Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Теоретические основы бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками

gemsconslebria1971 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Целью данной работы является исследование порядка учёта расчётных операций с поставщиками и подрядчиками, а также аудит данных расчётов и выявление путей совершенствования их учёта. Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Карго-Профи». Предметом исследования является порядок учёта и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Карго-Профи». Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи: ? систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области расчётов с поставщиками и подрядчиками; ? изучение нормативно-правовой базы по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками; ? оценка порядка учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками на предприятии; ? оценка структуры дебиторской и кредиторской задолженности; ? проведение аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками на предприятии; ? разработка рекомендаций по повышению качества учёта расчётов поставщиками и подрядчиками. При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: • Метод сбора информации – предполагает изучение и обобщение доступных материалов по теоретической и практической базе исследования. Метод анализа и синтеза – предполагает изучение информации, оценку фактов, явлений, процессов и т.д. как самостоятельных единиц, так и в виде совокупности. • Сравнительный анализ – состоит в сопоставлении тезисов, фактом, явлений между собой и выявлении общих и различных черт. Метод дедукции и индукции – при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления. При подготовке данного проекта были изучены работы таких авторов, как Астахов В. П., Дмитриева И.М., Каморджанова Н.А., Кравченко Е. Н., Нечаев А.С., Шеремет А.Д. Кроме того, в работе исследованы нормативно-правовые акты, определяющие порядок проведения расчетов предприятий с контрагентами, а также формы таких расчетов и их отражение в бухгалтерском учёте.
Введение

Современная экономика представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой. Основой этих взаимоотношений являются расчеты за поставленную продукцию, оказанные услуги, произведенные работы, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Сам процесс зачёта требований и обязательств называется расчётами – покупатель платит за поставленную ему продукцию, а предприятие отражает этот платеж в своем учете, при этом отношения поставщика и покупателя принципиально не отличаются от других расчётных операций – всегда имеется должник и кредитор. Говоря о расчётах предприятий с поставщиками и подрядчиками, следует разделять их на две составные части – завершенные и незавершенные расчеты. Завершенные расчеты, это данные об уже оплаченной продукции, погашенном долге и т.д., а незавершенными являются такие расчёты, при которых одна из сторон свои обязательства не выполнила или их выполнение отложено (в силу условий договора или обстоятельств). Соответственно, именно незавершенные расчёты с поставщиками и покупателями представляют предмет особого интереса при рассмотрении вопросов осуществления расчётов с покупателями и поставщиками, поскольку они влияют на состояние предприятия и несут риски невозврата средств. Изложенное обуславливает актуальность выбранной темы и необходимость более детального исследования вопросов осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками, урегулирования задолженности и снижения рисков невыполнения или неполного урегулирования расчётов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками 6 1.1. Сущность расчётов с поставщиками и подрядчиками и особенности их осуществления 6 1.2. Нормативное, правовое регулирование бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками 10 1.3. Особенности бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками 16 Глава 2. Бухгалтерский учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Карго-Профи» 25 2.1 Общая характеристика ООО «Карго-Профи» 25 2.2. Документальное оформление учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Карго-Профи» 32 2.3 Анализ расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Карго-Профи» 43 Глава 3. Аудит бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Карго-Профи» 53 3.1. Цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Карго-Профи» 53 3.2. Порядок проведения аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками 59 3.3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки на предприятии 64 Заключение 73 Список использованной литературы 75 Приложения
Список литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (действующая редакция от 22.10.2014 г.) // Справочная система КонсультантПлюс. 2. Федеральный закон об аудиторской деятельности № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (редакция от 23.07.2013 г.) // Справочная система КонсультантПлюс. 3. Федеральный закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. // Справочная система КонсультантПлюс. 4. ПСАД № 2 «Документирование аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (редакция от 27.10.2004 г.) // Справочная система КонсультантПлюс. 5. ПСАД № 3 « Планирование аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (редакция от 27.10.2004 г.) // Справочная система КонсультантПлюс. 6. ПСАД № 4 «Существенность в аудите» утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (редакция от 27.10.2004 г.) 7. ПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (редакция от 27.10.2004 г.) 8. ПСАД № 16 «Аудиторская выборка», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (редакция от 27.10.2004 г.) 9. ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» утвержден приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» и определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. 10. ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» утвержден приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» и определяет уместность в рамках конкретного задания применяемых аудиторских процедур в процессе получения аудиторских доказательств. 11. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.112006 г. № 154н (с последними изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 г. № 186н) 12. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом № 106н от 06.10.2008 г. (редакция от 18.12.2012 г.) 13. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом № 46н от 06.07.1999 г. (редакция от 08.11.2010 г.) 14. ПБУ 9/99 «Доходы организации», Утв. Приказом Минфина РФ от 6 июня 1999г. № 32н.) // Справочная система КонсультантПлюс. 15. ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (с последними изменениями и дополнениями от 24.10.2010 г. № 186н) // Справочная система КонсультантПлюс. 16. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44н [4] (с последними изменениями и дополнениями от 25.11.2010 г. № 132п) // Справочная система КонсультантПлюс. 17. ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденного приказом № 125н от 06.10.2011 г. (редакция от 06.10.2011 г.) 18. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (редакция от 08.11.2010) 19. Афанасьев Н.В., Гончаров А.Б. Экономика компании. :Уч. пособие. М.: 2014 г. 528 с. 20. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 506 с. 21. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / под ред. Ю. А. Бабаева. — М.: Вузовский учебник, 2013. — 525 с. 22. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю. И. Бахтурина [и др.]; под ред. Н. Г. Сапожниковой. — М.: ИН-ФРА-М, 2011. — 505 с. 23. Васильков В.Г. Организация производства.: Уч. пособие – М.: 2016 г.-524 с. 24. Воронина Л.И. Аудит: теория и практика: учебник для бакалавров. - Издательство: Омега-Л, 2012 г.-675 с. 25. Гальчинский А.С., Ещенко П.С., Палкин Ю.И. Основы экономической теории. М., Высшая школа, 2014 г. – 374 с. 26. Глобальная экономика. Энциклопедия / под ред. И. М. Куликова, Т. Ф. Рябовой. — М. Финансы и статистика, 2013. — 321 с. 27. Дементьева Н.М. Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и порядок списания. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2015, N 3. 28. Керимов, В. Э. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / В. Э. Керимов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. — 724 с. 29. Ермилова, Ю. А. Бухгалтерский словарь: учебно-справочное пособие / Ю. А. Ермилова — М.: «Деловой двор», 2014. — 225 с. 30. Жарылгасова Б.Т. Аудиторское заключение по финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. – 2014. - № 1. – С. 15-18 31. Зонова А.В., Адамайтис Л.А., Бачуринская И.Н. Бухгалтерский учет и анализ. Комплексный подход к принятию управленческих решений / А. В. Зонова, Л. А. Адамайтис, И. Н. Бачуринская. – М.: Эксмо, 2015. – 512с. 32. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: -3-е издание перераб. и Доп.- М.: « МЕДпресс»;- Элиста», 2014. – 79 с 33. Карпова В.В. Бухгалтерский учет и отчетность организаций, М., 2013. – 247 с. 34. Мездриков Ю.В. Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №. 5. С. 39–45. 35. Мельников И. Бухгалтерский учет / И. Мельников. – М.: Дрофа, 2015. – 304 с. 36. Мизиковский Е. А. Теория бухгалтерского учета: Учебник / Под общ. ред. Е.А. Мизиковского, М.В. Мельник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2009. - 382 с 37. Мизиковский И. Е. Теория бухгалтерского учета: Учебник для сред. проф. образования / И.Е. Мизиковский и др.; Под общ. ред. Е.А. Мизиковского, М.В. Мельник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2013. - 384 с. 38. Нечаев А.С. Финансовый анализ: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» / А. С. Нечаев, Д. В. Огнев, А. Г. Черных ; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент науч.-технологической политики и образования, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Иркутская гос. с.-х. акад.. Иркутск, 2015. 39. Никольская Ю.П., Спиридонов П.А. Анализ изменений в бухгалтерском учете и бухгалтерской финансовой отчетности // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2014. - № 1. – С. 15-20 40. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 18. С. 54–62. 41. Подольский В.И., Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.; Аудит: Учебник для вузов под ред. проф. В. И. Подольского. – 4- е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. – 583 с. 42. Приображенская В. Бухгалтерская отчетность: особенности отражения расчетов с поставщикамиивов // Финансовая газета. – 2014. - № 3. – С. 35-38 43. Рассказова-Николаева С.А., Бушмелева Н.В. Требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности // Экономико-правовой бюллетень. – 2013. - № 6. – С. 15-18 44. Репетова Н. Нюансы баланса // Практическая бухгалтерия. – 2013. - № 2. – С. 13-16 45. Россоловский А. Обстоятельства, способствующие возможности фальсификации финансовой отчетности//Консультант.— 2010.- № 1. 46. Смачило В., Дубровская Е. «Управление дебиторской задолженностью» // Журнал «Финансовый директор» № 5, 2013 г. 47. Теория бухгалтерского учета: учеб. для вузов / Ю. А. Бабаев [и др.] ; / под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2013. – 392 с. 48. Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет: учебник / Р. З. Тумасян. – М.: Омега-Л, 2013. – 823 с. 49. Тумасян, Р. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие / Р. Тумасян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Омега — Л, 2013. — 794 с. 50. Ульянов В. Отчетность за первое полугодие // Практический бухгалтерский учет. – 2013. - № 7. – С. 18-22 51. Харитонов С.А. Особенности составления отчетности организаций за I квартал 2013 года // БУХ.1С. – 2013. - № 4. – С. 15-20 52. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – с. 216 53. Шишкоедова Н.Н. Готовим годовой отчет: как правильно заполнить формы бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2013. - № 2. – С. 15-18 54. Шишкоедова Н.Н. Готовимся к годовому отчету: ищем и исправляем ошибки // Советник бухгалтера. – 2013. - № 1. – С. 35-38 55. Экономика и организация деятельности торгового компании: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 461 с. 56. Экономика компании. Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; под ред. Проф. В.Я Гонинкеля, проф. Швандара. -2-е изд., перераб. И доп. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015 г. – 578 с. 57. Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита: учебное пособие. –Кнорус, 2012- 384 с. 58. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации 59. www.consultant.ru – сайт правовой базы законодательства Российской Федерации
Отрывок из работы

1.1. Сущность расчётов с поставщиками и подрядчиками и особенности их осуществления Взаимодействие между предприятиями в процессе своей деятельности неизбежно приводит к возникновению различных расчетов и взаимных платежей – как между поставщиками и покупателями, так и между организациями, финансовыми органами и т.д. Однако из всего многообразия расчётов, расчеты с поставщиками и подрядчиками сопровождают деятельность любой организации. Они играют большую роль в обеспечении правильного кругооборота хозяйственных средств предприятий. Рассмотрим несколько подходов к пониманию сущности расчётов с поставщиками и подрядчиками. Так, Ю.И. Бахтурина [22, с. 74] отмечает, что сами расчёты возникают после отгрузки поставщиками товарно-материальных ценностей (далее также ТМЦ), выполнением подрядчикам работ и услуг и возникновении у покупателя или заказчика обязательств оплатить товары и услуги. Указанные расчёты при их осуществлении юридическими лицами возможны только в безналичной форме – путём перечисления со счёта на счёт, однако если покупателем является физическое лицо, то он может оплачивать их наличными. Как отмечает В.Э. Керимов [28, с. 153], если на предприятии расчётные операции организованы правильно, то это способствует развитию его экономических связей, повышению расчётной дисциплины и качества договорной работы, так как своевременное и полное исполнение обязательств сторонами стимулирует платежный оборот и указывает на добросовестность сторон. Далее рассмотрим такой аспект, как определение непосредственно понятий «поставщик» и «подрядчик» с позиций различных авторов – это позволит выявить экономические и юридические отношения, обуславливающие наличие расчётов с поставщиками и подрядчиками. Предоставим данное сравнение в таблице 1.1. Таблица 1.1. Определение категорий «поставщики» и «подрядчики» Автор или источник информации Определение категорий «поставщики» и «подрядчики» Глобальная экономика. Энциклопедия под редакцией И. М. Куликова, Т. Ф. Рябовой [26] «Поставщик — предприятие (организация), которое по договору обязуется передать другому предприятию (организации) в установленный срок продукцию согласованного между ними ассортимента, количества и качества» «Подрядчик — организация (иногда отдельные граждане), которая по договору обязуется выполнить определенную работу по заданию заказчика» Бухгалтерский словарь: учебно-справочное пособие, авторы Ю.А. Ермилова, М. В. Фофанов [29] «Поставщик — фирма, осуществляющая поставку товаров.» «Подрядчик — физическое или юридическое лицо, подрядившееся на свой страх и риск выполнить для заказчика определенную работу или оказать услуги к оговоренному сроку за согласованную заказчиком оплату» Ю.А. Бабаев [21, С. 29] «Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы)» В.Э. Керимов [28, с. 395-396] «Поставщики — это организации, поставляющие по договору (заказу) материальные ценности, выполняющие различные виды работ и оказывающие услуги. Ими могут быть и подрядчики по строительству и ремонту средств труда» Р. Тумасян [48, с. 222-223] «Поставщики — это организации, поставляющие предприятию производственные ресурсы и товары. Подрядчики — организации, выполняющие для предприятия определенные виды работ (услуг)» Источниками расчётов являются потребности одних юридических и физических лиц в ТМЦ, а также работах и услугах, предлагаемых другими юридическими и физическими лицами, соответственно покупатели должны произвести оплату за приобретенные товары и услуги. Поставщиками и подрядчиками чаще всего выступают различные организации, занимающиеся производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, например, это может быть производство запасных частей, сырья, полуфабрикатов, выполнение строительных и ремонтных работ, оказание коммунальных услуг. Соответственно, если возникает временная разница между поставкой ТМЦ, выполнением работ, оказанием услуг и поступлением за них оплаты – у сторон появляются обязательства по осуществлению расчётов. Если поставщик сначала поставил товар и ожидает оплаты от покупателя, то у него образуется дебиторская задолженность – требование к покупателю оплатить товары. Аналогичная ситуация возникает в части оказания услуг и выполнения работ. Лицо, которое должно оплатить услуги называется дебитором. Дебиторская задолженность делится на: 1. Долгосрочную дебиторскую задолженность – период ее закрытия с момента возникновения и более 12 месяцев. 2. Краткосрочная дебиторская задолженность – период закрытия с момента возникновения и в течение 12 месяцев она должна быть погашена. В соответствиями с бухгалтерскими записями, составленными по счетам синтетического учета, все задолженности – и кредиторскую, и дебиторскую показывают в балансе по видам, согласно Положению по ведению б14ухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В результате исполнения обязательств по договору предприятиями, на основании заключенных договоров, продавец отгружает готовую продукцию и приобретает право на получение платежа, вследствие чего и возникает дебиторская задолженность. Когда происходит отгрузка товаров покупателям и выставлении им товарно-транспортных накладных или счет – фактур, в бухгалтерском учете поставщика отображается возникновение дебиторской задолженности, то есть отражается стоимость проданных товаров, в том числе НДС, который впоследствии включается в реализуемый товар и перекладывается на потребителя. Также при взаиморасчетах с подрядчиками и поставщиками может образоваться кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность – это обязательства предприятия за предоставленную ей продукцию, услуги и работы, и прочие обязательства в пользу кредиторов, предопределенные сделками и хозяйственными мероприятиями. Если будут происходить расчеты с поставщиками, то образование кредиторской задолженности будет происходить при получении предварительных платежей, которые могут предусматриваться условиями договора поставки. Также как и дебиторская задолженность, кредиторская тоже объект обложения налога на добавленную стоимость. В соответствии с бухгалтерским учетом все полученные авансы являются источниками средств предприятия, поскольку их возникновение связано с выполнением сделки, которая прописана в договоре. В связи с этим, можно сказать, что как только обязательства предприятия должны быть исполнены, это ведет за собой передачу активов по запросу кредиторов. С целью обобщения данных о расчетах с подрядчиками и поставщиками используют 60-й счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет для расчетов, он является активно-пассивным. На этом счете отображают все операции, которые связанны с расчетами за купленные материально-производственные запасы, работы и услуги, которые были приняты, вне зависимости от времени оплаты расчетных документов. К данному счету относятся следующие расчеты: ? за приобретенные ТМЦ, полученные, но неоплаченные коммунальные услуги, неоплаченные и акцептованные платежные документы, ожидающие подтверждения в банке, неоплаченные услуги и работы, материальные ценности и т.д.; ? приобретенные ТМЦ, по которым документы от поставщиков не поступили вовремя (неотфактурированные поставки); ? излишки ТМЦ, выявленные в процессе приемки товаров; ? полученные транспортные услуги, услуги связи и прочие работы и услуги, выполненные в пользу предприятия, но не оплаченные сразу, в том числе оказанные в процессе НИОКР и строительства. Все операции по счёту 60 отражаются по методу начисления, то есть независимо от времени оплаты за полученные товары, работы услуги. Важно отметить, что кроме поставщиков и подрядчиков, расчёты предприятиями осуществляются по нескольким направлениям, например с бюджетом, персоналом или налоговыми органами, и они также учитываются по методу начисления. Таким образом, можно сказать, что поставщиком является юридическое или физическое лицо, которое на основе договора купли-продажи передает в собственность какое-либо имущество (товары, материалы, основные средства и т.д.) покупателю, который обязуется оплатить это имущество. А подрядчик это юридическое или физическое лицо, которое обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. 1.2. Нормативное, правовое регулирование бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками Расчеты с поставщиками и подрядчиками имеют под собой определённую нормативно-правовую базу, определяющую законные способы реализации сторонами своих прав и обязанностей. Данные отношения регулируются различными кодексами, законами, актами органов власти различного уровня, актами министерств и ведомств и другими нормативно-правовыми актами. Рассмотрим подробнее основные документы, в соответствии с которыми регулируется сфера расчётов с поставщиками и подрядчиками. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 22.10.2014 г. № 315-ФЗ) [1] и Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014 г. 512-ФЗ) [1] (далее Гражданский Кодекс РФ, ГК РФ). Гражданский кодекс является основой осуществления любых договоров между резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации, в том числе это касается и догорав на поставку товаров и обязательств по их оплате и исполнению. ГК РФ определяет понятия обязательства (ст. 307), согласно которому должник должен совершить действия по оплате товаров, работ или услуг, а кредитор вправе требовать о должника такой оплаты. Основой для возникновения обязательства является заключенный сторонами договор – в нём отражены обязательства поставщика и ли подрядчика по выполнению определённого объёма работу и услуг, либо поставки ТМЦ, а также обязанность покупателя провозвести оплату за указанный объём ТМЦ, работ, услуг [1]. На рисунке 1 представлены основные виды договоров, заключаемых с поставщиками и подрядчиками [29, с. 85]. Всего можно выделить 4 основных вида договоров: ? договор купли-продажи; ? договор мены; ? договор поставки; ? договор подряда. 2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ [3] (далее Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»). Данный закон определяет правила ведения учёта хозяйственными обществами бухгалтерского учёта осуществляемых ими операций и составления отчётности. Рис. 1. Характеристика видов договоров в соответствии с Гражданским Кодексом РФ Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» гласит, что юридические лица должны вести учёт хозяйственных операций на основе соответствующих документов, что также касается поставщиков и подрядчиков. При совершении факта хозяйственной деятельности – например получения оплаты или поставки товара, должен быть составлен первичный документ, фиксирующий этот факт. При этом законом предъявляются определенные требования к порядку составления первичных документов и наличия в них необходимых реквизитов (статья 40). Представим характеристику первичных документов на рисунке 2 [38, с. 89]. Рис. 2. Характеристика первичных учетных документов и регистров в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с последними изменениями и дополнениями от 18.09.2006 г. № 115н) (далее План счетов) и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94п (с последними изменениями и дополнениями от 08.11.2010 г. № 142н) [18]. План счетов является важным документом, влияющим на осуществление расчетов с поставщиками и подрядчиками – им определены счета, на которых осуществляются бухгалтерские записи фактов хозяйственной жизни. Это счет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и (или) на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Как правило, основная часть расчётов осуществляется с использованием счёта 60, тогда как по счёту 76 проходят разовые сделки, которые нельзя однозначно отнести к разряду поставок или оказанию услуг, либо имеющие смешанный характер. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.112006 г. № 154н (с последними изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 г. № 186н) (далее ПБУ 3/2006) [11]. Положения по бухгалтерскому учёту носят предписывающий характер и определяют то, как должен вместить учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Так, расчёты могут осуществляться как в рублях, так и иностранной валюте, причём если для расчётов используется иностранная валюта, то в бухгалтерском учёте она отражается на счетах в пересчёте на рублёвый эквивалент по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации. Соответственно, в этом случае может возникать так называемая курсовая разница – то есть разница между курсом, по которому задолженность была принята к учёту и курсом, по которому произведена оплата –задолженности. Такие разницы возникают из-за несовпадения по времени даты учёта и оплаты требования. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44н [16] (с последними изменениями и дополнениями от 25.11.2010 г. № 132п) (далее ПБУ 5/01). Напрямую ПБУ 5/01 не регулирует учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Однако, важным в этом документе является то, что он определяет стоимость, по которой компания принимает ТМЦ от поставщиков. Фактической себестоимостью считается сумма всех фактически понесённых предприятием затрат на приобретение ТМЦ, в том числе с учётом налога на добавленную стоимость и прочих расходов, какими могут быть, например, транспортные расходы, комиссионные вознаграждения банку за совершение операций (например за конвертацию валюты и отправку платежей), фактически это суммы, учитываемые как Дебет 10, 11,41 и т. д. Кт 60. 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (с последними изменениями и дополнениями от 24.10.2010 г. № 186н) [15] (далее ПБУ 6/01). Данный документ также косвенно влияет на счёты и аналогично ПБУ 5/01 определяет цену приобретения основных средств, с той лишь разницей, что в сумму фактических затрат величаются работы по доведению основного средства до рабочего состояния (например, монтаж и установка, наладка) и соответственно в стоимость могут входить несколько разных договоров. Учёт таких расходов осуществляется проводкой: Дебет 08 Кредит 60. 8. Методические указания «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Минфина РФ №49 от 13 июня 1995 г. (с последними изменениями и дополнениями от 08.11.2010 г. № 142н). Инвентаризация является ваджной часть. Осуществления расчётов с поставщиками и подрядчиками. Поскольку позволяет проверить полноту и своевременность исполнения сторонами обязательств по договору. В ходе инвентаризации осуществляется проверка сумм на счёте 60 по оплаченным и неоплаченным на момент проверки товарам, работам, услугам, по товарам в пути, неотфактурированным поставкам и т.д. Сверка осуществляется на основе имеющихся у предприятия документов. Для проведения инвентаризации создаётся специальная комиссия, которая устанавливает правильность и обоснованность всех сумм на счёте 60 и при наличии отклонений отразить это в соответствующем акте и инициировать действия по урегулированию задолженности. [29]. Основываясь на данных нормативных актах, а также учитывая условия своей деятельности, предприятия сами выбирают подходящую для них форму расчётов и закрепляют её в условиях договоров. Тем не менее, несмотря на выбранную форму расчётов, схема учёта расчётных операций принципиально не меняется. 1.3. Особенности бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками Состав расчётов с поставщиками и подрядчиками в зависимости от предприятия может существенно меняться – кто-то может работать полностью под расчёт и не допускать образования дебиторской и кредиторской задолженности, отдельные предприятия могут компенсировать иммобилизованные в дебиторской задолженности средства получением коммерческих (товарных) кредитов, образующих кредиторскую задолженность. Дебиторская задолженность может возникать не только в результате договорных отношений, но и в силу различных законов и нормативных актов. Учёт дебиторской задолженности, как говорилось ранее, ведётся на определенных балансовых счетах и обязательно в разрезе контрагентов – то есть должников, а также сроков возникновения и истребования данной задолженности, причин её возникновения. Важным является то, что компании самостоятельно оценивают данные параметры при осуществлении договорной работы, оценивают её размер и качество, поскольку нормативными документами эти вопросы практически не урегулированы. В этой части можно обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н [14], в котором указано, что в ряде случаев необходимо использование договорных цен при определении величины задолженности, однако при отсутствии договоров, оценка задолженности может осуществляться по методу аналога – исходя из стоимости аналогичных по качеству товаров, работ, услуг, оказываемы на схожих условиях. При предоставлении коммерческого кредита на поставку товаров, в составе задолженности могут учитываться проценты, начисляемые на сумму задолженности поставщиком, если это предусмотрено договоров. При отсутствии договора применяется метод аналогов. Также, величина дебиторской задолженности определяется с чётом разных скидок, бонусов, дополнительных услуг оказанных поставщиками и подрядчиками согласно условиям договора. В этой части важно учитывать корректность составления первичных документов по предоставлению ретроскидок, которые предоставляются не в момент отгрузки, а существенно позже, например, при оплате товаров. Все условия бонусов и скидок должны быть прописаны в договоре и находить своё отражение в первичных документах и внутренних документах поставщика и/или подрядчика. Основные положения о том, как ведется бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями, с персоналом по оплате труда, учредителями и т.д., содержатся в Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Если сказать об учете расчетов с поставщиками и подрядчиками кратко, то этот учет ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». А счет 60 - активный или пассивный? Данный счет – активно-пассивный. Это означает, что остаток по данному счету учета расчетов может быть как дебетовый, так и кредитовый. Соответственно, и в балансе сальдо счета 60 может отражаться как в активе, так и в пассиве в зависимости от вида задолженности. Стоимость принятых к учету ценностей, работ и услуг отражается по дебету учета соответствующего имущества и расходов и кредиту счета 60. При этом операции на счете 60 учитываются по принципу начисления: расчеты за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты. А дебетуется счет 60 в бухгалтерском учете на суммы оплаты. При этом в корреспонденции, к примеру, со счетом 51 "Расчетные счета" дебет 60 счета показывает не только погашение задолженности перед поставщиком, но и возникновение дебиторской задолженности при перечислении ему аванса. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется следующим образом. Инструкция по применению Плана счетов предусматривает, что аналитический учет на счете 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. Кроме того, аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен быть организован таким образом, чтобы давал возможность получать необходимые данные в разрезе поставщиков по: ? акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; ? не оплаченным в срок расчетным документам; ? неотфактурованным поставкам; ? авансам выданным; ? выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; ? просроченным оплатой векселям; ? полученному коммерческому кредиту и др. Рассмотрим несколько основных видов проводок, осуществляемых при расчетах с поставщиками и подрядчиками. Так, на оплату поставщику проводка делается следующая в зависимости от способа расчетов (наличные средства, безналичный порядок, расчеты в иностранной валюте): Дебет счета 60 — Кредит счетов 50 «Касса», 51, 52 «Валютные счета» и др. Так, бухгалтерская запись Д 60 К 51 означает, что поставщику перечислены средства с расчетного счета, а проводка Д 60 К 52 делается, если задолженность поставщика погашена или перечислен аванс с валютного счета. При этом для учета авансов выданных на счете 60 обычно заводится отдельный субсчет. При расчетах с поставщиками проводки на приобретение материалов, товаров, работ и услуг следующие: Дебет счетов 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» и т.д. – Кредит счета 60. Если приобретаемые ценности, работы и услуги облагаются НДС, то одновременно делается проводка: Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — Кредит счета 60. Кроме изложенных проводок, также могут осуществляться и проводки по корректировкам долга: взаимозачет, перенос и списание задолженности. В каждой организации неотъемлемой частью стабильных взаимоотношений между контрагентами являются дебиторская и кредиторская задолженности. В указанном процессе имеет место быть такое понятие как корректировка долга или взаимозачет, возникающее по обоюдному согласию сторон. Рассмотрим как эти операции отражаются в бухгалтерских проводках. Начнём с проводок по взаимозачету. Суть данных операций: долг контрагента «А» по его договорам гасится задолженностью контрагента «Б» по его договорам. Рассмотрим как данная операция будет отражена в компании «Б», которая является покупателем (таблица 1.2). Таблица 1.2 Проводки по взаимозачёту Счет Дт Счет Кт Содержание операции Документ 44 60 Оплата стоимости услуг Фирмы «А» Платежное поручение 19 60 Отражение суммы НДС Платежное поручение 62 90/Выручка Признана выручка от реализации товаров Фирмы «А» Счет-фактура 90/НДС 68/Расчеты по НДС Отражение суммы НДС по реализованным товарам Счет-фактура 60 62 Произведен взаимозачет требований с Фирмой «А» Акт взаимозачета Другим видом операций в рамках расчётов с поставщиками и подрядчиками является операции по переносу задолженности. Перенос задолженности — это перенос дебиторской или кредиторской задолженности с контрагента «А» и его договоров на контрагента «Б» и его договоры. В качестве примера рассмотрим следующую схему взаимодействия компаний по переносу задолженности. У Фирмы «А» (покупатель фирмы «Б») долг перед Фирмой «Б» (поставщик фирмы «А»), в тоже время Фирма «В» (покупатель фирмы «А») должна Фирме «А». Фирмы «А», «Б» и «В» заключили трехсторонний договор, согласно которому Фирма «А» передала свой долг Фирме «В». Далее Фирма «В» осуществила погашение перенесенной задолженности. Представим проводки, осуществляемые в рамках данной операции (таблица 1.3) Таблица 1.3 Проводки по переносу задолжденности В бухгалтерии Фирмы «А» были сделаны следующие операции: Счет Дт Счет Кт Содержание операции Документ Проводки в фирме «А» 60 58.03 Погашение кредиторской задолженности перед Фирмой «Б» Договор 51 58.03 Списание дебиторской задолженности Фирмы «В» Платежное поручение Проводки в фирме «Б» 62/ Фирма «В» 62/ Фирма «А» Перенос дебиторской задолженности Договор 51 62/ Фирма «В» Погашение дебиторской задолженности Фирмой «В» Платежное поручение В случае возникновения и непогашения предприятием своим кредиторам задолженности в определенные сроки данная задолженность переходит в разряд просроченной. Если кредитор не востребовал просроченную задолженность в установленный промежуток времени в судебном порядке, в этом случае происходит списание кредиторской задолженности. Рассмотрим основания осуществления процедуры списания. Существуют следующие основания списания задолженности предприятия своим кредиторам в случае: ? окончания срока, определенного для исковой давности (по ст. 196 ГК РФ – три года); ? прекращения деятельности кредитора (ст. 419 ГК РФ); ? когда кредитор принимает решение о прощении своему должнику сумм задолженности (ст. 415 ГК РФ); ? при наступлении событий, за которые не может отвечать кредитор и должник (ст. 416 ГК РФ); ? когда при издании акта государственного органа организации-задолжнику невозможно выполнить свои обязательства (ст. 417 ГК РФ); ? если кредитором орган
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Маркетинг, 72 страницы
3500 руб.
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 71 страница
450 руб.
Диссертация, Бухгалтерский учет и аудит, 79 страниц
420 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 107 страниц
790 руб.
Дипломная работа, Экономика, 75 страниц
590 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg