Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста по средствам сказкотерапии

denkomissarov95 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2017
Объект исследования – развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования – использование различных методов сочинения сказок будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников, так как: 1) сказка создает условия для пробуждения фантазии, благодаря необычным событиям и героям; 2) сказка хорошо знакома детям, что позволяет, опираясь на знакомое содержание и композицию, создавать свои собственные повествования. Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения по средствам сказкотерапии. Задачи исследования: 1. Изучить и систематизировать литературу по избранной теме. 2. Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей. 4. Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей. Теоретическая значимость: определено понятие метод сказкотерапия, обосновано применение метода сказкотерапия для диагностики развития творческого воображения. Практическая значимость работы заключается в том, что метод сказкотерапия, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории - модная на сегодняшний день тема. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе. В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях развития творческого воображения ребенка. Данная работа, на наш взгляд, стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого вдумчивого родителя. Именно профессиональное использование метода сказкотерапия придает смысл и определяет результат. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. Привлекательность сказкотерапии как метода коррекционной работы психолога заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотeрапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Р.С.Немов, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др. Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало до недавнего времени. Однако Л.С. Выготскому удалось доказать, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Также Л.С. Выготский доказал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать “все со всем” по случайным основаниям. О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда происходит зарождение знаковой функции сознания, а зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка (Л.С.Выготский, Р.С.Немов, Л.А Венгер, В.С.Мухина и др.). Следовательно, воображение надо развивать с раннего детства. А наиболее чувствительным периодом является старший дошкольный возраст, как указывают ученые-психологи, так как воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, так и самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления, то есть воображение у ребенка компенсирует недостаток жизненного опыта имлантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. И дети их любят. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло. Это подтверждает удивительный сказочник Дж. Родари и в дальнейшем все авторы направления ТРИЗ. Сказки известны детям лучше других произведений фольклора, любимы ими. Сказки покоряют ребенка богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением сюжета. Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ, пользуются волшебными предметами и в то же время не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и фантазии особенно нравится детям. Вопросами влияния сказки на творческое воображение, творческие способности занимались: О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е.Кравцова и другие. Исходя из всего сказанного, нами были определены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи изучения особенностей творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РЕЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………. 1.1. Общая характеристика творческого воображения старших дошкольников ………………………………………………………………… 1.2. Сказкотерапия: понятие и особенности применения ………………… 1.2.1.Роль сказки в развитии воображения детей ………………………….. 1.2.2 Методы работы со сказкой…………………………………………….. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………. ГЛАВА II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СКАЗКОТЕРАПИИ …. 2.1 Организация и методы исследования…………………………………. 2.2 Описание и анализ результатов исследования…………………………. 2.3.Программа коррекции развития творческого воображения старших дошкольников с использованием сказкотерапии, как средства его развития ………………………………………………………... Заключение Список использованной литературы Приложение
Список литературы

1. Андерсен Г. X. Сказки. М., 2013. 2. БреттД. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 2012. 3. Вилсуорт Л. Вилли и его друзья. М., 2014. 4. Гнездилов А. В. Петербургские сновидения. СПб., 2012. 5. Гнездилов А. В. Дым старинного камина. СПб., 2012. 6. Гнездилов А. В. Чары долгих осенних ночей. СПб., 2012. 7. Гнездилов А. В. Зеркала старинной мансарды. СПб., 2014. 8. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная иг-ротерапия. СПб., 2012. 9. Журнал практического психолога № 10-11, 1999. М., 1999. 10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к Волшебству. Теория и практика сказ-котерапии. СПб., 2012. 11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 2012. 12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. СПб., 2012. 13. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. ЛГУ, 2007. 14. Практикум по сказкотерапии / Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб., «Речь», 2000. 15. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 2007. 16. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 2007. 17. Родари Дж. Грамматика фантазии. М, 2007. 18. Русские волшебные сказки. М., 2014. 19. Сказки для горчичников. СПб., Печатный Двор, 2013. 20. Соколов Дм. Сказки и сказкотерапия. М., 2007. 21. Франц М.-Л. Психология сказки. СПб., 2008. 22. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. СПб., 2007. 23. Выготский, А. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. [Текст] / А.С. Выготский // 2-е изд. - М., 2007. 24. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений. т. 5. – М.: Педагогика, 2013. 25. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.: Союз, 2007. 26. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет.сада [Текст] / Г. Г. Григорьева – М.: Просвещение, 2007. 27. Григорович, Л.А. Развитие творческого воображения. [Текст] / Л. А. Григорьевич – М., 2007. 28. Галанов, А.С., Корнилов, С.Н., Куликова, С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. [Текст] / А. С. Галанов, С.Н. Корнилов, С. Л. Куликова – М., 2007. 29. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. [Текст] / О. М. Дьченко - М., 2009. 30. Доронова, Т.Н. Радуга. Изобразительная деятельность (подготовительная группа). [Текст] / Т.Н. Доронова - М., 2014. 31. Золотников, В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. канд.дис. [Текст] / В. Г. Золотников – М., 2014. 32. Земцова, О.Н. От слова к рассказу. [Текст] / О. Н. Земцова - М., «Издательская группа Аттикус», 2007. 33. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. [Текст] / Е.И. Игнатьев — М., 1961. С 35. 34. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под общ. ред. Л.Г. Нисканен. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с. ISBN 5–7695 – 0974 - 0. 35. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под общ. ред. Л.Г. Нисканен. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.ISBN 5 –7695 – 0974 - 0. 36. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обу¬чение и творчество. [Текст]/ Т.С. Комарова— М., 2015. 37. Каптерев, П.Ф. Метод и его применение // Каптерев П.Ф. Избр пед. соч. [Текст] / П. Ф. Каптерев - М., 2012. С. 44-45. 38. Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной дея¬тельности. [Текст] / В.И. Кириенко - М.. 2009. С. 21. 39. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. [Текст] / Т. С. Комарова — М., 2014. 40. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества. [Текст] / Т. С. Комарова — М.: Мнемозина, 2009. 41. Комарова, Т.С, Савенков, А. И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т. С. Комарова, А. И. Савенков - М.: Педагогическое общество России, 2014. 42. Комарова, Т. С., Зырянова, О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова - М.: Педагогическое общество России, 2012. 43. Комарова, ТС, Зацепина, М.Б. Художественная культура. Интегри¬рованные занятия с детьми 5-7 лет. [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина — М.: Аркти, 2013. 44. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. [Текст] / Т. С. Комарова – М.: Мозаика – Синтез, 2014. С. 4 – 12; 44; 51.ISBN 5 – 86775 -273 -9 45. Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет. Изд. 3 – е, испр. и доп. [Текст]/ Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина - М.: Педагогическое общество России, 2013. 46. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обу¬чение и творчество, [Текст ] / Т. С. Комарова — М., 2014. 47. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание 2008. №11. С.64. [Текст] / В. Кудрявцев 48. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание 2008. №12. С.61. [Текст] / В. Кудрявцев 49. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание 2009. №12. С.92. [Текст] / В. Кудрявцев 50. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2011. – 464 с. С. 204 – 218. ISBN 5 – 89144 – 162 – 4. 51. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И. Я. Лернер — М., 1981. С.52 52. Лилов, А. Природа художественного творчества. [Текст] / А. Лилов - М., 2013. С. 91. 53. Палагина, Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. [Текст]/ Н. Н. Палагина - М-, 2012. 54. Мухина, В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов пед. ин – тов и учащихся пед.училищ [Текст] / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера; авт. вступ. ст. В.С. Мухина. – М.: «Просвещение», 2013. – 239 с. с ил. 55. Пьянкова, Н. В. Особенности воображения младших школьников. в творческой деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. [Текст] / Н. В. Пьянкова– М., 1978. 56. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст] / Я. А. Понамарев - М., «Педагогика», 2009.С. С.75 57. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. [Текст] / Ю. А. Полуянов - М., Педагогика, 1988. 58. Романова, Е.С, Потемкина, О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — [Текст] / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина – М., 2012. С. 5. 59. Роден, О. Сборник статей о творчестве. [Текст] / О.Роден - М., 2010. С. 123. 60. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. [Текст] / Я. Рейковский– М., 2009. 61. Саккулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве. [Текст] / Н. П. Саккулина - М., 2012. 62. Сохина, В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование. В кн. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2 – е изд., стереотип. – М.: М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с. . ISBN 5 – 7695 – 0221 – 5. 63. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / А.М. Страунинг– Обнинск, 2013. 64. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого Мышления ребенка. [Текст] / Ю.Г. Тамберг - СПб.: Речь, 2012. – 176 с.ISBN 5 – 9268 – 0101 -X 65. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспита¬ния / / Ивестия АПН РСФСР. – [Текст] / Б.М. Теплов - М., 2007. Вып. 11. 66. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : Практикум для сред. и высш. пед учеб.заведений и работников дошк. учреждений. / Г.А. Урунтаева. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 96 с. ISBN 5 – 7695 – 0164 – 2. 67. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2 – е изд., стереотип. – М.: М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с. . ISBN 5 – 7695 – 0221 – 5. 68. Урунтаева, Г.А.; Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин –тов и сред. пед. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с. ISBN 5 – 7695 – 0282 – 7. 69. Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. [Текст] / К.К.Утробина, Г.Ф. Утробин - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. 70. Флерина, Е.А. Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6 – 7 лет. «Известия АПН РСФСР», вып. 16, 1948. [Текст] / Е.А. Флерина 71. Филлипчук Г. Знаете лм вы своего ребенка. Книга для родителей. [Текст]/ Г. Филлипчук - М., 1978. С 37 -38. 72. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под общей ред. Н.А. Ветлугиной. - М., «Педагогика», 1972. 73. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание советского школьника // Художественное воспитание советского школьника [Текст ] / В.Н. Шацкая – М., 1947. С. 8. 74. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Серия «Справочники». – Ростов н / Д: « Феникс», 2004. – 384 с. ISBN 5 – 222 – 03587 – 5. С. 69. 75. Якобсон, П.М. Психология чувств. [Текст] / П.М. Якобсон - М-, 1956. С. 169.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РЕЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Общая характеристика творческого воображения старших дошкольников Детство — это период усиленного развития, изменения и обучения — такое определение дала психолог Л. Ф. Обу¬хова. [15]. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Дет¬ство является наиболее благоприятным для развития творчества ребенка, в том числе и творческого воображения. В истории дошкольной психологии проблема развития творческого воображения всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в сказкотерапии. Однако до сих пор проблема развития творческого воображения остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. По мнению Л.С.Выготского, воображение – это вид мыслительной деятельности человека, проявляющийся у всех людей в зависимости от социальных и культурных факторов. Оно не повторяет тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу воображения. В.В.Давыдов считает, что воображение имеет место там, где человек видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по мнению В.В.Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Р.С.Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним. А.В.Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Л.А.Венгер, В.С.Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Г.А.Урунтаева называет воображением психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте. Как мы видим, все авторы рассматривают понятие воображения с разных сторон. Несмотря на неоднозначность мнений, можно сказать, что воображение – это один из психических процессов, определяющих индивидуальность человека; это возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. По этому поводу Л.С.Выготский вывел закон, который формулируется так: “Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение”. Далее Л.С.Выготский обращает внимание на такую особенность воображения, как связь между готовым продуктом воображения и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. она не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека. Оно становится средством расширения опыта человека, потому что человек может вообразить то, чего раньше не видел, может представить по чужому рассказу и описанию, то чего в его непосредственном опыте не было, т.е. усваивать с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них – признание совершенства художественной деятельности ребенка. Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала "Творчество", открывшаяся статьей известного художника Н. Н. Жукова "Нет, это искусство". Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е. А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение "засушило" детское творчество. Н. П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогу т ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин "творчество", ограничивая его словом "детское". [7] Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества. [7] В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова "детское". Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – пониманиия психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых – только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие -- способ существования личности. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. 1.2. Сказкотерапия: понятие и особенности применения Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций, это процесс активизации ресурсов, потенциал личности. Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы мира вокруг. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны… Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность. Метод сказкотерапии появился на рубеже 1960-1970-х годов, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В.Росси. Многие психологические принципы развития творчества у детей дошкольного возраста выдвинули Н.Н.Поддьяков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, А.В.Гнездилов, А.В.Запорожец. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж.Гилфорд, Э.Де Боно, Дж.Галлаир, П.Торренс . Творческая активность предусматривает самостоятельную художественную деятельность детей, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы. Одним из способов развития творческой активности детей является сказкотерапия. Испокон веков знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арт-терапии в целом и библиотерапии как вида арт-терапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Методика сказкотерапии привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 1990-х годов И.В.Вачковым, Д.Ю.Соколовым, С.К.Нартовой-Бочавер . Сказка - это элемент терапевтической социальной технологии. В системе психологической работы сегодня развивается активно такая технология, как сказкотерапия. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»? Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл. Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Сказка может оказывать влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок. Сказка - это вид устного народного творчества. Сюда также относятся мифы, легенды, метафоры, пословицы и прочее. Сказка - это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней - это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, чтобы выразить в них детские чувства. Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно было бы даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, есть не что иное, как сюжет игры - независимо от того, была ли эта игра сыграна или нет. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра - это есть воплощенная, драматизированная, инсценированная сказка, а сказка - это игра до своей инсценировки. Но как игра психологически отлична, так сказать, «действенным мифологизмом», живым преображением чего-либо действительного, что должно быть налицо, так и сказка, могущая обойтись даже без капли реальности, отлична общим мифологическим сознанием, общей мифологической перспективой, в которую глядит здесь детская душа. Но необходимо сказать о различии мифа, как такового, от сказки. Обычно считают, что различие заключается в том, что, слушая сказку, мы сознаем, что в ней говорится о чем-то недействительном и «сказочном», тогда как миф есть лишь наивная форма научного объяснения, принимаемая совершенно серьезно. В этой характеристике показано различие сказки и мифа в их зрелую пору; правильно выдвигается на первый план различная психическая установка в обоих случаях. Однако было бы ошибкой не замечать именно генетической близости сказки и мифа - и это имеет особое значение для того, чтобы войти в понимание детского мира. Миф и сказка растут из одного корня, взаимно влияют друг на друга, и их различие связано с более определенным сознанием различия мира действительности и мира фантазии18. Сказка не есть для ребенка чистая выдумка, герои сказки живут для ребенка своей особой жизнью, как и для нас, взрослых, было бы не точным сказать, что любой художественный образ «выдуман». Различие между «сказочной» и «познавательной» установкой идет не по линии действительного и недействительного, наоборот, само это различие является продуктом психического развития под влиянием игры (и сказки). Сказочный мир, сфера игры возникает в итоге психической работы, опирающейся на «установку на игру». Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают первые сказки так: «жил-был мальчик такой, как ты…». В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя - сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном материале выступают люди, животные, вещи - знакомые ребенку - и эти сказки звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном. Сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки - дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их влиянии на развитие личности в целом и творческого воображения в частности. 1. Народные сказки: Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «ожитворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки. В народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома. Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо), поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет - в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания20. Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные для нас идеи: 1.Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами. 2.Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого. 3.Разделение добра, зла, победа добра. Это идея - важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития. 4.Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. 5.Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны. 2. Сказки о животных: Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет. 3. Бытовые сказки: Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. 4. Страшные сказки: Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих - это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков - мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства21. 5.Волшебные сказки: Л.И. Эльконинова и Б.Д.Эльконин в своей работе полагают, что форма субьектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, - это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке - это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М.М. Бахтин), субъект инициации действия23. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия - это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике24. С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение. 6. Авторские сказки: Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента)25. Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки. Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Другой вид сказок - психокоррекционные - создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение этих сказок ограничено по возрасту (подготовительная группа 6-7лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая ее. Это дает ему возможность быть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок. Помимо психокоррекционных выделяют и психотерапевтические сказки. Однако, учитывая сферу компетенции психолога, можно рассматривать психотерапевтические и психокоррекционные сказки как идентичные. К психотерапевтическим относят «сказки, врачующие душу». В них раскрывается глубинный смысл происходящих событий; приводятся истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки часто оставляют человека с вопросом, что стимулирует процесс личностного роста. Т.о. можно прийти к обобщенному понятию сказки как важнейшего проводника эстетической жизни ребенка, особой реальности мира чувств, позволяющей познать сложнейшие явления действительности, «сгустка человеческой мудрости, опыта, результата работы сознания и подсознания». Несмотря на то, что единой классификации сказок не существует, выделяется два общих вида сказок: авторские и народные, каждый из которых имеет свое психологическое значение.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg