Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сформированность у младших школьников навыков самостоятельной работы, необходимых при выполнении домашних заданий

gemsconslebria1971 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
Объект исследования –развитие навыков самостоятельной работы младших школьников. Предмет исследования –исследовательская деятельность как средство развития навыков самостоятельной работы младших школьников. Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние исследовательской деятельности на развитие навыков самостоятельной работы необходимых при выполнении домашних заданий. Гипотеза исследования – развитие навыков самостоятельной работы младших школьников в процессе исследовательской деятельности будет более эффективным, если учитель: систематически диагностирует в процессе обучения уровень сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников; использует в организации самостоятельной работыразные направления познавательной, практической, проблемно-поисковой деятельности; использует приемы самоконтроля и самооценки на всех этапах исследовательской деятельности. Задачи исследования 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить особенности развития навыков самостоятельной работы 2.Изучить методики исследовательской деятельности как средство организации самостоятельной работы младших школьников 3.Выявить уровень сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников и обосновать влияние исследовательской деятельности на развитие навыков самостоятельной работы Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1.Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; 2.Анализ и обобщение исследовательских данных, формулирование выводов по теме курсовой работы; 3.Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); 4.Педагогическая диагностика: комплексная модифицированная методика Г.Н.Казанцевой «изучение интереса к предмету» для определения уровня самостоятельной и выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и мотивов самостоятельной деятельности на уроках: 5.Методика Н.А.Половниковой для выявления уровня развития познавательной самостоятельности учащихся; 6.Количественный и качественный анализ опытно- экспериментальной работы в школе. Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надым 4А класс
Введение

В настоящее время учебные планы невыполнимы без самостоятельных заданий. Самостоятельные задание как самостоятельной вид работы давно существует в школьной практике, и отказываться от него не стоит, так как знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью. Но чаще всего учащиеся не стремятся к самостоятельной работе, даже если задание не вызывает особых затруднений. Такое отношение к работе обусловлено многими причинами и не в последнюю очередь тем, что задания чаще всего однотипны и неинтересны. Улучшение содержания и организации самостоятельных заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система самостоятельных работ – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала. Современному обществу требуется деятельный, активный человек, который может пополнять свои знания в течение всей жизни, находить нужную информацию и пользоваться. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования учебно-воспитательного процесса привлекала многих исследователей. В исследованиях последних лет по проблемам самостоятельности младших школьников в учебной деятельности внимание обращено на формирование обобщенных умений и навыков (Занков Л.В., Лошкарева Н.А.); саморегуляцию учебной деятельности (Гринева М.В, Дмитриев Д.Б, Коджаспирова Г.М, Сивова И.С. и другие); активизацию познавательной деятельности школьников (Осипова М. П, Качановская Н.И, Талызина Н.В, Шамова Т.И); на подготовку учителя начальных классов (Давыдов В.В, Дмитриев А.Е, Львов М.Р, Пышкало А.М.); его роль в становлении личности ученика (Алексеева М.И, Амонашвили Ш.А, Раев А.И. и другие); на стимулирование положительного отношения к учебной деятельности (Дягилева Л.С, Ситниченко М.Я). Однако анализ научных источников и практической работы школ свидетельствует не только об активизации внимания к проблеме формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих данную деятельность факторов. Проблема подготовки учителя начальных классов к стимулированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся остается одной из сложных и малоразработанных в современной педагогике. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Содержание

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 3 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НЕОБХОДИМЫХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ 7 1.1. Сущность самостоятельной работы и ее роль в овладении знаниями 7 1.2. Домашняя работа обучающихся как вид самостоятельной учебной деятельности 12 1.3. Навыки, необходимые для осуществления самостоятельной работы, формируемые в младшем школьном возрасте 16 Выводы по первой главе 18 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НЕОБХОДИМЫХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ 19 2.1. Организация исследования 19 2.2. Результаты констатирующего исследования и их интерпретация 20 2.3. Рекомендации по формированию и развитию у младших школьников навыков самостоятельной работы, необходимых при выполнении домашних заданий……………………………………………………………………………..27 Выводы по второй главе 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 ЛИТЕРАТУРА 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Список литературы

1. Азбука педагогического труда: пособие для начинающего преподавателя тех. вуза / В.М. Рогинский. - М.: Высш. шк., 1990. - 112 с. 2. Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа. - 2004. - №12. 3. Боброва Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. - 2008. - № 3. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. 5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России / Под ред. Буданова A.B. - М.: Акад. управления МВД, 1997. - 320 с. 6. Гребень З.И. Домашние задания - это интересно // Русский язык и литература. - 2006. - № 7. - С. 19-23. 7. Давыдов В.В. Теоретические основы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М.: Просвещение, 1996. - 112 с. 8. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. - М.: Просвещение, 1966. - 440 с. 9. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. - 2001. - №8 . 10. Дифференцированное обучение по особенностям восприятия // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 6. 11. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. 12. Казакова А.Г. Организация самостоятельной работы студентов в вузах, культуры и искусств: учеб.-метод. пособие / А.Г. Казакова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Центр инновац. технологий обучения. М.: МГУКИ, 2005.-45 с. 13. Кашкин М.С. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов важнейшая задача совершенствования учебного процесса в вузе / М.С. Кашкин // Самостоятельная работа студентов в вузе: Сб. статей. - Саратов: Изд- во Саратовского университета, 1982. - 227 с. 14. Кульневич С.В., Лакоценина Д.П. Не совсем обычный урок: Практич. пособие для учителей и кл.рук., студентов пед.учеб заведений, слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов - н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. - 176 с. 15. Овчиникова В.С Дидактические игры - способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчиникова // Начальная школа.-- 2010. - № 9. - С.19-20. 16. Организация дифференцированного обучения младших школьников, учитывая особенности восприятия // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 8. 17. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. 18. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 19. Подласый И.П. Виды и формы обучения: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003. 20. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. - 2008. - №11. 21. Уткина Т.В. Дифференцированный подход к учащимся при выполнении домашнего задания // Начальная школа, 1995. - №9. - С.13. 22. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М.: Издательство УРАО, 2002. - 592с. 23. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых / Ф.П. Хакунова // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 70-75. 24. Чанчикова Е.В. Приемы организации самостоятельной работы по математике / Е.В. Чанчикова // Начальная школа. - 2011. - № 11 - С.12. 25. Черкасова А.М. Опосредственная помощь при развитии познавательной самостоятельности / А.М. Черкасова // Начальная школа. - 2012. - № 4 - С.17. 26. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. - М.: Знание, 1982. 27. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. / Д.Б. Эльконин - М.: Знание, 1974. -64 с. 28. Федеральный закон №273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» 29. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2013г. Интернет ресурсы: http://www.mon.gov.ru–cайт Министерства образования и науки РФ
Отрывок из работы

1.1. Сущность самостоятельной работы и ее роль в овладении знаниями В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. При изучении сущности самостоятельной работы в теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (1960-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Каменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Ставится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась также содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало, в основном, в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако, при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника, ее процесс и структура еще недостаточно полно раскрыты. Имеются 2 варианта, которые определяют сущность самостоятельной окраски деятельности. Первый вариант: 1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях; 2) оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане; 3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества. Второй вариант: 1) содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности; 2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов; 3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности. Потенциальные возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности. Следует иметь в виду, что способность к самостоятельной учебной работе не имеет непосредственной связи с уровнем развития отдельных познавательных процессов или потребностно-мотивационных образований и не может быть объяснена ими. Под эффективной самостоятельностью понимается умение без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя самостоятельно работать на уроке, дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом. Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Самостоятельная работа осуществляется при методическом консультировании педагога, но без его непосредственного включения в процесс выполнения. Самостоятельная работа активизирует учащихся как своим организационным устройством, так и содержанием заданий. Она позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время (в форме консультаций, работы факультативов и кружков, диспутов, при выполнении домашних заданий). В теории педагогики [7] выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности школьника в процессе обучения, каждая из которых отличается спецификой целеполагания и планирования: 1) постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя; 2) только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно; 3) постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания; 4) работа осуществляется учеником по собственной инициативе, он сам, без помощи учителя, определяет цель, содержание, план работы и самостоятельно ее выполняет. Самостоятельная работа может быть нескольких видов: – по образцу, предполагающая перенос известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную или межпредметную ситуацию. Она выполняется на основе “конкретных алгоритмов”, ранее продемонстрированных учителем и опробованных учащимися при выполнении предыдущих заданий, даже если для их выполнения требуется знание способов решения задач из смежных учебных дисциплин; –реконструктивно-вариативная, требующая переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметную или межпредметную ситуацию, –частично-поисковая, включающая перенос нескольких известных способов в необычную внутрипредметную или межпредметную ситуацию и их комбинирование для решения новой задачи, возможно, построенной на материале нескольких учебных дисциплин; –исследовательская, подразумевающая создание нового способа или метода решения проблемной задачи. В ходе ее выполнения учащийся в своей познавательной деятельности постепенно освобождается от готовых образцов, сложившихся установок. Исследовательские самостоятельные работы, построенные с учетом внутрипредметных и особенно межпредметных связей, нацелены, прежде всего, на развитие опыта творческой деятельности, учат учащихся видеть в необычных ситуациях уже известные им законы, самостоятельно программировать собственную познавательную деятельность по применению знания в новых условиях, осознавать единство теории и практики при различных способах их выражения. В школьной практике самостоятельная работа весьма распространена и используется в разнообразных формах. Например: работа с книгой, упражнения, решение задач, выполнение практических и лабораторных работ, проверочные работы, доклады, рефераты, индивидуальные и групповые задания, техническое моделирование и конструирование, домашние задания. На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Эта форма самостоятельной работы учащихся используется с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала. 1.2. Домашняя работа обучающихся как вид самостоятельной учебной деятельности Домашняя работа как вид самостоятельной учебной деятельности это: Комплексно планировать учебный материал по темам, в котором должны быть выделены узловые вопросы, предусмотрены типичные ошибки учащихся. Формировать у школьников познавательных интересов. Умелое сочетать рациональные приемы умственной деятельности школьников на уроке, что является основой формирования навыков самостоятельной работы с материалом. Индивидуализировать домашнюю работу с учетом способностей, склонностей, интересов учащихся (задания, общие для всех учащихся класса, и задания на выбор, при этом ученик имеет право выбирать из ряда заданий одно, соответствующее его интересам). Обучать подростков приемам самостоятельной учебной деятельности (формировать умения учащихся пользоваться различными словарями, справочниками, другой научной литературой, формировать и развивать навыки самоконтроля у учащихся). В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по парте. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Растения и животные смешанного леса» школьникам предлагается собрать материал о различных животных и растениях леса: одна группа готовит рассказ о нижнем ярусе, другая - о деревьях и кустарниках, третья - о животных. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Напиши рассказ о животном из красной книги, про которое ты услышал на уроке, найди дополнительную информацию о нем». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни напишут подробнее, другие более сжато. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер. Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения. Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке». Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Задав, школьнику творческую домашнюю работу, можно выявить насколько серьезно ребенок подходит к ее выполнению, в результате чего можно дать оценку о его творческих способностях. Такую работу необходимо задавать каждому школьнику, ведь некоторые скрывают свои таланты, боясь выступить перед всем классом, либо приходят мысли о том, что у него не получится. Таким образом, учитель как бы помогает школьнику раскрыть свой потенциал, и ввиду этого, поощрять его, чтобы в дальнейшем появлялось все большее желание к знаниям. Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д. Как известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это, необходимо обратить серьезное внимание на определение целей предстоящей работы. В классах необходимо проводить совместные собрания учащихся и родителей, и перед ними ставить задачи: в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила умственного труда в процессе домашней работы и на этой основе улучшал свою успеваемость.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg