Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у учащихся приемов стилизации как важная дидактическая и педагогическая проблема

gemsconslebria1971 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
Цель исследования - изучение и описание основных подходов к стилизации, которые в дальнейшем будут служить методическим подспорьем для овладения учащимися изобразительных навыков. Цель работы предполагает решение следующих задач: 1.Дать определение понятию стилизация. 2. Изучить стилизацию как метод изображения предметов действительности. 3. Описать принципы стилизации. 4. Охарактеризовать стилизацию на основе передачи текстурных свойств объекта; 5. Описать декоративные подходы к стилизации. Объектом исследования является формирование у школьников приемов стилизации. Предметом исследования является роспись по ткани, как способ развития умений стилизации школьников. При решении поставленных задач применялись следующие методы исследо-вания: изучение и анализ методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художествен-но-эстетического цикла в общеобразовательных школах. Теоретическая значимость работы состоит в изучении необходимой литературы и обобщении всего изученного, с целью написания практической части работы. Практическая значимость работы заключается в важности разработки методических особенностей формирования стилизации у школьников посредством росписи по ткани.
Введение

Умения стилизации выступают на передний план в таких профессиях, как ди-зайнер, художник- оформитель, иллюстратор и так далее. Поэтому бесспорно, при формировании содержания образования в школе, мы должны особое внимание уделять формированию умений стилизации. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что на данный момент для полноценного формирования умений стилизации существует ряд препятствий, большинство из которых связаны с неразработанностью научно-теоретической базы формирования этой группы умений. Термин «стилизация» и основы стилизации изображения разработаны доста-точно широко в теории дизайна; многое о стилизации мы можем почерпнуть и из курсов по изобразительному искусству, к примеру, Т.В. Матвеева дает такое опре-деление стилизации: «это декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Она отмечает, что стилиза-ция может использовать в качестве таких приемов упрощение или усложнение формы, цвета, деталей объекта, а также отказаться от передачи объема» [16]. Т.В. МАтвеева отмечает, что стилизация широко используется как компози-ционный прием практически во всех областях декоративно-прикладной деятельно-сти. На основе ее пособия мы делаем заключение, что стилизация как композиционный прием заключается в переработке внешней формы прообраза предмета с целью выделения его художественно-выразительных или функциональных качеств [16]. Однако, несмотря на достаточное количество информации о стилизации, ее приемах и средствах, по-прежнему недостаточно разработана теория формирования умений стилизации. Умения стилизации – это специфическая группа художественно-творческих умений, которые позволяют создавать декоративно-обобщенный образ на основе переработки внешней формы с помощью рада условных приемов – упрощение, обобщение, объединение, гиперболизация и так далее, с целью выделения художе-ственно-выразительных качеств изображаемого объекта. Также умения стилизации позволяют выполнять намеренную трансформацию объекта для придания ему сходства с определенным стилем или направлением в искусстве. Таким образом, когда мы говорим об осуществлении стилизации изображения, мы должны приводить целый ряд умений, необходимых для этого действия. Мы считаем, что целесообразно организовывать процесс формирования уме-ний данной группы в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. В своем исследовании мы предлагаем такую нетрадиционную технику декоративно-прикладного искусства как художественная роспись по ткани. В связи с необходимостью формировать умения стилизации средствами декоративно-прикладного искусства и, в частности, художественной росписи по ткани, возникает множество противоречий. Приведем наиболее острые из них: Противоречие между необходимостью формирования умения стилизации у учащихся и отсутствием системы диагностических заданий и упражнений, позволя-ющий определить уровень сформированности данной группы умений. Противоречие между необходимостью формирования умений стилизации и отсутствием исследовательской базы средств, которые могут быть активно включены в процесс обучения. Противоречие между эффективностью такого средства формирования уме-ний стилизации как художественная роспись по ткани и отсутствием методической системы формирования этой группы умений. Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование умений стилизации учащихся при освоении художественной росписи по ткани будет достаточно эффективным, если будет разработана методическая система, направленная на формирование умений стилизации, которая будет включать в себя систему диагностических и формирующих заданий и упражнений, учитывать дидактические принципы, методы и педагогические технологии, а также условия для благоприятного формирования умений стилизации на занятиях изобразительным искусством. Методологической основой настоящей работы являются: теория и методика обучения рисованию, которые представлены в работах Н.Н. Ростовцева, Т.Г. Казакова, В.А. Королева, Л.Н. Зорина, Н.П. Сакулиной и др.; исследования художественного стиля и стилизации (Н.М. Сокольникова, Е.О. Соколова, К.Т. Даглдиян); исследования подходов к графической стилизации природных форм (В.В. Кандидский, Г.М. Логвиненко, В.Н. Молотова, Ф.М. Пармон, Н.Н. Третьяков); теоретические положения проблемы воспитания учащихся средствами изобразительного искусства (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин, Т.Г. Казакова).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. Формирование у учащихся приемов стилизации как важная дидактическая и педагогическая проблема………………………………………………... 1.1. Содержательная сущность понятия «стилизация» и ее роль в декоративно- прикладном искусстве…………………………………………………………………... 1.2. Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………………………………………… 1.3. Особенности развития способностей стилизации школьников в процессе работы росписи по ткани (батик)…………………………………………………………….. Выводы по 1 - ой главе…………………………………………………………………... ГЛАВА 2. Методические аспекты формирование приемов стилизации у учащихся на занятиях по батику…………………………………………………………. 2.1. Современные подходы к развитию приемов стилизации, учащихся посредством росписи по ткани (батик)………………………………………………………… 2.2. Методические особенности формирования приемов стилизации у учащихся на занятиях по батику в условиях общеобразовательной школы………………………... Выводы по 2 - ой главе…………………………………………………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Список литературы

1. Бордовская Н.В. Педагогика. [Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб:Питер, 2000. – 304 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 2015. – 204с. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский. – М: 2016. - 536с 4. Выгодский Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Педагогика, 2015. - 284с. 5. Волосатова И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих спо-собностей младших школьников [Текст] / И.Ю. Волосатова // Начальная школа, 2007. – № 6. – С. 62-65. 6. Герониму, Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах [Текст]: методическое пособие / Т.М. Геронимус. – Тула: Арктоус, 2006. – 168 с. 7. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов. / Л. Григорович. – М: АСТПРЕСС, 2008. – 264 с. 8. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 класс [Текст]: методическое пособие / О.М. Гусева. - Москва: ВАКО, 2013. - 176 c. 9. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия [Текст] / С.Г. Давыдов. - М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 184 с. 10. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. [Текст]/ В.И. Загвязинский - М: Педагогика, 1982. - 160с. 11. Искусство батика. Энциклопедия художника. - М: Внешсигма, 2011. - 111 с. 12. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / С. Е. Игнатьев. – М: Мир: Академический Проект, 2017. - 191 с. 13. Каган М.С. Философия культуры. [Текст]/ М.С. Каган. – СПб: Просвещение, 2016. - 416с. 14. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. [Текст]/ Т.С. Комарова. - М: Просвещение, 2016. - 158с. 15. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова - М: Мозаика-Синтез, 2015. - 119 с. 16. Матвеева Т.В. Стилизация как прием художественного образного мышления будущих дизайнеров [Текст] // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 88-88; 17. Неменский Б.М. Мудрость красоты. [Текст]/ Б.М. Неменский. - М: Просвещение, 2014. - 254с. 18. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. [Текст]/ Н.Н. Ростовцев. - М: Изобразительное искусство, 2011. - 295с. 19. Синеглазова М.О. Распишем ткань cами. [Текст] / М.О. Синеглазова. - М: Профиздат, 2010. - 312 с. 20. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс. [Текст]: методическое пособие / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская. – М: Просвещение, 2013. - 112 c. 21. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. [Текст]/ Е.В. Шорохов - М: Просвещение, 2012. – 135 с. 22. Шорохов Е.В. Основы композиции. [Текст]/ Е.В. Шорохов. - М: Искусство, 2010. - 153с. 23. Шпикалова Т.Я., Некрасова А.М., Покровская Г.А., Бердюг Н.Д. Возращение к истокам. [Текст]/ Т.Я. Шпикалова, А.М. Некрасова, Г.А. Покровская, Н.Д. Бердюг. – М: Владос, 2010. - 576с.
Отрывок из работы

1.1. Содержательная сущность понятия «стилизация» и ее роль в декоративно- прикладном искусстве Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Её также используют в музыке и литературе. Стилизация делает объект искусства понятным и сейчас широко используется также в дизайне интерьеров. На пути одушевленности и человеческой красоты в мире стандартных форм прием стилизации становится одним из средств обогащения образного языка искусства. Стилизация – это способ художественного преобразования реальных форм природного и предметного мира с целью изменения его эстетического функцио-нального значения в художественном изображении. Стилизованная форма позволяет ощущать и понимать метафору и строить поэтический ассоциативный ряд, мыслить более отвлеченно, чувствовать ироническое игровое начало в произведении искусства. Формообразующие принципы стилизации демонстрируют не только неистощимую фантазию учеников, но и активизируют восприятие зрителя, подталкивают его к домысливанию того, что не видит глаз, что незримо присутствует в композиции. Предметный мир, являясь одним из компонентов культурной среды, накладывает отпечаток на эмоционально – чувственную сферу личности, способы общения, восприятия и представления. Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов — «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции. Термин «стилизация» трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация — закономерный способ ритмической организации целого, наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Другое значение стилизации - намеренная имитация художественного стиля - характерно для искусства и культуры определенной социальной среды, художественного течения, жанра, автора и так далее. Часто встречается стилизация, использующая формы прошлого, стилизация современных форм в дизайне и прикладном искусстве. Например, во второй поло-вине XVII и первой половине XVIII в. в Европе были популярны восточные стилизации, особенно под Китай и Японию (росписи тарелок в японском стиле, точное воспроизведение форм, силуэтов и пропорций сосудов, характерных для Китая и Японии). Яркий образец восточных стилизаций в нашей стране - китайский дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором А. Ринальди для Екатерины II в 1762-1768 гг. Другая сфера стилизации - парковое искусство - павильоны, мостики, беседки в «китайском стиле». В России в 1890-1900 гг. результатом пристального внимания к народной культуре стали стилизации в русском стиле в архитектуре (наиболее известные - теремок в Талашкине (рисунок 1), здание Исторического музея в Москве), появление стилизованной мебели и целых интерьеров в «русском стиле». Рисунок 1 – Теремок в Талакшено, выполненный с применением приемов стилизации в псевдорусском стиле Декоративное искусство использует мотивы или элементы, почерпнутые из фауны, флоры, подсказанные очертаниями геометрических фигур или окружающих предметов. Художник отбирает эти мотивы сообразно с определенной декоративной системой и распределяет декор в зависимости от украшаемой поверхности и желаемого эффекта. История декоративно-прикладного искусства показывает, что мотивы приро-ды — преобразованный животный и растительный мир, мы находим в различных видах декоративного искусства: вышивке, росписях, текстильном и резном орна-менте. При этом мотивы природы в зависимости от национальных традиций, осо-бенностей развития производства, сложившихся эстетических и художественных взглядов, могут сильно изменяться. Для большей наглядности приема стилизации в мотивах природы, можно обратить внимание на рисунок 2. Рисунок 2 – Приемы стилизации в изображении животных Орнаментальные мотивы могут быть приближены к реалистическому изображению или так же быть сильно стилизованными. Таким образом, стилизация в декоративном искусстве — это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой — сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника. Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать, не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт. Кроме того, художнику приходится считаться с местом, обрамлением, ограничивающим поле его работы, вынуждающим подчас видоизменять какие-либо элементы декоративного мотива. Таким образом, в процессе стилизации важно: 1) отобрать существенные характеристики; 2) использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов; 3) отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей; 4) создать органическое единство орнамента и пластической формы. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, а именно нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. 1.2. Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности При создании декоративной стилизации на уроках изобразительной деятель-ности, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает со-здание натурального объекта в виде художественного символа. Школьник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей школьника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире. Декоративная стилизация – изображение с высокой степенью выразительно-сти и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, уси-ливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Основной целью декоративной стилизации принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения. В современном изобразительном искусстве понятие «декоративность» упо-требляется в нескольких значениях. Мы будем рассматривать его как художествен-ную специфику плоскостных произведений декоративно-прикладного искусства, указывающую на их определенную и значительную связь с окружающим пространством – интерьером или экстерьером зданий и сооружений. Хотя, точнее будет сказать, что декоративно-прикладной является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Полностью завершенная декоративная стилизация представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения. Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации). Рассмотрим, как вариант обработки реальной формы, трансформа-цию природного объекта – листа дерева. Этот же пример бы будем рассматривать более подробно в практической части работы, с целью разработки методических рекомендаций обучения учеников приемам стилизации. Формы, приближенные к геометрическим, еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые – округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В процессе творчества возникает ситуация, при которой особенно удачные решения приводят к все более условным и абстрактным изображениям (символам). В одном из случаев - стилизации листа дерева, работа проходит в следующей последовательности: реальное изображение листа; отбрасываем все подробности изображения, полностью, оставляя только форму (контур листа), которая заполняется любым цветом по замыслу автора. Изображение сразу становится абстрактным, при этом степень абстракции и выразительности будет зависеть от того насколько деформирована природная форма листа, насколько отличается она от реальной; в полученное изображение добавляются главные детали листа, выполненные в необходимой манере и технике – прожилки, делающие изображение узнаваемым; окрашенный контур листа с прожилками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. В результате получаем декоративное изображение стилизованного листа дерева (рисунок 3). Рисунок 3 – Декоративное изображение стилизованного листа дерева В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути: выполняем реалистичный рисунок дерева с максимально возможным количеством деталей: форма ствола, расположение ветвей, фактуру древесной коры; реалистическое изображение превращаем в стилизованное, отбрасывая «лишние» ветки, убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму ствола; далее отдельные узнаваемые части изображения (ствол, ветви) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое зачастую отличается от первоначального образа; как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры коры дерева. Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается все ненужное, лишнее и второстепенное. В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип – художественная трансформация реальных природных объектов с помощью различных средств и приемов. Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель – превращение реальных природных форм в стилизованные или абстрактные, наде-ленные выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминае-мости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью). Стилизованные изображения объектов животного мира издавна используются как элементы орнаментов, но чаще объединяются в общую композицию с растительными формами или становятся частью стилизованных пейзажей. Декоративной стилизации свойственны условные цветовые отношения, ло-кальное и контрастное использование цвета, мозаичность. Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции и ее общий колорит необходимо подбирать так, чтобы выгодно подчеркнуть и усилить стилизационный эффект. Цвет стилизованного объекта может быть объективным (чаще всего локаль-ным) или субъективным (нереалистичным). Последний прием используется главным образом в двух случаях: 1) создание или увеличение декоративности композиции; 2) передача определенного эмоционального содержания композиции. В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого, или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа. Работу можно построить по следующей схеме: 1. Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силу-эта, ракурсов. 2. Обратить внимание на пластическую направленность мотивов и использовать направление развития формы для гармоничной компоновки изображения. 3. Обратить внимание на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные – выбрать статичное или динамичное построение изображения. 4. Найти интересный ритм, группировку форм, элементов, отобрать наиболее перспективные в этом смысле детали. 5. Детально изучить строение цветка. листа. бутона, расположении листьев, их группировку, природную окраску и колористические особенности объекта, позволяющие осуществить декоративную переработку изображения. Работая с фактурными объектами: кора, мхи, лишайники, спилы деревьев, камни, раковины и т.д. – переработать эти мотивы в декор, максимально отображающий суть изображаемого, выразительно трактующий пластику, ритм и другие особенности объекта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg