Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретико-правовые основы возмещения вреда окружающей среде

gemsconslebria1971 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Объект исследования. В качестве объекта выступают общественные отношения возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде. Предметом исследования являются нормы материального и процессуального права, регулирующие отношения по возмещению вреда окружающей среде. Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ правового механизма возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. В связи с определенной целью нами были поставлены и решены следующие основные задачи: ? Проанализировать правовую природу института возмещения вреда окружающей среде; ? Рассмотреть понятийный аппарат и провести комплексный анализ признаков вреда причиненного окружающей среде; ? Раскрыть содержание, характер и формы вреда, причиняемого экологическими правонарушениями, а также исследовать порядок и методы исчисления экологического вреда; ? Исследовать порядок гражданско-правового механизма возмещения экологического вреда; ? Рассмотреть возмещение экологического вреда в рамках административной ответственности; ? Проанализировать возмещение экологического вреда в рамках уголовной ответственности ? Изучить практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде и ее отдельным компонентам на территории Республики Башкортостан; ? Сформулировать основные проблемы и разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства в области возмещения экологического вреда. Методологическую основу исследования составили универсальные научные методы: исторический, диалектический, эмпирический, логический; общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщения, сравнение, а также специально-юридические методы: понятийно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и др., которые позволили провести научно обоснованный анализ правового регулирования общественных отношений, связанных с применением мер возмещения экологического вреда. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют отдельные теоретические аспекты возмещения экологического вреда. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы в процессе преподавания эколого-правовых дисциплин.
Введение

Актуальность темы исследования. В комплексе мировых глобальных проблем современности охрана окружающей природной среды является основной задачей государства в обеспечении национальной и экологической безопасности .Значительное место в этом вопросе заслуживают внимания и вопросы надлежащего возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. По данным официальной статистики в 2015 году зарегистрировано 24730 экологических преступлений. Затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации в этот же год составили 432319 млн. руб. Объем затрат на охрану окружающей среды в процентах к ВВП - 0,7. Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации составили 254433 млн. рублей. При этом уровень соответствующих инвестиций, направленных на охрану окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации составил всего 124050 млн. рублей . Согласно представленным данным, следующих из официального доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2015 год», уровень загрязнения окружающей среды в результате деятельности по добыче полезных ископаемых суммарно составил: атмосферного воздуха - 42,7%, водных ресурсов - 6 %, земель - 36,4%, суммарный объем образования отходов производства и потребления - 89,3 % . Россия находится на третьем месте среди других стран по загрязняющим выбросам, уступая только США и Китаю. А по экологической чистоте Россия находится на 74-м месте. Чуть меньше половины (40 %) территории России (центр, юг европейской части, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), на которую приходится больше половины населения страны, являются территориями экологического бедствия. Более 100 млн россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях и только 15 % городских жителей России проживают на территориях, где уровень загрязнения соответствует нормативам. Задача разработки обоснованной модели возмещения экологического вреда имеет многоплановый характер. С одной стороны, разработка такой модели направлена на решение основной экологической проблемы, а именно, предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей среды. Однако это лишь один из аспектов данной задач . Статистические данные свидетельствуют также об экономической значимости рассматриваемого вопроса. Переложение основного бремени ответственности за негативные последствия хозяйственной деятельности природопользователя на государство не только затрудняет решение экологических проблем, но также способно повлечь негативные экономические последствия для государства и общества . Необходимо учесть также социальную значимость рассматриваемой проблематики. Экологический вред создает угрозу для жизни и здоровья человека, для существования его социальной среды. С этой точки зрения совершенствование механизма возмещения экологического вреда следует рассматривать как задачу социальной значимости . Сложившийся институт возмещения экологического вреда определяет не только значимость регулирования соответствующих отношений в экологическом праве, назначение которых обусловлено их спецификой и выполняемыми функциями, к числу которых относятся обеспечение и реализация экологических прав лиц юридических, включая конкретные интересы человека и гражданина в экологической сфере, включая предотвращение экологических правонарушений, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности человека. Современная ситуация в области охраны окружающей среды характеризуется устойчивой тенденцией нарастания экологического кризиса, проявлениями которого являются развитие процессов деградации почвенного и растительного покрова, загрязнение почв и захламление земель отходами на значительных территориях Российской Федерации. Данная ситуация показывает, что правовое регулирование охраны окружающей среды нельзя считать достаточным и эффективным. Наиболее слабым звеном в правовом механизме охраны земель является институт возмещения вреда, причиненного ухудшением их состояния. Сегодня в правовом пространстве Российской Федерации отсутствует единый правовой механизм определяющий порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Более того, позиционирующие себя в качестве таковых, нормы гражданского, административного и уголовно-правового законодательства крайне малоэффективны. При этом сложившийся в части регулирования гражданским законодательством Российской Федерации порядок возмещения экологического вреда, сформирован законодателем без учета принципов предупредительной направленности данного института. Все вышеизложенное актуализирует проблемы нормативно-правового регулирования возмещения экологического вреда. Степень научной разработанности темы. К настоящему времени имеется значительное количество научных работ – монографий, диссертационных исследований, научных статей и т.д., посвященных проблематике возмещения экологического вреда. В частности, они рассматриваются в работах таких специалистов в области экологического права, как С.Л. Боголюбов, М.М. Бринчук, Г.А. Волков, М.И. Васильева, О.Л. Дубовик, H.A. Духно, Н.Г. Жаворонкова, Т.В. Злотниикова, И.А. Игнатьева, H.A. Краснов, О.С. Колбасов, В.В. Никишин, Т.В. Петрова, Л.П. Фомина, A.C. Шестерюк и др. При анализе теоретико-правовых основ института возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, нельзя не уделить внимание значимым трудам по теории общего нрава С.С. Алексеева, М.Н. Марченко, В.Н. Кудрявцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, по гражданскому праву М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, Е.А. Суханова и др.
Содержание

Введение 1. Теоретико-правовые основы возмещения вреда окружающей среде 1.1. Правовая природа института возмещения вредаокружающей среде 1.2. Понятие и признаки вреда окружающей среде 2. Правовой механизм возмещения вреда окружающей среде 2.1. Гражданско-правовой механизм возмещения вреда 2.2. Возмещение экологического вреда в рамках административной ответственности 2.3. Возмещение экологического вреда в рамках уголовной ответственности 3. Практика возмещения вреда окружающей среде в Республике Башкортостан Катя, у тебя в тексте название этого параграфа написано неправильно Заключение Список использованных источников и литературы
Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1) Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2017). 2) Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью: заключена в Брюсселе 18.12.1971: офиц. текс по состоянию на 19.09.1976 // Сборник международных договоров СССР. М. - 1989. - Вып. XLIII. - С. 129-147. 3) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву подписана в Монтего-Бэй 10.12.1982: офиц. текс по состоянию на 16.09.2010 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 48. - Ст. 5493. 4) Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер заключена в Хельсинки 17.03.1992: офиц. текс по состоянию на 28.11. 2003 // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 10- С. 3-18. 5) Конвенция о гражданской ответственности в результате опасных видов деятельности экологического ущерба 21.06.1993: офиц. текс по состоянию на 15.03.2017 // Европейская серия Договора. - № 150. 6) Директива 2004/35/ Совета Европы и Европейского Парламента об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации ущерба окружающей среде 21.04.2004: офиц. текс по состоянию на 23.04.2017 // Официальный вестник. - 30.04.2004. 7) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23.10.2002. - № 195. 8) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 21.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.12.2006. - № 200. - Ст. 156. 9) Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 31.12.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12.04.2006. - № 74. - Ст. 87. 10) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 23.05.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22.11.2001. - № 174. - Ст. 65. 11) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3: офиц. текс по состоянию на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23.10.2002. - № 138. - Ст. 440. 12) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.06.2001 № 95-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.07.2001. - № 95. - Ст. 112. 13) Земельный кодекс Российской Федерации от 28.09.2001 № 136 ФЗ: офиц. текс по состоянию на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25.10.2001. - № 136. - Ст. 48. 14) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23.10.2002. - № 63. - Ст. 215.21.10.1994 15) Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 № 51-ФЗ: офиц. текс по состоянию на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30.11.1994. - № 51. - Ст. 422. 16) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 01.11.2011 №323-ФЗ: офиц. текст по состоянию на ред. на 06.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21.11.2011. - № 323. 17) О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федеральный закон от 26.11.2004 № 52-ФЗ: офиц. текст по состоянию на02.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 08.12.2004.№52 (часть 1). - Ст. 5270. 18) Об охране окружающей среды: федеральный закон от 20.12.2001 № 7 - ФЗ: офиц. текст по состоянию на 29.01.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26.12.2001. - № 7. 19) Об экологической экспертизе: федеральный закон от 23.11.1995 № 174 - ФЗ: офиц. текст по состоянию на 02.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4556. 20) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 29.12.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.04.1999.№ 14. - Ст. 1650. 21) Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 29.12.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.05.1999. - № 18. - Ст. 2222. 22) Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.12.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14.03.1995. - № 12. 23) О животном мире: федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 07.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.04.1995. - N 17. - Ст. 1462. 24) Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 ФЗ: офиц. текст по состоянию на 08.03.2017 // Российская газета. - 12.05.1993. - № 89. 25) О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.12.2016 // - 15.03.1995. - № 52. 26) О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Российской Федерацииот 15.05.1991 № 1244-1 ФЗ: офиц. текст по состоянию на 06.04.2017// Ведомости СНД и ВС РСФСР. -17.05. 1991. - № 21. - Ст. 699. 27) Об утверждении государственной программы Российской Федерации«Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.05.2014. - № 18 (часть III). - Ст. 217. 28) Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрамвследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15.07.2013. - №2 28. - Ст. 3830. 29) Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р: офиц. текст по состоянию на 17.04.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.09.2009. - № 36. - Ст. 4362. 30) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р: офиц. текст по состоянию на 08.08.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489. 31) О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 639: офиц. текст по состоянию на 22.04.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13.11.2006. - № 46. - Ст. 4791. 32) Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации: утв. приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 31.07.2000. - № 31. 33) Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды: утверждено Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238: офиц. текст по состоянию на 25.04.2017 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 04.10.2010. - № 40. 34) О утверждении Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов (вместе с РД 03-418-01): Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 10.07.2001 №30 // Бюллетень Минюста Российской Федерации. - 2001. - № 10. Монографии и учебные пособия 35) Агапов, А. Б. Административная ответственность. / А. Г. Агапов. - М.: Юрайт. - 2012. - 323 с. 36) Астафъева, О. Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. / О. Е. Астафьева, А. В. Питрюк - М.: Академия. - 2013. - 239 с. 37) Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права: учебник для магистров. / С. А. Боголюбов - М.: ИНФРА-М. - 2011. - 607 с. 38) Боголюбов, С. А. Защита прав на природные ресурсы: науч.-практич. пособие // С. А. Боголюбова. - М.: Юрайт. - 2009. - 438 с. 39) Бринчук,М. М. Конституция Российской Федерации - основа прогрессивного развития экологического права / М. М. Бринчук,О. Л. Дубовик. - М.: Щербинская типография. - 2005. - 455 с. 40) Бринчук, М.М. Тарин А.А. Правовые проблемы экологического развития современной России: монография / М.: Юрлитинформ, 2015.- 224 с. 41) Гревингхольт,Йорн. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму/Авториз. пер. с нем. H.H. Реуцкой; Науч. ред. И.В. Кучумов; Послесловие И.М. Габдрафикова. Уфа: ООО «Здравоохранение Башкортостана», 2017. - 50 с. 42) Лазарев, В. В. Общая теория государства и права: 3-е изд., перераб. и доп. / В. В. Лазарев. - М.: Юристъ. - 2001. - 456 с. 43) Марченко, М. Н. Теория государства и права: 2-е изд., перераб. и доп. / М. Н. Марченко. - М.: Норма. - 2007. - 630 с. 44) Матузов, Н. И. Теория государства и права: 2-е изд., перераб. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Юристъ. - 2006. - 451 c. 45) Нецветаев, А. Г. Экологическое право. Учебно-практическое пособие. / А. Г. Нецветаев. - М.: МЭСИ. - 2006. - 223 с. 46) Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник 4-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Перевалов. - М.: Норма: ИНФРА-М. - 2013. - 345 с. 47) Петров, В. В. Экологическое право России / В. В. Петров. - М.: БЕК. - 1996. - 557 c. 48) Россинский, Б. В. Административная ответственность. /Б. В. Россинский. - М.: Издательство Норма. - 2004. - 543 с. 49) Солнцев, А. М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека / А. М. Солнцев. - М.: Либроком. - 2013. - 336 c. 50) Сухарев, А. Я. Большой юридический словарь / В. Н. Додонов, А. Д. Ермаков, М. А. Крылова А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М. - 2003 - 456 с. 51) Транин, А. А. Правовые проблемы экологического развития современной России: монография / А. А. Транин, М. М. Бринчук. - М.: Юрлитинформ. - 2015. - 224 c. 52) Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. С. 233-234. 53) Яковлев, В. Н. Большой юридический словарь / В. Н Яковлев, А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: Инфра-М. - 1997. - 790 с. 54) Яковлев, В. Н. Горное право современной России (конец XX - начало XXI века): уч. пособие. / В. Н. Яковлев - М.: ИНФРА- М. - 2012. - 435 с. Научные статьи 55) Вагина, О. В. К вопросу о выборе формы возмещения экологического вреда / О. В. Вагина. // Менеджмент и Право. - 2012. - № 2. - С. 78 - 82. 56) Васильева, М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности / М. И. Васильева. // Экологическое право. -2005. - № 1. - С. 26. 57) Колбасов, О.С. За дальнейшее совершенствование законодательства об охране природы // Экологическое право. 2007. № 3. С. 2-5. 58) Краснова, И. О. Правовое регулирование возмещения экологического вреда / И. О. Краснова. - Экологическое право. - 2005. - № 4. - C. 26-33. 59) Краснова, И. О. Развитие института экологического нормирования и кодификация законодательства об охране окружающей среды / И. О. Краснова. // Экологическое право. -2010. - № 6. - С. 24. 60) Петров, В. В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей среды») /В. В. Петров. // Экологическое право. - 2009. - № 2-3. - С. 9-15. 61) Сафиуллин, М.Р., Глухих, И.А. Потенциал социально-экономического Развития РБ. // Региональный потенциал: анализ, оценка, капитализация. –Пермь: ПГУ, 2010, с.108-112. 62) Сосновский, В. В. Оценка экологического риска как инструмент профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды на примере Республики Франция / В. В. Сосновский. // Экологическое право. - 2012. - № 3. - С. 23 - 26. 63) Трудова, О. В. Конституционные основания защиты прав граждан России на международном уровне / О. В. Трудова, Э. Ю. Яковлев. // Международное публичное и частное право. - 2009. - № 1 (46). - С. 24-27. 64) Хейл, Генри. Этническая мобилизация в Башкортостане и судьба российской демократии//Башкортостан в политическом пространстве России. Зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/Сост. И.М. Габдрафиков, И.В. Кучумов; Пер. с англ. и франц. И.В.Кучумова, Л.Ф. Сахибгареевой, A.M. Ротштейна; Под общей ред. к.и.н. И.В. Кучумова. -Уфа: ООО «Здравоохранение Башкортостана», 2004. С. 66-84. 65) Шиняева, Н. Что есть возмещение вреда? (интервью с И.В. Цветковым, доктором юридических наук, профессором кафедры коммерческого права и основ правоведения МГУ им. М.В. Ломоносова) / Н. Шиняева. // ЭЖ-Юрист.2008. - № 25. 66) Яжлев, И. К. Методическое обеспечение оценки ущерба окружающей среде в России и за рубежом / И. К. Яжелев. // Экология производства. -2006. № 6. - С. 23 - 29. 67) Яковлев, Э. Ю. Структура и содержание конституционно-правового механизма и защиты экологических прав человека в современной России / правонарушений: приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 23.07.1998 № 448. // Экспресс-Закон. - 07.10.1998. - № 43. Электронные ресурсы 68) Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 г.» / URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=132221 (дата обращения 13.05.2017). 69) Федеральная служба государственной статистики: окружающая среда на 2016 год / URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain (дата обращения 03.05.2017). 70) Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году» / URL: www.mchs.gov.ru/upload/site1/documentfile/5Mfd183m57.pdf (дата обращения 19.05.2017) 71) Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992. / URL: http://www.fsetan.ru/nbrary/doc/deklaratsiya-rio-de-zhanejro-po-okruzhayuschej -srede-i-razvitiyu(дата обращения 11.05.2017). 72) Стокгольмская Декларация: Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды принята в г. Стокгольме 16.06.1972. / URL: http://docs.cntd.ru/document/901880141 (дата обращения 14.05.2017). 73) О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «Об охране окружающей природной среды». Постановление Пленума Высшего Арбитражного саду РФ от 21 октября 1993 г. № 22 в ред. от 10 апреля 2000 г. / URL: http://docs.cntd.ru/document/0141 (дата обращения 16.05.2017). 74) Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах». / URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=311830 (дата обращения 14.05.2017). 75) Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: утв. приказом Минприроды Российской Федерации от 29.12.2015 № 539. / URL: http://base.consultant.ru/cons/cg=doc;base (дата обращения 14.05.2017). 76) Методика оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения, захламления, нарушения (в том числе запечатывания) и иного ухудшения качества городских почв: Постановления правительства Москвы от 22 июля 2008 г. №2589-ПП: офиц. текст по состоянию на 25.10.2011 / URL: http://www.simbexpert.ru/?snips/snip/53543/ (дата обращения 14.05.2017). 77) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2010 по делу № А75-1455/2010. «В иске о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, отказано, поскольку расчет ущерба, представленный истцом, носит вероятностный характер, следовательно, не может достоверно свидетельствовать о причинении ущерба в заявленном размере» / URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req(дата обращения 14.05.2017). 78) Постановление ФАС Московского округа от 17 ноября 2010 г. № КГ А40/13697-10 по делу № А40-31537/10-61-247. «Требование: О взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде. Обстоятельства: При проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории установлен факт запечатывания обществом территории без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы. Решение: Требование удовлетворено, поскольку материалами дела подтверждается обязанность общества возместить причиненный вред» / URL:http://www.consultant.ru/search(дата обращения 16.05.2016). 79) Определение Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 24.01.2011 № ВАС-18402/10 по делу № А75-11977/2009. «В передаче дела по иску о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в результате разлива нефти, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, пришел к обоснованным выводам о доказанности факта лесонарушения, а также наличия причинно-следственной связи междудействиями ответчика и наступившими последствиями» / URL: http://base.consultant.ru /online (дата обращения 17.05.2017). 80) Постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.2011 по делу № А12 10553/2010. «В удовлетворении исковых требований управления Росприроднадзора о взыскании вреда, причиненного водному объекту, отказано, поскольку судами установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик возмещает ущерб, причиненный окружающей среде, в добровольном порядке» / URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi(дата обращения 19.05.2017). 81) Определение Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 07.12.2010 № ВАС-16199/10 по делу № А18-18/10. «В передаче дела по иску о взыскании ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам (рыбным запасам) в результате нарушения предприятием природоохранного законодательства, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, удовлетворяя иск, суд исходил из доказанности факта причинения ущерба и его размера, вины предприятия в причинении вреда, а также наличия причинно-следственной связи между действиями предприятия и наступившими последствиями» / URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi(дата обращения 20.05.2017). 82) Определение Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 02.03.2010, № ВАС-17665/09 по делу № А59-475/2009. «В передаче дела по иску о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного незаконной вырубкой деревьев, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, обоснованно исходил из установления факта причинения вреда окружающей среде в результате противоправных действий общества» / URL: http://base.consultant.ru//online.cgn(дата обращения 20.05.2017). 83) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/ URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения 19.05.2017). 84) Справка по результатам изучения и анализа практики применения норм об уголовной ответственности за нарушения экологического законодательства по уголовным делам, рассмотренным в 2011 году - первом квартале 2012 годаБирским районным судом Республики Башкортостан и мировыми судьями по Бирскому району и г. Бирск Республики Башкортостан. / URL: http://base.consultant.ru/cons/.cgi?re (дата обращения 21.05.2017). 85) Коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда. Обзор кассационной (надзорной) практики по уголовным делам Пензенского областного суда за 1 полугодие 2014 года. / URL: http: //www.oblsud.pena.ru/art (дата обращения 21.05.2017).
Отрывок из работы

1.1 Правовая природа института возмещения вреда окружающей среде Право, по мнению О.С. Колбасова, «является одним из наиболее эффективных инструментов управления поведением людей и широко используется в этом качестве во всех странах. Благодаря своей способности адаптировать экологические требования и выражать их в виде общеобязательных правил поведения право все более интенсивно используется в целях решения задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов, при этом само право развивается, приобретает новые черты и качественные особенности» . Объективная необходимость распространения сферы действия права на общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности и регулированием порядка возмещения экологического вреда складывалась постепенно на фоне обостряющихся противоречий экологической и экономической функции права . Возникшая угроза деградации природной среды в результате хозяйственной деятельности, а также рост чрезвычайных ситуаций техногенного характера, с одной стороны, послужили объективной предпосылкой для создания правовых условий обеспечения охраны окружающей среды и формирования в связи с этим специального законодательства направленного на возмещение экологического вреда. Вместе с тем экономическая функция, направленная на формирование высокоэффективной, системы воспроизводства и использования природных богатств, фактически не смогла в полной мере обеспечить учет эколого-правовых требований к охране окружающей природной среды. Таким образом,фактическое развитие экономики в России, влечет за собой не только положительные, но и отрицательные последствия для экологии. К последним следует отнести все увеличивающиеся масштабы негативного воздействия на окружающую среду. Причем такое воздействие на нее оказывается, как в результате правомерных действий, так и при совершении экологических правонарушений. В свою очередь, правообразующий характер вреда причиненного окружающей среде (факт наступления вреда) становится всеобщим основанием экологической ответственности. Его тяжесть и степень общественной опасности позволяют разграничить различные меры гражданско-правовой ответственности и уголовного или административного наказания. Руководствуясь положениями ст. 15 Конституция Российской Федерации система отечественного законодательства признает приоритет норм международного права перед правом национальными. Примером может служить Стокгольмская декларация, регулирующая, в том числе отношения стран входящих в состав Организации Объединенных Наций по вопросам охраны и защиты природной среды от излишнего антропогенного воздействия и возмещения причиненного ей вреда . К числу таких нормативных документов, которые посвящены правовому регулированию отдельных природных водных объектов, можно отнести Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, «Брюссельские» конвенции о загрязнениях мирового океана нефтью , Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву» . Следует отметить, что в них указываются общезначимые принципы международного права, в которых определяется нормативно-правовой порядок возмещения вреда в результате совершения экологического правонарушения (преступления). К числу таких мер, акты международного законодательства относят: - взаимное оперативное информирование о случаях загрязнений; - необходимость полного возмещения причиненного ущерба; - недопустимость трансграничного ущерба; - сотрудничество в целях ликвидации последствий загрязнения и предотвращения или сведения до минимума ущерба. В общей теории права под правовым институтом (институтом права) понимается обособленный блок отрасли российского права, который характеризуется наличием таких признаков, как: однородность фактического содержания – каждый правовой институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений; юридическое единство правовых норм, т.е.нормы, образующие правовой институт, представляют собой единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, правовых понятиях, что, в свою очередь, создает особый правовой режим регулирования; нормативная обособленность, т.е. обособление входящих в правовой институт норм в главах, разделах, иных структурных частях законодательного или подзаконного нормативного правового акта; полнота регулируемых отношений, т.е. соответствующий правовой институт включает набор норм, который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений . При этом правовые институты бывают простыми (включают нормы одной отрасли права) и сложными или комплексными (представляют совокупность норм разных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения) . Правовой институт возмещения вреда природной среде представляет собой комплексное правовое образование. Он включает в себя нормы экологического, гражданского, административного и уголовного права. В экологическом праве и законодательстве нормы, входящие в правовой институт возмещения вреда окружающей среде устанавливаются в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» . В соответствии с п. 1 ст. 77 на юридических и физических лиц, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, включая любое иное нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды, возлагается обязанность возместить его в полном объеме. В этой же статье в п. 3 устанавливается, что вред, причиненный окружающей природной среде, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Таким образом, отметим, что институту возмещения вреда в экологическом законодательстве отведено особое приоритетное по степени важности место, а сами нормы, связанные с установлением размера ущерба, причиненного экологическим правонарушением (преступлением), закреплены в соответствующих подзаконных актах. Следует также отметить, что в экологическом праве и законодательстве имеются и эколого-правовые меры, направленные на предупреждение экологического вреда. Важнейшую роль играют оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (правовые основы ее осуществления определяются Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» ) и экологическая экспертиза (правовые основы ее осуществления установлены Федеральным законом «Об экологической экспертизе» . Также к ним относятся нормы ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливающие требования к хозяйственной деятельности применительно к отдельным ее отраслям и стадиям осуществления. К нормативным актам, направленным на предупреждение экологического вреда следует отнести и Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности . Также следует упомянуть и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые определяют методики исчисления причиненного вреда и таксы для его исчисления. Так, например, ст. 51 Закона «О недрах» , а также Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 564 , связывают необходимость возмещения вреда с действиями, повлекшими утрату запасов полезных ископаемых, вызванной их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушением свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо причинением вреда особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Как было указано выше правовой институт возмещения вреда окружающей среде содержит нормы и других отраслей права, прежде всего, гражданского права. В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся общие положения о возмещении ущерба (ст. 15, 307-309, 393, 401), во второй части есть целая глава (гл. 59) посвященная обязательствам вследствие причинения вреда. Очень значимую роль для регулирования отношений в сфере экологического права играет ст. 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В ней определены источники повышенной опасности и сформулирована обязанность их владельцев по возмещению причиненного вреда вне зависимости от наличия вины. Среди других законодательных актов, имеющих отношение к сфере возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, следует выделять Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации, которые в силу своей специфики деятельности создают правовые основы (модели) административной и уголовной ответственности за вред, причиненный природным объектам и установленному экологическому правопорядку. С учетом вышеизложенного, считаем необходимым указать, на то, что порядок регулирования правового режима возмещения вреда причиненного окружающей среде в действующем законодательстве Российской Федерации, реализуется через механизм компенсации экологического вреда, порядок возмещения которого может быть определен добровольно либо указан в решении суда по конкретному гражданскому или уголовному делу. Более того, при определении размера вреда, причиненного экологическим правонарушением, сторонам (суду) надлежит исходить из сложившихся фактических затрат, связанных соответственно с восстановлением прошлого состояния окружающей природной среды, с последующим их соотнесением с размером понесенных убытков и упущенной выгоды. В общую сумму возмещения ущерба также могут входить суммы, определяемые в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, согласно расчетам по проектам рекультивационных и иных восстановительных работ (п. 1 и п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды») за счет средств виновного лица. В заключении отметим, возмещение вреда окружающей среде представляет собой сложный по своему содержанию правовой институт. Он характеризуется межотраслевым характером, поскольку нормы, составляющие его содержание и регулирующие соответствующие отношения содержатся в различных отраслях российского права (экологического, включая земельное и другие природоресурсные отрасли, гражданского, административного, уголовного, а также процессуальных отраслей). 1.2 Понятие и признаки вреда окружающей среде Рассматривая теоретико-правовое содержание порядка и условий возмещения экологического вреда в законодательстве Российской Федерации, следует обратиться к пониманию значения вреда (ущерба) окружающей среде. Так, например, в авторской редакции В.В. Петрова, понятие «вред окружающей среде следует рассматривать как совокупность вреда экономического и вреда экологического» . Экономический вред выражается в нанесении какого-либо имущественного вреда, который заключается в гибели, повреждении, уничтожении материальных ценностей, а также причинении убытков, вызванных неполучением доходов от использования природных ресурсов, которые природопользователь мог получить при нормальных условиях производства, но этого не произошло из-за совершения правонарушения. Экологический вред, в свою очередь, нарушает интересы общества в экологической сфере, то есть препятствует здоровой, благоприятной жизни и не обеспечивает продуктивную окружающую среду. Объектом посягательства выступает качество окружающей среды, состояние экологических систем, обменные процессы, протекающие в биосфере и неизменно приводящие к воспроизводству жизни во всех сферах ее проявления» . В рамках рассмотрения структуры вреда окружающей среде В.В. Петров в общем понятии вреда окружающей среде выделял вред первичного и вторичного происхождения. Вред первичного происхождения представляет собой как количественные, так и качественные потери в окружающей среде, они проявляются в загрязнении окружающей среды, т.е. когда меняется физико-химический состав воздуха, воды или почвы, что создает угрозу для человека, флоры и фауны. Качество природной среды, которое было изменено в процессе нарушения окружающей среды и причинения ей вреда, в свою очередь, пагубно сказывается на социальной среде: к примеру, жизни и здоровью людей часто наносится непоправимый вред. Помимо всего прочего, экологическим вредом также может выступать и загрязнение окружающей среды, уничтожение природных ресурсов, их повреждение, порча и истощение, разрушение экологических систем, затраты, направленные на восстановление природных объектов, рекультивации земли, потери сельскохозяйственных культур, гибель животных. Указанный вред может быть нанесен не только противоправными действиями и нарушением законодательства в сфере экологии, так же возможно, что он будет нанесен вследствие стихийных бедствий и других явлений природы. Вследствие проведенного анализа нормативной правовой базы в сфере экологии и охраны окружающей среды можно сделать важный вывод о том, что понятие экологического вреда до сих пор не имеет ни легитимного определения, ни даже унифицированного толкования. Это понятие являетсяспорным, а это предполагает достаточно большое количество трудностей в использовании данной юридической конструкции на практике при рассмотрении споров. Например, очень трудным является процесс, в котором оценивают степень экологического вреда и вырабатывают критерии и показатели ущерба (вреда). Известно только лишь два способа возмещения любого вреда, будь то экологический или какой-либо другой - в натуральном виде или в виде денежной компенсации. Однако указанные способы не могут полностью удовлетворить потребности защиты экологических прав граждан и охраны окружающей среды в современном обществе. Проблема заключается в том, что экологический вред чрезвычайно часто представляет собой необратимые негативные последствия для природы, такие как уничтожение природного объекта, исчезновение вида флоры или фауны и тому подобных отрицательных последствий. Отличительной особенностью применения юридической ответственности за причиненный экологический ущерб является то, что нормы экологического законодательства ссылаются на определенные отрасли законодательства, такие как уголовное, гражданское, административное (в которых и прописаны конкретные санкции) и прописывают только перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов. Таким образом, получается, что экологический вред не всегда совпадает с вредом в гражданско-правовом его понимании. Следовательно, прежде всего для целей правоприменения необходимо определиться с использованием таких понятий, как «ущерб окружающей среде» или «вред, причиненный окружающей среде», «экологический ущерб». В международно-правовых документах данные понятия являются носителями одной правовой нагрузки отличного от гражданско-правового вреда, используемого в гражданском законодательстве. Окружающая среда рассматривается как объект причинения ущерба. Экологический вред, используемый в международном праве, - более широкое понятие, чем вред в общегражданском смысле. Отсюда объем гражданской ответственности будет определяться в зависимости от понимания экологического вреда. Понятие вреда синонимично понятию ущерб, поэтому в юридической литературе и в федеральном законодательстве часто употребляется понятие ущерб. В большом юридическом словаре термин «вред» толкуется как «уничтожение субъективного права или блага» . Под теоретическим понятием экологического вреда следует понимать ухудшение качественного состояния окружающей среды, вызванное нарушением законодательства об охране окружающей среды, либо такое уменьшение ее количественных характеристик, которое способно вызвать негативные экологические последствия, а также связанное с этим любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека. «Отсутствие прямого указания на причинение вреда отдельным природным объектам объясняется тем, что негативное воздействие на какой-либо отдельный компонент окружающей среды неизбежно отражается на ее состоянии в целом» . Вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов . Исходя из этого можно сделать вывод, что вред, причиняемый природному объекту, предстает как проявление вреда окружающей среде. Ученые единоличны во мнении, что экологический вред обладает ярко выраженной спецификой: 1) Негативное антропогенное воздействие зачастую вызывает не только прямой ущерб, причиненный конкретному объекту природы, но также и вред, причиненный другим взаимосвязанным с ним объектам или окружающей среде в целом, выражающийся в потере экологических связей поврежденного или уничтоженного объекта со всей природной системой. 2) Не все вредные последствия проявляются сразу, многие из них носят потенциальный характер. 3) Существенной особенностью экологического вреда является и то, что его экономической оценке должно предшествовать определение физического объема последствий негативного антропогенного воздействия. Поэтому экологическим вредом можно признать только те негативные изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими на данном этапе развития общества научно-техническими возможностями. 4) Экологический вред имеет специфические формы проявления. Исходя из признаков, указанных выше выходит, что государство в своей деятельности разрабатывает комплекс отдельных мер в области охраны и восстановления окружающей среды. Экологическим вредом признается тот вред, который причиняется окружающей природной среде, а также вред, причиняемый негативным воздействием самой этой среды. Иначе говоря, экологический вред несет за собой отрицательное влияние на окружающую среду, вследствие которого она может быть изменена путем ее загрязнения, что, в свою очередь приводит к деградации естественных экологических систем, а также к значительному истощению природных ресурсов. Так, например, вред окружающей среде может быть причинен посредством: - выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; - сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади; - загрязнения почв и недр; - размещения отходов потребления и производства; - загрязнения в виде шума, тепла, электромагнитного, ионизирующего и другого физического воздействия; - других видов негативного воздействия. Применительно к природным объектам экологический вред может проявляться в следующем: - порче - нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик; - загрязнении - любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени; - истощении - уменьшении полезных природных свойств (потеря потенциала функций); - повреждении - частичном приведении в негодность по качеству и количеству. Несмотря на значительное многообразие проявления видов экологического вреда, их можно классифицировать по определенным элементам сходства и разновидностям. С учетом вышеизложенного экологическому вреду присущи две группы признаков: общие и специальные. Общие признаки вреда сформулированы в ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации и указывают на две его стороны - причинение вреда личности и причинение вреда имуществу. В гражданском порядке выделяются общие положения о возмещении материального вреда (ст. 1064-1098 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg