Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей младших школьников

NLatipova 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2017
В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников нами выявлено: значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов. Нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения формирующего эксперимента.
Введение

Актуальность проблемы нашего исследования, преждевсего, заключается в том,что люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь – то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Кроме того, творчество, как считают исследователи, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, связано с не целесообразной активностью, мотивацией самовыражения, большую роль в нем играют бессознательные процессы (интуиция), что значительно затрудняет процедуру диагностики. Поэтому особое значение приобретает следующий вопрос: какой должна быть процедура диагностики креативности, которая позволяла бы оценить действительные творческие возможности человека в условиях реальной деятельности. Таким образом, актуальность изучения проблемы диагностики творческих способностей обусловлена ее слабой разработанностью, недостатке диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. Объект исследования: процесс творческого развития младших школьников. Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников. Цель исследования: обосновать и экспериментально определить уровень творческих способностей младших школьников. Задачи: 1. Изучить и проанализировать сущность творческих способностей. 2. Определить критерии и уровни развития творческих способностей. 3. Выявить эффективные условия развития творческих способностей. Гипотеза исследования: творческое развитие учащихся первого класса в процессе обучения будет эффективнее, если обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи. Методы исследования: теоретические (обобщение и анализ литературы по теме исследования); эмпирические (анкетирование);математические методы обработки полученных результатов. База исследования: 1 класс «А» и «Б» МОУ «СОШ» №5 г.Михайловка Михайловского района Волгоградской области. Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Общее представление о творческих способностях 5 1.2. Основные концепции творческих способностей 8 Выводы по 1 главе. 12 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14 2.1. Диагностика творческих способностей младших школников 14 2.2. Направления педагогической деятельности на развитие творческих способностей 20 2.3. Формирующий этап исследования 30 Выводы по 2 главе. 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСППОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Список литературы

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер.- Новосибирск: Наука, 2011. 2. Антонов, А.В. Психология изобретательского творчества [Текст] / А.В. Антонов.- М.: Академия, 2008. 3. Барышникова, Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. Наук [Текст] / Е.Л. Барышникова. М.: Просвещение, 2010. 4. Березина, В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина и др. СПб.: издательство Буковского, 2014 - 60с. 5. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е.С. Белова. М.: Флинта, 2008. - 144 с. 6. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 2011. №1. С.144-146. 7. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 2009. №2. С. 35-40. 8. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский. М.: Сфера, 2007. - 92с. 9. Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 [Текст] / Ж. Годфруа. М.: Мир, 2012. – 442с. 10. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2-х т [Текст] / Ж. Годфруа.М.: Мир, 2012. – 440 с. 11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 2009. - 336 с. 12. Дорфман, Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. 2009. №2. С. 101-111. 13. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. М.: Вентана-Граф, 2015. 14. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского [Текст] / О.М.Дьяченко. // Вопросы психологии. 2011. №5. С. 98-104. 15. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. М.: МОДЭК, 2007. - 448 с. 16. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н.Лук. М.: Просвещение, 2008. 17. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления [Текст] / М.И.Меерович, Л.И. Шрагина. М.: АСТ, 2010. 18. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин. // Вопросы психологии. 2009. № 7. С.21-23. 19. Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.В. Ожиганова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 20. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель, 2014. 21.Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 2008. 22. Развитие и диагностика способностей [Текст] / Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова. М.: Наука, 2011. 23. Развитие и диагностика способностей [Текст] / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. В Шадрикова. М.: Наука, 2011. 24.Разумникова, О.М., Шемелина, О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности [Текст] / О.М. Разумникова, О.С. Шемелина // Вопросы психологии. 2009. №5. С. 130-137. 25. Семилеткина, М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. Дис. канд. псих. наук [Текст] / М.С. Семилеткина. М., 2008. 26. Смолярчук, И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук [Текст] / И.В. Смолярчук. М., 2013. - 216 с. 27. Солдатова, Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук [Текст] / Е.Л.Солдатова. М., 1996. 28. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] / К.А. Торшина // Вопросы психологии. 2008. №4. С. 123-135. 29. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. М.: Просвещение, 2014. - 136 с. 30. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. 2011. №3. С. 28-33.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1Общее представление о творческих способностях Развитие творческих способностей у детей рекомендуют начинать уже с детства. Практически всегда (иногда даже неосознанно) человек стремится созидать, поэтому поиск оригинальных решений и новых идей является одним из главных условий личностного роста и самопознания. Каждый человек имеет большой творческий потенциал, и если еще в раннем детстве создать условия для его проявления, то вероятность развития способностей будет довольно высока. А это обязательно положительно отразится на будущей деятельности. [30;28]. Творческие способности - это особенности человека, позволяющие ему овладевать каким-либо видом деятельности. Они тесно связаны со знаниями и умениями, но не являются с ними тождественными. Способности открываются не столько в самом мастерстве, сколько в скорости их освоения, динамике развития и т. д. Наличие у ребенка тех или иных задатков можно обнаружить после того, как он начал заниматься соответствующей деятельностью. Благодаря творческим способностям, появляется возможность создать что-либо новое, до этого не существовавшее. Они могут проявляться в различных сферах: технической, музыкальной, художественной и т. д. [21;47]. Ассоциацию как механизм творческого процесса рассматривал и Б.М. Бехтерев (1907-1910). Поиск ассоциативных механизмов творчества продолжили ученики И.П. Павлова. Это представление имеет лишь историческое значение, поскольку сейчас очевидно, что ассоциативных процессов недостаточно для описания механизма творчества [23;62]. В научной литературе существуют различные подходы к определению творчества. В Новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: «Творчество – присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным усло- виям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 22 страницы
260 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 27 страниц
260 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg