Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекция нарушений общения в дошкольном возрасте

NLatipova 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2017
В заключение хотелось бы отметить следующее. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Введение

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду и подготовки к обучению в школе является формирование комфортных навыков общения в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками и с взрослыми. Современное дошкольное образование в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения ставит перед психологами и воспитателями задачу личностного, социально нравственного и духовного развития ребенка, ориентируя на формирование коммуникативной компетентности, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества и гражданской позиции. Однако конкретные пути формирования комфортных навыков общения личности в условиях дошкольного обучения остаются недостаточно разработанными. К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками; у дошкольника преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности. Для этого мы предлагаем использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками. Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, ибо у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительно окрашенный, а также свой опыт деятельности с взрослыми и сверстниками. Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками. Актуальность исследования. Проблема общения в психологии интенсивно начала разрабатываться в начале ХХ в. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. теоретическом, эмпирическом, прикладном . Что же такое общение? Общение (согласно определению) – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. В настоящее время уже не приходится доказывать, что общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сенситивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию. Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Думаю, что данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности. В настоящей работе рассмотрены теоретические вопросы проблемы формирования навыков межличностного общения детей младшего и среднего дошкольного возраста, обозначены конкретные методы развивающего обучения коммуникативной направленности (игры, игровые упражнения) и возможное их использование в качестве одного из эффективных средств социально-нравственного воспитания дошкольников, что на практике работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста доказано – это подтвердила выдвинутая мною гипотеза исследования. Цель – коррекция нарушений общения старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции нарушений общения детей дошкольного возраста. 2. Экспериментально изучить особенности общения детей дошкольного возраста. 3. Разработать программу коррекции нарушения общения детей дошкольного возраста. Объект исследования – дети дошкольного возраста. Предмет исследования – нарушения в сфере общения детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования – предполагаю, что целенаправленная и систематическая коррекционная работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности позволит улучшить качественные характеристики общения, улучшится психологический климат в детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества. Методы исследования: - теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы; - психолого-педагогический эксперимент. Методики исследования: База экспериментального исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Колокольчик» Локомотивного городского округа Челябинской области. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………… 1.1. Характеристика сферы общения дошкольного возраста ………… 1.2 Типичные нарушения общения детей дошкольного возраста………………………………………………..…………………….. 1.3 Основные пути коррекции нарушений общения детей дошкольного возраста …………………………………………………………………….. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….. ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ………………………..………………………… ………………. 2.1 Организация и методы исследования…………………………………. 2.2 Описание и анализ результатов исследования…………………………. 2.3.Программа коррекции нарушения в сфере общения детей дошкольного возраста ………………………………………………………... ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Сорадование сострадание в детской картине мира. М., 2009. - С.192 2. Абрамова «Возрастная психология» М. 2015г. 3. Бариленко И.В. «Становление взаимоотношений у старших дошкольников»// Вопросы психологии-2014г.,№4. 4. Батаршев А.В. «Психодиагностика способности к общению, или как определить организованные и коммуникативные качества»- М. 2009г. 5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 2014. 1. С. 122 - 126. 6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г. 7. Бубер М. Я и Ты. М., 2013. - С. 211 8. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. М.- 2012.- С.144. 9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Собр. соч. В 6 т. М., 2014. Т. 4. С. 285. 10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 2007г. 11. Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет». - М., 2012г. 12. Горягина В. А. «Психология общения». - М. 2012. 13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2011. - С. 129 15. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 2013. - С. 63 16. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2014. - С. 217 17. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 2011 - С. 308. 18. Крайг Г. «Психология развития» СПб. 2013г. 19. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2007. - С. 205 20. Кудрявцева Е. «Дружба и взаимопомощь в старшем дошкольном возрасте»//Домашние воспитание-2013г. 21. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анциферовой. М., 2008. - С. 12-24 22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 2007. С. 89 23. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12 - 15 лет // Воспитание школьника. 2007, 2 - 3. 24. Маврина И.В. «Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса» // Психологическая наука и образование, 2015, №2. 25. Малкина-Пых И.Г. «Возрастные кризисы: Справочник практического психолога». - М., 2014г. 26. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 2007. - С. 211 27. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2011. С. 177 28. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2011. - С. 182 29. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». - М.2012.-456с. 30. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 2015. - С. 46 31. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 2015. - С. 324 32. Немов Р.С. «Психология» к.1, 2011г. 33. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2013. - С. 54 34. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 2013 - С. 93. 35. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 2012. - С. 201 36. Психология формирования и развития личности. М., 2013. - С. 366 37. Психологический словарь под редакцией Ю. Л. Неймана.- Ростов – на-Дону: Феникс, 2013.- 640с. 38. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 - С. 85. 39. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 2012. - С. 102 40. Рояк А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 2008. - С 201 41. Рубина Е. «Психологические основы обучения дошкольника»//Начальная школа плюс до и после-2015г.,№8. 42. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2014. - С. 165. 43. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2014. 6.- С. 15-19 44. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2013. - С. 150. 45. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2015. - С. 67 46. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология». - М. 2014г. 47. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 2012. - С. 306
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика сферы общения детей дошкольного возраста Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основными функциями общения являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения); формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга; Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания. Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. А.А. Леонтьевым общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. В общей психологии общение понимается как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, целью которой является обмен информацией, познание людьми друг друга, познание человеком самого себя (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев) Межличностное общение – непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности ребенка в ходе усвоения им социально - исторического опыта. (Н.А. Березовин) В.Н. Мясищев выделяет один из существенных компонентов общения – компонент отношений между общающимися. Поскольку речь идет о взаимодействии людей, вполне закономерно, что общение связано с другими видами человеческой деятельности, их способами и результатами, интересами, чувствами и т. д. (Б. Ф. Ломов). Понятно и то, что характер деятельности, отношений людей друг к другу влияет на специфические характеристики их общения. Поэтому для понимания сущности общения очень важен признак взаимной, обоюдной, специфической активности его участников, благодаря которой каждый из них попеременно становится то субъектом, то объектом общения, а «воздействие каждого предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано» [М.И. Лисина, 15, с.53]. Специфические характеристики общения позволили поставить его в ряд базовых психологических категорий, чрезвычайно сложных для исследования и поэтому изученных недостаточно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg