Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности правового статуса личности в условиях особых правовых режимов в Российской Федерации

NLatipova 790 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2017
В завершение исследования в рамках настоящей дипломной работы представ-ляется возможным сделать следующие выводы. Правовой институт особого (исключительного) правового режима является многоаспектным, включает в себя чрезвычайное, чрезвычайное экономическое, воен-ное, осадное и т.д. положения, находит широкое применение в зарубежных странах. При этом сам чрезвычайный характер подобных особых правовых режимов и необходимость их обеспечения неизбежно обусловливают установление определенных ограничений прав и свобод граждан. Анализ зарубежного опыта позволил установить, чтоограничения не должны распространяться на основные права граждан; носить строго определенный по объему и времени действия характер; могут применяться только на основании соответствующего законодательного акта. При этом подходы к конституционному и законодательному закреплению возможных ограничений существенно различаются, что отражает специфические условия конкретных государств.
Введение

В жизнедеятельности любого государства возникают ситуации непредвиденного, произвольного изменения состояния общественных отношений, устранение которых является функциональной обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления. Подобного рода изменения могут быть глобальными по значимости, существенными и малозначимыми, в определенной степени прогнозируемыми или абсолютно неожиданными для населения и органов государственной власти. Кроме того, они могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Обеспечение внутренней безопасности всегда являлось важнейшей функцией государства. Не подлежит сомнению, что в современном обществе эта задача может быть успешно решена государством лишь при использовании всех имеющихся в распоряжении общества средств и методов - экономических, социально-культурных, политических и правовых. Причем приоритет, безусловно, должен принадлежать первым, так как действие именно экономических и социально-культурных рычагов направлено на устранение первопричин нестабильности социальной системы. Но использование исключительно этих рычагов и недооценка возможностей применения политических и правовых методов обедняет арсенал возможных средств предотвращения, либо локализации кризисных ситуаций и ликвидации их последствий. Если изменения общей ситуации, в целом, незначительны и находятся в границах допустимой нормы, то они обычно нейтрализуются мерами государственно-управленческого характера. В тех случаях, когда негативные изменения любого вида выходят из-под контроля и не могут быть нейтрализованы обычными мерами, органы государственной власти должны иметь возможность применения особых, специфических мер государственно-управленческого реагирования, совокупность которых определяют как «особые государственно-правовые режимы». При этом в истории многих государств возникновение или угроза войн, вооружённых конфликтов, стихийных бедствий, других чрезвычайных обстоятельств вызывали необходимость введения временных ограничений отдельных прав и свобод граждан. В таких условиях возникает определенная конкуренция конституционных ценностей свободы и безопасности, необходимости обеспечения прав и гарантирования общественной безопасности. В Российской Федерации государственная регламентация вопроса об ограничении прав и свобод граждан включает, в первую очередь, регулирующее воздействие государства на порядок и условия реализации прав и свобод. Конституция Российской Федерации устанавливает: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55) . Российское законодательство также как и ряд положений международных актов определяет общие принципы установления возможных ограничений прав и свобод. Особую актуальность выбранной теме исследования придаёт то обстоятельство, что особенно в последнее время нестабильность во внутренних и во внешних отношениях не даёт полной уверенности в спокойствии и мире. Несовершенство системы организации государственной власти, увеличение масштабов терроризма, осложнение международных отношений создают широкий спектр угроз национальной безопасности страны. Все эти проблемы приводят к необходимости изучения специальных правовых режимов и разработки государственно-правовых механизмов, направленных на обеспечение, с помощью данных режимов, национальной безопасности и основ конституционного строя. Многие аспекты реализации специальных правовых режимов пока остаются за рамками научного анализа, целостной теоретической концепции, связанной с реализацией правовых средств специального правового режима, в настоящее время не разработано. Указанные обстоятельства дают основание рассматривать исследование специальных правовых режимов как крупную проблему, имеющую важное значение как с точки зрения развития теории права, так и в плане совершенствования правоприменительной практики, направленной на реализацию специальных правовых режимов. Вместе с тем юридической наукой до сих пор недостаточно изучены особенности их закрепления и реализации ни в рамках общей теории права, ни на отраслевом уровне, что создает препятствия для полноценного их использования практическими работниками. В настоящее время фактически отсутствуют работы, содержащие комплексное изучение исключительных правовых режимов, что предопределяет актуальность и новизну предпринимаемых исследований в подоб- ном направлении. Думается, всестороннее рассмотрение подобного государственно-правового явления именно на общетеоретическом уровне могло бы содействовать его совершенствованию и на отраслевом уровне, что особенно значимо в условиях глобализации, интеграции государств, реформирования современного российского законодательства. Институционально-правовой уровень особого государственно-правового режима закрепляется в нормативных актах при помощи императивных запретительных, ограничительных и обязывающих норм, способов и типов правового регулирования и характеризует юридическое положение субъектов, порядок приобретения и реализации ими своих прав, особенности юридической связи субъектов, а также юридический статус носителя режима (территории). Тем самым создаются «режимные правила» поведения, включающие в себя порядок: осуществления гражданами своих конституционных прав и свобод (проживания, передвижения, потребления материальной и духовной пищи); 33 ведения хозяйственной деятельности; проведения охранных, защитных и спасательных мероприятий и так далее. Установление исключительных правовых режимов необходимо расценивать не столько как инструменты, посредством которых происходит сужение спектра прав и свобод человека и гражданина, их ограничение, а как неотъемлемую часть правового арсенала, обеспечивающего неукоснительное осуществление государственных интересов, гарантирующего соблюдение прав граждан государства. Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с возможными ограничениями прав и свобод граждан в условиях особых режимов. Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие особенности правового статусаличности в условиях особых правовых режимов. Цель данной работы – провести комплексный анализ правовой регламентации особенностей правового статуса личности в условиях особых правовых режимов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть международные аспекты вопроса ограничений прав и свобод в условиях особых правовых режимов; - дать общую характеристику особых правовых режимов в Российской Федерации; - проанализировать возможные ограничения прав и свобод граждан; - выделить особенности ограничения прав и свобод граждан в сфере средств массовой информации; -рассмотреть организационно-правовые аспекты деятельности государственных органов в условиях особых правовых режимов. Теоретическую основу дипломной работы составляют исследования российских и зарубежных специалистов, прежде всего, в области конституционного права: Авакьяна С.А., Бударгиной Н.Н., Васильева Г.С., Киреева М.П., Ковачёва Д.А., Лозбинева В.В., Попова С.Е., Пчелинцева С.В., Чиркина В.Е. и др. Наибольший вклад в изучение данной проблемы внёс Маклаков В.В., который исследовал современное законодательство об особенностях ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов, проанализировал зарубежный опыт, выявив ряд принципов допустимости ограничения прав, которые должны учитываться российским законодателем. Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон«О чрезвычайном положении», Федеральный конституционныйм закон «О военном положении», Федеральный закон «Об обороне»а также иные законы и подзаконные нормативные правовые акты. При подготовке работы использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы научного познания. Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части, включающихсемь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 I.Общая характеристика особых правовых режимов 10 1.1Содержание понятия «особый правовой режим» 10 1.2Характеристика особых правовых режимов: военное положение, чрезвычайное положение, контртеррористическая операция 15 II. Пределы ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов 23 2.1 Критерии допустимости ограничений прав и свобод в условиях особых правовых режимов 23 2.2 Ограничение прав и свобод граждан в сфере средств массовой информации в условиях особых режимов 35 2.3 Организационно-правовые основы деятельности государственных органов в условиях особых правовых режимов 44 III. Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: опыт зарубежных стран 53 3.1 Законодательная регламентация особых правовых режимов в зарубежных странах 53 3.2 Пределы допустимого ограничения прав и свобод граждан по законодательству зарубежных стран 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации . 2014. № 31. Ст.4398. 2. О гражданских и политических правах. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. \\ Бюллетень Верховного суда РФ. - 1994. - № 12. - Ст. 19. 3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136 - ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 211 - 212. - 30 октября. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256. - 31 декабря. 5. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144 - ФЗ // Российская газета. - № 157. - 1995. - 18 августа. 6. О военном положении. Федеральный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФЗ // Российская газета. - 2002. - №231. - 3 февраля 7. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Федеральный закон от 6 февраля 1997г. № 27 - ФЗ (с изм. от 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 32. - Ст. 3001 8. О полиции. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета.-№ 25.- 08 февраля 9. О противодействии терроризму. Федеральный закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ// Российская газета.-№ 48.- 10 марта 10. О ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54 - ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998. - №14. - Ст.1514. 11. О средствах массовой информации.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1// Российская газета. - 1992. – 08 февраля. 12. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // Российская газета.- № 3.- 06 января 13. О федеральной службе безопасности. Федеральный закон от 3 апреля 1995г. №40 – ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №4. – Ст.3688 14. О чрезвычайном положении. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ // Российская газета. - 2001. - № 142. - 2 июня 15. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 // Российская газета. - 2011. - № 43. – 03 марта 16. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.- М.: Юрид.лит., 1989.- 327 с. 17. Алешин В. В. Правовые основы использования исключительных режимов в обеспечении безопасности Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2006. -№ 2.- С. 201-206. 18. Ануфриенко С.В.Технология общения органов государственной власти с журналистами в условиях террористической активности //Приоритетные научные направления: от теории к практике.-2014.-№ 9.- С.94-99. 19. Астафичев П. А. Механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина и проблемы его совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2011. -№ 1. -С. 7–11. 20. Афанасьев О.Ю. Чрезвычайные полномочия Президента Венесуэлы // Право и управление. XXI век.-2015. - №1 .-С.131. 21. Афзалетдинова Г.Х. К вопросу об особенностях использования исключительных правовых режимов в отраслях публичного права //Актуальные проблемы российского права.-2014.-№ 7.- С.1320-1327. 22. БрыкинД.М.Ограничение прав и свобод в особых правовых режимах // Бизнес в законе.-2010.-№4.- С.9-15. 23. Брыксина Г. С. Проблемы теории правового режима органа государственной власти. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. -26 с. 24. Бударгина Н.Н. Средства массовой информации в условиях особого режима // Вестник МГУ. - 2003. - №12. - С.69-74. 25. Быкадоров В.А.Участие внутренних войск и органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции //Бизнес в законе.-2011.- № 2.-С.89-96. 26. Варламова Н.В.Интересы национальной безопасности как основание ограничения прав человека // Труды института государства и права РАН.-2013.-№1.- С.171-174. 27. Виноградов О.В. Правовые основания, порядок введения и отмены правового режима военного положения в Российской Федерации //Вестник Академии экономической безопасности МВД России.-2009.-№ 4.- С.60-63. 28. Галенопольский Ф.С. Чрезвычайное положение // Сибирский Юридический Вестник. - 1998. - №2 .- С. 5 - 12. 29. Гапоненко В.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданинав условиях правового режима контртеррористической операции // Социальная политика и социология. -2010.-№ 9.- С.104-111. 30. Гессен В.М. Исключительное положение.- СПб.: Заря,1908.- 425 с. 31. Горбунов Ю.С. О некоторых проблемах совершенствования правового регулирования противодействия терроризму // Журнал российского права.-2008.-№7.- С.54-59. 32. Григоров Ю.М. Правовая основа, обеспечение и регулирование деятельности власти в зоне КТО // Обозреватель-Observer. 2012. № 10.- С.58-62. 33. Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения// Государство и право. - 1994. - № 6. - С.40-44. 34. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.:Мысль, 1999. – 946 с. 35. Жаворонкова Н. Г. Роль права в обеспечении безопасности при чрезвычайных ситуациях // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2007. -№ 3. -С. 195-198. 36. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит, 2006.- 418 с. 37. Ковалев В.В. Права и обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения // Вестник Удмуртского государственного университета.-№ 5.- С.127-132. 38. Ковачев Д.А. О правовых институтах чрезвычайного положения в зарубежных государствах // Право и экономика. - 1996. - № 12.- С. 72-76.
Отрывок из работы

I.Общая характеристикаособыхправовыхрежимов 1.1 Содержание понятия «особый правовой режим» В настоящее время в условиях международной напряженности, глобальных терористических вызовов рассмотрение института особого правого режима является весьма актуальным. Потенциальными и существующими источниками опасности для стабильного развития Российской Федерации являются территориальные претензии других государств, очаги локальных вооружённых конфликтов в непосредственной близости к российским границам, попытки вмешательства во внутренние дела и дестабилизации обстановки в Российской Федерации, обострения проблемы международного терроризма и другие факторы. Для создания и поддержания должного уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации создана система правовых норм, регулирующих отношения при обеспечении безопасности, определены основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области. Правовым средством обеспечения безопасности общества, государства и личности, охраны прав и свобод является установление специального конституционно-правового режима. Правовой режим в функциональном аспекте есть определённый порядок правового регулирования, система правил и регулятивного воздействия, а в содержательном плане – это регламентация прав и обязанностей участников правоотношений . Понятие «правовой режим» выступает в качестве важнейшей категорий юридической науки и выражает определяющие, узловые стороны правовой действительности, представляет собой явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования. В литературе правовой режим определяется и как социальный режим определенного объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств ; и как порядок регулирования, выраженный в совокупности правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний и создающий особую направленность регулирования ; и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование этого комплекса общественных отношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg