Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона органами местного самоуправления

gemsconslebria1971 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Цель курсовой работы — выявление и исследование отдельных проблем местного самоуправления и разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления регионом на примере Астраханской области. Достижение цели конкретизировано в решении следующих задач, определивших логику и внутреннюю структуру исследования: — раскрыть сущность полномочий органов местного самоуправления; — охарактеризовать особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-экономической сфере; — проанализировать социально-экономическое развитие Астраханской области; — выявить проблемы, препятствующие социально-экономическому развитию данного региона; — разработать предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления Астраханской области в сфере социально-экономического развития. Предмет исследования — органы местного самоуправления, его полномочия в сфере социально-экономического развития региона. Объект исследования — социально-экономическое состояние Астраханской области. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели. В работе были следующие методы исследования: метод сравнения и анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным. Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды и работы ведущих отечественных авторов, посвященные изучению местного самоуправления, такие как Кокотов А.Н., Шугрина Е.С., Тимофеев Н.С. и другие.
Введение

В современных условиях происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных ее территорий происходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. В управлении этим процессом требуется их активное участие в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти. Актуальность темы определяется огромной ролью местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона, необходимостью проработки приоритетных направлений в этой сфере, важностью исследования проблем для их своевременного решения.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона органами местного самоуправления 4 1.1.Понятие полномочий органов местного самоуправления 4 1.2.Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-экономической сфере 7 Глава 2. Оценка эффективности социально-экономической политики органами местного самоуправления на примере Астраханской области 17 2.1.Анализ социально-экономического развития Астраханской области 17 2.2.Основные проблемы, препятствующие социально-экономическому развитию Астраханской области 25 Глава 3. Предложения по совершенствованию полномочий органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона 28 Заключение 32 Список литературы 34
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017) 3. Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 №54-П (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года» 4. Распоряжение Министерства экономического развития Астраханской области от 31.12.2015 N 2141-р "Об утверждении ведомственной целевой программы "Стратегическое планирование социально-экономического развития Астраханской области" на 2016 - 2018 годы" 5. Балыхин А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 1. – С. 12–16. 6. Богданов В.Е. Система государственного и муниципального управления. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ — 2014. — 334 с. 7. Бондарь Н.С. Сильное местное самоуправление — сильное государство: история и современность/ Н. С. Бондарь, А. А. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. –– 2016. –– № 4. –– С. 62-74. 8. Бурылова Л. А. Проблемы и перспективы реального участия граждан в осуществлении местного самоуправления // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. –– 2016. –– № 1. –– С. 90-98. 9. Васильев А. А. Система муниципального управления. — М.: КноРус, 2016. — 234 с. 10. Волкова Е.Н., Карманов В.Е. Моделирование социально-экономического развития регионов // Экономика, статистика и информатика. – 2016. – №3. – С.43-47 11. Егоренко С.Н. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2016: Стат. сб. / Росстат. ? М., 2016. ? 442 с.-187 с 12. Еремин А. Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2017. – № 10. – с. 47-50. 13. Зенков М. Ю. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие – Новосибирск : Изд-во СибАГС – 2015. – 429 с. 14. Кодина, Е. А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2013. – № 2. – С.13–22. 15. Кокотов А. Н. Муниципальное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов. – М., 2014 – 384 с. 16. Кутафин О. Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристь – 2014. – 552 с. 17. Лукьянова М. Н. Исследование моделей и систем управления муниципальными образованиями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №3 – С.430-433 18. Лушникова Т. Ю. Система государственного и муниципального управления. — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2014. — 147 с. 19. Мусалова З. М. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами: конституционный аспект / З.М. Мусалова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 3. – С. 9–12. 20. Мухаев Р. Т. Cистема государственного и муниципального управления: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014.- 891 21. Прудникова А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Прудникова А.С., Трофимова М.С. - М.: ЮНИТИ, 2016. – 553 с. 22. Пылин В.В. Некоторые проблемы и пути их решения в сфере территориальной организации местного самоуправления в России // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2013. — №?2. — С. 14. 23. Савельева А. Е. Основные положения функционирования муниципальных образований // Время науки –– 2016. –– № 1. –– С. 446-449. 24. Светцов Ю.А. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2016 году» подготовлен государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр социально-экономического мониторинга и аналитики» / Ю.А. Светцов, Т.В. Первицкая. - Астрахань, 2016. -№ 23. - С. 170. 25. Слюняев И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 6–12 26. Тимофеев Н. С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений / Н. С Тимофеев. - М.: МГУ, 2014. - 176 c. 27. Холодова Е. И. Региональная экономика и управление : учеб.-метод. пособие. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – 104 с. 28. Шуба К. Д. Проблемы повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в РФ // Власть. — 2012. — №?5. — С. 86?87. 29. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с. 30. Аналитическое исследование за 2016 год "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/ 31. Рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных районов Астраханской области по итогам 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minec.astrobl.ru
Отрывок из работы

1.1. Понятие полномочий органов местного самоуправления Полномочия органов местного самоуправления являются важнейшим элементом их компетенции. Компетенция органа местного самоуправления представляет собой установленную нормами муниципального права совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями местного самоуправления. Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования. Под правами понимается законодательно установленная мера возможного, а под обязанностями — мера должного поведения. Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного назначения. Следствием их реализации является возникновение, изменение, прекращение правомочий органов местного самоуправления, должностных лиц, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, иных юридических лиц и граждан. Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении. Законодательство относит к предметам ведения местного самоуправления широкий круг вопросов. Наряду с вопросами местного значения, предусмотренными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сферой деятельности органов местного самоуправления могут быть и вопросы государственного значения, поскольку Конституция РФ и указанный Федеральный закон предусматривают возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления подразделяются на три группы: 1. "собственные", т.е. полномочия по предметам исключительного ведения. Эти полномочия закреплены как в статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так и в специальном отраслевом законодательстве РФ и субъектов федерации, а также в Уставах муниципальных образований; 2. полномочия по предметам совместного ведения. Эти полномочия фиксируются в соответствующих договорах о разграничении полномочий по предметам совместного ведения, заключаемых между органами государственной власти и органами местного самоуправления в конкретных сферах общественной жизни; 3. отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, по объему реализуемых прав и исполняемых обязанностей, а также по широте регулируемых общественных отношений подразделяются на: 1. полномочия общего характера, которые определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления. Контрольные полномочия Думы, например, реализуются в различных формах и затрагивают практически все сферы жизнедеятельности местного сообщества; 2. полномочия конкретного характера, которые связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с тем и реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления. Финансовое управление администрации, например, обязано подготовить проект бюджета на следующий финансовый год, сведя сметы доходов и расходов структурных подразделений администрации. Таким образом, полномочия определяются как совокупность прав и обязанностей субъектов публичной власти, осуществляемых в сферах, отнесенных к предметам ведения данных субъектов. Компетенцию муниципальных образований составляют вопросы местного значения. Государство в лице Российской Федерации, субъектов РФ оставляет за собой право наделять органы местного само¬управления муниципальных образований отдельными государствен¬ными полномочиями. Данные государственные полномочия входят в компетенцию муниципальных образований наряду с вопросами мест¬ного значения. 1.2. Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-экономической сфере Институт социально-экономических полномочий местного самоуправления является одним из средств реализации муниципальной социальной политики. Полномочия — необходимый атрибут местного самоуправления, характеризующий публично-властную деятельность всех носителей муниципальной власти. В том числе, властно-обязывающие решения могут приниматься не только органами, имеющими организационно-правовую структурированность субъектами публичного права, но и непосредственно социальными общностями, включая местные сообщества. Важно отметить, что признание за населением статуса первичного носителя прав местного самоуправления и источника муниципальной (публичной) власти, в качестве ключевых субъектов реализации полномочий местного самоуправления, включающие и социально-экономическую сферу, выступают органы местного самоуправления. Именно они ответственны за обеспечение управления социально-экономическими отношениями в пределах территории муниципального образования на постоянной профессиональной основе и выступают в роли своего рода организационно-властных центров муниципальной социальной политики. Социально-экономические полномочия органов местного самоуправления, по своему значению, могут рассматриваться как необходимая составная часть институциональной основы достижения социальных целей муниципальной власти, что обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, эти полномочия направлены на удовлетворение основных жизненно важных потребностей населения, поэтому они определяют наличный объем, состав и содержание конкретных прав и обязанностей органов местного самоуправления. Во-вторых, они устанавливают предметную определенность деятельности в социальной сфере и пределы ответственности муниципальных органов власти перед населением и государством. В-третьих, полномочия органов местного самоуправления в социально-экономической сфере выделяют организационно-правовой инструментарий, при помощи которого могут достигаться стоящие перед муниципальными образованиями социальные задачи. В-четвертых, следует указать на имеющееся органическое единство социально-экономических полномочий и социальной функции местного самоуправления. Особенность выражается в том, что именно полномочия органов местного самоуправления определяют динамику по функционально-правовому содержанию муниципальной власти, обеспечивают ее практическую реализуемость и действенность. Для понимания природы социально-экономических полномочий органов местного самоуправления важно выяснить их взаимосвязь с социально-экономическими правами граждан. Можно согласиться с точкой зрения, что социально-экономические полномочия могут рассматриваться как специально-целевая юридическая форма публично-властного обязывания местного самоуправления создавать на местном уровне гарантии реализации социально-экономических прав граждан. Органы местного самоуправления призваны осуществлять полномочия по вопросам местного значения в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом конституционной основой и назначением местного самоуправления предопределяется требование к его органам обеспечивать с учетом географических, природно-климатических, социокультурных, экономических, экологических и иных объективно значимых обстоятельств комфортную социально-правовую среду и инфраструктурные возможности. Это определено необходимостью, как можно более полной реализации внутреннего потенциала человека, создавать условия для своевременного предоставления всего спектра необходимых для нормальной жизнедеятельности социальных благ. Отсюда ясно, что социально-экономические полномочия органов местного самоуправления находятся в общей корреспонденции с социально-экономическими правами граждан и реализуются в интересах как носителей соответствующих прав, так и местного сообщества в целом на основе известной свободы усмотрения уполномоченных субъектов. Наряду с этим необходимо учитывать, что в системе местного самоуправления социально-экономические полномочия его органов, имея собственно публично-властное измерение, могут рассматриваться и более широко, в том числе с субъективно-личностных позиций. Речь в данном случае идет не только об их целевой направленности на достижение целей обеспечения социально-экономических прав граждан, что характерно и для системы государственного управления. Природно-статусными особенностями местного самоуправления предопределяется то обстоятельство, что сами указанные полномочия муниципальных органов власти опосредуют не только соответствующее властно-распорядительное явление, но и относительно специфический институт реализации права граждан на осуществление местного самоуправления. Такое их качество выражается в том, что они позволяют гражданам как первичным, исходным субъектам муниципальных прав и обязанностей оказывать через органы местного самоуправления властно-распорядительное воздействие на общественные отношения, входящие в круг вопросов местного значения, т.е. обеспечивают возможность решения вопросов местного значения через механизм опосредованной муниципальной демократии. Это в полной мере соотносится с конституционной сущностью местного самоуправления как именно самоуправленческой формы самостоятельного заведывания населением местными делами. Таким образом, в социально-экономических полномочиях муниципальных органов власти, как и в самой системе местного самоуправления обнаруживается единство противоположных сторон, таких как публично-властных и субъективно-личностных, государственных и местных начал. Являясь средством реализации муниципальной социальной политики и выполнения местным самоуправлением конституционных функций социального государства на местах, социально-экономические полномочия органов местного самоуправления одновременно выступают в качестве необходимого элемента публично-территориальной самоорганизации населения. Такое понимание сущности социально-экономических полномочий органов местного самоуправления не занижает роль органов местного самоуправления как самостоятельных носителей муниципальной компетенции, а подчеркивает источник возникновения их властно-правового статуса и очерчивает контуры правового режима реализации их компетенционных возможностей. Оно направляет на процесс привлечения к участию местных жителей в процессе выработки, реализации и контроля за исполнением муниципально-управленческих решений по социально-экономическим вопросам, а, в итоге, на создание необходимых условий, позволяющих последовательно и системно согласовывать муниципальную социальную и экономическую политики с интересами населения. Недостаточность же у населения таких возможностей ставит под сомнение законность принятых органами местного самоуправления правовых актов и может стать причиной для их отмены в установленном действующем законодательством порядке. Социально-экономические полномочия органов местного самоуправления выражают единство конкретных прав и обязанностей муниципальных органов власти в определенной сфере общественных отношений, а потому не только могут, но и должны быть реализованы, причем максимально эффективным образом. Обязанность органов местного самоуправления следовать вытекающим из требований законодательства, а также общеправовых и конституционных принципов права пределам дискреции при осуществлении социально-экономических полномочий подтверждается обширной практикой конституционного правосудия, сформированной на федеральном и региональном уровнях конституционной юстиции. Органы местного самоуправления не вправе ухудшать социально-правовое положение граждан по сравнению с тем уровнем, который установлен в федеральном и региональном законодательстве, вводить ограничительные правовые режимы реализации социально-экономических прав, сужать возможности для доступа к жилищно-коммунальным, социально-бытовым, образовательным, медицинским и иным публичным (социальным) услугам. Большое значение для надлежащей реализации социально-экономических полномочий органов местного самоуправления имеет соблюдение принципов социальной справедливости и юридического равенства, что также находит свое отражение в конституционно-судебной практике. Таким образом, ограничение дискреционных полномочий органов местного самоуправления по социально-экономическим вопросам служит целям обеспечения законности проведения муниципальной социальной политики, согласования в ней общегосударственных, региональных и местных интересов, защиты социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. Основополагающее значение в функционально-правовом содержании местного самоуправления как института, ответственного за непосредственное жизнеобеспечение населения, имеют полномочия его органов по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования. В рамках этого направления муниципальной деятельности, выражающего в концентрированном виде одну из приоритетных целей местного самоуправления, обеспечивается создание условий для формирования устойчивой сбалансированной по социальным, экономическим, экологическим и иным интересам системы социально-ориентированного местного хозяйства, закладывается инфраструктурная платформа для удовлетворения основных жизненно важных потребностей нынешнего и будущих поколений жителей муниципального образования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg