Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Значение традиций для развития культуры

gemsconslebria1971 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Объект исследования - социально-культурная деятельность. Предмет исследования - культурные традиции русских дворян. Целью курсовой работы является исследование культурных традиций русского дворянства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить значение традиций для развития культуры. 2. Рассмотреть формирование дворянских сословий в России. 3. Определить особенности культурных традиций русского дворянства. Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных авторов в области культуры и истории, таких как Лотман Ю. М., Ахметов А. Ф., Комиссаренко С. С., Жарков А. Д. и др.
Введение

Своеобразие русского дворянства XVIII-первой половины XIX вв. в значительной степени определялось реформами Петра I в первой четверти XVIII в. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. «Материалом» для нового сословия должно было стать дворянство Московской Руси. Уходя своими корнями в русскую этническую культуру, культура русского дворянства в XVIII в., благодаря «европеизации» России, начатой Петром I и продолженной его преемниками, быстро трансформировалась в культуру по сути европейскую; в дальнейшем дворянская культура превратилась в своеобразную зону взаимовлияний и взаимопроникновений дворянской элитарной и русской народной субкультур, поэтому в русской дворянской культуре, в различные исторические эпохи, превалировал то один, то другой компонент. 18 век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия - дворянства. Основой этого были петровские реформы. Наиболее активно на петровские нововведения реагировании представители служилого, нового дворянства и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра Первого на будущее развитие России. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голладско - немецкую, а затем французскую. Большие преобразования в области моды наложили отпечаток на представления о красоте. Русская культура периода второй четверти XVIII-первой половины XIX вв., как и вообще любая культура, не была монолитной. В ней можно два больших субкультурных блока: народную культуру - исконную культуру народов, населявших Российскую империю, а также дворянскую - элитарную культуру. Особенность данной исторической эпохи заключается в том, что в XVIII в. наметился, а затем стал увеличиваться разрыв между народной и дворянской культурой. Поэтому дворянская культура вполне заслуженно может выступать предметом специального исследования. Дворянская субкультура обладала всеми признаками, характеризующими культуру вообще: она имела носителей и хранителей своей социокультурной самобытности - дворянство Российской империи, особые язык, менталитет, традиции и обычаи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…………..5 1.1 Традиции - социальное и культурное наследие…………………………….5 1.2 Роль традиции в культуре…………………...………………………………….7 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДВОРЯНСКИХ СОСЛОВИЙ В РОССИИ….14 2.1 Дворянство: понятие, сущность, особенности……………………………….14 2.2 Развитие дворянского сословия……………………………………………….17 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА……………………………………………………………………..24 3.1 Система образования и воспитания в дворянской среде……………………24 3.2 Этикет дворянства……………………………………………………………...27 3.3 Досуговые занятия дворянства в эпоху Петра I……………………………...29 3.4 Развитие культурных традиций послепетровское время……………………35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….41
Список литературы

1. Анисимов Е.В. Россия в середине 18 века. - М. : Мысль, 2014. – 371 с. 2. Ахметов А. Ф. Российское научное сообщество в конце XX века. Сборник научных статей, посвященных памяти А. М. Танатарова. - М.: Химия, 2014. - 323 с. 2. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие.- М.: ЮКЭА, 2012. - 712 с. 3.Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. - М.: Наука, 2014. - 243 с. 4.Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 2013. - 462 с. 5.Зозулина, Н. Время Петербургской танцемании // Петербургский театральный журнал, 2013. - № 32. – С.4. 6. Киселев А. В. "... где класс, который вольет новую кровь в дряхлеющий государственный организм? " (Георгий Федотов) // Высшее образование в России, 2014. – №2.- С.5. 7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М.: МГУК, 2016. - 133с. 8. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века. // Общественные науки и современность, 2012. - № 5. - С. 108-117. 9. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества. - СПб.: СПбГУП, 2013. - 302 с. 10. Левит С.Я. Культурология XX век энциклопедия. - М.: ФАИР-Пресс, 2014. - 446 с. 11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18-19 вв.). - СПб.: Искусство - СПб., 2016. – 494 с. 12. Литвинцева Г. Ю. Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху // «Credo». Теоретический философский журнал, 2014. - №2.- С.17. 13. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. - М.: ЮНИТ, 2015. – 369 с . 14. Раскин Д. Яблочко от яблони...: Типовые сценарии российской карьеры // Родина, 2014. – №1. – С.53. 15. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в 14-18 вв. - М.: Приор, 2012. – 413 с. 16. Соловьев Б.И. Русское дворянство. - СПб.: Полигон, 2013. - 318 с. 17. Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII веков. - М.: Наука, 2012. – 401 с. 18. Юдичева П.А. Быт и нравы крестьян и дворян пореформенной России: Материал к уроку // Преподавание истории в школе, 2015. –№7. – С.13.
Отрывок из работы

1.1 Традиции - социальное и культурное наследие Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция, так как именно в ней аккумулируется мудрость веков. Но значит ли это, что тех, кто пренебрегает традиционными представлениями и выводами, можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, что если традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные положения следует принять в неизменном виде. Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде чердака общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды заблуждений, бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков. Традиция - это сохранение, бережное обновление и передача от поколений к поколениям отобранных общественным мнением образцов культуры и прежде всего способов деятельность, поведения. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социально-культурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). Таким образом, социально-культурная деятельность подразумевает социально-культурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности. Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция. Традиции включают в себя объекты социально - культурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социально-культурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. 1.2 Роль традиции в культуре В современном мире растет интерес к традиционным формам культуры – художественным народным промыслам национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинарии. Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа. Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях – все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. «Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни». Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционные формы культуры в основном распространялись в те периоды истории общества, когда социальное развитие шло медленным темпом, жизнь подчинялась заведенному порядку. Усилению роли традиций способствовали замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности. В этом смысле традиционные формы культуры выражали «социальный консерватизм и были выгодны правящему классу эксплуататоров, ибо поддерживали устойчивость власти». Поэтому культурный прогресс, развитие общественной жизни были связаны с преодолением традиции, которые сковывали «инициативу и творчески-преобразовательную деятельность народа». К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами животных». Традиции всегда выражали интересы определенных классов или социальных групп и имели прогрессивное или реакционное содержание. «Косность, психологическая инерция, сопротивление новому, передовому, закрепление архаичных форм жизни, пережитков прошлого проявляются в отсталых традициях. Именно они тяготеют как «кошмар над умами живых. Но было бы неправильным видеть в традициях только негативный смысл, в них искать «корень зла» и «нигилистически» относиться ко всем традициям вообще. Вполне очевидно, что такое «отрицание социально-позитивной роли традиций не только не соответствует исторической реальности, но может оказать пагубное воздействие на общественное сознание, отношение к истории и культуре. Как всякая крайность, подобная позиция приводит к глубоким идеологическим просчетам. В основе традиции лежит длительный опыт социальной группы. Нормы, символы, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определенных ситуациях. Заложенный в них смысл гарантирует правильность действий, предостерегает от неверных поступков, обеспечивает надежность поведения. Интересно, что даже новое, чтобы утвердиться в жизни, тоже должно «обрасти» стереотипами, получить признание, включиться в традицию. Поэтому так неточно упрощенно-схематическое противопоставление традиции и новаторства. Любой производственный почин должен иметь последователей, художественное творчество – создавать направление, научные открытия иметь школу и т.д.» . Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений. Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах. Традиция проявляется в разнообразных «стереотипизированных действиях», соотносится с такими близкими, но не совпадающими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет, мода. Все они содержат определенные программы поведения в той или другой ситуации. Например, «всеобщность традиции гостеприимства сочетается с разнообразными ритуалами действий у разных народов. Традиционные формы приобретают национальную самобытность, неповторимость, уникальность». Общества различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен. Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят в глубь веков, но от этого не теряют своей современности. Создание новых обрядов бракосочетания, юбилейных семейных праздников, праздников урожая, проведение соревнований по профессиям предполагают использование богатого культурного наследия, народных традиций. Когда создаются исторически неоправданные, надуманные ритуалы и обряды, они не достигают нужного психологического и эмоционального влияния на личность. «Случайные сценарии, заимствование инородных норм и эталонов ведут к дискредитации культурных традиций, могут породить цинизм и скептицизм. Традиции, выступающие как коллективная память, являются в то же время элементом этнического самосознания. Они содействуют возникновению у людей национально-этнического «притяжения», сходных переживаний, укрепляют чувства патриотизма и национальной гордости». Приобщение к прогрессивным традициям необходимо при воспитании молодого поколения. Знание традиций организует жизненный опыт, дает необходимые ценностные ориентиры, способствует закреплению авторитетов. Поэтому культурные традиции имеют значение для педагогической науки, всей практики воспитания. Таким образом, выявляется всеобщее значение традиций, в котором выражается способность культуры, как к созданию «нового, так и к воспроизведению прошлого опыта в социальной практике общества и личности». Традиция является одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре. Особый интерес представляет динамика культурных традиций, факторы, влияющие на их распространение и популярность. Традиции могут сжиматься до минимума, почти исчезать, а затем в новых условиях вдруг возрождаться, набирать силу, приобретать влияние на современников. Этот загадочный феномен угасания и возрождения традиций всегда вызывал споры. Иногда традиции под натиском различных обстоятельств разбиваются на мелкие части. В памяти и народном обиходе остаются лишь осколки, останки прошлых ритуалов, обычаев и обрядов. И эти отдельные, разрозненные «атомы» традиций обретают новую жизнь, включаясь в современные события. Контакты приводят к тому, что в такую рекомбинацию традиций включаются также элементы культур других народов и возникает новая форма. Для динамического развития культуры нужно располагать «богатым культурным фондом, который способствует разнообразию духовной жизни. Прогрессивные культурные традиции, весь объем культурного наследия представляют основу для культурного развития, взаимообогащения культур и культурных контактов. Прогрессивные традиции включаются в современность, способствуют укреплению национального самосознания, чувства любви к Родине и гордости за ее историю. Традиции – важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия, и обращаться с ним нужно бережно и умело. Историческая миссия и интернациональный долг народов мира состоят в постоянном приобщении все новых и новых поколений к культурным ценностям, в обогащении и пополнении сокровищницы мировой культуры. Рассмотрим традиции некоторых народов мира в разные периоды времени – от древности до настоящего времени.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 56 страниц
280 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg