Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретический анализ проблемы социальной адаптации

denkomissarov95 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2017
Цель исследования - изучить факторы, влияющие на адаптацию умственно-отсталых детей. Объект исследования: Обучающиеся, воспитанники 5-6 классов с умственной отсталостью ГКОУ РО Матвеево- Курганской школы-интерната Предмет исследования – процесс коррекции и развития адаптационных возможностей детей с умственной отсталостью. Гипотеза - предполагается, что специально-организованные коррекционно-развивающие занятия оказывают влияние на процесс развития адаптационных возможностей детей с умственной отсталостью Задачи исследования: 1. Изучить понятие и сущность социальной адаптации личности. 2. Дать характеристику психологическим особенностям умственно отсталого ребенка. 3. Провести диагностику адаптационных возможностей школьников с умственной отсталостью. 4. Подобрать комплекс методик для исследования процесса социальной адаптации умственно-отсталых учащихся в коррекционной школе-интернате. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.
Введение

Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Сам процесс изменения жизни стал ее неотъемлемой частью. Личностно ориентированному образованию, соответствующему гуманитарной парадигме, свойственны ориентиры на создание гармоничной, нравственно-совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, способной адаптироваться к происходящим изменениям. Социальная адаптация ребенка - это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, сообщество, саморазвитие, самовоспитание, активность, это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка. Высокий уровень социальной адаптации – это показатель успешной социализации личности, успешная интеграция в социум. Основными участниками процесса социальной адаптации выступают дети, родители, педагоги. Нарушение процесса социальной адаптации - это нарушение системы отношений человека с собой, с другими людьми и обществом. Проблема адаптации одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными Г.И. Царегородского, который объективно относит это понятие к общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяции на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Понятие адаптации, как общенаучное, - содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения»[3].
Содержание

Глава 1 Теоретический анализ проблемы социальной адаптации 1.1 Социальная адаптация личности: понятие и сущность……………………5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка…………………………………………………………………….....21 1.3 Социальная адаптация умственно отсталых школьников в школе VIII вида……………………………………………………………………….…31 Глава 2 Методика экспериментального изучения социальной адаптации умственно отсталых детей 2.1 Организация практической работы с умственно отсталыми детьми по формированию социальной адаптации………………………………………...36 2.2. Методы изучения социальной адаптации у детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью …………………………………………...41 2.3. Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью……………………………………………………………………....51 Глава 3 Особенности коррекционной работы с умственно отсталыми детьми среднего школьного возраста…………………………………………………...57 Заключение…………………………………………………………………….....64 Список используемой литературы……………………………………………...66
Список литературы

1. Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1. 2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2011. 3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 – 100. 4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2011. 5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.; 2005. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. – СПб., 2012. 7. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: 2011. 8. Введение в психодиагностику. /Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 2010. 9. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М., 2012. 10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 2010. 11. Гамаюнова А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта. - М., 2007. 12. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно–воспитательном процессе. – М., 2010. 13. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). – М., 2011. 14. Изард К.Э. Психология эмоций.– СПб., 2012. 15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2013. 16. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М., 2013. 17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб, 2013. 18. Маклаков А.Т. Общая психология. – СПб.: Питер, 2012. 19. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.,2012. 20. Немов Р.С. Психология.– М., 2011. 21. Обухов Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2012. 22. Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В.. – СПб., 2011. 23. Основы психологии. Практикум. / Под ред. Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д., 2012. 24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб., 2003. 25. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. Гуревича К.М. – М., 2009. 26. Психология. Словарь. /Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.,2011. 27. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999. 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2011. 29. Смид Р.А. Групповая работа с детьми. – М., 2000. 30. Социальная адаптация в дошкольных учреждениях. – М., 2010. 31. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 2011. 32. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. - М., 2014. 33. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 2009. 34. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,2012.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретический анализ проблемы социальной адаптации 1.1 Социальная адаптация личности: понятие и сущность Изучение процесса адаптации детей к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». В энциклопедическом словаре термин «адаптация» определяется как «...приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды», что более характеризует медико-биологические аспекты этого процесса. Психологический словарь предлагает несколько формулировок феномена адаптации и его некоторых характеристик. Адаптация - (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto - приспособлять, устраивать) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом, компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях[26]. Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды. Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях. Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения. Понятие «адаптация» может иметь различные значения в зависимости от того, социальные или биологические аспекты исследуются. Рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение биологической, физиологической и психологической адаптации. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней (например, как специфический процесс приспособления анализаторов к действию раздражителя). В общих определениях адаптации данному понятию придается различный смысл в зависимости от аспекта рассмотрения. При этом под адаптацией обычно имеется в виду: – процесс приспособления организма к окружающей среде; – отношение гармонии, равновесия между организмом и средой; – результат приспособительного процесса; – некая «цель», к которой «стремится» организм. Регуляторами адаптации выступают: – мотивы; – навыки и умения; – опыт; – знания; – воля; – способности. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, А.П. Авцын, З.И. Барабашева, Н.Н. Василевский, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, А.Д. Слоним, Д.Н. Узнадзе и др.)[31]. В.П. Казначеев, изучая медицинские аспекты адаптации, приходит к выводу: процессы адаптации для человека существенно определяются социальными факторами. При этом процесс адаптации является как бы двусторонним, отражающим не только взаимодействие организма и среды, но и изменение среды к потребностям человека[18]. Ф.З. Меерсон определяет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По мнению ученого, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюции и передается по наследству, существует и фенотипическая адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни[18]. В.Г. Асеев, изучая теоретические аспекты проблемы адаптации, считает, что концепция Ф.З. Меерсона о механизме фенотипической адаптации имеет не только биологическое значение[3]. Эта идея может быть использована для определения научных подходов к изучению процесса социальной адаптации в ее взаимодействии с биологической. У человека социальные факторы играют решающую роль в адаптационных механизмах. В процессе индивидуального развития вырабатываются механизмы адаптации, основанные на перестройке социальных отношений между людьми. Попытка классифицировать и периодизировать адаптационные процессы с медицинской точки зрения отражена в трудах В.И. Медведева. В общей реакции приспособления ученый выделяет три типа реагирования, различия которых связаны с преимущественной направленностью изменений на один из элементов системы «Человек - среда»[13]. В.И. Медведев, изучая периодизацию адаптационного процесса, выделяет три фазы адаптации. Первая фаза - разрушение старой программы гомеостаза: возникает сложное положение, а именно, старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются несовершенными. На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом адаптации является поведенческая адаптация. В.И. Медведев отмечает, что поведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов. Вторая фаза адаптационного процесса - формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования. Третья фаза адаптации - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне. Изучение процесса адаптации с различных точек зрения позволяет физиологам считать, что со стороны организма - это чисто пассивный процесс уравновешивания системы «организм - среда», удерживание существенных переменных в одних пределах. Организм в таких условиях сам нарушает это равновесие, стремясь активно оптимизировать свои внутренние переменные. С медико-философской точки зрения, А.И. Воложин и Ю.К. Субботин рассматривают процесс адаптации как адаптивно-компенсаторную концепцию биологического приспособления. Считая адаптацию (прилаживание, изменение) составляющей стороной приспособления, связанную с изменением биосистемы под влиянием среды, авторы вводят понятие «компенсация», прослеживают проявление единства адаптации и компенсации и формулируют понятие: «Норма адаптации - это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование этой системы»[13]. Аналогию можно провести с социальной адаптацией: если детский коллектив обеспечивает каждому члену своей группы нормальные условия основной деятельности в новой системе обучения, то данную группу справедливо можно-считать адаптированной к этой системе, а характеристику группы - нормой адаптации. В естественных науках адаптация понимается как приспособление живых организмов к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработавшееся в процессе эволюционного развития. При этом следует отдельно отметить выделение видов этого приспособления: – функциональное, - изменения жизнедеятельности организма (вследствие трансформации условий существования) способствуют изменению форм существования; – коррелятивное (коадаптация) - два различных органа или организма приспосабливаются друг к другу; – пассивное - в организме происходят изменения без его участия; – активное - приспособление осуществляется благодаря деятельности организма; – активистское (объективное) - среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления. Таким образом, можно утверждать, что адаптация - это целостная система реакций живых систем, имеющих целенаправленный характер, способствующих поддержанию динамического равновесия, в данных условиях среды и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении. Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания адаптации в естественных науках. В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой[28]. К числу социальных наук, изучающих процессы адаптации, относятся психология, этнография, демография, философия, педагогика, культурология и др. Употребление понятия «адаптация» в научной литературе связано с определенными периодами развития и направлениями социологических исследований, особенно по проблемам труда, трудового обучения и образования. Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей - А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др. Г.А. Балл рассматривает понятие адаптации, исходя из универсального характера тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Ученый аргументировано доказывает, что категория адаптации применима для анализа процесса развития личности, его психологических механизмов[3]. Г.А. Балл подчеркивает, что тенденция к достижению равновесия, в которой находит одно из проявлений принципа законообразия бытия, имеет место на всех уровнях развития материи, охватывает все формы ее движения от физической до социальной. По мнению ученого, адаптация - процесс, направленный не только на сохранение и воспроизведение некоторого заранее данного отношения, но и на выход за рамки наличной психологической ситуации. Л.И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды[5]. Возникнув, таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие человека. Ученый отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации. На основе сформировавшихся ранее качеств личности ребенок особым образом преломляет воздействие среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют аккомодационную и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне развития эта активность находит выражение в том, что субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта. А.А. Налчаджян исследовал процесс адаптации и адаптированность, то есть результат самой адаптации, на уровне личностных механизмов, которые обеспечивают адаптацию личности к определенным социальным ситуациям. Ученый развил теорию об адаптивных комплексах, с помощью которых протекают адаптивные процессы личности в сложных проблемных ситуациях. По мнению автора, адаптивные комплексы, вновь и вновь используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера[16]. А.А. Налчаджян выделяет следующие разновидности адаптивных комплексов: ? незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; ? защитные адаптивные комплексы, являющиеся сочетаниями только защитных механизмов; ? смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных механизмов. А.А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая. Охарактеризуем классификационные признаки видов социально-психологической адаптации. Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Нормальная социально-психическая адаптация личности представляется двумя видами: защитная и незащитная (и как разновидность - смешанная или средняя). Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением[26]. Девиантная адаптация имеет два подвида: неконформистская адаптация (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путями) и новаторская (инновативная, творческая) адаптация (деятельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в различные области культуры). Патологическая адаптация представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов. А.А. Налчаджян в своей теории социально-психической адаптации выделяет как имеющие особую важность следующие виды адаптации: - путем преобразования; -путем преобразования и практического устранения проблемной ситуации; - с сохранением ситуации. А.А. Налчаджян рассмотрел адаптацию личности в контексте социальных процессов, предложил классификацию социально-психической адаптированности личности и выделил уровни адаптации, чем наиболее полно отразил эти процессы. А.В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: – адаптация; – индивидуализация; – интеграция[26]. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы. Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности. Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии «растворения в массе». Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации. Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы. Третья фаза - интеграция - характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям. В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера. Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности. С точки зрения развития личности интерес представляют работы В.А. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности[26]. При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности. Адаптивность - это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность - противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел - с воплощением и т.д. Это противоречие - источник существования и развития индивида. В.А. Петровский рассматривает неадаптивность как принцип динамической организации личности. В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современные психоаналитики широко используют введенные еще 3. Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений и, соответственно, различают две разновидности психологической адаптации: 1. Аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями. 2. Аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде. Среди работ психоаналитического направления следует выделить концептуальный подход Э. Эриксона, выдвинувшего положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и общества. Процесс адаптации в его концепции описывается формулой: противоречие - тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоническое равновесие или конфликт. Э. Эриксон рассматривает конфликт в качестве одного из возможных исходов взаимодействия индивида и среды в том случае, когда защитные реакции организма и «уступки» среды оказываются недостаточными для восстановления нарушенного равновесия[33]. Н.И. Сарджвеладзе, изучая личность и ее взаимодействие с социальной средой, выделяет динамические стороны системы «личность-социум», которые представляет в трех ипостасях: модальность, источник и способ взаимодействия[16]. По мнению ученого, модальность взаимодействия определяется ответом на вопрос «что?» и имеет отношение к задаче, которая возникает перед субъектом в процессе жизнедеятельности. Модальность взаимодействия включает в себя две противоположности - адаптацию и преобразование. Преобразовательная деятельность человека распространяется на межчеловеческие отношения. Возможные варианты социального и внутриличностного взаимодействия по параметру модальной жизнедеятельности отражаются в 4-х динамических тенденциях: – адаптация к среде; – самоадаптация; – преобразование среды; – самопреобразование. Адаптация к социальному окружению зависит не только от того, как человек определяет ситуацию, а также от эмоциональных состоянии, связанных с адаптированностью. Эти состояния регулируют его поведение и систему межличностных отношений. Важным вопросом автор считает самоадаптацию, так как происходит формирование социальной и личностной идентичности. Трудности в «делении своей идентичности могут привести к личностным кризисам. В.В. Фалилеев, изучая вопросы психологической адаптации человека, приходит к следующим выводам: 1. Психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы. 2. Окружающая среда непосредственно оказывает влияние на эффективность функционирования нервной системы. 3. Профилактика стрессов, аффектов, фрустраций - залог эффективности протекания психологической адаптации человека. 4. Гармония психических процессов - залог успешной адаптации человека. В.В. Фалилеев определяет психологическую адаптацию человека как полную, включающую в себя физиологическую, сенсорную, социальную и профессиональную, в основном соединяя существующие точки зрения[16]. С психологической точки зрения адаптацию и поведение, направленное на её осуществление, изучает А.А. Цахаева. Интерес представляет деление адаптации автором на макро- и микроуровень (адаптация к большой и малой группе), на интро- и эктранаправление (адаптация к образу Я и образу окружающего мира), на экзотерическую и эмпирическую составляющие (к будущей деятельности и реальной сиюминутной реализации адаптивного потенциала)[31].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg