества исходного материала. Используя различные исходные данные, исследователи получают разные списки факторов. При этом их мнения по поводу выявленного набора личностных черт тоже оказываются различными. Одни считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20. Во-вторых, основываясь на знании личностных черт, оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Выяснилось, что поведение человека зависит еще и от многих других условий, например, от особенностей рассматриваемой ситуации. Теория социального научения. В то же время за рубежом получила распространение альтернативная концепция личности – теория социального научения. По предложенной классификации её можно отнести к социодинамической, экспериментальной, структурно-динамической, рассматривающей всю человеческую жизнь, описывающей человека как личность в поведенческих терминах. Основной психологической характеристикой личности в данной теории является поступок или серия поступков. Согласно теории социального научения поддержка или осуждение поступков человека со стороны других людей существенно влияет на поведение человека, его социальные действия. Обнаруженные различия в поведении, которые индивидуальны у детей и взрослых, являются результатом опыта, длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия с разными людьми. Основные механизмы, за счёт которых человек приобретает новые формы поведения – это наблюдение за другими и подражание. Частота и постоянство возникновения одних и тех же ситуаций, а так же идентичность оценок поведения индивида со стороны других людей определяет устойчивость человека как личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg