Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Гражданское общество

gemsconslebria1971 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2018
Цель контрольной работы - определить признаки гражданского общества и дать характеристику проблемам и перспективам формирования гражданского общества в современной России. Поставленная цель определила следующие задачи: - проанализировать специфику формирования гражданского общества; - выделить условия формирования гражданского общества; - определить перспективы формирования гражданского общества в современной России. Основой для написания работы стали монографии видных ученых-теоретиков в области государства и права. Венгеров А.Б., Данилов С.Ю., Лазарев В.В., Марченко Н.М., Нерсесянц В.С., Оксамытный В.В. и другие исследователи отражали в своих трудах вопросы формирования и функционирования гражданского общества. Отдельные их положения и выводы приведены в курсовой работе. Материал работы изложен автором на основе таких общенаучных методов, как анализ, синтез, индукция и дедукция, системный подход.
Введение

Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие "государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государства формируются представления о гражданском обществе. Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей . Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и реализуются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, то есть множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения людей, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки в короткий срок ввести принципы правового государства еще до создания элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.
Содержание

Введение……………………………………………………………. .3 Глава 1. Понятие гражданского общества…………………………..6 1.1. Сущность и структура гражданского общества……………….6 1.2. Признаки и функции гражданского общества…………… ….9 Глава 2. Формирование гражданского общества в современной России ………………………………………………………………………… 14 2.1. Исторические предпосылки формирования гражданского общества ……………………………………………………………………...…..14 2.2. Институты гражданского общества……………………………..17 Заключение…………………………………………………………… 23 Список использованных источников…………………………… ….26
Список литературы

Законы, нормативно-правовые акты, официальные документы 1. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) www.cоnsultant.ru. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. изм. От 30.06.2016г. 3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) www.cоnsultant.ru. 4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" www.cоnsultant.ru. 5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" www.cоnsultant.ru 6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) www.cоnsultant.ru. 7. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) www.cоnsultant.ru . 8. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" www.cоnsultant.ru 9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" www.cоnsultant.ru 10. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" www.cоnsultant.ru. 11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О некоммерческих организациях" www.cоnsultant.ru 12. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об Общественной палате Российской Федерации". 13. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О политических партиях" cоnsultant.ru. 14. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" cоnsultant.ru. 15. Федеральный закон от 26 мая 1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290019). 16. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 22.12.2014 N 444-ФЗ cоnsultant.ru. Монографии, учебники, учебные пособия 1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М.: Сашко, 2010. 2. Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 2003. 3. Алексеев С.С. Архипов С. И. Теория государств и права: учебник для вузов. / Отв. ред. Алексеев С. С., Архипов С. И.. - М.: Норма, 2005. 4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С. 772. 5. Братановский С.Н.Теория государства и права. Курс лекций /Отв. ред. С.Н. Братановский, Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е.. - М.: ЮНИТИ, 2013 6. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.,2008 7. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение - Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010 8. История политических и правовых учений: Учебник. /Под ред.М.Н. Марченко. М., 2012 9. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. - М.: НОРМА, 2008 10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государств и права. Курс лекций. / Отв. ред. Матузов Н.И., Малько А.В.. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 11. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. О.О. Миронова, М., 2002. 12. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2010. @«Znanium. 13. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазаре¬ва. М.: Норма, 2010. @Znanium 14. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т.1. Государство: Академ.курс / М.Н.Марченко, С.Н.Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма:НИЦ ИНФРА-М, 2014. 15. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник., Юнити., М, 2015. 16. Перевалов В.Д. Теория государств и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. 17. Права человека: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.С. Алексеев. М., 2013 18. Радько Т.Н. Механизм государства: Лекция. М., 2002 Статьи, научные публикации 19. Орлова О.В. Права и свободы личности, как субъекта политической жизни // Государство и право.2007.№7. 20. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика.- 2003., № 15
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие гражданского общества 1.3. Сущность и структура гражданского общества. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются: 1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). 2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. 4. Законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах . Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. создания системы строгого подчинения "младших старшим", существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Без общих интересов и столкновений в них общество немыслимо. На основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество. Гражданское общество это состояние общества, при котором человек - высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. Гражданское общество представляет собой сложную структуру, имеющую различные грани своего проявления и состоящую из элементов, из которых основными являются следующие системы: - экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества - отношения собственности, производства благ, распределения, обмена и потребления, а также частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие экономические институты); - политическая (совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть - государство, поли¬тические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.; политические отношения между элементами данной системы; политическое сознание; политические нормы, традиции; право); - социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними: семья - базовая "ячейка" общества, межличностные отношения, социальные общности людей, связанные общими интересами: нации, национальности, классы, страты, социальные группы; отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.); - информационная (совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность); - духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование, образовательные институты, наука, культура, искусство, религия, соответствующие отношения и институты) . Таким образом, приведенные системы составляют основу гражданского общества. 1.2. Признаки и функции гражданского общества Содержание понятия гражданское общество определяет следующие его признаки: - открытость; - плюрализм; - правовой характер; - самоуправляемость и саморазвитие. Свобода обеспечивается в полной мере, когда: - индивид независим от государства; - индивид является собственником; - человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи; - человек сам выбирает профессиональную сферу; - человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их; - права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государствам; - существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты. Открытость общества подразумевает наличие: - информационной свободы; - свободы мысли и слова; - свободы образования и воспитания; - свободы перемещения внутри страны; - свободы въезда в страну и выезда за ее пределы . Плюрализм гражданского общества характеризуется: - наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих собственные интересы; - наличием сил, выражающих данные интересы; - свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью; - развитостью, структурированностью политической системы; - стабильностью политической системы; - достаточным совершенством государственного аппара¬та, наличием разделения властей; - отсутствием обязательной государственной идеологии; - наличием в обществе различных точек зрения, свобо¬дой их выражения, идеологическим многообразием . Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, основанное на праве, соблюдении конституции, законов и др. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития. Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций. 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. 5. Гражданское общество выполняет функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. 6. Гражданское общество выполняет коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. 8. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. 9. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. 10. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оносоздает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь . Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т.д . Такой механизм сложился в результате эволюции отношений государства и гражданского общества. Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества наиболее эффективным признано сочетание сильного государства и функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg