Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Выбор будущей профессии старшеклассниками в зависимости от личностных особенностей

gemsconslebria1971 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Цель курсовой работы: изучить влияние личностных особенностей старшеклассников на выбор будущей профессии. Объект исследования – самосознание и мотивационно-потребностная сфера личности. Предмет исследования –процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Цель курсовой работы определила решение задач: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения у старшего школьного возраста. 2. Изучить мотивационные основы определившихся и не определившихся в выборе профессии школьников и сравнить полученные результаты. 3. Проанализировать результаты и сформулировать выводы. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Методы исследования: 1. анализ научной литературы по теме исследования; 2. тестирование, с целью фиксирования имеющихся у испытуемых показателей исследуемых качеств; 3. математический анализ полученных результатов. Теоретической основой исследования выступили труды таких ученых, как В.А. Бодров, М.Т. Громкова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Р.С. Немов, М.К. Прыгин, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, В.Ю. Шегурова и др. Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» г. Старый Оскол. В исследовании приняли участие 19 учеников старших классов в возрасте 17 лет.
Введение

Актуальность выбранной темы исследования «Выбор будущей профессии старшеклассниками в зависимости от личностных особенностей» обоснована значимостью профессиональной деятельности в жизни человека, так как она является основой обеспечения его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Необходимо подчеркнуть, что правильный выбор профессии и нацеленная на него профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение – это определение человеком самого себя с учетом принятых в обществе критериев профессионализма. Профессиональное самоопределение возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте. Его сущностью выступает нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Динамика профессионального самоопределения заключается в изменении отношения к себе и критериев данного отношения. Следует обратить внимание на то, что некоторые виды деятельности могут зависеть от свойств темперамента. Это оказывает значительное влияние на ход их выполнения и результат. По отношению к различным видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных динамических чертах психики. В тех областях труда и видах занятий, где предъявляются достаточно высокие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на профессиональную пригодность к деятельности. Данное исследование направлено на более подробное раскрытие особенностей профессионального и личностного самоопределения, а также выявления проблем, связанных с личностными особенностями, влияющими на выбор будущей профессии. Полученные результаты смогут дать более подробное представление о данном явлении.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…… 1.1. Представления старшеклассников о выборе профессии………….. 1.2. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……... 1.3. Мотивация как одна из основ профессионального самоопределения старшеклассников……………………………….. II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОСУЩЕСТВИВШИХ И НЕ ОСУЩЕСТВИВШИХ ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ …….. 2.1. Организация исследования………………………………………….. 2.2. Результаты исследования ………………….…………...................... 2.3. Рекомендации для старшеклассников, выбирающих профессию .. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………........................ ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………….............................................................
Список литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.:ПСР СЭ, 2001. - 511 с. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования. 8-е издание. Учебное пособие. – М., 2016. - 282 с. 3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 415 с. 4. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2012. - 672 с. 5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Деловая книга, 2012. - 336 с. 6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. - 512 с. 7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. - 509 с. 8. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 512 с. 9. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов.// Вопросы психологии, 2015. - №3. - С. 23-30. 10. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. - 1983. - №2. С. 50-55. 11. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. - 2012. № 4. С. 28-30. 12. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М.: Педагогическое общество России, 2014. - 288 с. 13. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2012. - 352 с. 14. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. 15. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. – СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2011. - 415 с. 16. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Бахрах –М, 2013. - 672 с. 17. Прыгин М.К. и др. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. - 2009. - №4. - С.45-51. 18. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: МПСИ, 2014. – 400 с. 19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с. 20. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2012. – 480 с. 21. Пряжников Н.С. Психология элитарности. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 512 с. 22. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2013. -151 с. 23. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 184 с. 24. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2013. - 336 с. 25. Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении.// Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С.69-71. 26. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ТАНДЕМ, 2012. - 384 с. 27. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 20013. - 224 с. 28. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: ЛОГОС, 2011. - 320 с. 29. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: АСП, 2014. -734 с. 30. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Ч.3. – М.: ВЛАДОС, 2013. - 336 с. 31. Энциклопедия профессионального образования. - М., 2013. - 306 с.
Отрывок из работы

1.1. Представления старшеклассников о выборе профессии Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, – это базис для самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет ряд многих вещей, а именно: кем быть, где, как и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Исследователи рассматривают понятие «профессионального самоопределения» по-разному. К примеру, Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя [13, с. 200]. Он считает его однократным явлением. Этой же точки зрения придерживается и И.М. Кондаков, который говорит о профессиональном выборе как об отдельном этапе профессионального развития, проходимого субъектом после окончания общеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным обучением [7, с. 282]. Другой точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Его мнение заключается в том, что профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [29, с. 395]. Оба подхода объединяет понятие, данное В.Н. Дружининым. Профессиональное самоопределение – выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [4, с. 421]. В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью (в нашем случае старшеклассником) своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [14, с. 224]. Согласно Э.Ф. Зееру, профессиональное самоопределение – есть самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [5, с. 13]. Н.С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение в контексте поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – в контексте нахождения смысла в процессе самоопределения. [18, с. 10]. Здесь же можно обнаружить парадокс самоопределения: найденный смысл тут же обесценивает жизнь. Следовательно, важен именно процесс поиска смысла, где отдельные смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса. При более творческом (креативном) подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в данном случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения. В специальной литературе дано множество различных вариантов определения понятия «выбор профессии», если обобщить большую часть из них, то можно выделить главную мысль, так называемый смысл данного понятия, он заключается в том, что профессиональное самоопределение строится на выборе, который осуществляется в результате самоанализа и соотнесения его с требованиями профессии. Содержание данного определения подчеркивает двусторонность выбора профессии: тот, кто выбирает (субъект) и то, что выбирают (объект). Обе стороны выбора обладают множеством характеристик, именно этим можно объяснить неоднозначность выбора профессии. Выбор профессии — длительный процесс, состоящий из нескольких этапов, продолжительность которых зависит от внешних факторов и индивидуальных особенностей того, кто выбирает профессию. Согласно теории Е.А. Климова, можно выделить ряд из восьми универсальных факторов, которые влияют на выбор профессии в старшем школьном возрасте: • Мнение родителей, старших членов семьи. Старшее поколение несет ответственность и заботится о подростке. В большинстве своем такая забота влияет на его дальнейшую жизнь. Родственники затрагивают и тему выбора будущей профессии, дают рекомендации на этот счет, не зная или не учитывая мнение подростка; • Позиция своих друзей, влияние окружения. В этом возрасте дружеские связи играют одну из основных ролей в жизни подростка. Поэтому мнение окружающих людей может повлиять и подтолкнуть человека сделать неправильный выбор касаемо своего профессионального будущего; • Мнения школьных педагогов, позиции учителей. Опытный педагог многое замечает в поведении и активности своих учеников – в том числе навыки и склонности к определенной профессии; • Собственные профессиональные планы. Под «планом» предполагается представление человека о том, каким образом он впоследствии будет осваивать выбранную им профессию; • Личные способности человека. Судить о своих особенностях необходимо по результатам учебных занятий, по достижениям в спектре своей деятельности, а также учитывать личные увлечения; • Притязания на общественное признание. Необходимо при планировании будущей карьеры рассчитать, насколько объективными выглядят поставленные субъектом цели; • Информированность об особенностях профессий. Приобретаемые человеком сведения должны быть полными, объективными и информативными – для идеального выбора наиболее подходящей профессии; • Склонности человека. Проявление склонностей подростка можно проследить через его увлечения, интересы, подкрепленные реальными способностями; Таким образом, можно сделать вывод по вышесказанному о том, что склонности старшеклассника, его интересы и увлечения слабо учитываются при выборе будущей профессии. Над ними доминируют мнение родителей, старшего поколения, предпочтения друзей и близких, а также немаловажную роль играет позиция учителя. Следует отметить еще одну проблему выбора будущей профессии на современном этапе, обусловленную социально-экономическими переменами в нашей стране. Рыночная экономика страны требует такой тип личности, который нацелен на созидание самого себя и духовных, материальных благ. Из плановой экономики в свою очередь вышел другой тип личности, который не связан с результатами своего труда, ждущий материальных благ. В результате у нынешней молодежи наблюдается отсутствие или пренебрежение продуктивных установок, нацеленных на развитие индивидуального потенциала. Следовательно, у большей части молодежи выбор базируется на уже существующих в обществе критериях и стереотипах, а это мешает им найти свое направление в мире профессий. Иерархия трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством старшеклассников в нынешнем мире, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей. Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики может служить осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. Ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха. Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые помогают ей выделится в любой ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т.д.) Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений. 1.2. Личностные характеристики как фактор выбора профессии В строю ключевых условий подбора специальности специалисты по психологии как правило называют следующие: интересы (познавательный, высокопрофессиональный, интерес к специальности, склонности); возможности (равно как психические аппаратура, необходимые для преуспевания в установленном варианте работы); характер. Эти условия зачастую принадлежат к индивидуальным. Последующая категория условий (их можно назвать беспристрастными) содержит в себе: степень подготовки (успеваемости), положение самочувствия, осведомленность о мире профессий. Особенную роль занимают такие условия, равно как способности. Зачастую задачу способностей объединяют с одарённостью, однако подобного степени формирования возможностей потребует с индивидуума лишь незначительное количество специальностей. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Старшеклассники именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, на свои возможности и не слишком тревожные. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью в самоопределении. В 11 классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся: желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других десятиклассников самооценка высока и глобальна – охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Еще одна группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменением самооценки в 11 классе повышается тревожность. Самооценка конкретного ученика зависит не только от общей ситуации, но и от индивидуальных ценностных ориентаций, определяющих оценочный компонент «Я-концепции». Допустим, мальчик считает себя талантливым физиком, и планы на будущее для него ясны. Тем не менее, его самоуважение не высоко, поскольку основывается не только на интеллектуальных качествах, - для него важны и общительность, умение поддерживать дружеские отношения, которыми он не обладает. Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки тревожности и разнообразия вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. У молодых людей, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств. Профессиональные качества оцениваются не так объективно. Кроме того, существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров. Таким образом, в профессиональном самоопределении большая роль принадлежит самосознанию старшеклассников. Большую роль играют требования, которые предъявляются к будущим работника. К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику: • профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности; • профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности; • профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности). В данной работе мы будем рассматривать индивидуальные свойства равно как факторы выбора специальности. К индивидуальным данным принадлежат: способности (общие и специальные); физическое формирование; волевые качества; круг интересов; предрасположенности; самооценка; темперамент; характер; адаптируемость и т.д. Способности – это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею. От способностей зависит темп, углубленность, легкость и надежность процесса овладения познаниями, навыками и умениями. Однако способности никак не сводятся к знаниям и умениям. С помощью исследовательских работ, было установлено, что возможности – это прижизненные образования, их формирование проходит в течение жизни через процессе социализации, также среда и воспитание активно формируют их. В начале 20 века многие исследователи пытались измерить способности (иностранные специалисты по психологии Айзенк, Спирмен, Кеттел, Бине и др.). Для измерения способностей применялись различные тексты. Однако наиболее надёжный способ определения способностей – это выявление динамики успехов в ходе деятельности. Способности делятся на общие и специальные. Изучение разных видов специальных способностей ведется основным способом в взаимосвязи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено Е.А. Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника (машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессии. Так как любая активность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые запросы, не существует темпераментов, идеально подходящих для всех видов деятельности. Можно сказать, что люди холерического темперамента более пригодны для деятельности, связанной с активностью и риском, сангвиники – для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит воздействие на активность разных психических состояний, вызываемых неприятной ситуацией, эмоциональными факторами. Выделяется 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности: 1) профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности; 2) Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы; 3) Заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов; 4) Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg