Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СТАТИСТИКА

Статистические методы исследования природно- ресурсного потенциала РФ

gemsconslebria1971 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
Цель курсовой работы: провести статистический анализ природно-ресурсного потенциала РФ Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие, задачи и методы статистического анализа 2. Анализ сущности природно-ресурсного потенциала России 3. Анализ методов оценки природно-ресурсного потенциала Росси 4. Статистический анализ загрязненности воздуха РФ 5. Оценка экологического состояния земельных ресурсов РФ 6. Статистическое описание экологического состояния водных ресурсов РФ Объектом исследования является природно-ресурсный потенциал РФ. Предметом исследования является состояние природно-ресурсного потенциала России. В работе были использованы следующие статистические методы: табличный, методы анализа абсолютных, относительных величин, анализ статистических характеристик рядов динамики, структурный анализ, методы экономических группировок и сравнения, анализ взаимосвязей. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы . Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель и задачи, предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваютсятеоретические основы статистического исследования природно-ресурсного потенциала. Во второй главе определены статистические показатели природно-ресурсного потенциала РФ. В заключении сформулированы выводы по теме исследования.
Введение

Актуальность темы исследования. Проблема охраны окружающей среды в настоящее время вышла на уровень наиболее актуальных вопросов современности. Она проявляется прежде всего в истощении и деградации природных ресурсов, а также в их загрязнении и в других формах негативного антропогенного воздействия на природу. Указанные нарушения носят системный характер и свойственны в различной степени большинству государств мира. Природно-ресурсный потенциал России богатый и разнообразный. Россия стоит на первых местах по количеству многих ископаемых в мировом рейтинге. Она богата залежами угля, газа, некоторых цветных металлов, руды и практически всех ресурсов древесины, водных и земельных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал России включает все их виды, которые используются на данный момент, и запасы которых предполагает их использование в будущем. Нерациональное использование этих природных ресурсов и рост загрязнения окружающей природной среды приводит к нежелательным социальным и экономическим следствиям. В результате загрязнения окружающей природной среды ухудшаются условия жизни населения. Рост загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов и земель сельскохозяйственного назначения приводит к тому, что население дышит нечистым воздухом, пьет загрязненную воду, выращивает и потребляет экологически загрязненные продукты питания. В результате этого возрастает заболевание легких, других внутренних органов. Так, около 20 процентов всех заболеваний связаны с загрязнением окружающей природной среды. На рациональное использование трудовых ресурсов влияют состояние воздуха, воды, почв, зеленых насаждений, экологическая культура и здоровья населения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА1. Теоретические основы статистического исследования природно-ресурсного потенциала ………………………………………………………..5 1.1.Сущность природно-ресурсного потенциала ……………………...…5 1.2. Статистические методы оценки природно-ресурсного потенциала…………………………………………………………………..9 ГЛАВА2. Статистический анализ природно-ресурсных показателей РФ...16 2.1 .Статистический анализ загрязненности воздуха РФ………...……..16 2.2.Оценка экологического состояния земельных ресурсов РФ…….…21 2.3. Статистическое описание экологического состояния водных ресурсов РФ…………………………………………………………………...26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…..…32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…
Список литературы

1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 3-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (с изменениями на 31.12.2016 г.). 2. Федеральный Закон “Об охране окружающей среды” № 7-ФЗ от 10.01.2017 г. 3. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. - Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2.03.2017 г. № 183. 4. Боченина М.В., Бурова Н.В. Статистика. Учебник. М.: Юрайт, 2015.-178с. 5. Долгова В.Н., Медведева Т.Ю. Статистика. Учебник. М.: Юрайт, 2016.-217с. 6. Гладун И.В. Статистика. Учебник. М.: КноРус, 2016.-105с. 7. Елисеева И.И. Теория статистики. Учебное пособие. М.: Проспект, 2014.-233с. 8. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Ганченко О.И. Общая теория статистики. Практикум. М.: Юрайт, 2016.-175с. 9. Ляховецкий А.М., Кремянская Е.В. Статистика. Учебное пособие. М.: КноРус, 2016.-213с. 10. Максимов В.Н., Булгаков Н.Г., Левич А.П., Терехин А.Т. Методика применения детерминационного анализа данных мониторинга для целей экологического контроля природной среды. – М., 2017.-103с. 11. Миляев В.Б., Маркин С.В. Управление качеством атмосферного воздуха в Российской Федерации. – М., 2014.-37с. 12. Общая теория статистики. Учебник /А.И.Харченко, О.Э.Башина, В.Т.Бабурин и др.; Под ред. А.А.Спирина, О.Э.Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 295с. 13. О состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2003 году (по материалам Госкомстата России)// вопросы статистики №1: 2014.- 49-51с. 14. Статистика: учеб. пособие для вузов/ [Л.П. Харченко [и др.] ; под ред. В.Г.Ионина] / [Л.П. Харченко [и др.] ; под ред. В.Г.Ионина] — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 444с 15. Статистика: учебник для вузов/ под общ. ред. Л.И. Ниворожкиной / под общ. ред. Л.И. Ниворожкиной — М.: Дашков и К :Наукаспектр, 2017. — 418с. 16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – [М.,2017.]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
Отрывок из работы

1.1.Сущность природно-ресурсного потенциала Понятие «природно-ресурсный потенциал» является динамичным. Это значит, что в процессе деятельности людей оно может изменять содержание. Природно-ресурсный потенциал, например, может уменьшаться в результате изъятия практически невозобновимых природных ресурсов (например, минерального сырья) или, наоборот, увеличиваться в результате улучшения судоходных качеств рек, озёр, увеличения запасов рыбы и т.п. Природно-ресурсный потенциал — это часть социально-экономического потенциала, так же как природные ресурсы — часть национального богатства. От сохранения природных богатств и рационального их использования зависит не только дальнейшее развитие мировой экономики, но и сама жизнь всего человечества. Россия считается одной из богатейших стран мира как по набору природных компонентов, так и по объемам их запасов: по лесным ресурсам, разведанным запасам многих полезных ископаемых, размеру среднегодового речного тока, площади пашни. Вместе с тем запасы, сосредоточенные в ее европейской части, в значительном мере истощены, их геологическое положение значительно ухудшилось. Богатство природы стало одной из причин нерационального использования природных ресурсов и в ряде случаев варварского к ним отношения. Богатство природных ресурсов России и определяет природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал — способность всех компонентов природных ресурсов страны, региона, мира (с учетом их состояния, месторасположения, условий залегания и других характеристик) обеспечивать собственное воспроизводство и восстановление, производство продуктов и услуг, поддержание соответствующих условий жизнедеятельности населения. В данном определении подчеркивается, что природно-ресурсный потенциал характеризуется не арифметической суммой природных ресурсов, а их способностью (возможностью), которую надо оценить. Эта способность оценивается с позиции обеспечения: - условий жизни людей; - условий деятельности людей (производственной и непроизводственной); - естественного воспроизводства и восстановления природных компонентов. Таблица 1 - Классификация природных ресурсов Неисчерпаемые природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Солнечная энергия Животный мир Возобновляемые природные ресурсы Энергия морских приливов и волн Растительный мир Плодородие почв Энергия ветра Пространство обитания Не возобновляемые природные ресурсы Энергия земных недр Атмосферный воздух Полезные ископаемые Вода Природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые. А исчерпаемые природные ресурсы в свою очередь подразделяются на: 1) минеральные (ископаемые); 2)земельные; 3)водные; 4) растительные. Природно-ресурсный потенциал определяется следующими факторами: наличием и объемом тех или иных видов природных ресурсов на территории страны или региона; их сочетанием, сбалансированностью, качественным состоянием, геологическим расположением, а также рациональностью природопользования; удельным весом отходов и конечного продукта в объеме изъятых у природы ресурсов. Факторами сохранения и наращивания природно-ресурсного потенциала являются: -воспроизводство и восстановление природных ресурсов; -замена традиционных видов природных ресурсов нетрадиционными, относимыми в разряд «неисчерпаемых» (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло и др.); -использование искусственно создаваемых заменителей вместо природных; -внедрение безотходных технологий и др. Особенность проблемы наращивания природно-ресурсного потенциала в настоящее время состоит в том, что темпы роста использования природных богатств значительно превышают возможность их воспроизводства и восстановления. В решении этой проблемы человечество возлагает надежды на технический прогресс. Сохранение природно-ресурсного потенциала и его воспроизводство в определенной мере обеспечиваются созданием заповедных территорий, которые позволяют не только охранять флору и фауну, но и осуществлять научно-исследовательскую работу по сохранению генетического кода планеты, а также по созданию новых видов растений и животных. Природно-ресурсный потенциал определяется наличием природных ресурсов, в состав которых входят: - водные ресурсы — водные пространства, используемые или пригодные к использованию в качестве источника водоснабжения, гидроэнергии, а также как транспортные водные магистрали; -земельные ресурсы, используемые или предназначенные для использования в сельском хозяйстве, под строения в селах и городах; -земли, занятые полезными ископаемыми, под железными, шоссейными дорогами и другими сооружениями, парки, скверы и др.; -минеральные ресурсы (полезные ископаемые) — минеральные вещества, используемые в экономике с достаточной эффективностью в естественном виде или после переработки (железо, марганец, хром, свинец, редкие и благородные металлы и др.); - энергетические ресурсы — энергия в природе в форме запасов полезных ископаемых (уголь, нефть), гидроэнергии, ветроэнергии и т.п. Природно-ресурсный потенциал определяется не только наличием и объемом природных ресурсов, но и их качеством. Увеличение экономического потенциала минеральных запасов связано с решением следующих проблем: - повышением эффективности затрат на развитие минерально-сырьевой базы; снижением капиталоемкости и фондоемкости горнодобывающей промышленности; - развитием безотходных технологий; - снижением материалоемкости общественного производства; -повышением действенности мероприятий по охране и рационализации использования минеральных ресурсов. Такая система мер обеспечит ускорение и повышение эффективности общественного производства и сохранение природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды. Реализация природно-ресурсного потенциала зависит от многих факторов: степени разведанности и вовлеченности в экономический оборот природных ресурсов; условий их залегания и возможности извлечения; потребности в тех или иных видах ресурсов; возможности замены природных ресурсов искусственно созданными заменителями, т.е. от развития научно-технического прогресса, расширяющего возможности не только воспроизводства, но и реализации указанного потенциала. 1.2. Статистические методы оценки природно-ресурсного потенциала Результаты группировки и сводки данных массовых статических наблюдений на третьей стадии статических исследований подвергаются дальнейшей обработке и осмыслению (или анализу), т.е. на их базе исчисляются статистические показатели. Каждый статистический показатель выражает в количественной форме тот или иной факт относительно изучаемого явления, установленный при помощи средств статистики. Чтобы выводы анализа имели объективное значение и доказательную силу, анализ (и статистическое исследование в целом) должен быть всесторонним, комплексным: необходимо рассматривать всю совокупность относящихся к изучаемому явлению фактов и характеризовать явление с разных сторон, нужно использовать различные статистические источники и определённые сочетания различных методов. В настоящее время в статистике имеется большое количество методов, способов и приёмов анализа статистических данных. При этом понятия «метод», «способ» и «приём» как инструментарий анализа не имеют чёткого разграничения. При статистическом изучении массового явления большое значение имеет объективное и всестороннее количественное выражение состояния развития в конкретных условиях пространства и времени, выявление и измерение внутренних и внешних закономерностей, раскрывающих содержание исследуемых явлений. В зависимости от поставленных задач классифицируются и характеризуются основные приёмы анализа статистических данных. а) Состояние статистической совокупности и её основных элементов характеризуется с применением абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др. -Относительная величина структуры (ОВС) : (1) где mi - объем исследуемой части совокупности; M - общий объем исследуемой совокупности. -Относительная величина координации (ОВК) : (2) где mi - одна из частей исследуемой совокупности; mб - часть совокупности, которая является базой сравнения. -Относительная величина планового задания (ОВПЗ) : (3) где Рпл - плановый показатель; Р0 - фактический (базовый) показатель в предшествующем периоде. -Относительная величина выполнения плана (ОВВП) : (4) где Рф - величина выполнения плана за отчетный период; Рпл - величина плана за отчетный период. -Относительная величина динамики (ОВД): (5) где Рт - уровень текущий; Рб - уровень базисный; (6) где Рт - уровень текущий; Рт-1 - уровень, предшествующий текущему. -Относительная величина сравнения (ОВСр) : (7) где МА - показатель первого одноименного исследуемого объекта; МБ - показатель второго одноименного исследуемого объекта (база сравнения). -относительных величин интенсивности (ОВИ): (8) где А - распространение явления; ВА - среда распространения явления А. б) Изучение изменения (развития) явления во времени в статистке в основном осуществляются с использованием статистических показателей рядов динамики, методов выявления и количественной оценки сезонных тенденции (тренда) развития, методов выявления и количественной оценки созданных колебаний, метода параллельных рядов и др. -Абсолютный прирост (базисный): (9) где yi - уровень сравниваемого периода; y0 - уровень базисного периода. -Абсолютный прирост с переменной базой (цепной), который называют скоростью роста: (10) где yi - уровень сравниваемого периода; yi-1 - уровень предшествующего периода. -Коэффициент роста базисный: (11) -Коэффициент роста цепной: (12) -Темп роста: (13) Темп прироста: Тпр=?у?/у??*100%, (14) -Темп прироста базисный: (15) -Темп прироста цепной: (16) -Средние уровни ряда : (17) -Средний абсолютный прирост : (18) где yn - конечный уровень ряда; y1 - начальный уровень ряда. -Средний темп роста: (19) -Средний темп прироста : (20) в) Задачи выявления и измерения связей, взаимосвязей, закономерностей массовых явлений могут решаться с использованием рядов распределения, графического метода, метода аналитических групповок, метода параллельного сопоставления рядов, методов математической статистики. В статистике иногда применяют и другие подходы к разграничению приёмов анализа. Но основным приёмом анализа статистических данных является сравнение. Сравнение как рабочий приём познания того или иного явления, процесса, показателя применяется во многих областях знаний. Можно сказать, что сравнение – наиболее ранний и наиболее распространённый приём анализа. Действительно, любой показатель уровня развития явления, изучаемого признака, сам по себе оказывается недостаточным и должен быть рассмотрен в связи, в сравнении с другим аналогичным или взаимосвязанным показателем, который принимается за масштаб оценки (или, иначе, за базу сравнения). Сравнительные сопоставления статистических данных позволяют раскрывать характерные особенности и закономерности изучаемых массовых явлений. На основе статистических сопоставлений выявляются направления и темпы развития явлений, показываются складывающиеся в процессе развития характерные соотношения (пропорции) между различными частями изучаемого явления и между различными явлениями. Даётся оценка закономерностей развития. Сопоставление статистических данных осуществляется в различных формах и разнообразных направлениях. Основными формами сравнения являются: Сопоставление одноимённых явлений,показателей (по основным направлениям: с прошлым, с планом, со средними данными, с лучшим и так далее); Сопоставление разноимённых показателей; Территориальные сравнения; Типологические сравнения; Динамическое сравнение содержания и особенностей отдельных форм и направлений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg