Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Прокуратура Российской Империи – возникновение и развитие: историко-правовое исследование

text-93 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
В условиях активного развития общества надлежащая эффективность функционирования контрольно-надзорных органов может быть обеспечена только при условии постоянного совершенствования как их организации, так и процедур реализации их полномочий. В этой связи особенную значимость приобретает изучение истории становления национальной системы контрольно-надзорных органов, генезиса и эволюции институциональных форм и процедур государственного контроля и надзора.
Введение

Актуальность темы исследования в целом обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием национальной системы контрольно-надзорных органов. Неоспоримо, что без эффективного функционирования системы названных органов, механизма государственного контроля и надзора невозможно ни гарантировать права, свободы и законные интересы граждан, ни закрепить ценности демократического правового государства, ни обеспечить стабильность государственного устройства, ни в целом обеспечить режим законности в стране. Очевидным является факт, что в условиях активного развития общества (особенно динамичного в современный период) надлежащая эффективность функционирования контрольно-надзорных органов может быть обеспечена только при условии постоянного совершенствования как их организации, так и процедур реализации их полномочий. В этой связи особенную значимость приобретает изучение истории становления национальной системы контрольно-надзорных органов, генезиса и эволюции институциональных форм и процедур государственного контроля и надзора. При всем том, что, как общеизвестно, любой вышестоящий орган власти всегда осуществляет в той или иной форме контроль за нижестоящим органом, специализированные контрольно-надзорные органы возникают уже на более поздних стадиях развития государства. Всестороннее изучение формирования системы названных органов позволяют, с одной стороны, приблизиться к пониманию глубинных закономерностей развития национального механизма контроля и надзора, а с другой – к пониманию закономерностей в достижении как позитивных, так и негативных результатов деятельности этого механизма. Без выявления отмеченных закономерностей затруднительно выработать в полной мере оптимальную стратегию дальнейшего развития как государственного развития России в целом, так и механизма государственного контроля и надзора в частности. Малоэффективные контроль и надзор в современных условиях губительны для любого государства. Выстроить же подлинно эффективный – как по организации, так и по процедурам – механизм контроля и надзора невозможно без учета исторического опыта. Поэтому исторический опыт построения и функционирования отечественной системы контрольно-надзорных органов заслуживает столь глубокого исследования учеными, и должен быть особенно востребованным законодателем. Учрежденная в 1722 г. прокуратура – единственный из органов власти, созданных Петром I – сохранилась до настоящего времени. О значимости места, которое прокуратура занимает в современном государственном аппарате, исчерпывающе свидетельствует тот факт, что основные принципы построения прокуратуры нашли закрепление в действующей Конституции Российской Поэтому представляется очевидным, что при осуществлении в XXI в. дальнейших изменений как в системе контрольно-надзорных органов России в целом, так и в системе органов прокуратуры в частности было бы целесообразным принимать во внимание обстоятельства возникновения и первоначального развития прокуратуры. Опыт начального функционирования первых отечественных органов надзора целесообразно учитывать также при разрешении вопросов о формах взаимодействия контрольно-надзорных органов с правоохранительными и судебными органами, об объеме властных полномочий контрольно-надзорных органов, а также вопроса о мере учета зарубежных образцов в организации контрольно-надзорных органов. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с функционированием института прокуратуры, которые имели место в дореволюционной России. Предметом исследования выступают структура, функции, практическая деятельность института прокуратуры дореволюционной России. Целью работы является комплексный многоаспектный анализ прокуратуры Российской империи. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1) Выявить социально-политические и нормативные предпосылки возникновения института прокуратуры в системе органов государственной власти России. 2) Рассмотреть процесс создания и учреждения прокуратуры в Российской Империи 3) Анализ практической деятельности органов прокуратуры в XVIII – первой половине XIX в. 4) Изучить правовой статус прокуратуры во второй половине XIX - начале XX в. 5) Раскрыть роль органов прокуратуры в уголовном и гражданском судопроизводстве в конце XIX - начале XX вв. Степень разработанности темы Целенаправленным изучением истории российской прокуратуры правоведы начали заниматься во второй половине XIX века. Комплексные и фундаментальные исследования данного института проводились Н.В. Муравьевым, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, А.Д. Градовским, Н.А. Буцковским. В советский период вопросы образования и развития российской прокуратуры рассматривались в работах таких историков и юристов, как: Г.Н. Анпилогова, JI.A. Стешенко, К.А. Софроненко, Н. И. Павленко, Н.А. Воскресенского, Н.В. Голиковой, Е.В. Анисимова, Н.П. Ерошкина, Б.В. Виленского, М.Г. Коротких, Н.Н. Ефремовой, Н.В. Черкасовой. В последние годы историография отечественной прокуратуры пополнилась целым рядом интересных работ, принадлежащих: В. И. Веретенникову, Н. В. Платонову, С. М. Казанцеву, Серову Д.О., А.Г. Звягинцеву. Методологическую основу исследовании составили сравнительно-правовой и исторический подходы. В работе были использованы диалектический социологический: методы: исследования, метод; системного анализа; метод формально-юридического; анализа и другие методы научного познания. Теоретическую основу исследования составили работы дореволюционных, советских и современных авторов, посвященные российской прокуратуре, а также труды отечественных специалистов в области теории и истории государства и права, уголовного и гражданского процесса. Эмпирическую базу исследования составляют Указы Петра I «О должности генерал-прокурора», «О Сенате», «О прокурорах коллегий», Учреждение о губерниях 1775 г., Манифест «Об учреждении министерств» 1802 г., Судебные уставы 1864 г., Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ и иные правовые акты, имеющие отношение к предмету исследования. Кроме того, использовались делопроизводственная документация (в том числе хранящаяся в архивах), статистические материалы (в том числе данные о результатах деятельности правоохранительных органов), материалы дореволюционной и современной общей юридической периодической печати (журнальные, газетные и иные публикации). Теоретическую и практическую значимость исследования определяют содержащиеся в нем выводы и положения, а также послуживший для них основой разнообразный фактический материал. Практическая значимость работы обусловлена ее направленностью на целостное понимание эволюции системы отечественных контрольно-надзорных органов – через призму их зарождения и первоначального опыта функционирования. В свою очередь, это дает возможность, учтя как просчеты, так и достижения предшественников, в дальнейшем выстраивать более взвешенную, учитывающую национальные особенности линию развития системы контрольно-надзорных органов и процедур государственного контроля и надзора. Обращение к научно осмысленному историческому опыту может способствовать выработке оптимальных путей повышения эффективности функционирования механизма государственного контроля и надзора на современном этапе. Содержащийся в исследовании материал возможно использовать при создании исследовательских и обзорных трудов по истории контрольно-надзорных органов и правоохранительной системы России (в первую очередь, по истории органов прокуратуры), в ходе дальнейшей научной разработки проблем развития системы контрольно-надзорных органов России. Наряду с этим, результаты настоящего исследования могут быть востребованы при подготовке исторических и историко-правовых курсов и спецкурсов в учебных заведениях исторического и юридического профиля. Положения выносимые на защиту: 1. До XVII в. в России механизм государственного контроля основывался на прямом осведомлении главы государства о нарушениях закона, что осуществлялось как посредством реализации права челобитья, так и посредством общения царя с выборными лицами на земских соборах. В 1700-е гг. сложилась объективная необходимость в учреждении принципиально иного контрольно-надзорного органа. Таковая необходимость была обусловлена: во-первых, вступлением России в Северную войну, а также программами строительства Санкт-Петербурга и Таганрога; во-вторых, дальнейшее структурное и численное разрастание государственного аппарата; в-третьих, нараставшим лихоимством государственных служащих. Таким образом, сложившаяся ситуация в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов. 2. Фискальская служба России была учреждена в объективно сложившейся в 1700-е гг. потребности в имевшем разветвленную структуру и широкие полномочия контрольно-надзорном органе. По компетенции отечественная фискальская служба стала как первым в истории отечественной государственности органом общего надзора за соблюдением законности, так и органом уголовного преследования (что выразилось в наделении фискалов полномочиями возбуждать уголовные дела и выступать с обвинением в суде). На протяжении 1710-х–1720-х гг. законодателю так и не удалось выстроить судебную систему, способную с должной эффективностью рассматривать уголовные дела, возбужденные фискалами. Непосредственными предпосылками ликвидации фискальской службы явилось издание именного указа от 28 мая 1725 г., по которому прекращались все дела, возбужденные фискалами до 1721 г. 3. Взяв за основу европейскую модель надзорного органа, 12 января 1722 года Петр I утвердил должности генерал и обер-прокурора Сената и прокуроров коллегии. Также были учреждены должности прокуроров в провинции. С середины 1720-х годов до 1775 года в деятельности прокуратуры можно отметить следующее: ведомственный принцип организации прокурорской службы постепенно заменяется на территориальный прокуроры назначаются в губерниях; специализация прокуроров по отраслям надзора и усиление централизации системы; тенденция к отдалению центральной прокуратуры от губернской; надзорная деятельность прокуроров все больше формализуется в ущерб обеспечению законности, увеличивается значение информирования и пересылки отчетности генерал-прокурору по самым различным отраслям губернской жизни. 4. Важным этапом в развитии прокуратуры и содержании прокурорского надзора стала губернская реформа 7 ноября 1775 года. В связи с изменениями в административно-территориальном устройстве упразднялись должности провинциальных прокуроров, на смену им пришли помощники прокурора – прокуроры и стряпчие сословных судов. 5. В ходе судебной реформы 1864 г. была создана принципиально иная прокуратура. Суть реорганизации прокуратуры состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложением на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре, создаваемой в судебных округах. 6. Деятельность прокуратуры способствовала повышению уровня законности в сфере уголовного преследования. Но прокуратура могла быть гарантом соблюдения основных прав граждан в деятельности исполнительных и судебных органов только в той мере, в какой эти права признавались основными законами Российской империи. Особенно характерна в этом отношении деятельность прокуратуры по политическим делам, которая свидетельствует о том, что прокуратура, будучи органом правительства, не абсолютизировала законность. Анализ прокурорского надзора по гражданским делам пореформенной России показывает, что этот институт не достиг цели, поставленной законодателем, - активно способствовать вынесению законных судебных решений. Фактически его роль сводилась к положению «юрисконсульта» судебной коллегии, чье мнение не имело существенного значения. Роль прокурора в гражданском суде постоянно снижалась, что нашло впоследствии закрепление в законе. Этот процесс носил закономерный характер в условиях развития состязательного процесса, но он показал и то, что полное удаление прокурора как представителя закона по некоторым категориям дел невозможно или, по крайней мере, нецелесообразно.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5 ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ…………………………………………………….12 1.1 Социально-политические и нормативные предпосылки возникновения института прокуратуры в системе органов государственной власти России..12 1.2 Фискалитет как предпосылка создания прокуратуры в Российской Империи…………………………………………………………………………..19 1.3 Учреждение прокуратуры Петром I в 1722 г………………………………29 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В……39 2.1 Правовой статус прокуратуры после изменения административно-территориального деления страны («Учреждение о губерниях» 1775 г.)…...39 2.2 Прокуратура в системе органов государственной власти после образования министерств ( Манифест «Об учреждении министерств» 1802 г.)………………………………………………………………………………….52 ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В……………………………………………60 3.1 Реорганизация прокуратуры после судебной реформы 1864 г…………...60 3.2 Изменения в правовом регулировании деятельности органов прокуратуры в конце XIX - начале XX вв……………………………………………………..69 3.3 Роль органов прокуратуры в уголовном и гражданском судопроизводстве в конце XIX - начале XX вв……………………………………………………78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………89
Список литературы

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА 1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 2. Полное собрание законов Российской империи: Первое, Второе и Третье. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html 3. Закон от 11 мая 1722 г. о введении должности обер-прокурора Синода // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб.: Тип. II Отделения е. и. в. канцелярии, 1830. - Т. 6 (1720-1722). -№ 4001. - С. 676. 4. Закон от 27 января 1722 г. «Должность генерала-прокурора» // Веретенников, В. И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатеринин-ского времени [Текст] / В. И. Веретенников Харьков: Тип. «Адольф Дарре», 1915. - С. 399-402. 5. Закон от 27 апреля 1722 г. «Должность генерала-прокурора» // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб.: Тип. II Отделения е. и. в. канцелярии, 1830. - Т. 6 (1720-1722). -№ 3979. - С. 662-664. 6. Закон от 17 марта 1714 г. «О фискалах, их должности и действии» // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб.: Тип. II Отделения е. и. в. канцелярии, 1830. - Т. 5 (1713-1719). -№ 2786. - С. 89-90. 7. Именной указ от 18 января 1722 г. об учреждении прокуратур при надворных судах // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. -СПб.: Тип. II Отделения е. и. в. канцелярии, 1830. -Т. 6 (1720-1722).-№ 3880.-С. 480-481. 8. Именной указ от 30 января 1723 г. о внесении дополнений в именной указ «Должность генерала-прокурора» // Законодательные акты Петра I / сост. П. А. Воскресенский; под ред. Б. И. Сыромятникова. М.; JL: Изд. АН СССР, 1945. -Т. 1. -№ 338. - С. 313. 9. Российское законодательство Х-ХХ вв. / под общ. ред. О. И. Чистякова; отв. ред. тома В. Л. Янин. М.: Юридическая литература, 1984. - Т. 1. - 430 с. 10. Российское законодательство Х-ХХ вв. Текст. / под общ. ред. О. И. Чистякова; отв. ред. тома А. Д. Горский. М.: Юридическая литература, 1985. - Т. 2. -519 с. 11. Российское законодательство Х-ХХ вв. Текст. / под общ. ред. О. И. Чистякова; отв. ред. тома А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986. - Т. 4. -511 с. 12. Сенатский указ от 19 июня 1718 г. о порядке назначения фискалов из купечества // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб.: Тип. II Отделения е. и. в. канцелярии, 1830. - Т. 5 (1713-1719). - № 3211. -С. 576-577. 13. Сенатский указ от 22 июня 1722 г. о новом порядке рассмотрения дел, возбужденных фискалами // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб.: Тип. II Отделения е. и. в. канцелярии, 1830. - Т. 6 (1720-1722).-№ 4039. - С. 724. 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 14. Алексеева, Е. В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е. В. Алексеева // Вопросы истории. 2006. - № 2.1. C. 15-31. 15. Андреева, Е. А. Начало строительства Петербурга: обеспечение работными и мастеровыми людьми в 1703-1712 гг.: автореф. дис. . канд. ист. наук: 07. 00. 02 / Е. А. Андреева. СПб., 2006. - 26 с. 16. Бабенко, В. Н. Судебная система России: история и современность / В. И. Бабенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНИОН, 2007. - 263 с. 17. Балакирева, Л. М. Судебная реформа Петра I. Юстиц-коллегия: учеб. пособие / Л. М. Балакирева. Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 352 с. 18. Беляев, В. П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия/ В. П. Беляев // Государство и право. 2006. - № 7. - С. 31-42. 19. Берендтс, Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации (Записка, составленная в декабре 1903 года) / Э. Н. Берендтс. [2-е изд.] - М.: ГПИБ, 2002.-287 с. 20. Боровский, М. В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12. 00. 01/ М. В. Боровский М., 2010. - 16 с. 21. Введенский, А. А. Монастырский стряпчий (из истории древнерусской адвокатуры) / А. А. Введенский // Русский исторический журнал. Пг.: Государственное изд., 1921. - Кн. 7. - С. 31-60. 22. Веретенников, В. И. Проект уничтожения Сената в XVIII в. / В. И. Веретенников // Записки Императорского Харьковского университета. 2013-№2.-С. 1-13. 23. Власть и реформы: от самодержавной к советской России / В. М. Панеях, Е. В. Анисимов, А. Н. Цамутали и др.; отв. ред. Б. В. Ананьич. СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 1996. - 801 с. 24. Водарский, Я. Е. Проект Регламента Главного магистрата и его редакции (1720 г.) / Я. Е. Водарский // Проблемы источниковедения. М.: Изд. АН СССР, 1962.-Вып. 10.-С. 195-207. 25. Вопросы военной истории России. XVIII и первая половина XIX веков / отв. ред. В. И. Шунков. М.: Наука, 1969. - 445 с. 26. Государственность России (конец XV века февраль 1917 года): словарь-справочник / сост. И. В. Сабенникова, Н. И. Химина. - М.: Наука, 2005.-Кн. 5, ч. 2.-508 с. 27. Готье, Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II / Ю. В. Готье. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Себко, 1913. - Т. 1. -VI, 472. То же. - М.; Л.: Изд. АН СССР, 1941. - Т. 2. - 304 с. 28. Готье, Ю. В. Отделение судебной власти от административной / Ю. В. Готье // Судебная реформа / под ред. Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского. М.: Книгоиздат. «Объединение», 1915.-Т. 1.-С. 181-204. 29. Готье, Ю. В. Следственные комиссии по злоупотреблениям областных властей в XVIII веке / Ю. В. Готье // Сборник статей, посвященных В.О. Ключевскому. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1909. - С. 103-152. 30. Градовский, А. Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры / А. Д. Градовский. СПб.: Тип. И. Бочкарева, 1866. - 288 с. 31. Грибовский, В. М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины Второй: историко-юридическое исследование / В. М. Грибовский. СПб.: Типогр. «Труд», 1901. - IV, 345 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1.1 Социально-экономические и нормативные предпосылки возникновения института прокуратуры в системе органов государственной власти России Россия – самобытная страна, со значительными отличиями в пути исторического развития от европейских и азиатских стран. Поэтому институт прокуратуры не может быть скопирован с иных стран в полной мере, без учета специфики правовой культуры России, значительнейшего правового нигилизма и размаха коррупции в системе государственного управления. В России с IX по XVII век происходит противоборство двух принципов государственного регулирования общественных отношений: правового и неправового (произвольного). Этот долгий период характеризуется неразвитостью правовой системы, примитивностью государственного аппарата, отсутствием разделения властей, отсутствием юридического образования и юридических профессий. До середины XVII века ни верховная, ни местная власть не рассматривают право в качестве основного регулятора социальных отношений и часто пренебрегает им, считая произвольные решения такими же необходимыми, как и правовые. В связи с этим не возникает потребности создания специального института надзора. Однако надзор, контроль и проверка исполнения принятых норм и решений – все это было и остается одной из функций государственных органов и всех вообще органов управления. Но система специальных органов надзора за исполнением закона возникает только на определенном этапе развития общества и государства. Характеризуя ранние этапы развития отечественного права следует отметить, что главным источником права в это время является обычай, и древнее государство защищают и охраняют правовые обычаи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg