Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности развития игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста

NLatipova 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2017
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие половой роли. Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ, посвящённых изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п., оказались несостоятельными и получили критическую оценку в работах Э.Маккоби и К.Джеклин. Вместе с тем, Э.Маккоби, К.Джеклин и другие учёные пишут о том, что достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. Всем известно, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём-четырём годам, т.е. к концу младшего дошкольного возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия "мальчик" и "девочка". Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками. Ребёнок ещё и не использует эти символы "мужественности" и "женственности" в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми полового поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Кроме того, сюжетная игра является основой для создания игровой мотивации при обучении мальчиков и девочек рисованию, лепке, аппликации и конструированию.
Введение

Словом «игра» обозначаются самые различные, порой мало схожие между собою явления. Особый интерес во все времена вызывала у специалистов детская игра. Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры детей и взрослых. Игра – это выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний и другое. Развитию игровой деятельности детей посвящены многие работы известных отечественных и зарубежных специалистов в области педагогики, психологии и смежных с ними дисциплин. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Запорожец А.В.,Зеньковский В.В.,ОбуховаЛ.Ф..Пиаже Ж., Крайг Г. и другие посвятили немало времени изучению особенности развития игры в детском возрасте.[3] Сейчас уже нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте. Через игру, через общение, происходящее в игре, в различных формах деятельности происходит становление личности, развитие её особенностей: социальных, нравственных, познавательных. У детей усвоение таких норм происходит непосредственно в игре и через игру. В зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе обширно раскрыта роль подобного воздействия. Актуальность данной темы исследования заключается в следующем: В детстве у человека складываются первые представления о самом себе, формируется самосознание. Уже в дошкольном возрасте ребёнок идентифицирует себя с определённым полом и осознаёт свою социальную роль. Формирование поло-ролевой идентификации связано с развитием самосознания. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, роль которого ребёнок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является игра, в которой дети подражают поведению родителей, воспитателя, врача и т.д. Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: межполовые особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Цель исследования:выявить межполовые особенности игрыу мальчиков и девочек дошкольного возраста. Гипотеза: существуют особенности игры у мальчиков и девочек дошкольного возраста.Проявлением особенностей мальчиков и девочек в игровой деятельности будут считаться у мальчиков: в словесных, предметных, дидактических играх; у девочек: сюжетно-ролевых, дидактических, словесных играх. Задачи исследования составляют: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме половых особенностей детей дошкольного возраста; 2. Изучить особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть проявления половых особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста. 4. Проанализировать половые особенности детей дошкольного возраста 5. Провести эмпирическое исследование половых особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста. 6. Разработать программу и рекомендации по формированию половых особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Научная значимость – обобщение теоретических позиций известных авторов по проблеме половых особенностей дошкольников. Практическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что её выводы и рекомендации могут быть использованы в программах дошкольных учреждений и в методах семейного воспитания. Методы исследования – наблюдение, теоретический анализ, сравнение, экспериментальные игровые ситуации. Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе ГБОУ г.Москвы школа № 799 Сп № 6. Выборка составила 25 респондентов 4-5 лет. Структура работы:Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Развитие игры в онтогенезе 6 1.2. Основные теории игр. Классификация игр10 1.3. Проявление особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте 15 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1. Методы и приемы развития познавательных процессов через игру 29 2.2. Организация, методы и методики исследования 31 2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 36 2.4. Программа по формированию игровой деятельности детей дошкольного возраста 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции поло-ролевых стереотипов. "Вопросы психологии" №2, 1987. 2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 214 с. 3. Асмолова А.Т. Психология личности. М.: 1983. 4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. – 192 с. 5. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". – Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 288 с. 6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 2000. 7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. 8. Брайсон В. Политическая теория феминизма/ В.Брайсон. М.: Идея-Пресс, 2001. 9. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М., 1967. 10. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992. 11. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003. - №4. 12. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. /Сост. И коммент. Шуаре М.О. – М., 1992. 13. Введение в гендерные исследования. М.: Аспект Пресс, 2005. 14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.4—М., 1956. 15. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по разному!: Руководство для педагогов и родителей/М.Гариен; пер. с англ. М., 2004. 304 с. 16. Головин В.В., Лурье М.Л. Мальчики и девочки, реалии социализации. Сб. статей. Екатеринбург. Изд-во Уральск. ун-та. 2004. с. 17. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2002. 18. "Дошкольная педагогика". №2 2009. стр.17. 19. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира/ В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. СПб., 2000. 156 с. 20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В двух томах. Т.1. Психическое развитие ребенка. – М., 1986. 21. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978. 22. Захарова П.Н. Растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978. 23. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. "Вопросы психологии" №1, 1982. 24. Зиневич О.В.Философские основания исследования пола как социального феномена/О.В. Зиневич. Новосибирск: Новосиб. Гос.ун-т, 2002. 25. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин/ Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. 544 с.: ил. (Сер. "Мастера психологии"). 26. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет//Вопросы психологии. – 2000. №2. – с.65-69. 27. Казарян С.Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993. 28. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1981. 29. Колесов Д, Хрипкова А. Мужчины и женщины// Семья и школа, 1979 №8. 30. Колесов В.Е. беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб.Дополн. М., Пед., 1988. 31. Коломенский Я.Л., Мелтсас М.Х. Поло-ролевое развитие ребёнка в дошкольном возрасте// Генетические проблемы социальной психологии/ Под ред. Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985. 32. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. "Знание-сила", №2, 1971. 33. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши… 100 ответов на родительские « почему?». – Ярославль, 2001. 34. Корнетов Г.Б. История педагогики: введение в курс "История образования и педагогической мысли": учебн. Пособие/ Г.Б. Корнетов М.: Изд-во УРАО, 2002. 268 с. 35. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. 36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2003. 37. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. 38. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб., 2001. 39. Маккоби Э. Два разных пола: Растём порознь, живём вместе.- М. 1999. 40. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М., 2001. 41. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 2004. 42. Моздор Н.В. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ "Грани познания" №3(4) октябрь 2009. 43. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М., 2003. 44. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн., Кн.1. Общие основы психологии, Кн. 2. Психология образования. – М., 2005. 45. Одарённые мальчики и девочки//Начальная школа. 2000. - №3 – с.58-65. 46. Попова Л.В. Одарённые мальчики и девочки. 2000. с. 58-65. 47. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. 2007. с. 251-266.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Развитие игры в онтогенезе Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельности, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одна не раскрывает сущности игры полностью. Игра – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности[62]. Ученый Р. Хайнд отмечает, что хотя «факторы, контролирующие игровое поведение, далеко не ясны и, несомненно, весьма сложны», «как бы то ни было, игровое поведение существует, и игнорировать его невозможно»[12]. Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые в дальнейшей жизни человека. В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно игра является, по словам Л. С. Выготского, «в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте»[14]. По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Различие между игрой ребенка и игрой животного детеныша такое же, как различие между биологической жизнедеятельностью животного и социальным бытием человека. Детская игра — это и есть модель игры как таковой. Здесь ее сущность выражена в наибольшей степени. Детская игра переходит не только в труд взрослого человека, но в его развлечение, как отмечал известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. Сама игра имеет развлекательную функцию. В развлечении она доминирует. И хотя развлечение как форма поведения иная, чем игра, в развлечении также сохраняется игровое начало[43]. Игра не появляется вместе с рождением ребенка. Правда, еще грудной младенец проявляет интерес к ярким и звучащим предметам. Он стремится потрогать и ухватить, манипулировать ими. Для этого возраста делаются специальные игрушки (погремушки, цепочки разноцветных шариков, пищалки и т. п.). Однако нельзя не согласиться с исследователями, что такие манипулятивные действия с предметами, даже с предметами-игрушками, действия, имеющие очень большое значение для развития его органов чувств и координации движений, не являются игрой в собственном смысле слова.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg