Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМНЫХ ТЕЛАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ

text-93 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы. 1. Прежде чем знакомить детей дошкольного возраста с объемными телами, необходимо учитывать механизмы восприятия формы, особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей. Этими механизмами являются: хватание предметов и манипуляция с ними; обследование предмета (направленные действия); ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы использовать осязательно-двигательный путь); ощупывают предмет обеими руками; последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.
Введение

Актуальность исследования: обусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке дошкольников к школьному обучению имеет формирование математических представлений. Под математическими представлениями мы будем понимать элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий [10]; образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами [25]. Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался в работах Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, А. В. Белошистой, А. М. Леушиной, З. А. Михайловой, Н. И. Непомнящей, Е. А. Носовой, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяра, Т. В. Тарунтаевой, Е. И. Щербаковой, А. И. Фунтикова, Т. А. Мусейибовой, А. М. Пышкало и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать развитие математических представлений, включая представления о форме и геометрических фигурах. А. М. Пышкало отмечает, что «работа по изучению геометрического материала должна проводиться как в естественнонаучной дисциплине», то есть свойства фигур «выявляются экспериментально, усваивается необходимая терминология и навыки» [32]. Я. А. Коменский в «Материнской школе» указывает на необходимость ознакомления детей до школы с различными геометрическими фигурами. [18]. Ф. Фребель в работе «Дары» предполагает ознакомление детей с формой на специально разработанных им играх-занятиях [12]. В исследованиях Р. Л. Непомнящей и 3. А. Михайловой предлагаются два пути организации деятельности детей в процессе игр с геометрическими фигурами для подготовки детей к школе в детском саду и семье. Первый путь состоит в постепенном усложнении используемых в играх образцов — от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу в виде рисунка. Второй путь в большей мере основан на развитии творчества ребенка [24]. Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику Дошкольных образовательных организаций различных форм, методов, средств и технологий развития детей. Одним из приоритетных методов формирования математических представлений у детей дошкольного возраста является моделирование. Проблемой использования моделирования в развитии дошкольников занимались многие ученые педагоги, психологи и математики, такие как А. К. Бондаренко, В. Я. Воронова, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицкая, Е. А. Флерина, М. Ю. Стожарова и др. Моделирование – это замена оригинала моделью (мысленно или реально), которая наиболее удобна для работы и наиболее доступна; наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений [37]. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. С помощью модели можно дать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал. Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. В процессе формирования математических представлений у детей используются различные виды моделей: предметные, предметно-схематические и графические. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в развитии математических представлений у дошкольников. При этом учитывается основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Таким образом, можно сформулировать противоречие между имеющимся потенциалом моделирования в математическом развитии дошкольников и недостаточной методической проработанностью его использования для формирования представлений об объемных телах у дошкольников. Проблема исследования: каковы возможности моделирования в формирования представлений об объемных телах у дошкольников? Тема исследования: моделирование как средство формирования представлений об объемных телах у дошкольников. Объект исследования: формирование представлений об объемных телах у дошкольников. Предмет исследования: моделирование как средство формирования представлений об объемных телах у дошкольников. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности моделирования в формировании представлений об объемных телах у дошкольников. Гипотеза исследования: в процессе формирования представлений об объемных телах у дошкольников целесообразно использовать метод моделирования, поскольку: - с моделями можно выполнять предметные действия, способствующие выявлению и изучению существенных свойств объемных тел; - в процессе изготовления моделей складываются и сохраняются образы объёмных геометрических форм. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования можно определить следующие задачи: 1. Описать проблему формирования представлений об объемных телах у дошкольников. 2. Рассмотреть метод моделирования в образовательном процессе Дошкольных образовательных организаций. 3. Описать возможности моделирования в формировании представлений об объемных телах у дошкольников. 4. Изучить уровень сформированности представлений об объемных телах у дошкольников. 5. Разработать проект по формированию представлений об объемных телах у дошкольников с помощью моделирования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение и обобщение; эмпирические: опрос. База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка» структурного подразделения детский сад № 148 города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них: 13 девочек и 7 мальчиков. Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный нами проект по формированию представлений об объемных телах у дошкольников с помощью моделирования может быть использован воспитателями в условиях дошкольных образовательных организаций. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМНЫХ ТЕЛАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ 7 1.1. Формирование представлений об объемных телах у дошкольников как психолого-педагогическая проблема ………… 7 1.2. Моделирование в образовательном процессе ДОО ………………. 18 1.3. Возможности моделирования в формировании представлений об объемных телах у дошкольников ………………………………….. 25 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМНЫХ ТЕЛАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ 29 2.1. Изучение уровня сформированности представлений об объемных телах у дошкольников ………………………………….. 29 2.2. Педагогический проект по формированию представлений об объемных телах у дошкольников с помощью моделирования…… 35 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Объемные фигуры ……………………………………... 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Стимульный материал к методике соотнеси форму с геометрической фигурой ……………………………… 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Стимульный материал к методике помоги животным найти нужную фигуру ………………………………… 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект занятия моделирование куба ……………… 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Математическая сказка ««Как куб познакомился с шаром» ………………………………………………… 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Конспект занятия моделирование четырехугольной усеченной пирамиды ………………………………….. 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Математическая сказка «Как пирамида стала усеченной» ……………………………………………... 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Конспект занятия моделирование конуса …………… 72 ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Математическая сказка ««История круглых братьев» 76
Список литературы

Законодательные и нормативные акты и документы 1. Меркурьева А. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнения на 2016 г. / А. Меркурьева. — М.: Эксмо-Пресс, 2016. — 160 с. 2. Цветкова Т. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. / Т. В. Цветкова. — М.: Сфера, 2016. — 96 с. Литература (учебники, справочники, статьи из периодических изданий) 3. Атанасян Л. С. Геометрия. 10 ? 11 классы / Л. С. Атанасян. — М.: Просвещение, 2013. ? 255 с. 4. Белошистая А. В. Современные программы математического образование дошкольников /А.В. Белошистая. — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. —256 с. 5. Бортникова Е. Чудо?обучайка: изучаем геометрические фигуры / Е. Бортникова. — Екатеринбург: Литур, 2005. — 24 с. 6. Бушмелева И. Тестовые задания для детей. Математика / И. Бушмелева. — М.: Хатбер-пресс, 2013. — 16 с. 7. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Венгера Л. А. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер — М.: Просвещение, 1988. — 144 с. 8. Геометрия. 10 ? 11 классы Александрова А. Д. / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. — М.: Просвещение, 2014. — 255 с. 9. Дидактика Сластенина В. А. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. 10. Земцова О. Н. Тесты для детей 4 ? 5 лет / О. Н. Земцова. — М.: Махаон, 2008. — 112 с. 11. Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с. 12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л. А. Венгера / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с. 13. Коменский Я. Материнская школа / Я. Коменский. — М.: Успедгиз, 1947. — 104 с. 14. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.: диагностический журнал. Средняя группа / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 35 с. 15. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» Веракса Н. Е.: диагностический журнал. Средняя группа / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — Волгоград: Учитель, 2012. —91 с. 16. Лема Б. Математика для дошколят. Формы и фигуры / Б. Лема. — Минск: Аверсэв, 2006. — 19 с. 17. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. — 368 с. 18. Математика до школы Михайловой З. А. / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — СПб.: Акцидент, 1998. — 192 с. 19. Методические советы к программе «Детство» Бабаевой Т. И. / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс, 2008. — 304 с. 20. Погорелов А. В. Геометрия. 10 ? 11 классы / А. В. Погорелов. — М.: Просвещение, 2014. — 175 с. 21. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» ПетерсонА Л. Г. / Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова. — М.: Институт системно ?деятельностной педагогики, 2014. — 383 с. 22. Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А. М. Пышкало. — М.: Просвещение, 2003. — 43 с. 23. Репина Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками / Г.А. Репина. — Смоленск, 2004. — 128 c. 24. Султанова М. Веселые домашние задания / М. Султанова. — М.: Хатбер-пресс, 2013. — 16 с. 25. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста Михайловой З. А. / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, А. М. Вербенец. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 384с. 26. Фрейлах Н. И. Методика математического развития / Н. И. Фрейлах. — М.: ИНФРА, 2006. — 2008 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМНЫХ ТЕЛАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ 1. 1. Формирование представлений об объемных телах у дошкольников как психолого-педагогическая проблема В соответствии с примерными основными образовательными программами дошкольного образования (например, «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсона, И. А. Лыковой) дошкольники знакомятся с объемными телами кубом, параллелепипедом, призмой, пирамидой, цилиндром, конусом и шаром [25, с. 153]. Дадим характеристику этим телам. Рассмотрим характеристики параллелепипеда. Рассмотрим два равных параллелограмма ABCD и А1В1С1D1, расположенных в параллельных плоскостях так, что отрезки АА1, ВВ1, СС1, и DD1 параллельны (см. приложение 1 а). Четырехугольники АВВ1А1, ВСС1В1, CDD1С1, DAA1D1 также являются параллелограммами, так как каждый из них имеет попарно параллельные противоположные стороны, например, в четырехугольнике АВВ1А1 стороны АА1 и ВВ1 параллельны по условию, а стороны АВ и А1В1 —по свойству линий пересечения двух параллельных плоскостей третьей. Поверхность, составленная из двух равных параллелограммов ABCD и A1В1С1D1 и четырех параллелограммов АВВ1А1, ВСС1В1, CDD1С1, DAA1D1, называется параллелепипедом и обозначается так: АВСDА1В1С1D1. Параллелограммы, из которых составлен параллелепипед, называются гранями, их стороны — ребрами, а вершины параллелограммов — вершинами параллелепипеда. Параллелепипед имеет шесть граней, двенадцать ребер и восемь вершин. Две грани параллелепипеда, имеющие общее ребро, называются смежными, а не имеющие общих ребер — противоположными. Противоположными являются грани ABCD и A1В1С1D1, АВВ1А1 и DCC1D1, ADD1A1 и ВСС1В1 (см. приложение 1, рис. 1а). Две вершины, не принадлежащие одной грани, называются противоположными. Отрезок, соединяющий противоположные вершины, называется диагональю параллелепипеда. Каждый параллелепипед имеет четыре диагонали. Диагоналями являются отрезки AC1, BD1, СА1 и DB1 (см. приложение 1, рис. 1б).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg