Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей

gemsconslebria1971 624 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере реализации семейно-правовой ответственности за нарушение субъективных семейных прав. Предмет исследования - нормы права, регулирующие ответственность родителей за совершение семейного правонарушения. Цель работы - комплексное исследование ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие ответственности по действующему семейному законодательству Российской Федерации; - охарактеризовать отдельные меры семейно-правовой ответственности и сравнить их с мерами защиты в семейном праве; - раскрыть основные права и обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей; - рассмотреть аспекты ограничения и лишения, родительских прав, их последствия, а также возможности их восстановления; - сформулировать предложения по совершенствованию законодательных норм, регулирующих правоотношения ответственности в семейном праве. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 главы, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Глава первая раскрывает понятие и объём прав обязанностей родителей, даёт характеристику классификацию прав и обязанностей родителей, принципы осуществления и исполнения прав и обязанностей родителей. Вторая глава охарактеризует основание для привлечения родителей к ответственности за ненадлежащее осуществления родительских прав и обязанностей. В третей главе подробно рассмотрены применения ответственности родителей за ненадлежащее воспитания детей согласно Семейному законодательству РФ. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения улучшения состояния вопроса Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и частнонаучных методов. Основным методом познания послужил диалектический метод. Нормативную базу данной работы составили отдельные положения Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, действующих федеральных законов и нормативных актов, принятых субъектами Российской Федерации. Кроме того, была изучена судебная практика. Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых, исследовавших различные аспекты семейно-правовой ответственности. Базой для выполнения многих разделов работы послужили публикации из специализированных периодических изданий, материалы СПС Консультант Плюс, ИПП Гарант.
Введение

Основная задача семейно-правового регулирования, является построение семейных отношений на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п.1 ч.2 ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации). В решении этой задачи особое место занимают права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в первую очередь - обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей, т.к. от их надлежащей реализации зависит не только физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное развитие детей, но и духовный потенциал общества и экономическое развитие государства. Провозгласив, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, Конституция России установила, что забота о детях является равным правом и обязанностью их родителей (статья 18). Важным способом реализации указанного положения, являются меры ответственности родителей за уклонение от воспитания детей или ненадлежащее осуществление своих обязанностей по воспитанию, содержанию детей. Семейный кодекс Российской Федерации, нормы которого отвечают международным правовым стандартам защиты ребенка, является кодифицированным актом, который должен неукоснительно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, однако на практике они постоянно нарушаются. В настоящее время одним из путей решения проблемы защиты прав ребенка, считается совершенствование законодательного регулирования ответственности родителей за воспитание детей. Семейному законодательству РФ известны различные формы реагирования на нарушение прав интересов детей: лишение родительских прав, их ограничение, отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, отмена усыновления и другие, в том числе и принудительное взыскание алиментов. Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена не только ростом числа детей, родители которых нарушают их права, но и тем, что современное семейное право исчерпало возможности адекватного реагирования на такие нарушения. К сожалению, на протяжении последних лет теоретические проблемы защиты прав ребенка и ответственности за их нарушение в науке семейного права недостаточно исследовались. В то же время вопросы юридической ответственности активно исследовались в других отраслях права. Научная актуальность темы предопределена и ее жизненной актуальностью. С каждым следующим периодом развития общества и социальными условиями она приобретает новую актуальность и практическую значимость.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-6 стр. 1.Понятие и объем прав и обязанностей родителей………………………….7 стр. 1.1. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей7-11 стр. 1.2.Классификация прав и обязанностей родителей. Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей ………12-15 стр. 2.Основания для привлечения родителей к ответственности за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей……………………16 стр. 2.1.Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей….….16-26 стр. 2.2. Понятия уклонения и ненадлежащего осуществления родительских прав и обязанностей………………………………………………………27-32 стр. 3.Применение ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей ………………………………………………………………………………33 стр. 3.1. Ограничение в родительских правах………………………………33-39 стр. 3.2. Лишение родительских прав…………………………………………40-43 стр. 3.3. Восстановление в родительских правах…………………………….44-47стр. Заключение…………………………………………………………………48-50 стр. Список использованных источников……………………………………………...51-53 стр.
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конвенция ООН о правах ребенка (Заключена 20.11.1989) //[Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант Плюс]. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 3.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета,1998. - 10 декабря. 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 7.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802 8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. 9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994. Литература: 10.Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: учеб. -практ. пособие. М.: Ось-89, 2004 12.Беспалов Ю.Ф. Основание и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. - 2010. - № 12. -С. 67.48 13. Букшина С.В. Отобрание ребенка в административном порядке: основание, последствия и значение // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 3. С. 13 - 16. 14.Ерохина Е.В. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах: практическое пособие. – М.: Проспект, 2015. – С. 123 15.Королев Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. - М., 2008. - С. 112. 16.Коваль Н.В. Проблемы квалификации жестокого обращения с детьми // Уголовное право. 2015. N 1. С. 65 - 71. 17.Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. - М.: 2007. - С. 45. 18.Концепция совершенствования семейного законодательства. URL: http://nra-russia.ru/akademiya_rekomendacii/koncepciya-sovershenstvovaniya-semeynogo-zakonodatelstva/. 19.Нечаева A.M. Брак, семья, закон. - М., 2005. - С.78. 20.Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства (сборник статей к 100-летию со дня рождения А.И. Пергамент)/ Отв. Ред. В.Н. Литовкин. — М.: ОАО Издательский дом Городец, 2005. — С. 29. Материалы судебной практики 21.Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 сентября 2012 г. по делу N 33-4093/2012 // http://sudact.ru/. 22.Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» № 10 от 27 мая 1998г. 23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. 1998. 24. Постановление президиума Московского городского суда от 2 августа 2007 г. по делу N 44г-518 // СПС "Гарант" 25.Статистика по рассмотрению гражданских дел Индустриальным районным судом г. Барнаула в 2015 г. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. – URL: http://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 12.11.17). 26.Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 09.07.2003 за первый квартал 2003 года.
Отрывок из работы

1.1 Принцип осуществления родительских прав и исполнения обязанностей Семейный кодекс Российской Федерации - далее СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности, в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом. Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. Они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Так как с момента приобретения дееспособности в полном объеме, гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если, исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения. В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей расходятся с интересами ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ. Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка. В-пятых, правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей. Осуществление родительских, как и иных семейных прав, возможно, двумя способами: - посредством активных действий родителей (право на воспитание ребенка, на общение с ребенком); - посредством требования соответствующего поведения от других лиц (право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения). Осуществление субъективных родительских прав и исполнение обязанностей проявляется в основном в длящихся, многократно повторяющихся действиях (право и обязанность воспитывать ребенка, забота о здоровье и развитии ребенка и др.). Как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в различных формах. Например, супруг, с которым проживает ребенок, может выбрать для ребенка учебное заведение, детский сад, другой может одобрить выбор и предоставить средства на обучение, либо предложить свой вариант выбора учебного заведения или детского сада. Принципы осуществления родительских прав можно подразделить на общие, характерные для всех семейных прав, и специальные, предусмотренные в ст. 65 СК РФ. К общим относятся: соответствие действий по осуществлению прав и исполнению обязанностей требованиям закона: - осуществление семейных прав и исполнение обязанностей не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан; - семейные права должны осуществляться в соответствии с их назначением. Специальные принципы осуществления родительских прав следующие: - во-первых, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. - во-вторых, при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. - в-третьих, способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Иногда при реализации родительских прав возникают разногласия между родителями. Они могут носить поверхностный характер и разрешаться родителями самостоятельно путем предоставления взаимных уступок и достижения соглашений. Иначе дело обстоит с более серьезными конфликтами, когда родители непримиримы в позициях по поводу воспитания ребенка. В таких ситуациях родители (один из них) вправе обратиться за разрешением разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (ч. 2 ст. 65 СК РФ). При этом следует учитывать, что в силу предоставленных законом полномочий, органы опеки и попечительства могут лишь рекомендовать родителям тот или иной способ разрешения сложившейся ситуации. Если же возникшие между родителями разногласия переросли в спор о праве, родителям предоставлена возможность для разрешения конфликта обратиться в суд. Разрешение судами споров, связанных с воспитанием детей, способствует обеспечению охраны прав детей и родителей, повышению ответственности родителей за надлежащее воспитание детей, пресекает использование родителями прав в противоречии с интересами детей, является одной из мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с постановлением судебному рассмотрению подлежат следующие споры: - о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); - об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); - об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); - о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); - о возврате ребенка опекунам (попечителям) от любых лиц, удерживающих его без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); - о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); - о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); - о восстановлении родительских прав (п. 2 ст. 72 СК РФ); - об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); - об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие. В соответствии с п. 3 этого постановления, при рассмотрении всех судебных споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в их защиту, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Если указанный орган не является стороной по делу, то он привлекается судом к участию в процессе как орган государственного управления для дачи заключения. Заключение органа опеки и попечительства основывается на акте обследования условий жизни ребенка. Указанное обследование проводится органом опеки и попечительства. Целью его проведения является установление условий жизни ребенка; выяснение мнения детей, их отношения к сторонам по рассматриваемому делу; при необходимости проводится опрос ребенка. Опрос ребенка не является обязательным по каждому делу о воспитании ребенка. Если же по обстоятельствам дела судом будет признана необходимость опросить ребенка, то такой опрос следует проводить с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагогов, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. Таким образом, делая вывод по главе можно отметить, что права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка. [10] Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право. 1.2.Классификация прав и обязанностей родителей. Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей В число родительских прав и одновременно обязанностей в отношении ребенка входят: 1) право на воспитание ребенка; 2) право на образование ребенка; 3) право представлять интересы ребенка; 4) право на защиту ребенка; 5) право требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его не на законном основании. По своему характеру родительские права и обязанности могут быть как личными неимущественными, так и имущественными. Так, к первому виду относятся: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ); права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ); право осуществлять родительские права, в том числе в случае раздельного проживания с ребенком (ст. ст. 65, 66 СК РФ); право на защиту родительских прав (ст. 68 СК РФ); право дать ребенку имя, фамилию и изменить их (ст. ст. 58, 59 СК РФ). Ко второму виду родительских правоотношений относятся алиментные обязательства, т.е. обязанность родителей содержать детей (ст. ст. 80 - 84, 99 - 105 СК РФ). Кроме того, родители могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах на детей (ст. 86 СК РФ). Право родителей на воспитание ребенка регламентировано п. 1 ст. 63 СК РФ. Право родителей или законных представителей на воспитание ребенка является одновременно обязанностью и включает в себя заботу о всестороннем развитии ребенка (физическом, психическом, духовном и нравственном). Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции ООН «О правах ребенка» государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право они могут при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право на воспитание заключается в представлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Согласно ст. 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право: - на общение с ребенком; - на участие в его воспитании; - на решение вопросов получения ребенком образования; - на получение информации о своем ребенке из воспитательных и иных учреждений (за исключением случаев наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителей). Это может быть информация о состоянии здоровья, об уровне образования, о нахождении его в чрезвычайной ситуации, об интересах ребенка и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg