Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Развитие просодических компонентов речи у детей младшего школьного возраста

gemsconslebria1971 3780 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 126 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Цель исследования: совершенствовать методику коррекционно-педагогической работы по развитию просодических компонентов речи у младших школьников. Объект исследования: нарушения просодических компонентов речи у младших школьников. Предмет исследования: корекционно-педагогическая работа по развитию просодических компонентов речи у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста будет эффективнее, если логопедическая работа будет комплексной и диференцированной; учитывающей медицинский статус ребенка, группу здоровья, заключение ПМПК, возраст учеников. В систему коррекционного воздействия должны быть включены упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи, слуховой дифференциации интонационных структур, по нормализации речевого дыхания, ритма, темпа речи, силы голоса. В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1) Проанализоровать литературные источники по теме исследования. 2) Подобрать диагностический инструментарий для исследования просодии у детей младшего школьного возраста. 3) Оценить состояние просодических компонентов речи у младших школьников. 4) Обосновать необходимость коррекционной работыв по формированию просодической стороны речи у учащихся в младших классах. 5) Провести экспериментальное обучение по развитию просодики. 6) Оценить эффективность коррекционного воздействия. Методы исследования: В процессе работы были применены следующие методы, определяющиеся теоретическими позициями специальной педагогики и задачами исследования: 1) анализ логопедической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме, 2) эмпирические (анализ анамнестических данных, констатирующий, обучающий эксперимент). Экспериментальная база исследования. Исследование проводились в ходе коррекционно- педагогического эксперимента в ГБОУ № 15 г. Моква.
Введение

Актуальность дипломного исследования обусловлена распространенностью нарушений просодических компонентов речи у детей младшего школьного возраста. Данная проблема относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике. Изучение симптоматики нарушений, а также подбор приемов коррекции расстройств просодической стороны речи обусловлены необходимостью поиска наиболее эффективной иетодики. Характеристики просодической стороны речи, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние. Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. Как отмечают многие исследователи Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, недостаточное развитие просодических компонентов речи, обусловлено стертой формой дизартрии. Большое количество речевых нарушений у детей с дизартрией так или иначе оказывается связанным с неспособностью оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь таких детей часто не выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности. Распространенность нарушений просодической стороны речи у детей с дизартрией чаще, чем с различными видами речевой патологии (Е.В. Лаврова, В.И. Филимонова, Г.В. Чиркина). Такие нарушения переходят от незначительных изменений отдельных акустических характеристик до сложных голосовых расстройств. В то же время, исследованию особенностей голоса детей в структуре речевых дефектов, а конкретно - дизартрии уделяется недостаточно внимания. Сведения о состоянии, характере, распространенности нарушений просодической стороны речи при таком сложном речевом нарушении, как дизартрия немногочисленны (И.В. Ермакова, М.В. Ипполитова, А.Г. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.В. Оганесян, В.И. Филимонова, Г.В. Чиркина), а о коррекции нарушений просодической стороны речи практически нет. В связи с этим определена проблема дипломного исследования; определены методы и способы коррекции просодической стороны речи у детей младших школьников и направления логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия. Практическая значимость: заключается в сравнительном анализе коэффициентов просодии у младших школьников с нарушенной голосоподачей и их ровестников с нормальным уровнем развития просодических компонентов речи; – в определении последовательности и содержании логопедической работы по коррекции просодики у детей младшего школьного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Литературный обзор и современные представления о проблеме развития просодических компонентов речи у детей младшего школьного возраста 1.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе 1.2. Основные компоненты просодии 1.3. Этапы формирования просодической стороны речи у детей младшего школьного Вывод по 1 главе Глава 2. Организация и содержание экспериментально - исследовательской работы 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 2.2. Определение уровня коэффициентов просодии у младших школьников 2.3. Обработка и анализ результатов экспериментального исследования Вывод по 2 главе Глава 3. Логопедическая работа по развитию просодических компонентов речи у младших школьников 3.1. Цель, задачи и содержание коррекционной работы по развитию просодических компонентов речи у детей младшего школьного возраста 3.2. Оценка эффективности предложенной методики по развитию просодических компонентов речи у младших школьников Вывод по 3 главе Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. Пособие для студентов дефектологического фак-тов пединститутов. М.: Просвещение, 2007. 2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М, 2013. 3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007. 4. Барышникова К.К. О просодических единицах речи // Экспериментальная фонетика. Минск, 1972. 5. Астахова Е.В. Функциональная дисфония у школьников: Автореферат дисс. канд.мед.наук. М., 2005. 6. Выготский Л.С. Мышление и Голос // Сбор. соч. М., 2013. 7. Василенко Ю.С. Голос: фониатрические аспекты. М.: Энергоиздат, 2002. 8. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. М.: АСТ Астрель, 2005. 9. Вязьменов Э.О., Радциг Е.Ю., Водолазов С.Ю и др. Нарушения голоса у детей раннего возрасте. Материалы VII Всероссикой конференции оториноларингологов // Вестник оториноларингологии. 2008. 10. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. М.: Медицина, 1990. 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 12. Гаращенко Т.И., Радциг Е.Ю., Астахова Е.С. Наш опыт лечения функциональных дисфонии у детей // Рос. оториноларингология. 2002. 13. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков // Кн. для логопеда. 2007. 14. Жинкин Н.И. Голоса как проводник информации. М., 2012. 15. Зайцева Г.Л., Жестова Голос. М.: Мнемозина, 2012. 16. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 17. Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 18. Лалаева Р.И. О психологическом аспекте изучения и коррекции речевых нарушений / Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Материалы международной научной конференции. ЛГОУ им. А.С. Яушкина. СПб., 2013. 19. Леонтьев А.А. Язык, Голос, Речевая деятельность. М, 2014. 20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеда. М., 2014. 21. Лисина М.А. Общение и Голоса: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 2014. 22. Лаврова Е.В. Нарушения голоса: АСТ, Астрель, 2008. 23. Линклэйтер К. Освобождение голоса. 1994. 24. Ляпидевский С.С., Очерки по патологии речи и голоса. 2-еизд. М., 2007. 25. Нейман Л.В.Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В. Нейман. М.: АПН РСФСР, 2012. 26. Никольская С.Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов.). М.: «Знание», 2005. 27. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2008. 28. Орлова О.С., Эстрова П.А., Калмыкова А.С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе. «Специальное образование». 2013. №4. 29. Орлова О.С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушеним глосса.-3-е изд., перераб.и доп. – М., 2006. 30. Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушения голоса. М., 2006. 31. Правдина О.В. Голос и его нарушения // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 2./ Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Учпедгиз, 2007. 32. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Просвещение», 2004. 33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Изд. 5-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 34. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2009. 35. Радциг Е.Ю., Вязьменов Э.О. Причины нарушений голоса у детей грудного и раннего возраста: анализ результатов собственных наблюдений // Логопедия сегодня. 2008. 36. Радциг Е.Ю. Нарушения голоса у детей и подростков; этиология,диагностика, клиника и лечение. Автореферат дисс. докт. наук. М., 2006. 37. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. М.: Грация, 2009. 38. Радциг Е.Ю. Возможности использования комплексных гомеопатических препаратов в клинической практике // Consilium medicum. 2007. 39. Радциг Е.Ю. Комплексные гомеопатические препараты в практике врача поликлинического звена // Consilium medicum. 2007. 40. Радциг Е.Ю., Богомильский М.Р. Возможности консервативной терапии нарушений голоса у детей // Вестн. оториноларингологии. 2007. 41. Радциг Е.Ю. Современные возможности диагностики нарушений голоса у детей и подростков. Материалы научно-практической конференции «Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи». М., 2003. 42. Саливон Л.Г. Голоса и профессия: теория, методика и практика развития речевого голоса. Краснодар: Просвещение, 2008. 43. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие / А.И. Савостьянов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 44. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 2004. 45. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М., 2013. 46. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 47. Федорова О.Ю. Логопедическая работа с детьми с узелками голосовых складок. «Логопедия ХХI века» // Материалы Всероссийского симпозиума. СПб., 2006. 48. Хватцев М.Е. Логопедия. В 2-х книгах. М.: Владос, 2010. Книга 1. 49. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формированию в детской речи. М.: Знак, 2009. 50. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. 51. Шевцова Е.Е., Воробьёва Е.В. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет. М.: В. Секачёв, 2010. Артемов, В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия): В 2 ч. / Артемов В. А. — М., 2010. – 129 с. 52. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. / Богомолова А.И. - М.: Просвещение, 2009. – 230 с. 53. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1. / Грибова О. Е., Бессонова Т. П. - М.: АСТ-пресс, 2010. – 124 с. 54. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций,- С-Пб.: «Детство-Пресс», 2010. – 217 с. 55. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2010. – 317 с. 56. Зикеев, А.Т. Основные коррекционные направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности / Зикеев А.Т. // Дефектология. – 2010. -№5. – С. 56. 57. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 680 с. 58. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2010. – 276 с. 59. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2009. - 240 с. 60. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 200 с. 61. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2010. – 240 с. 62. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 63. Торсуева, И.Т. Интонация и смысл высказывания. / Торсуева И.Т. — М.: Педагогика, 2009. 64. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 248 с. 65. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Шевцова Е.Е. – М.: АСТ, 2009 – 224 с.
Отрывок из работы

1.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе. Просодика (просодия) - представляет совокупность ритмико- интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д. В числе первых заинтересовавшихся проблемой просодики были В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер, И.Г. Самойленко. Они уже тогда обосновали необходимость многостороннего воздействия на речь ребенка. Так же просодика – это интоннационно-выразительная окраска речи. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. Интерес к проблеме формирования просодической стороны речи обусловлен тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка. Она определяет эмоциональное выражение произносимой речи. Вторая причина состоит в том, что за последнее время наблюдается немалый рост числа детей, имеющих различные варианты нарушений просодии. Начальный этап жизни ребёнка считается значимым для формирования речи и всех ее компонентов, в том числе и просодической её стороны, которая отвечает за выразительность речи, разборчивость, эмоциональное оформление высказывания в процессе общения. Ребёнок ориентируется на эмоции в речи, поэтому стоит говорить о важности просодии в процессе общения. Развитие просодии, по мнению Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской, оказывает влияние на эстетическое, физическое, интеллектуальное и моральное воспитание ребенка. Кроме смысловой, коммуникативной и эмоциональной функции она несёт и компенсаторную функцию, считает Е.Э. Артемова. Многие исследователи изучали становление просодической стороны речи в онтогенезе. Рассмотрим вопрос подробнее. Развитие просодии происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика. Крик –самая первая реакция ребёнка, окрашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния. У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какому- либо фонетическому признаку. Крик-первое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностям крика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3-его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция. Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление - протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов. По мнению А.Н. Гвоздева, оно появляется в 2 –3 месяца. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Обычно, гуление происходит на 4-6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка. Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 5-6 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка. Обычно этот период длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение. Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до 1,5 года. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию, ритм и звуковой рисунок, т.к. они являются более простыми элементами слова. В 11-12 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т.к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе, однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н.Х. Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея. Необходимо отметить, что большая часть собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Разумеется, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Но с развитием речи ребёнка, интонация и ритм получают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается. В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Просодические элементы отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Из этого вытекает, что стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации. Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни. Общение посредством эмоциональной интонации Н.И. Лисина именует «голосовым». Складывается оно на довербальном рубеже 20 речевого формирования процесса и состоит, для начала, в восприятии детками полностью работаспособных словесных воздействий взрослого и, во 2-х, в имеющих определенное выразительное значение ответов на их интонационно- ритмическую, экспрессивное направление вокализации. Итак, первичным в онтогенезе является язык эмоций, одним из средств которого будет их звуковое выражение, которое сохраняется и в дальнейшем, являясь специфическим компонентом речевой коммуникации. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что сведения об интонационных особенностях речи детей довольно ограничены и затрагивают в основном период от новорожденности до двух лет. В период с 3-6 месяцы и вплоть до 2 лет речь ребенка не обогащается новыми видами интонаций, кроме просьбы и вопроса. По данным И.А Зимней, интонация вопроса формируется только на втором году жизни. Автор объясняет это явление двумя причинами: 1) закреплением у ребенка умения модулировать голосом различные эмоции, 2) количественным ростом разнообразных звукосочетание лепетной речи и последующим появлением первых слов. Такой количественный скачок требует много нервной энергии, направленной в первую очередь на усвоение словарного состава языка. В ходе исследования физиологических механизмов речи автором делается важное заключение, что интонационное поле речеслухового анализатора (план восприятия интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета (к концу первого года жизни), тогда как становление интонационного поля 21 в речедвигательном анализаторе (план реализации интонации) заканчивается только в период оформления устной речи, когда «индифферентная, выразительная и настойчивая интонация периодов гуления и лепета очень быстро идентифицируется с логическим интонациями повествования, убеждения и утверждения». Уже в период однословного предложения, по утверждению А.Н.Гвоздева, для выражения спокойного констатирования ребенок пользуется в собственной речи интонацией понижения. В это же время, приблизительно к 1 г. 9 месяцам, появляются разновидности восклицательной интонации, а после 1 г. 11 мес. - вопросительные. На втором году жизни интонационная выразительность детской речи обогащается интонацией вопроса. В 2-3-летнем возрасте у детей появляется не плавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. Так же в это время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексико- грамматическим строем и фонетикой языка, развитие механизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией, обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе. На этапе 4-х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса. В 5-6 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз -паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи. К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Интересно отметить, что первоначально вопрос в речи детей выражается только интонацией, которая идентична вопросительной интонации взрослых. То, что ребенок задает вопрос, улавливается окружающими без труда. Интонация перечисления, появляющаяся также на раннем этапе, сначала выражается без союзов («мацик бай-бай», «папа бай-бай»). Союзы перечисления появляются приблизительно к 2 г. 3 мес. Аналогично прослеживается и механизм формирования интонации сложных предложений. Так, по данным А.Н. Гвоздева, сложные бессоюзные предложения появляются на 4 месяца раньше, чем предложения, соединенные союзами. Автором отмечается, что, как и в разговорной речи взрослых, связи предложений и выражающие их интонации не всегда оказываются четкими. Эти данные будут учитываться в последующем экспериментальном исследовании. Исследование А.Н. Гвоздева показало, что фразовое ударение усваивается очень рано (с 1 г. 11 мес.) - с того самого момента, когда предложения начинают включать несколько слов. При этом во всех случаях его употребления, фразовое ударение ничем не отличается от того, как оно произносится взрослыми. Как и у взрослых, оно меняет свое место в соответствии с изменением смысла фразы. Ввиду того, что сведения о механизмах овладения интонационной системой языка весьма ограничены, остановимся на освещении того небольшого количества работ, которые отражают ход ее усвоения ребенком. Исключением были трехсловные предложения, когда интонационный тип верно определялся с появлением второго слова. Факт избыточности информации об интонационном типе предложений в речи детей 2,5 лет автор объясняет неоднозначно. С одной стороны, интонационные средства - это тот комплекс средств, которым ребенок данного возраста владеет лучше всего и, следовательно, стремится к максимальному использованию его в собственной речи. Вместе с тем такая максимальная опознаваемость (по сравнению с другими группами) свидетельствует о незаконченности процесса их формирования у детей данной подгруппы. Яркость и утрированность интонации может говорить о том, что реализация интонационных типов еще не достигла автоматизма, и в большей степени контролируется сознанием, чем это наблюдается в более позднем возрасте. Воспроизведение интонации у ребенка с нормальным слухом обеспечивается взаимодействием механизмов дыхания, голосообразования и артикуляции. Известно, что в возрасте 2 - 3-х лет эти механизмы еще находятся в фазе начального становления. С тех пор, как ребенок овладевает речью, у него формируется речевой голос. Ввиду того, что гортань в анатомическом и физиологическом отношении на данный момент еще недостаточно развита, голосовые связки тонкие и короткие, малы по объему, способность управлять своим голосом, изменять его по высоте и силе, придавать ему нужную интонационную окраску, находится в стадии формирования [1, 16]. Голос образуется путем колебания голосовых связок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется ЦНС. Речевое дыхание маленьких детей заметно отличается от речевого дыхания взрослых. По наблюдениям Л.И. Беляковой, А.И. Максакова, Э.К. Сийрде, дети третьего года жизни имеют укороченный слабый выдох (1,5-2 сек.), многие говорят недостаточно громко. Ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними [3]. В соответствии с задачами исследования представляется важным рассмотрение вопроса о том, как специалистами оценивается интонационное оформление речи детей старшего дошкольного возраста. Среди исследователей проблемы детской речи существует мнение, что в возрасте 4 - 5-ти лет интонации, которыми дети пользуются в своей речи, в основном соответствуют тем интонациям, которые используют в своей речи взрослые. В частности, О.И. Яровенко экспериментально доказывает, что дошкольники достаточно четко дифференцируют интонационные признаки начала и конца предложения, при произнесении фраз исчезает элемент избыточности информации об интонационном типе предложения, присущий речи детей 2,5 лет, что позволяет автору сделать вывод о полном овладении детьми данной возрастной группы интонационной системой языка. Вместе с тем, О.И. Яровенко отмечает некоторые особенности воспроизведения интонационных типов предложений вслед за автором. Интонация восклицательных предложений, взятых из спонтанной речи, в процессе аудиторского анализа опознается лучше, чем интонация повторенных восклицательных предложений. На основании этого автор приходит к заключению о неадекватности восклицательной интонации повторяемых предложений и предложений спонтанной речи. Многие исследователи отмечают, что интонационное оформление речи детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. По данным А.И. Максакова, достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать 25 ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные используемые взрослым интонационные средства выразительности, передавать особенности звучания голосов сказочных животных в ходе игр-инсценировок. В 4-5-ти летнем возрасте дети, подражая взрослым, могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Их голосовые возможности позволяют говорить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Дети 5- летнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, в особых ситуациях используют шепотную речь. Меняя громкость, темп речи они начинают гораздо шире и на осознанном уровне пользоваться интонационными средствами выразительности в собственной речи. Тем самым у них формируется способность более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения, лучше понимать их смысл. В научно-методической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста могут сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передавать радость, печаль, удивление. В возрасте 6-ти лет они пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, то есть могут соизмерять громкость своего высказывания с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. Существует мнение, что у многих детей 5-6-летнего возраста наблюдается быстрая, нечеткая, смазанная, невыразительная речь; тихие голоса; дети не владеют речевым дыханием, говорят «сквозь зубы», подвижность органов артикуляции у них ограничена, что является причиной неправильного произнесения звуков речи. А.И. Максаков утверждает, что в повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто замедленна за счет длительных, необоснованных задержек, пауз. В моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, они в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорят громче и быстрее обычного. Темп связной речи дошкольников подготовительной группы детского сада различен. Так, например, 35 % детей воспроизводили свои устные высказывания в нормальном темпе (от 90 до 110 сл./мин.), 25 % - в быстром (от 110 до 140 сл./мин.) и 40% - в слишком медленном темпе. Таким образом, у большинства детей (65 %) темп собственной речи не соответствовал нормальному. 23% детей не имели правильного представления о нормальной громкости речи, большинство из них произносило свои связные устные высказывания тише обычного, что затрудняло, восприятие их речи окружающими. На основе наблюдений был сделан вывод о том, что очень часто дети младшего школьного возраста не могут найти адекватный тон для своего высказывания. Говоря об интонационных особенностях устной речи старших дошкольников, Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Ушакова отмечают, что у детей на данном возрастном этапе еще недостаточно развито умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к предметам или явлениям. Вместе с тем, по утверждению А.И. Максакова, «используя образец выразительного чтения художественных произведений, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, они часто правильно пользуются вопросительными, повествовательными интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к предметам и явлениям: радость, печаль, горесть, негодование и др». Ясность, внятность речи во многом определяется скоростью высказывания, поэтому у детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Причину нечеткой речи А.И. Максаков видит также в анатомических дефектах артикуляционного аппарата или недостаточной его подвижности. Проведенный анализ психологической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы: - интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития; - дети 5-летнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, также могут использовать шепотную речь; - в возрасте 6-ти лет дети пользуются умеренной громкостью голоса; 28 - в повседневном общении дети пользуются умеренным темпом; - к 7 годам младшие школьники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом речевом слухе. 1.2. Основные компоненты просодии Просодия в речи отображается через тембр голоса, высоту и силу, мелодику, темп, паузу, интонацию, модуляцию голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание. На рис. 1. редставлены основные компоненты, характеризующие просодию. Рисунок 1. «Просодические компоненты речи» По данным К.К. Барышниковой, выразительная речь характеризуется такими интонационными характеристиками, как мелодика, темп, ритм, ударение и пауза. Так как они являются важнейшими характеристиками просодии, также представим их краткую характеристику. Просодика и ее компоненты. Интонация и понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение). Мелодика фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего. Темп речи - это важнейший компонент интонации, он может изменяться. Под темпом можно понимать - скорость произнесения речевых элементов. Скорость произнесения речевых элементов зависит от содержания высказывания, от эмоционального настроя говорящего. Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста. Тембр. Индивидуальный компонент интонации - тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно. Пауза. Особое место в интонации занимают паузы - это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая - только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико- мелодическую сторону интонации. Сила голоса Сила голоса - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа). Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg