Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ

Понятие рынка, его функции и роль в экономической системе.

gemsconslebria1971 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Рыночной структурой определяется поведение фирм отрасли на те или иные действия конкурента. В результате это поведение определяет проводимую фирмой политику ценообразования, получения прибыли, эффективности и другое. Также, экономическое поведение фирмы будет оказывать воздействие и на политику других фирм, а взаимодействие всех фирм определяет ситуацию в данной отрасли. Понятие «рыночная структура» отражает внутренние связи между элементами рынка: - тип производимого продукта; - количество фирм в отрасли; - возможности для входа в отрасль и выхода из нее; - способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы; - количество покупателей и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм. Таким образом, целью данной работы является изучение понятий рынка, рыночной структуры, конкуренции, классификации и характеристик рыночных структур, их экономической эффективности, а также сущности конкуренции, так как именно уровень конкуренции на рынке является определяющим фактором в изучении структур рынка. Основные задачи настоящей работы: - изучить рыночные структуры и их классификацию; - охарактеризовать все виды рыночных структур: - определить экономическую эффективность различных рыночных структур.
Введение

Исследование экономической эффективности рыночных структур актуально в настоящее время, в связи с тем, что в современной рыночной экономике существуют разнообразные типы рыночных структур. Поведение фирмы на рынке, вид реализуемой продукции, объем производства, отсутствие или наличие ограничений на вход или выход из отрасли, открытость информации о ценах на продукцию, нововведениях и иные условия определяют тип рынка, на котором работает фирма. Определяющим фактором функционирования того или иного рынка является уровень развития конкуренции и, следовательно, возможность контролировать фирмой цену на продукцию. Конкуренция (от латинского слова «concurrere» – «сталкиваться)» – это форма столкновения интересов субъектов рынка, экономическое соперничество товаропроизводителей за привлечение наибольшего количества покупателей и, соответственно, получение максимальной прибыли. Эта поведенческая трактовка конкуренции характерна для неоклассической и классической экономической теории. Адам Смит, основатель экономической науки, называл конкуренцию «невидимой рукой» рынка. В рыночной экономике конкуренция играет огромную роль: в результате конкуренции происходит развитие той или иной отрасли; для привлечения большого числа покупателей, производители улучшают качество своего товара и т. п. Положительно действует конкуренция и на потребителей. Однако у нее есть недостатки: благодаря конкуренции слабые компании уходят с рынка, а сильные - усиливают свои позиции. Вместе с тем, появляется нестабильность. Функции конкуренции в рыночной экономике необходимы для того, чтобы процесс совершенствовался, а недостатков становилось меньше. В настоящее время в рыночной экономике выделяют следующие основные функции конкуренции: - регулирующая - воздействие конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению); - инновационная - проявляется в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики; - аллокационная или функция раз¬мещения (от английского слова «allocation» — «размещение») - выражается в эффективном размещении самих факторов производства (труда, земли и капитала) в хозяйственных организациях и регионах, где их приме¬нение обеспечивает наибольшую отдачу; - адаптационная - рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет переходить от экономического выживания к расширению (экспансии) сфер хозяйственной деятельности; - распределительная - оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение валового национального продукта (суммарный объем произведенных благ среди потребителей); - контролирующая – не допускает установления монополистического диктата одних субъектов рынка над другими. Вся совокупность названных функций конкуренции обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики, именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы. Степень экономической власти фирмы над рынком тесно связано с развитием конкуренции: чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара, то такая рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией. В случае, если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.
Содержание

I. II. III. III.1 III.2 III.3 III.4 III.5 Введение Понятие рынка, его функции и роль в экономической системе. Понятие, классификация и характеристика рыночных структур. Экономическая эффективность рыночных структур. Понятие экономической эффективности. Экономическая эффективность чистой (совершенной) конкуренции. Экономическая эффективность чистой (абсолютной) монополии. Экономическая эффективность монополистической конкуренции. Экономическая эффективность олигополии. Заключение Библиография
Список литературы

1. Артамонов В. С., Попов А. И., Иванов С. А., Уткин Н. И., Алексеев Е. Б., Махлаев А. Н. Микроэкономика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.: ил. 2. Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 464 с. 3. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. – СПб., 1994. – 272с. 4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т.2. – С.111. 5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – С.67. 6. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель. – СПб., 1992. – С. 193–240. 7. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – С.158. 8. Кулик Л.М. Экономическая теория. – М., 2004. – С. 191–203. 9. Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М., 1996. – 16с. 10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – Гл. 8. 11. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – 230с. 12. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: учебник для бакалавров/ Н.М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 985. – Серия: Учебники НИУ ВШЭ. 13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.- 456 с. 14. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2002. 15. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. 16. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М., 1992. – Т. 1. 17. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. – М., 1992. 18. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономисть, 2003.- 896 с. 19. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М., 2005. – С. 139–144. 20. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.: ил. 21. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад.В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М,2001. – 714 с. (Серия «Высшее образование»). 22. Экономическая теория. Часть II. Микроэкономика / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн., 2005. – С. 147–163.
Отрывок из работы

I. Понятие рынка, его функции и роль в экономической системе. Первоначально рынок рассматривался как место розничной торговли, рыночная площадь. Понимание рынка изменялось в процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства, его сущности, изменялся и сам рынок, роль его в экономике возрастала. В узком смысле рынок представляет собой совокупность продавцов и покупателей данного товара. Вместе с тем, рынок является экономической категорией, которая тесно связана с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Известный экономист Джоан Робинсон в 1933 году дала следующее определение рынка: «под рынком следует понимать совокупность продавцов товаров, которые расцениваются потребителем как близкие взаимозаменяемые продукты». Понятие рынка в современной экономической системе: рынок как экономическая категория – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Главные экономические функции рынка: 1. интегрирующая – объединяет сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговых посредников, включает их в общий процесс активного обмена услугами и продуктами труда; 2. регулирующая – рынок воздействует на все сферы экономики, обеспечивает согласование в ассортиментной структуре производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по структуре, цене и объему, пропорциональность между регионами, сферами национальной экономики в производстве и обмене; 3. стимулирующая – заключается в побуждении производителей к созданию необходимых товаров, новой продукции с меньшими затратами и получением достаточной прибыли, а также в стимулировании научно-технического прогресса, интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики; 4. ценообразующая (или эквивалентная) – устанавливает ценностные эквиваленты для обменов продуктов, соизмеряет затраты и результаты, определяет ценность товара на основе количества затраченного труда и его пользы; 5. контролирующая – контролирует конечные результаты производства, т. е. соответствие нуждам покупателей количества и качества товаров, услуг; 6. посредническая – с целью обмена результатами труда обеспечивает взаимосвязь экономически обособленных производителей с потребителями; 7. информационная – предоставляет участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг; 8. экономичности – обеспечивает сокращение затрат покупателей на покупку товаров и соразмерности спроса потребителей с заработной платой; 9. реализация интересов рыночных субъектов – объединение интересов продавцов и покупателей: получение большого дохода продавцами и удовлетворение потребностей покупателей с наименьшими затратами. Таким образом, конкурентный рынок, основанный на личной свободе субъектов, без принуждения координирует экономическую деятельность людей, создавая посредством купли-продажи добровольную состязательность между ними. Вместе с тем, конкурентный рынок не решает всех социально-экономических проблем, главными из которых являются инфляция и безработица, не обеспечивает право на труд, на стандартное благосостояние, без которых нет демократического общества. В рыночной экономике только одно распределение доходов – по результатам конкуренции, что порождает постоянные банкротства, высокие и низкие доходы, при этом оно не распространяется на научных работников, государственных служащих, детей, инвалидов, стариков. Следовательно, главной проблемой рыночной системы выступает неравенство доходов и ее неспособность учитывать коллективные потребности. С течением времени регулирующий механизм конкуренции ослабевает и порождает монополию и, как следствие, снижающие эффективность экономики социальные и производственные потери. По определению И. Шумпетера «рыночная система представляет процесс созидательного разрушения». Для решения региональных проблем также недостаточно одного рыночного механизма. Поэтому рыночный механизм необходимо корректировать государством. II. Понятие, классификация и характеристика рыночных структур. Понятие рыночная структура имеет множество аспектов. Рыночная структура может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки: факторов производства (земля, капитал, труд), рынки продуктов и услуг, рынки товаров недлительного (до года) и длительного (более года) пользования и др. Рыночная структура также может рассматриваться с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости. Классификация рыночных структур основана на определении количества продавцов и природы продукта (Таблица 1). Таблица 1. Классификация рыночных структур Природа продуктов Количество продавцов один несколько много Однородные продукты Чистая монополия Однородная олигополия Чистая конкуренция Дифференцированные продукты Дифференцированная олигополия Монополистическая конкуренция В экономической науке, несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют четыре типа (модели) рынка: 1. Чистая (совершенная) конкуренция. Характеризуется существованием множества продавцов, которые производят однородные стандартные продукты. Число фирм-продавцов на рынке так велико, а доля каждой так мала, что ни одна их них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена фирме-производителю навязана рынком. Доступ новым фирмам в отрасль широко открыт. В характеристику чистой конкуренции обычно включают идеальное знание рынка, однако это необоснованно, так как в ситуации когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно, поэтому фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок. 2. Чистая (абсолютная) монополия. Противоположность чистой конкуренции. Греческое слово «монополия» означает «один продавец». Продукт создается единственной фирмой, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров. Например, монополии на источники сырья, транспортные средства, кредиты, патентная монополия и др. В условиях абсолютной монополии фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия встречается очень редко. Барьерами для вступления в отрасль являются легальные (естественные) препятствия для проникновения в отрасль новых фирм: - законодательные (патенты, авторские права, лицензирование, ограничение импорта и т. д.); - финансовые (более высокая степень заемных средств для вновь входящих в отрасль, размер стартового капитала и т. д.); - связанные с эффектом масштаба (снижение средних издержек при увеличении производства способствует развитию в отрасли только крупных предприятий); - контроль над важным ресурсом. Структуры совершенной конкуренции и монополии односторонни и условны. Совершенная конкуренция сводит механизм регулирования экономики к рынку, а монополия – к административно-командным методам. В реальной жизни они взаимодействуют друг с другом, переплетаются. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями. 3. Монополистическая конкуренция. Характеризуется дифференциацией продукта, большим количеством продавцов, свободным входом и выходом фирм и ресурсов в отрасль и из нее. Чтобы привлечь покупателей, производители стремятся сделать свои продукты отличными от других. Покупатели готовы платить более высокую цену за такой продукт. Монополистическая конкуренция имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией: характеризуется большим количеством фирм, свободным входом и выходом их отрасли. Вместе с тем, в отличие от чистой конкуренции, на рынке несовершенной конкуренции фирмы могут влиять на цену, в отрасли производится дифференцированные продукты. Дифференцированные продукты - это продукты различающиеся по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, но пользующиеся преимуществом у потребителей среди конкурирующих продуктов по данной цене. Так как ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, она имеет определенную власть над ценой. При этом различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового, а повышенный спрос может быть обусловлен более удобным расположением магазина, более привлекательной упаковкой, хорошим обслуживанием, подарочными купонами и др. Для таких фирм кривая спроса наклонена вниз (имеет отрицательный наклон), и поэтому фирма может влиять на цену. Однако, присутствие на рынке близких по характеру товаров ограничивает способность фирмы повышать цены. 4. Олигополия – это рыночная структура, в которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. Существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На таком рынке реализуются как дифференцированные, так и стандартизированные продукты. Стандартизированный товар – это товар, все единицы которого полностью заменяют друг друга, идентичны, и который, при условии одинаковой цены, покупателю безразлично у кого покупать. Олигополия характеризуется высоким уровнем концентрации капитала и производства, способностью фирм влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между фирмами взаимозависимые. Фирмы используют в основном метод неценовой конкуренции. Не существует универсальной теории олигополии, в отличие от других рыночных структур. Теория олигополии имеет множество различных моделей, каждая из которых описывает конкретный случай и имеет место только при определенных обстоятельствах. Каждая из названных рыночных структур отличается определенной степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм оказывать воздействие на рынок и на цены (Таблица 2). Таблица 2. Рыночные структуры и их характеристика Тип рыночной структуры Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации Контроль над ценой 1. Совершенная конкуренция множество мелких фирм однородная (стандартизированная продукция) очень легкие, препятствия отсутствуют равный доступ ко всем видам информации отсутствует 2. Монополистическая конкуренция много небольших фирм разнородная (дифференцированный продукт) сравнительно легкие некоторые ограничения некоторый, но в довольно узких пределах 3. Олигополия число фирм невелико, есть крупные фирмы стандартизированный или дифференцированный наличие существенных препятствий некоторые ограничения ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре 4. Чистая монополия одна фирма уникальный, нет близких заменителей практически непреодолимые барьеры при входе некоторые ограничения значительный Указанные рыночные структуры имеют различную степень распространения в настоящее время. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются очень редко. К совершенной конкуренции можно отнести, например, рынки зерна и ценных бумаг. Монополистическая конкуренция и олигополия являются наиболее распространенными рыночными структурами. К монополистической конкуренции относятся: производство шампуней, выпечка хлеба, розничная торговля и многие другие виды деятельности, так как производимые фирмами товары и услуги в небольшой степени, но отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Олигополистический рынок формируют фирмы промышленного производства (сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная, металлургическая, табачная промышленность и др.). Следует отметить, что конкуренция является важнейшим элементом рыночного механизма, но на определенных рынках и в различных ситуациях ее характер и формы различны, что существенным образом влияет на поведение фирм и других экономических субъектов при принятии решений в отношении цен, объемов производства продукции и других хозяйственных аспектов. III. Экономическая эффективность рыночных структур. III.1. Понятие экономической эффективности. Под экономической эффективностью понимается получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Чтобы этого добиться нужно вести себя рационально, то есть постоянно соотносить блага (выгоды) и затраты. Под рациональным поведением понимается поведение, при котором производитель и потребитель благ стремятся к наибольшей эффективности и для этого минимизируют затраты и максимизируют выгоды. Эффективность возникает тогда, когда общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого. На грани производственных возможностей лежит эффективная экономика. Понятие экономической эффективности предложил итальянский экономист Вильфредо Парето (1848 – 1923 гг.) – это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Такое определение эффективности называют Парето-оптимальным состоянием, оптимальностью по Парето. Его применяют как в экономике, так и в других науках, например, математике. При определении эффективности производства благ соизмеряют затраты одного или всех факторов с полученным благом. Показателей эффективности производств может быть множество: производительность труда (стоимость всей продукции делится на стоимость затрат труда или на численность работников), материалоемность (стоимость израсходованных ресурсов делиться на стоимость произведенной продукции), капиталоемность (стоимость использованного капитала делится на стоимость произведенной продукции), капиталоотдачу (стоимость произведенной продукции делится на стоимость использованного капитала).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 39 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Финансы, 44 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 63 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Финансы, 34 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 30 страниц
190 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 29 страниц
140 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg