Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФПП

NLatipova 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2017
Полученные в ходе исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что определяющим признаком внутренней мотивации является стремление субъекта деятельности выполнять ее ради интереса к ней самой, сопровождаемое пониманием ее смысла, стремлением к постановке и решению трудных задач и удовольствием от процесса их решения, познания нового, созидательной активности. Внутренняя мотивация является ярким проявлением «позитивного потенциала человеческой природы, которая представляет собой врожденную тенденцию стремиться к новизне и сложным задачам, расширять и упражнять свои способности, исследовать и учиться». Общая характеристика внутренней и внешней мотивации, рассмотрено понятие внутренней мотивации, проанализированы некоторые аспекты влияния детства на становление внутренней мотивации, мотивация рассматривается как процесс, в котором выделяются определенные этапы, представленные с разной степенью полноты, а также обсуждаются некоторые индивидуальные особенности мотивации.
Введение

Мотив понимается как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности. Мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Актуальность темы. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики. Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности – мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность – «студенчество». В свете таких изменений особенно важным становится вопрос мотивации студентов. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. А для этого необходима достаточно выраженная мотивация учения. Важно также, чтобы сама структура учебно-профессиональной мотивации обеспечивала верную направленность деятельности учения. Одним из важных вопросов, стоящих на данный момент перед психологией высшей школы, является вопрос влияния внутренней и внешней мотивации на эффективность учебной деятельности. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них – монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу. Изучение мотивов как осознаваемых и неосознаваемых причин, побуждающих человека к деятельности, исключительно важно с точки зрения понимания мотивационного процесса; это та точка отсчета, с которой следует начинать исследование мотивации. Таким образом, разработка данной проблематики представляется весьма актуальной. Цель исследования: выявление особенностей внутренней и внешней мотивации студентов обучающихся на различных курсах, факультета психологии и педагогики. Предмет исследования: соотношение внутренней и внешней учебной мотивации. Объект исследования: студенты 3, 5 курсов факультета психологии и педагогики Елабужского института К(П)ФУ. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические подходы изучения внешней и внутренней мотивации студентов; 2. Рассмотреть особенности мотивации учебной деятельности студентов. Методы исследования. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, Шкала академической мотивации (ШАМ). Гипотеза исследования: существуют особенности взаимосвязи между внутренней и внешней мотивацией у студентов третьего и пятого курсов. Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебной мотивации студентов ФПП. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в профконсультационной работе. Структура и объём работы ВКР состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 50 источников. Общий объем работы 60 страниц компьютерного набора, включая 5 таблиц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……..….……3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ 1.1 Понятие «учебная мотивация»…………………………………….6 1.2 Мотивация учебной деятельности студентов ……………………16 1.3 Представления о внутренней мотивации учебной деятельности студентов………………………………………………………………………24 Выводы………………………………………………………………….32 Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 2.1 Выбор методик и организация исследования………………….....33 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………....36 Выводы…………………………………………………………….........48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….........................50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....52 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….57
Список литературы

1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 382–403. 2. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивации, эмоции, воля. – Владивосток, 2013. – 105 с. 3. Асеев В. Г. Мотивация и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с. 4. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. - С.122. 5. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996. 6. Апиш Ф.Н.Психолого дидактические основы развития учебной мотивации-Мю:МГОУ,2003 -180с. 7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972. с. 352 8. Васильев И. Мотивация и контроль действий. – М.: Псилаб, 2007. – 68 с. 9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4. 10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с. 11. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. - М., 1983. 12. Гордеева Т.О. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. – 2013. - №1. С. 4-35 13. Гордеева Т.О, Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкала академической мотивации» // Психологический журнал 2014, том 35, №4. С.96–107. 14. Гордеева Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. - 2010. - № 6. С. 17–32. 15. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология обучения. - 2012. - № 1. С. 33–48. 16. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психол. исследов. 2012. Т. 5, № 24. С. 4. 17. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642–667. 18. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. - 368 с. 19. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование.- 2002.- №2. С.42–45. 20. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005.- №1. С. 35 21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 22. Зоткин Н.В., Серябрекова М.Е. Общая психология. Психология мотивации и эмоций. – Самара Изд-во «Универс групп», 2007. – 196 с. 23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. 24. Карапетян В. С. Мотивация в структуре учебной деятельности, пути ее формирования / В. С. Карапетян // Тр. Междунар. науч. конф., 24–29 марта 2014 г. – Цахкадзор, 2014. – С. 152–156. 25. Карапетян В. С. Соотношение учебной мотивации и образовательных ценностей в естественно-научных потоках высшего педагогического образования / В. С. Карапетян, М. А. Келоян // Психология и образование. – 2014. – № 5. 26. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970. 27. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 2005. - 232 с. 28. Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе / Н.В. Комусова. – СПб.: Питер. - 1983. 29. Кисляк Ю.Ф. Особенности структуры учебной мотивации в условиях вузовского обучения / Ю.Ф. Кисляк // Российский психологический журнал. – Москва, 2008. – Т. 5. - № 3. – С. 70-72. 30. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе. Психологический журнал. Т. 14. 1996 . - № 4. 31. Лекерова Г.Ж. Проблема формирования мотивации в совместно-диалогической познавательной деятельности.- Вестник университета «Кайнар», № 4/2, 2006, -Алматы, С. 57-60 32. Лекерова Г.Ж. Профессиональное развитие студентов в контексте деятельности психологической службы вуза.- Вестник КазНУ им. Аль-Фараби, сер. Психология и социология, №3/4 (18/19), 2006, -Алматы, С. 12-16 33. Лекерова Г.Ж. Теоретические основы профессиональной ориентации молодежи. - Білім. -Алматы, 2007, №5, С. 82-85 34. Лукьянова, М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 77-89. 35. Маклаков А.Г. Общая психология/А.Г. Маклаков. – СПб:Питер, 2000. – 592с. 36. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с. 37. Меламед Д.Л. К вопросу о социально-психологических аспектах учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов / Д.Л. Меламед // «Молодые ученые – нашей новой школе». Материалы Х юбилейной городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2011. С. 150-152. 38. Меламед Д.Л. Социально-психологические аспекты учебно-профессиональной мотивации студентов / Д.Л. Меламед // «Молодые ученые – столичному образованию». Материалы IХ городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2010. С. 171-173. 39. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация // Вопросы психологии.- 1987. - № 5. С.129–138. 40. Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование. Дисс. … канд. психол. наук. 2008. 41. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 2010. 42. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. -№1. С76 43. Психологический словарь М., Смысл, Академия, 2007. — 256 с. 44. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. – 136 с. 45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с. 46. Шкуркин В.И. «Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза» - М., 1981. 47. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. -1996. -№ 3. 48. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyedu/2006/n4/Bugrimenko.shtml [Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза - Психологическая наука и образование. - 2006.- № 4 49. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994. 51. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. – 2007. – №4. С. 30–32.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ 1.1 Понятие «учебная мотивация» Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. «...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними» [21, с. 14]. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg