Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Особенности регулирования социально-трудовых отношений в России

gemsconslebria1971 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Цель курсовой работы: рассмотрение и выявление особенностей регулирования социально-трудовых отношений в России Объект курсовой работы: социально-трудовые отношения в России Предмет: регулирование социально-трудовых отношений в России В соответствии с основной целью работы можно выделить следующие задачи: 1) обозначить понятия трудовых и социально-трудовых отношений; 2) рассмотреть правовые аспекты регулирования социально-трудовых отношений в России 3) кратко изучить историю зарубежных моделей социально-трудовых отношений 4) выявить особенности и проблемы регулирования социально-трудовых отношений в России;
Введение

Социально-трудовые отношения - это одна из основных составляющих благополучного существования, успеха и развития каждой организации. Однако они всегда остаются противоречивой сферой, что обусловлено сосуществованием здесь объективно противоположных интересов. Природа этих противоречий кроется в необходимости одновременного достижения целей социальной справедливости и экономической эффективности, и разрешаться они могут через установление в каждый конкретный момент времени определенного баланса интересов участников трудовых отношений. Поиск этого баланса заставляет подвергать систему регулирования социально-трудовых отношений постоянному реформированию. Проблема социально-трудовых отношений и их развития в современных российских условиях активно обсуждается в отечественной экономической литературе. Значительный интерес к социально-трудовой проблематике среди российских ученых обусловливается во многом тем, что многие аспекты социально-трудовых отношений с переходом нашей страны к рыночной экономике возникают практически заново, требуют быстрейшего решения, что обуславливает актуальность данной темы. Социальные процессы, характеризующие происходящие изменения в сфере социально-трудовых отношений, во многом определяют ход социального развития общества. Материальное положение, уровень и качество жизни работников, условия их труда, степень удовлетворенности работой, характер взаимоотношений с работодателями, уровень конфликтности трудовых отношений и многие другие факторы составляют своеобразный исходный компонент развития более общих социальных явлений и процессов. Так, политика, проводимая на предприятиях, играет важную роль в общей системе регулирования социально-трудовых отношений, непоследовательность и необоснованность этой политики приводит к обострению напряженности в трудовых коллективах и становится источником конфликтов. Исследованию социально-трудовых отношений в России посвящено сегодня достаточно много работ. Из большого количества научных исследований выделяются работы таких авторов, как Е.М. Акопова, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, Э.Н. Бондаренко, Л.Я. Гинцбург, И.К. Дмитриева, С.А. Иванов, A.M. Куренной, В.И. Курилов, В.М. Лебедев, Р.З. Лившиц, A.M. Лушников, А. Абалкин, Ю. Васильчук, Н. Зарубина, Г. Клейнер, Л. Львов, и др.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 1. Сущность социально-трудовых отношений………………………………5 2. Специфика регулирования социально-трудовых отношений в России…14 Заключение………………………………………………………………….…26 Глоссарий………………………………………………………………………28 Список использованной литературы………………………………………....30 Приложения………………………………………………………………….....32
Список литературы

1. Андрианова, В.В. Механизм функционирования системы социально-трудовых отношений и пути его совершенствования / В.В. Андрианова// Культура народов Причерноморья. -2014. – №51. – С. 26-29. 2. Белкина, Н. А. Корпоративная система управления трудом/ Белкина, Н. А//Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2013.282 с. 3. Бизюков, П. В. Место профсоюзов в системе регулирования трудовых отношений / П. В. Бизюков, В. А. Бизюкова, К. В. Бурнышев, И. В. Донова. М. : ИСИТО, - 2014. - 146 с. 4. Волгин, Н. А. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Экзамен, -2014. - с 736. 5. Воловская, Н.М. Социально трудовые отношения: учебное пособие/ Н.М. Воловская.-М.: Инфра-М, 2017.-156 с. 6. Генкин Б. М. Экономика и социология труда/ Б. М. Генкин// М: НОРМА: Инфра-М, 2001,430 с. 7. Давыденко, В. А. Социология неформальных отношений: экономика, политика, культура : коллектив. моногр. / В. А. Давыденко//Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, каф. экон. социологии : Вектор-Бук, 2015. 8. Зарубина, Н. А. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства// Н. А. Зарубина// М.: Магистр,2008. 360 с. 9. Исаев, А. Л. Развитие институтов трудовых отношений в трансформируемой экономике : автореф. дис.канд. экон. Наук/ А. Л. Исаев.- Саратов, 2015. 22 с. 10. Колесников, Н. Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики/ Н. Е. Колесников// СПб.: йзд-во РАН, -2012.121 с, 11. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993. 64 с. 12. Костин, А.Р. Корпоративная социальная ответственность: миро- вой опыт и концепция для России //А.Р. Костин// Стратегии России. – 2014. – №2. – С. 63-69. 13. Куликов, В.В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. 2011. № 1. С. 5. 14. Можаев, В.Б. Характерные черты трудовых отношений в современных социальных моделях общества / В.Б. Можаев// Общество и экономика. 2013. № 12. 15. Овчинников, В.М. Очерки о Японии/ В.М. Овчинников// Российская газета. - 2012.- с.15 16. Политика в области занятости в условиях глобализации: Доклад на V Международной конференции труда. 83-я сессия. Женева, 1996. С. 88. 17. Слезингер, Г. Э. Социальная экономика плюс социальная организация труда // Человек и труд. 2001. № 7, С. 77-81. 18. Соболев, Э. Н. Регулирование социально-трудовых отношений в России : генезис, механизмы, направления : автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2010. 53 с. 19. Соболев, Э. Н. Социально-трудовые отношения в России: история, современное состояние, перспективы /Э.Н. Соболев. М., -2014.-56 с. 20. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула и М. Уорнера. СПб.: Питер, 2012. 1197 с. 21. Шмаков М.В. Достойный уровень платы и нормальные условия труда работников, консолидация профсоюзов / М.В. Шмаков// Труд и социальные отношения. 2013. № 1. С. 4.
Отрывок из работы

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот сравнительно недавно. До этого в экономической литературе широко использовался термин «управление трудом», под которым понималось, в том числе и управление социально-трудовыми отношениями. В экономической литературе нередко понятие «социально-трудовые отношения» отождествляют с понятием «трудовые отношения». Например, Н. Е. Колесников дает такое определение: «Социально-трудовые отношения представляют собой сложную систему отношений, возникающих между людьми в процессе их как производственной, так и хозяйственно-экономической, социальной, политической и других форм общественной деятельности, нацеленной на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества» [10]. В этом определении смешиваются трудовые и социально-трудовые отношения. В определении, данном Б. М. Генкиным, также нет их четкого разделения: «Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью» [6]. В работе «Экономика труда и социально-трудовые отношения» дается следующее определение: «Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни». Однако в более современных подходах все же существует разделение понятий трудовые и социально-трудовые отношения. Трудовые отношения – это отношения, возникающие непосредственно в процессе труда. Социально-трудовые отношения - это иные, непосредственно связанные с трудом отношения. К ним в частности, относятся отношения, связанные с повышением квалификации, условиями труда, организацией быта и отдыха работников, подбором кадров и др. В прямой связи с трудовыми отношениями находится и личное потребление работника, в сфере которого происходит воспроизводство его самого и его семьи. Социально-трудовые отношения, таким образом, не совпадают с отношениями в процессе труда, они включают важные социальные аспекты, например систему социальной защиты работников и т. д. В трудовые отношения вступают работники, различные социально-профессиональные группы работников, менеджеры, наемный персонал организации. В социально-трудовые отношения вступают работодатели, профсоюзы, государственные и муниципальные органы власти и управления, объединения профсоюзов, объединения работодателей и другие лица, так или иначе участвующие в регулировании этих отношений. Можно выделить также надстроечные и базисные отношения. Впервые такое различие проведено Н. А. Белкиной в монографии «Корпоративная система управления трудом». Социально-трудовые отношения выступают как надстроечные явления, протекающие вне сферы труда, трудовые отношения - как базисные, протекающие в недрах производства товаров и услуг [2]. Анализ литературных источников показал также, что понятия «трудовая сфера» и «социально-трудовая сфера» в экономической литературе часто подменяют друг друга. Понятие «социально-трудовая сфера» определяется как область, где пересекаются: - отношения, возникающие между участниками совместного трудового (производственного) процесса; - отношения занятости; - отношения по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода. Н. А. Волгин и Ю. А. Одегов социально-трудовую сферу определяют как сферу «социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.» [4]. В приведенных определениях социально-трудовая сфера - весьма широкое понятие, которое охватывает обширный круг процессов и отношений, объединяя все уровни, на которых они существуют. В настоящее время в экономической литературе - и в случае рассмотрения управления отдельным предприятием, и в случае рассмотрения управления хозяйством страны в целом, выделяется специфический вид управления - управление трудом. Однако многие авторы такое выделение считают неправомерным. Управление трудом, имевшее место в планово-регулируемой экономике, уступает место «регулированию социально-трудовых отношений» в условиях переходной экономики, так как управлять в рыночном хозяйстве может только собственник или лицо, уполномоченное собственником. В условиях рыночной экономики речь может идти не об управлении, а о регулировании государством социально-трудовых отношений в рыночной сфере. Эволюция подходов к содержанию этой категории связана с изменением экономической системы и отношений собственности. Таким образом, понятие «управление трудом» скорее относится к предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной рабочей силы, т, е. мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим прогрессом (повышение вооруженности труда, а значит, и его производительности:), с трудосберегающей политикой, предполагающей активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействие на те или иные факторы рационального использования рабочего времени. Труд может быть предметом управления только на уровне предприятия. Управленческие воздействия могут быть направлены непосредственно на работника или на совокупность работников как производственную ячейку. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях речь идет о регулировании социально-трудовых отношений, на локальном уровне, то есть на уровне организации, речь может идти и об управлении трудом, и о регулировании локальных социально-трудовых отношений. В Трудовом Кодексе РФ в ст. 15 трудовые отношения определяются, как «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Данное определение отражает сущность трудовых отношений между работником и работодателем за оплату труда, и не отражает иных непосредственно связанных с ними отношений. Понятие же «социально-трудовые отношения» включает в себя более широкий спектр процессов, возникающих в трудовой деятельности. Именно социально - трудовые отношения дают возможность установить и определить социальную роль, общественное положение как индивида, так и группы в целом. Структурные составляющие в системе социально-трудовых отношений приведены на рисунке 1. Рисунок 1 – составляющие системы социально-трудовых отношений. Источник: Воловская, Н.М. Социально трудовые отношения: учебное пособие/ Н.М. Воловская.-М.: Инфра-М, 2017.-156 с. Методологической основой определения основных направлений регулирования социально - трудовых отношений в современной России является реализация конституционного положения о России как социальном государстве, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации законодательная база охватывает сферу регулирования социально-трудовых отношений по следующим направлениям: условия труда (оплата труда, охрана труда, социальные гарантии); социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование, выплаты социальных пособий слабозащищенным слоям населения, политика поддержания уровня жизни и политика дифференциации доходов населения); занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы, инвестиционная деятельность государства); миграционная политика, демографическая политика и др. Цель законодательного регулирования социально-трудовых отношений заключается в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей для обеспечения устойчивого развития организации. Главным базовым законодательным документом для Российской Федерации в целом, и для организаций в частности, имеющий в своем составе статьи, посвященные социальным и трудовым аспектам, является Трудовой кодекс РФ, в котором излагаются основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяются стороны трудовых отношений, их основные права и обязанности, отражаются различные аспекты социального партнерства в сфере труда. Здесь же нашли свое отражение правовые аспекты, касающиеся трудового договора, материальной ответственности сторон трудового договора, рабочего времени, оплаты и нормирования труда, а также основные требования, касающиеся трудового распорядка и дисциплины труда. Кроме того, в Трудовом кодексе РФ существенное внимание уделено особенностям регулирования труда отдельных категорий работников, защите трудовых прав работников, а также разрешению трудовых споров. Помимо Трудового кодекса РФ в организации имеются локальные нормативные акты, устанавливающие порядок организации и условия управления деятельностью в целом, для всех работников предприятия, а также регулирующие социально-трудовые отношения. К ним относят: устав организации, коллективный договор, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, положение о подразделении, штатное расписание и др. Система социально-трудовых отношений достаточно сложна. Ее структура на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях представлены в Приложении А. Объектами регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне являются: - конституционные права и свободы граждан в социально-трудовой сфере; - общегосударственные минимальные социальные нормативы и гарантии для работников предприятий всех форм собственности, позволяющие удовлетворять жизненно важные потребности; - индексация тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, упорядочение применяемых доплат и надбавок к заработной плате работников бюджетной сферы с целью установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы; - нормативная база в области нормирования и регламентации труда работников, прежде всего пересмотр устаревших и разработка новых межотраслевых норм и нормативов, а также разработка национальной системы профессиональных стандартов; - уровень доходов населения; - уровень безработицы, эффективное размещение и использование трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, на защиту от необоснованного увольнения, на забастовку и т.п.); - социальные стандарты на гарантируемый государством объем услуг в области социальной защиты; - улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности предприятий всех форм собственности и др. К объектам регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне относятся: - размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и коэффициенты, определяющие соотношение тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий других отраслей с тарифной ставкой первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли; - перечень межотраслевых (сквозных) профессий и должностей и размеры единых тарифных ставок (окладов) этих работников; - порядок индексации тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и др. К объектам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне относятся: - размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии муниципальных предприятий; - размеры единых тарифных ставок (окладов) рабочих сквозных профессий, не включенных в перечень межотраслевых (сквозных) профессий, предусмотренный региональным межотраслевым тарифным соглашением; - размеры надбавок, стимулирующих приток рабочей силы на соответствующую территорию, условия их выплат и др. К объектам регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне относятся: - вид (форма, система) оплаты труда; - соотношение размеров тарифных ставок (окладов) между отдельными категориями персонала; - размеры тарифных ставок (окладов) по каждой профессии; - выплата пособий, компенсаций; - механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; - занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; - соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; - экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; - оздоровление и отдых работников и членов их семей и др. Субъектами регулирования социально-трудовых отношений являются: органы государственной власти и местного самоуправления, ассоциации предпринимателей и другие объединения работодателей, профессиональные союзы и другие объединения наемных работников, общественные организации и движения, работодатели и профсоюзные организации предприятий. В соответствии с трудовым законодательством регулирование социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg