Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социально-психологические средства развития жизнестойкости и совладания с трудными жизненными ситуациями у молодёжи

text-93 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2018
Исследовав данную тему мы пришли к таким выводам: - жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов: вовлеченности, контроля над ситуацией, принятия рисков и способствует оценке событий как менее травматичных успешному совладанию со стрессом; - к копинг-ресурсам относятся общее здоровье, личный энергетический потенциал, внутренний локус контроля, адекватная самооценка, оптимальный уровень тревожности, оптимизм, стойкость, выносливость;
Введение

Проблема устойчивости человека перед лицом жизненных трудностей всегда была интересна и привлекала внимание просветителей, поэтов и писателей. Особый интерес проблема жизнестойкости и преодоления вызывает интерес специалистов - психологов, медиков, социальных работников, так как кризисные явления в разных сферах жизни общества актуализирует востребованность практики помощи разным категориям населения. В настоящее время тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов по-прежнему не ослабевает. Стремительные социальные, политические, экономические изменения в обществе, ускоряющийся информационный поток, отражаются на психологическом состоянии человека, провоцируя стрессы, неврозы, депрессивные состояния. Поэтому все больший интерес среди исследователей вызывают вопросы качества жизни, субъективного благополучия, вопросы жизнеспособности и жизнестойкости человека. При угрозе социальному или психологическому благополучию, угрозе жизни человека проблема его психологической устойчивости особенно актуализируется. Идея жизнестойкости предполагает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в трудных жизненных ситуациях «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях (С. Мадди). Многообразные факторы внешней среды, внутренней психологической жизни человека, персональные особенности психики, специфичные ситуации взаимодействия человека с миром содействуют или, наоборот, блокируют проявление жизнестойкости, как системного свойства личности человека. Современная социальная науки – психологические и социальные проявляют повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Несмотря на активное исследование феномена жизнестойкости зарубежными и отечественными учеными, проблема развития, свойств, проявления этого личностного качества в современном мире людьми различных возрастов, социального статуса остается не до конца решенной, открытой. Актуальность темы нашей работы предопределяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей формирования благоприятных условий для наибольшего развития жизни ее управляемость человеком. или зависимость от обстоятельств будет всегда заботит человека. Жизненный путь личности наделен едиными для всех "измерениями", но способ разрешения жизненных задач, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуален . Устойчивость жизненного мира молодого человека является для нее исключительно важной в периоды социальных изменений, экономических и других кризисов. Условия современной жизни называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Как показывают исследования, особо уязвимыми оказывают социальные группы – молодежь, пожилые люди. Объект исследования: жизнестойкость как качество личности, являющееся основанием устойчивости и совладающего поведения у молодежи. Предмет исследования: возможности развития выраженность компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных у молодежи. Цель исследования заключается состоит в теоретическом рассмотрении феномена жизнестойкости как системного качества личности, факторов и психологических механизмов развития совладающего поведения, а также методы, технологий и средств совладания поведением в трудных жизненных ситуациях у молодежи с опорой на качество личности - жизнестойкость и ее компонентов. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ современных исследований проблемы жизнестойкости, осуществить теоретический анализ жизнестойкости как системного качества человека, обеспечивающего совладание с трудными и кризисными жизненными ситуациями в социальном и психологическом аспектах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у молодежи. 2. Раскрыть социально - психологические характеристики жизнестойкости как качества личности, определяющего стратегии совладающего поведения в трудных и кризисных ситуациях; 3. Рассмотреть методы, технологии, приемы совладающего поведения и возможности их развития у молодежи Методы исследования: теоретический анализ источников, обобщение, анализ, синтез. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Представление о жизнестойкости в зарубежной и отечественной литературе 5 1.1. Определение понятия жизнестойкости в социально-психологическом знании 5 1.2. Социально-психологические характеристики феномена жизнестойкости в аспекте изучения проблемы адаптации и преодоления трудных жизненных ситуаций…………………………………………………..8 Глава 2. Совладание с трудной жизненной ситуацией молодыми людьми: методы, средства, технологии 18 2.1. Трудные жизненные ситуации и возможности их преодоления молодежью 2.2.Социально-психологические методы и технологии совладания с трудными жизненными ситуациями молодыми людьми22 Выводы 29 Литература 30 Приложения 31
Список литературы

1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. 235 с. 2. Абульханова Славская К. А. О субъекте психической деятельности. – М.: Наука, 1973. – 287 с. 3. Александрова А. А. К концепции жизнестойкости в Психологии // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2, 2004. – 82–90 с. 4. Александрова А. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 16–21 с. 5. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 384 с. 6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд во ЛГУ, 1969. – 338 с. 7. Анцыферева А. И. Личность в трудных жизненных условия: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. – № 1. – 3–19 с. 8. Анцыферова А. И. Мудрость и ее проявление в разные периоды жизни человека // Психол. журн, 2004. – Т. 25. – № 3. – 5–1 с. 9. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с. 10. Божович А. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – М.: Наука, 1981. – 156 с. 11. Бурлачук А. Ф., Коржакова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с. 12. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – 1997. № 5. 13. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал, 1995. – № 3. – 90–101 с. 14 Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М.: Изд во Московского университета, 1984. – 288 с. 15. Великие мыслители Запада / пер с англ. В. Федорина. – М.: КРОН ПРЕСС, 1998. – 800 с. – Серия «Академия». – 796 с. 16. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – СПБ, 2005. 17. Выготский А. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 8. – 328 с. 18. Джемс В. Научные основы психологии. – СПБ, 1902. – 370 с. 19. Джидарьян И. А Философская концепция С. Л. Рубинштейна в контексте гуманистической и позитивной психологии / Психология человека в современном мире, – М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2009. – Т. 3. 20. Дорожевец Н. А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журн. практ. психолога, 1998. – № 4. – 3–16 с. 21. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд во МГУ, 1980. – 440 с. 22. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. – М., 1995. – Т. 1. 55–56 с. 23. Карандашев В. Жить без страха смерти. – М., Смысл; СПБ: Питер, 2005. – 336 с. 24. Колмакова Л. А. Особенности мировоззрения, жизнестойкости и выраженности травматического стресса у лиц, переживших различные по степени экстремальности ситуации // Труды академии управления МВД России, 2009. 25. Кривцова С. В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. – М.: Генезис, 2002. – 129 с. 26. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. – Л., 1970 27. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия / А. Лэнгле. – М.: Генезис, 2003. – 128 с. 28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 29. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с. 30.Мадди.С.Теория личности: сравнительный анализ. СПБ: Речь,2002. – 542 с. 31.Рубинштейн С.А. Основы общей психологи. - М.: Педагогика. 2004.-713с. 32.Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. –МПГУ, Прометей; М., 2012. -121с. 33.Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. -М.: Логос, 2002. -160с.
Отрывок из работы

Глава 1. Представление о жизнестойкости в зарубежной и отечественной литературе 1.1.Определение понятия жизнестойкости в социально- психологическом знании Понятие жизнестойкость обозначает отдельно взятый феномен психики человека, который развивается по определенным генетическим законам, является личностным качеством, влияющим на актуализацию разных свойств психики человека в ситуациях жизненного напряжения. Рассмотрим структуру и содержание понятия жизнестойкости на основании анализа результатов исследований зарубежных и отечественных психологов. Анализируя жизнестойкость как отдельный психологический феномен интересно обратить внимание на различные его аспекты и проявления, а также психологические составляющие. Исследования С. Мадди показали, что жизнестойкость – личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску. Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» . Человек с развитым свойством вовлеченности получает удовольствие от своей деятельности, в процессе которой он чувствует свою ценность, значимость. Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже эта сила не абсолютна и успех не гарантирован. Противоположность этому-состояние собственной беспомощности. Человек с развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственный путь. Компонент контроля похож на категорию локуса контроля Дж. Роттера, который представляет собой способность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни явления и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус). Принятие риска – уверенность человека в том, что все то, что с ним происходит, помогает его росту за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, негативного или позитивного.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg