Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы правовой регламентации зонирования территорий

gemsconslebria1971 2910 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время имеется значительное количество научных работ – монографий, диссертационных исследований, научных статей, посвященных проблеме зонирования территорий. Особенности, отдельные вопросы зонирования территорий были исследованы Л.Е. Бандориным в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Разрешённое использование земельных участков», А.В. Чередниковым в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Градостроительное зонирование как средство обеспечения публичных экологических и частных интересов», Савельевой Е.А. в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Правовое регулирование зонирования территорий». Работы вышеуказанных, а также ряда других авторов внесли весомый вклад в исследование вопроса зонирования территорий и составили теоретическую основу настоящей выпускной квалификационной работы, однако их изучение показывает, что значение зонирования территорий юридических исследованиях комплексно рассмотрено не было. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в области зонирования территорий населенных пунктов. Предметом выпускной квалификационной работы является система нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области градостроительного, земельного и экологического законодательства, регулирующих отношения, связанные с зонированием территорий, правовая и иная специальная литература, правоприменительная практика. Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ российского законодательства о градостроительном зонировании; исследование взаимосвязи различных видов зонирования с точки зрения выявления методов обеспечения экологической безопасности баланса публичных экологических и частных интересов. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - анализ конституционных основ зонирования территорий населенных пунктов; - определение структуры законодательства о зонировании территорий населенных пунктов; - выявление особенностей зонирования территорий населенных пунктов как публично-правового способа определения правового режима земель; - исследование видов публичных и частных интересов в правовом регулировании зонирования территорий населенных пунктов; - изучение процесса реализации публичных экологических и частных интересов в процедуре определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; - оценка эффективности публичных слушаний в обеспечении баланса публичных экологических и частных интересов в градостроительном зонировании; - формулирование предложений по обеспечению баланса публичных экологических и частных интересов в градостроительном зонировании. Методологическую основу исследования составляет совокупность универсальных (диалектический, социологический, эмпирический, логический), общенаучных (анализ и синтез, метод обобщения), специально-юридических (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов исследования. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в развитии и уточнении теории в области зонирования территорий, в частности, посвященной проблематике соотношения зонирования территорий при разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки населенных пунктов. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в законотворческом процессе и в правоприменительной практике. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в одной научной статье: Гафаров Н.Р. Контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации // Актуальные проблемы финансового экологического и трудового права. Сборник статей кафедры финансового и экологического права. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 43-51.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Правовое регулирование землепользования и застройки территорий неизменно является важным и необходимым требованием существования любого общества. Земля занимает особое место среди природных ресурсов, так как является основой осуществления любой деятельности человека. Конституция Российской Федерации устанавливает, что земля, как и другие природные ресурсы, является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также, что использование земли должно осуществляться без нанесения ущерба окружающей среде и посягательства на права и свободны других лиц . Хаотичное, нерациональное и неупорядоченное использование земли недопустимо, так как может повлечь серьезные последствия, затрагивающие жизнь и здоровье людей, экологическую обстановку и экономическое развитие России . Устойчивое развитие территорий при осуществлении градостроительной деятельности должно обеспечивать безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности человека, рациональное использование природных ресурсов и их охрану в интересах настоящего и будущего поколений, сдерживать негативное воздействие экономической деятельности на элементы окружающей среды. Организация и интеграция разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, сопровождаемая усилением взаимосвязей между различными сферами производства, науки и культуры являются объективными предпосылками процесса общественного развития. Одним из проявлений данного процесса выступает урбанизация, усиливающая роль городов, вызванная развитием промышленности, социокультурных и политических связей и углублением территориального разделения труда, что приводит к концентрации населения на ограниченной территории, а рост городов и сел вызывает потребность нормативного урегулирования городского и сельского управления. Повышение плотности населения влечет за собой необходимость учета интересов различных групп и слоев общества в сфере землепользования, требующую разработки механизмов управления земельными ресурсами и регулирования отношений по использованию земельных участков, в том числе организации их рациональной застройки . В современных условиях эволюции российского государства правовое регулирование процесса использования и охраны земли должно определяться оптимальным соотношением основанных на нормах права (легитимных) публичных и частных интересов, дающим возможность их гармоничной реализации . Эффективность градостроительных правил служит решению комплекса многочисленных экологических, социально-экономических задач, а в итоге - повышению качества жизни российских граждан. О недостатках правового регулирования в сфере землепользования свидетельствует анализ правоприменительной практики в сфере градостроительного зонирования, приводящий к выводу о необходимости системного исследования всей совокупности правовых актов, способных наиболее точно отразить специфику правового режима земель конкретной территории. Требуется поиск, разработка и непрерывное совершенствование правовых механизмов, призванных к решению проблем, возникающих в сфере градостроительного зонирования. Правовой режим земель определяется посредством деления земель на категории, отдельных видов зонирования территорий, установления зон с особыми условиями использования территорий и других. На земельный участок одновременно могут распространяться правовой режим конкретной категории земель, территориальной зоны и зоны с особыми условиями использования территорий, что очень часто приводит к конфликту указанных правовых режимов. Необходимо первоочередно решать проблемы гармонизации способов определения правового режима земель, понимания роли и места каждого такого способа в единой системе. Зонирование территорий призвано обеспечить прозрачность определения правового режима земель, способствующую: 1) повышению гарантий собственников, иных обладателей вещных и обязательственных прав на объекты недвижимости; 2) привлечению инвестиций в недвижимость; 3) решению жилищных проблем; 4) созданию стабильной финансовой основы для социально-экономического развития муниципальных образований посредством увеличения сборов. Документы зонирования территорий утверждаются нормативными правовыми актами и подлежат официальному опубликованию. Проекты документов территориального планирования и градостроительного зонирования утверждаются на публичных слушаниях, участники которых вправе представить свои замечания и предложения, подлежащие обязательному учету при утверждении соответствующих документов, и влиять таким образом на определение правового режима земель. При этом законодательством не в полной мере определено соотношение функционального зонирования в рамках института территориального планирования и градостроительного зонирования, что нередко приводит к судебным тяжбам, порождает трудности в правоприменительной практике, не позволяя надлежащим образом реализовать потенциал территориального планирования и градостроительного зонирования в определении правового режима земель. Ситуация усугубляется отсутствием в законодательстве Российской Федерации, научной литературе и правоприменительной практике унифицированной терминологии применительно к нормам, регулирующим общественные отношения, связанные с зонированием территорий . Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические основы в области зонирования территорий населенных пунктов 10 1.1 Понятие и правовая основа зонирования территорий населенных пунктов 10 1.2 Виды зонирования территорий населеных пунктов 16 1.3 Виды территориальных зон 23 2 Порядок зонирования территорий населенных пунктов 27 2.1 Градостроительные регламенты по видам разрешенного использования в соответствии с территориальными зонами 27 2.2 Соотношение зонирования территорий при разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки населенных пунктов 32 2.3 Установление территориальных зон для определения и изменения видов разрешённого использования земельных участков 39 3 Проблема правового регулирования зонирования территории 47 3.1 Выбор вида разрешённого использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий 47 3.2 Проблемы обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц при зонировании территорий 57 3.3 Проблемы утверждения правил землепользования и застройки 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. ст. 9, 36 // СПС Консультант плюс; 2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Ст. 1, 18, 30, 31, 34, 35, 36, 38 // СПС Консультант плюс; 3. «Земельный Кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Ст. 1, 7, 11.2, 30.2, 33, 35, 36, 85 // СПС Консультант плюс; 4. «Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Гл. 3, 4 // СПС Консультант плюс; 5. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.07.2017). Ст. 5, 7, 91 // СПС Консультант плюс; 6. Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Ст. 4 // СПС Консультант плюс; 7. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ст. 1 // СПС Консультант плюс; 8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ред. от 03.07.2016 № 298-ФЗ. Ст. 1 // СПС Консультант плюс; 9. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Ст. 2 // СПС Консультант плюс; 10. Федеральный закон от 1.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СПС Консультант плюс; 11. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Ст. 3 // СПС Консультант плюс; 12. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; 13. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Ст. 1 // СПС Консультант плюс; 14. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Ст. 14 // СПС Консультант плюс; 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель» // СПС Консультант плюс; 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» // Собрание законодательства Российской Федерации 2006. № 2. Ст. 206; 17. «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр). п. 1.7; 18. Закон Красноярского края от 28.03.2003 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в ред. 2007 г.). Ст. 8.1 // СПС Консультант плюс; 19. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 №32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» // Российская газета от 22.02.2008 (№ 39); 20. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» // СПС Консультант плюс; 21. Внесение изменений в генеральный план с проектом планировки 1 очереди строительства городского поселения г. Туймазы муниципального района Туймазинский район РБ. Схема генерального плана // fgis.economy.gov.ru; 22. Правила землепользования и застройки городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан. Карта градостроительного зонирования городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район РБ в части границ территориальных зон // fgis.economy.gov.ru; II. Книги 23. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. С. 81; 24. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). Под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс. 2009. С. 487. 25. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений. С. 65-66. 26. Высоковский А.А. Правила землепользования и застройки: руководство по разработке. Опыт ведения правового зонирования в Кыргызстане. Бишкек, 2005. С. 32; 27. Лапач В., Ткаченко Т Земля в новом измерении // ЭЖ-Юрист 2008 № 32. С. 11; 28. Гражданское право: Учебник В 3 т. T. I / Под ред. А П. Сергеева, Ю. К. Толстого 6-е изд М., 2002. С. 586; 29. Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М., 2010; III. Диссертации и авторефераты 30. Александрова А.Ю. Правовое регулирование использования земель поселений для застройки в России: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 3, 5; 31. Бандорин Л. Е. Разрешённое использование земельных участков: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 130; 32. Александрова А.Ю. Правовое регулирование использования земель поселений для застройки в России. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. МГУ, 2008. С. 12; 33. Борисов А.А. Значение зонирования территорий при определении правового режима земель: дис. ... канд. юридич. наук. Москва, 2014. С. 4; 34. Кичигин Н.В. Природоохранный потенциал инструментов градостроительной деятельности // Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 22; 35. Савельева Е.А. Правовое регулирование зонирования территорий: дис. ... канд. юридич. наук. Москва, 2015. С. 5, 14; 36. Чередников А.В. Градостроительное зонирование как средство обеспечения публичных экологических и частных интересов: дис. ... канд. юридич. наук. Москва, 2012. С. 4, 27; IV. Научные статьи 37. Андреева Г.Н. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в Российской Федерации как публично-правовой институт: некоторые теоретико-методологические аспекты правового регулирования //Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13. // СПС КонсультантПлюс: Комментарии законодательства; 38. Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников Н. Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8. С. 87; 39. Анисимов А.П. Об «экологичности» Градостроительного кодекса Российской Федерации // Современное право. 2009. № 4; 40. Анисимов А.П. О некоторых новеллах законодательства о порядке проведения публичных слушаний // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 25; 41. Анисимов А.П. Новый Градостроительный кодекс Российской Федерации в контексте земельной реформы // Право и экономика. 2005. № 3. С. 5; 42. Бандорин Л.Е, Трутнев Э.К и др. Публичные слушания по вопросам градорегулирования. Рекомендации органам местного самоуправления (подготовлены Фондом «Институт экономики города») Приложение к журналу «Имущественные отношения в Российской Федерации» Серия «В помощь специалисту-практику». Выпуски 2,3. М. Международная академия оценки и консалтинга 2007. С. 207; 43. Бандорин Л. Е. Вопросы применения градостроительного зонирования за границами земель населенных пунктов // Экологическое право. 2014. № 6. С. 5; 44. Бандорин Л.Е. Разрешенное использование земельных участков: проблемы понимания сущности определения // Журнал: Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 12(171). С. 46; 45. Боголюбов С.А. Соотношение градостроительного и экологического законодательства // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М. 2013. С. 10; 46. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики // Экологическое право. 2009. № 5/6. С. 15. 47. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. № 2/3. С. 64; 48. Галиновская Е.А. Вопросы систематизации земельного законодательства // Журнал Российского права. 2000. № 7. С. 58; 49. Горшков С.И. О переходе к принципу установления правового режима земель путем зонирования территорий// Научные труды северо-западного института управления// Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва). 2006 Т. 7. № 4(2). С. 103, 106; 50. Гущин Ф.А. Анализ правил землепользования и застройки с точки зрения защиты прав инвестора // Журнал: Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН // Издательство: Уральский Ордена "Знак Почета" научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт РААСН (Екатеринбург) 2010. № 3. С. 36; 51. Дементьева О.А. О регламентации института публичных слушаний в муниципальных образованиях // Журнал российского права. 2010. № 11. С. 47; 52. Доронина ОН. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 1.С. 19; 53. Евсегнеева Е.Н. Изменение вида разрешенного использования земельных участков // Централизация и децентрализация правового регулирования. Материалы конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых. М.: Юриспруденция. 2009. С. 111; 54. Козырь О.М. Экологическое зонирование территорий // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995-2004 гг. / Составители А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев; под ред. А.К. Голиченкова. Т. I М • ТИССО, 2004. С. 470-474; 55. Козырь ОМ. Особенности правового режима земель поселений // Экологическое право. 2005. № 1. С. 27-34; 56. Крассов О.И Правовой режим земель как правовая категория // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995-2004 гг. / Составители - А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев; под ред. А.К. Голиченкова. Т. 1. М.: ТИССО, 2004. С. 552; 57. Крассов О. И. Разрешенное использование и конкретное целевое назначение земельного участка // Экологическое право. 2012. № 2. С. 18; 58. Кудряшова Е.В. Вопросы правового регулирования государственного планирования //Журнал российского права. 2009. № 10. С. 53; 59. Крассов О.И. Порядок участия общественности в принятии градостроительных решений // Адвокат. 2001. № 9. С. 46-50; 60. Лисина Н.Л. Вопросы совершенствования законодательства о землях поселений // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995-2004 гг. /Составители: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О Миняев; под ред. А.К. Голиченкова. М.: ТИССО, 2004. Т. 2. С. 106; 61. Мельников Н. Теоретические основы отнесения земель к категориям и зонирования территорий в Российской Федерации // Хозяйство и право. 2013. № 3. С. 78; 62. Мельников Н.Н. Территориальное планирование и градостроительное зонирование искусственных земельных участков // Российская юстиция. 2011. № 8. С. 9-13; 63. Помещикова С.А. Учет мнения граждан на публичных слушаниях //Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20. С. 27; 64. Помещикова С.А. Градостроительство и полномочия органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5. С.40; 65. Потапова СВ. Некоторые проблемы учреждения органами местного самоуправления печатных средств массовой информации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5. С. 41-43; 66. Роньжина О.В. Уникальные стадии правотворческого процесса (к вопросу о форме публичных слушаний) // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №1. С. 3-5; 67. Солдатенков О.О. Конституционно-правовые аспекты участия населения в осуществлении права публичной собственности на природные ресурсы // Юридический мир. 2006. № 7. С. 48; 68. Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов / Отв. ред. доц. О.М. Козырь. М.: «ИПЦ Маска», 2011. С. 97; 69. Шинкевич Д.В. Правовые аспекты обеспечения согласованности и преемственности решений в градостроительной документации муниципального уровня // Юрист. 2010. № 7. С. 45; 70. Щукин А.К. Новая парадигма градостроительного проектирования // Управление развитием территории. 2009. № 2. С. 15; 71. Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995-2004 гг. /Составители: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев; под ред. А.К. Голиченкова. M.: ТИССО, 2004. T. 1. С. 382; V. Материалы судебной практики 72. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 № 381-0О // СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 73. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2000 № 1288/00 // СПС Консультант Плюс; 74. Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2013 № 78-АПГ13-17. // СПС Консультант Плюс; 75. Постановление ФАС Центрального округа от 2.09.2009 по делу № А48-4407/08-14 // СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 76. Постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2009 № Ф09-10231/09-С1 по делу № А50-13702/2009 // СПС КонсультантПлюс; 77. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2012 по делу № А63-1900/2011 // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/f07c88ad-1dc5-469c-99e3-692f02cdb735/A63-1900-2011_20120314_Postanovlenie%20kassacii.pdf; 78. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.07.2010 по делу №А67-8416/2009. // СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 79. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2011 по делу № А55-2286/2010 // СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 80. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 9.08.2007 по делу № А44-725/2007 //СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 81. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2007 по делу № А52-1036/2007 // СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 82. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2010 по делу № А46- 2711/2010 // СПС КонсультантПлюс: Судебная практика; 83. Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2009 по делу № А55-7571/2009. / Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Отрывок из работы

1.1 Понятие и правовая основа зонирования территорий населенных пунктов В соответствии со ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного ис¬пользования в соответствии с зонированием территорий, на основании чего можно сделать вывод о конкуренции правовых институтов «от¬несения земель к категориям» и «зонирования территорий» в регулировании порядка использования и охраны земельных участков . Земли населенных пун¬ктов, на территории которых сложился особый порядок использования земель¬ных участков, отнесены законодателем к отдельной категории, вносящей определенную специфику в режим использования данной категории земель с учетом того, что она предполагает проживание населения на ограниченных территориях. Так, в населенном пункте в зависимости от функциональ¬ного назначения выделяются различные зоны застройки (жилая, промышленная, рекреационная и иные) к каждой из которых устанавливаются свои требования (ограничения) в процессе их освоения. Требования к освоению земельных участков, размещенных в пределах различных зон не могут быть одинаковыми. Для гармоничного использования городских территорий необходима разработка нормативов, регламентирующих использование земельных участков внутри каждой зоны в пределах населенного пункта. Таким образом, внутри земель населенных пунктов, с целью охраны жизни и здоровья граждан, существует еще один механизм (зонирование территорий), определяющий режим использования земель, при реализации которого выделяются зоны с определенными по их использованию требованиями. Как пишет О. М. Козырь, термин «зонирование территории» впервые был использован в законодательстве о приватизации, а еще ранее использовалось как институт экологического права, определяющий территории, на которых существуют соответствующие ограничения. Анализ земельного законодательства России позволяет сделать вывод о том, что понятие «территориальное зонирование» как институт в земельном праве появляется только с введением в действие ГрК РФ 1998 г. В российском законодательстве основой для установления территориальных зон в границах земель населенных пунктов служат соответствующие положения Градостроительного (ст. 1 ГрК РФ) и Земельного (ст. 85 ЗК РФ) законодательств. В соответствии со ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование представляет собой «зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территори-альных зон и установления градостроительных регламентов» . Согласно той же статьи, правила землепользования и застройки, утверждаемые нормативными актами органов местного само¬управления, являются докумен-том градостроительного зонирования. Как пишет А.В. Чередников «из принципов земельного законодательства, провозглашенных в ст. 1 ЗК РФ и последовательно раскрываемых в его нормах, явствует публично-правовой характер регулирования земельных отношений» . Возглавляющий систему земельного законодательства ЗК РФ выполняет роль связующего звена во взаимодействии различных правовых институтов и норм иных отраслей законодательства при регулировании земельных отношений. Следует обратить внимание на мнение Е.А. Галиновской о том, что «система земельного законодательства должна состоять из двух «подсистем»: нормативных актов Российской Федерации и нормативных актов ее субъектов» . Основные понятия в области зонирования территорий муниципальных образований (градостроительная деятельность, территориальное планирование, устойчивое развитие территорий, зоны с особыми условиями использования территорий, функциональные зоны, градостроительное зонирование, территориальные зоны, правила землепользования и застройки, градостроительный регламент, территории общего пользования) определены ст. 1 ГрК РФ. Так, градостроительная деятельность - «деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства». Принципиально важными являются положения ГрК РФ, определяющие правовую природу правил землепользования и застройки как нормативного правового акта органов местного самоуправления, в котором устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим недвижимости. Так же из ст. 1 ГрК РФ следует, что важнейшими приоритетами устойчивого развития территорий, одним из средств достижения которого является градостроительное зонирование, следует считать обеспечение безопасности человека, а также благоприятных условий его жизнедеятельности в совокупности с ограничением негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечением охраны природных ресурсов. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности (принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории) определяет ст. 2 ГрК РФ. Как отмечает С.А. Боголюбов «Смысл данных принципов видится в том, что при наличии множества предусмотренных ГрК РФ и иных нормативных документов градостроительной деятельности указанные земельные документы являются основополагающими, необходимыми, незаменимыми, обязательными, принципиальными, что и является одной из важнейших новелл ГрК РФ, связывающих градостроительную деятельность с требованиями земельного и экологического законодательства» . Анализ ст. 2 ГрК РФ позволяет утверждать, что законодательство о градостроительной деятельности, как и ЗК РФ, исходит из приоритета публично-правового начала в регулировании земельных отношений при развитии территорий и выражает необходимость согласования публичных и частных интересов в результате комплексного правового регулирования соответствующих общественных отношений. Положения законодательства о градостроительной деятельности в значительной степени конкретизируют содержание и порядок определения правового режима земель таким образом, чтобы единому правовому регулированию были подчинены как вопросы использования и охраны земельных участков, так и правовой режим возводимых на них объектов недвижимости. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, а также утверждение правил землепользования и застройки, содержащих требования к использованию земельных участков на определенной территории, отнесены (ст. 8 ГрК РФ) к компетенции органов местного самоуправления, в то время как к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено только определение порядка утверждения таких документов. Преамбула Федерального закона «Об охране окружающей среды» гласит: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации» . Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Таким органом власти является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) В соответствии с п. 1 Положения о Минэкономразвития России (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437) . Также необходимо отметить, что порядок, устанавливающий требования к определению различных зон (охранных, санитарно-защитных, охраны объектов культурного наследия и иных), содержится и в других федеральных законах (от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» , от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» , от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , от 7 июля2003 г. № 126-ФЗ «О связи» , Водном кодексе Российской Федерации от 3июня 2006 г. № 74-ФЗ , Лесном кодексе Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ). Исходя из анализа научной и юридической литературы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день единое мнение по поводу понятия «территориальное зонирование» отсутствует, однако можно отметить некоторые обобщенные подходы. 1. Профессор О. И. Крассов полагает, что «отличие территориального зонирования от градостроительного состоит в том, что в Земельном кодексе РФ предусмотрено, что территориальное зонирование осуществляется только в отношении одной категории земель, а именно, земель населенных пунктов. Но так как интересы строительных компаний не ограничиваются застройкой только этой категории земель, то градостроительное зонирование было распространено и на некоторые другие категории земель. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 31 ГрК РФ допускается подготовка правил землепользования и застройки (т. е. осуществление градостроительного зонирования) также применительно и к территориям, находящимся вне границ поселений, когда планируется их застройка» . Следует согласиться с О. И. Крассовым в том, что ЗК РФ предусматривает территориальное зонирование только применительно к землям населенных пунктов, а ГрК РФ расширяет данные положения ЗК РФ. 2. По мнению Л. Е. Бандорина территориальное и градостроительное зонирования обозначают один и тот же процесс определения разрешенного использования земельных участков и указывают на необходимость расширения территорий, которые подлежат зонированию . Такая позиция требует более детального изучения, так как в качестве документа градостроительного зонирования правила землепользования и застройки, независимо от принадлежности к категории земель, должны распространять свое действие на всю территорию муниципального образования; 3. А. П. Анисимов, Г. Л. Землякова, Н. Н. Мельников высказывает точку зрения, согласно которой понятие «территориальное зонирование» является общим по отношению к понятию «градостроительное зонирование». Градостроительное зонирование — это частный случай, один из видов территориального зонирования. Эти авторы полагают, институт территориального зонирования является межотраслевым. «В настоящий момент в законодательстве упоминается более десяти различных, мало связанных друг с другом видов зонирования, в том числе ценовое зонирование, экономическое зонирование, строительное зонирование, функциональное зонирование, экологическое зонирование нескольких видов (например, зонирование Байкальской природной территории или функциональное зонирование в национальных парках)» . 1.2 Виды зонирования территорий населенных пунктов На основании положений Градостроительного кодекса РФ 2004 г. можно выделить в качестве отдельных институтов в контексте градостроительного проектирования три вида зонирования территорий: зонирование по выделению территориальных зон в графической части правил землепользования и застройки (далее - Градостроительное зонирование); зонирование по выделению функциональных зон (далее – Функциональное зонирование); зонирование по выделению зон с особыми условиями использования территорий в графической части правил землепользования и застройки (далее – Зонирование по выделению территорий особого использования). При проведении зонирования территорий населенных пунктов (а в некоторых случаях, при разработке правил землепользования и застройки, и межселенных территорий) вышеуказанные зоны выделяются и наносятся на «специальные» карты. Целью зонирования является обеспечение устойчивого развития территорий. 1. Градостроительное зонирование. На законодательном уровне термин «градостроительное зонирование» впервые появился в ГрК РФ 2004 г. который данным термином развил и детализировал институт правового зонирования, введенного в практику ГрК РФ 1998 г., и обозначил его как «градостроительное зонирование». Территориальные зоны определяются органами местного самоуправления при утверждении правил землепользования и застройки территорий населенных пунктов и межселенных территорий. Для каждой зоны определяется градостроительный регламент, устанавливающий единые требования к параметрам и видам использования земельных участков и размещенных (планируемых к размещению) на них объектов недвижимости. В то же время, устанавливая определенные ограничения в процессе градостроительного зонирования, собственнику предоставляется возможность выбрать более эффективное распоряжение земельным участком, предназначенным для застройки. По своей сути Градостроительным зонированием является определение границ и установление градостроительных регламентов для территориальных зон в процессе разработки правил землепользования и застройки (рис. 3, 4). Рисунок 1. Фрагмент карты градостроительного зонирования г. Туймазы Согласно ГрК РФ 2004 г. границы территориальных зон указываются в графической части правил землепользования и застройки и не являются видом функциональных зон, обозначаемых на генеральном плане. Территориальные зоны устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого использования, определенных генеральным планом, и не должны противоречить установленному назначению функциональных зон. Территориальные зоны, отображаемые в графической части правил землепользования и застройки (на карте градостроительного зонирования) имеют общую границу с соответствующими функциональными зонами, а также содержат градостроительный регламент, определяющий порядок освоения земельных участков, расположенных в этих зонах. Таким образом, градостроительное зонирование является механизмом реализации положений генерального плана и представляет эффективное средство рациональной организации городской территории. 2. Функциональное зонирование. ГрК РФ дает определение функциональных зон как зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Функциональные зоны отображаются в графической части генеральных планов (на специальных картах (схемах) (рис. 1, 2). Рисунок 3. Фрагмент схемы генерального плана г. Туймазы Виды функциональных зон законодательно не закреплены. Не обязательная к исполнению (согласно положений Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») классификация функциональных зон указана в документе «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП2.07.01-89*», однако, как руководство, она может использоваться разработчиками генеральных планов. Указанный документ подразумевает деление города на селитебную, производственную, ландшафтно-рекреационную и иные функциональные территории, выделяются зоны различного функционального назначения (жилые, общественные, промышленные, научные, коммунально-складские и иные). 3. Зонирование по выделению территорий особого использования Наименования вида зонирования территории, которым определяются зоны с особыми условиями использования территорий, в ГрК РФ 2004 г. не содержится. Согласно ГрК РФ 2004 г. зоны с особыми условиями использования территорий — это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (рис. 5, 6). Рисунок 5. Фрагмент карты градостроительного зонирования г. Туймазы в части границ зон с особыми условиями использования территорий Зоны с особыми условиями использования территорий отражаются в графической части документов территориального планирования (на специальных картах (схемах) и правилах землепользования и застройки (на карте градостроительного зонирования). Зоны с особыми условиями использования территорий, в отличие функциональных и территориальных зон, в составе градостроительной документации не разрабатываются, а фиксируются границы зон, определенные законодательством. Зонирование по выделению территорий особого использования — это система уже обусловленных ограничений градостроительной деятельности. Таким образом, при осуществлении градостроительного проектирования перед проектировщиками в отношении специального зонирования главной задачей стоит полнота сбора и инвентаризации информации о зонах с особыми условиями использования территорий и наглядное, понятное и для непрофессионала, графическое отображение таких зон. 1.3 Виды территориальных зон Примерный перечень видов территориальных зон содержит статья 35 ГрК РФ, содержащая достаточно примерный перечень. Вопрос обозначения видов территориальных зон в ней полностью не раскрыт. Необходима доработка положений данной статьи в нормативных актах субъектов РФ для их использования разработчиками градостроительной документации. Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования по красным линиям, границам земельных участков, зарегистрированных в государственном земельном кадастре, по условным линиям в увязке с границами функциональных зон утвержденного генерального плана. Согласно ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться различные виды территориальных зон (жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные). Для каждой территориальной зоны разрабатывается градостроительный регламент, включающий перечень объектов недвижимого или движимого имущества, разрешенных к размещению или строительству в той или иной зоне. Так согласно ч. 2 ст. 35 ГрК РФ для жилых зон могут быть разрешены такие виды использования как застройка индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами; жилая застройка иных видов. Также в жилых зонах, при разработке правил землепользования и застройки обычно размещаются объекты социального и коммунально-бытового назначения, объекты здравоохранения, объекты дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, автомобильного транспорта. Также в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства и иные объекты, связанные с проживанием граждан и не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ч. 2 ст. 35 ГрК РФ в общественно-деловых зонах могут быть размещены: объекты делового, общественного и коммерческого назначения; объекты социального и коммунально-бытового назначения; объекты, необходимые для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. Также, в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. Согласно ч. 7 ст. 35 ГрК РФ для производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут быть разрешены следующие виды использования: размещение коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; размещение производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Согласно ч. 9 ст. 35 ГрК РФ для зон сельскохозяйственного использования могут быть разрешены следующие виды использования: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); размещение объектов сельскохозяйственного назначения и предназначенных для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Рассматривая остальные положения статьи 35 ГрК РФ можно отметить, что количество видов территориальных зон и их состав не ограничены определенным числом, поскольку по мере развития городов и совершенствования процессов в области общественных коммуникаций могут появляться новые по функциональному назначению виды территориальных зон, в том числе комбинированные (содержащие признаки нескольких зон), например, культурно-рекреационная зона. Так же количество видов территориальных зон зависит от разработчика градостроительной документации, который может разнообразить их количество из профессиональных предпочтений. Вместе с тем, виды разрешенного использования территориальных зон логичнее было бы определить «подзонами». Однако в градостроительных нормативно-правовых документах функционально определенные территории, входящие в состав территориальных зон, также называются зонами. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg