Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

NLatipova 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.10.2017
Мы сделали попытку изучить основные особенности формирования межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Цель нашей работы заключалась в выявлении и обосновании педагогических условий формирования взаимодействия младших школьников. Мы выяснили, что проблема межличностных взаимоотношений младших школьников актуальна, поскольку: • межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом; • от характера межличностных отношений учащихся зависит успешность их обучения и отношение к школе в целом; • неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками, переживание своей отторгнутости от группы могут служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определены и выявлены уровни сформированности взаимодействия младших школьников исследуемой группы. Затем была разработана и реализована система занятий и бесед, направленных на формирование диалогического типа взаимодействия и навыков сотрудничества у младших школьников. В практической части работы было описано психолого-педагогическое исследование, проведенное на базе МБОУ «Гимназия № 1» города Мытищи с учащимися 1 «Е» класса. Диагностический инструментарий исследования представлен несколькими методиками: наблюдением, социометрией Дж. Морено «Капитан корабля» и методикой срезов Т.А. Репиной.
Введение

Актуальность исследования. Одна из важнейших проблем педагогической науки совершенствование взаимодействия младших школьников как обязательного условия обеспечения их развития в социуме. Исследование этой проблемы очень актуально, поскольку наряду с научным значением представляет и практический интерес в решении педагогических вопросов организации эффективного обучения и воспитания младших школьников в процессе взаимодействия. Проблеме общения детей посвятили свои исследования А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломенский, А.Г. Ковалев, А.В. Мудрик, В.С. Мухинаи др. Эти работы посвящены вопросам межличностного общения детей и аспектам изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранению препятствий психологического и социального характера. Все указывает на то, что напряженность общения людей усиливает авторитарно-агрессивный фон нашей жизни и соответствующий ему характер межличностных отношений. Поэтому в современных условиях развития общества остро встает проблема совершенствования и гуманизации межличностных отношений, перестройки системы обучения в школе на принципах доброго, уважительного и культурного общения. Неоднократно указывалось, что необходимо вернуться к представлению о самоценности непринужденного, незакомплексованного, доброжелательного, открытого общения, к ценности соблюдения этикета, социальных, этических, эстетических норм поведения. Гуманистическая ценность межсубъектного взаимодействия, его диалогичный характерраскрывается в работах Т.В. Антоновой, М.И. Лисиной ,В.Г. Маралова, А.Г. Рузской, В.А. Ситарова и др. Умение взаимодействовать рассматривается как необходимое условие комфортности ребенка в группе сверстников, а сам процесс взаимодействия как база формирования важнейших качеств личности: активности, целеустремленности, направленности, гуманности, организованности и др. (Н.Я. Михайленко, Н.И. Кустова, Т.В. Антонова, Н.И. Кузина. С.Г. Якобсон и др.). В современных исследованиях опыт позитивного, созидательного взаимодействия младшего школьника со сверстниками определяется как важнейший компонент социальной готовности к обучению в школе. (Г.И. Вергелес, Т.И. Бабаева, Г.А. Цукерман и др.). Разработка научных основ максимального использования всех видов деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками для развития личности ребенка является одной из центральных задач современной педагогики. Родители, воспитатели, учителя закладывают фундамент для успешного решения этих задач. Главные основы развития способностей человека к взаимодействию формируются в школьные годы. Именно в младшей школе ребенок влияет на сверстников и взрослых соответственно своим новым умениям и навыкам, коммуникабельности, компетентности и партнерской ориентации. Но эти возможности могут ограничиваться трудностями различного характера и отрицательными свойствами личности. Проблемам устранения преград на пути развития и формирования общительности детей посвящены работы М.И. Буянова, В.Е. Кагана, Т.В. Нешерет, А.А. Рояка, В.Г. Степанова, Е.М. Эльконина. Учитывая динамизм внешних условий воспитания и развития младших школьников, вряд ли можно считать какую-либо теорию полностью завершенной. В связи с этим дальнейшая разработка теоретических и практических вопросов формирования взаимодействия детей младшего школьного возраста поможет лучше изучить проблемы и найти пути успешного формирования взаимодействия детей. Согласно ФГОС НОО (1-4 кл) системно-деятельностный подход в образовании определяет «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социального желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся». Поэтому, формирование социальных способностей, готовности к взаимодействию, взаимопониманию в младшем школьном возрасте задает основу дальнейшей успешной социализации детей на последующих этапах жизни.Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия: между необходимостью реализации ФГОС в воспитательной деятельности в начальной школе и отсутствием научно-методического обеспечения процесса в социальной деятельности; между современными требованиями к модели выпускника начальной школы и отсутствием разработанных научных подходов к модели процесса формирования взаимодействия младших школьников в социальной среде. Исходя из этого, проблема формирования школьника как субъекта взаимодействия с окружающими людьми приобретает особую теоретическую и практическую значимость. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования взаимодействия младших школьников. Объектом исследования является взаимодействие младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия формирования взаимодействия младших школьников. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование диалогического взаимодействия и навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста будет успешным при соблюдении ряда педагогических условий: - общение педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания; - целенаправленное развитие навыков общения у младших школьников; - формирование детского воспитательного коллектива как среды, оптимизирующей сотруднический тип взаимодействия учащихся; - комплексное применение методов воспитания и развития личности обучающегося. Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - определить содержание, структуру и качественные характеристики взаимодействия младших школьников; - выявить уровни сформированности взаимодействия детей исследуемой группы из числа учащихся 1 «Е» класса МБОУ «Гимназия № 1» города Мытищи; - разработать и реализовать систему занятий, направленных на формирование диалогического типа взаимодействия и навыков сотрудничества у школьников; - оценить эффективность проведенных занятий. Методологической основой исследования явились: - фундаментальные труды в области психологии, направленные на изучение особенностей развития младших школьников Божович Л.И., БодалевА.А., Запорожец А.В. и др.; - исследования, направленные на изучение формированиявзаимодействия младших школьников в учебной и внеурочной деятельности Дьяченко В.К., Горшков А.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н. и др.; Методы эмпирического исследования: наблюдение, социометрия, математическая обработка, беседы. Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлен план мероприятий, направленных на формирование диалогического типа взаимодействия и навыков сотрудничества у младших школьников. Он имеет теоретическое обоснование, перспективно-тематическое планирование и может использоваться педагогами образовательных учреждений. База исследования: I «Е» класс муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1» города Мытищи. Структура работы. Представленная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……….………………..8 1.1. Межличностное взаимодействие как объект научных исследований……8 1.2. Взаимодействие как фактор социального развития младших школьников………………………………………………………………….18 1.3. Психолого-педагогические условия формирования взаимодействия младших школьников в учебно-воспитательном процессе………………31 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………..………………43 2.1. Организация и процедура исследования особенностей взаимодействия младших школьников……………………………………………………………43 2.2. Система работы педагога по созданию педагогических условий для формирования диалогового взаимодействия младших школьников………...51 2.3.Анализ эффективности мероприятий, направленных на формирование диалогового типа взаимодействия младших школьников……………………56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….63 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира – М.: ЭКО, 1999. – 224 с. 2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре - М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 416 с. 3. Аверьянов А.В. Системное познание мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru (дата обращения: 20.01.2016) 4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности - М.: АСТ, 2011. - 298 с. 5. Агеев В. С. Межличностные и межгрупповые механизмы: социально-психологические проблемы - М.: АСТ, 2012. - С. 222-226. 6. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе - Ярославль.: ЯЛТУ, 2011. - 137 с. 7. Бахтин М.М. К философии поступка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pereplet.ru/misl/bahtin.html (дата обращения: 25.02.2016) 8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с. 9. Бодалев А.А. Психология общения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/bodalev (дата обращения: 25.01.2016) 10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 254 с. 11. Большой энциклопедический словарь. Редакторы: И.Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н.Ярина. – М.: АСТ, 2013. – 1248с. 12. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная альтернатива. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru (дата обращения: 24.02.2016) 13. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с. 14. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. Перевод И. Авидон, П. Румянцева - СПб.: Речь: Гуманитарная академия, 2014. - 298 с. 15. Вельчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста - М. : Сфера, 2000. - С. 24 -27. 16. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения - СПб.: Прайм-еврознак, 2013. - 320 с. 17. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика-Пресс, 2016. - С. 67 - 69. 18. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Пед. общ-во России, 2013. - С. 200 - 204. 19. Гаврилова Т.П. Психология семьи. Сборник статей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com (дата обращения: 25.01.2016) 20. Горшков A.C. Педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования Я-концепции ученика // Психологический журнал. – 2015. - № 2 . – С.23-29. 21. Горянина В.А. Психология общения - М.: Академия, 2012 - 232 с. 22. Гурова Р.Г. Социальные проблемы воспитания. - М.: Лабиринт, 2015. - 176 с. 23. Деятельность и отношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. - М.: Педагогика, 1987. – 192 с. 24. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru (дата обращения: 20.01.2016) 25. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении - М.: Просвещение, 1991. - С. 11-17. 26. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru(дата обращения: 21.02.2016) 27. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка – Избранные психологические труды. – В 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 320 с. 28. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 177 с. 29. Ковалев А.Г. Социально-психологический климат коллектива и личность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru (дата обращения: 17.01.2016) 30. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. - СПб. : Речь, 2007. - 164 с. 31. Кукушин В.С. Музыка, архитектура и изобразительное искусство: Сценарии творческих уроков. – М.: Лабиринт, 2015. – 190с. 32. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения– М.: Педагогика, 1986. – 143 с. 33. Липпс Т. Самосознание / Пер с нем. М. Лихарева. – СПб: Образование, 2014 – 276 с. 34. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников - М.: Педагогика, 1979. 56 с. 35. Леонтьев A.A. Психология общения - М.: Смысл, 1999. -87 с. 36. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии - М.: Наука, 1981.-245 с. 37. Мудрик А.В. Социализация человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/mudrik (дата обращения: 20.01.2016) 38. Мухина В.С. Возрастная психология. Режим доступа: http://www.twirpx.com (дата обращения: 21.01.2016) 39. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы [Текст]: письмо Министерства образования РФ № 2021/11-13 от 25 сент. 2000 г. 40. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы – М.: Тривола, 2015. – 660 с. 41. Овчарова Р.И. Настольная книга социального педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com (дата обращения: 20.01.2016) 42. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru 43. Пономарев Я. А. Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Сборник научных трудов. - Новосибирск, НГУ, 1979. - 210с. 44. Семенака С. И. Уроки добра [Текст]: коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С. И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2002. – 80 с. 45. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция – М.: ВЛАДОС, 2013. – 160 с. 46. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности)– М.: Пед. общество России, 2006. – 128 с. 47. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. - Киев.: Радянська школа, 1984.-174 с. 48. Фёдорова, Т.Б. Развивающее взаимодействие учителя с учащимися в педагогическом процессе - СПб.: Русь, 2014. - 221 с. 49. Терновая О.С. Формирование у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством: Дисс…канд. пед. Наук. - Екатеринбург, 2015. – 143 с. 50. Филиппова А. Р. Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе // Концепт. – 2013. – № S6. – С. 36–40. 51. Шаповалова, О. Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. - ¬ 2010. - ¬ N 1. - ¬ С. 22- ¬28.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 1.1. Межличностное взаимодействие как объект научных исследований Особый интерес для исследователей и мыслителей различных отраслей современного научного мира представляет взаимодействие как универсальное понятие. Определить теоретическую базу для изучения проблемы межличностного взаимодействия в работе с младшими школьниками позволяет анализ основных подходов к определению взаимодействия в смежных с педагогикой науках – психологии, социологии, философии. Словарь русского языка С.И. Ожегова говорит о взаимодействии как «взаимной связи явлений и взаимной поддержке» людей [42] Большой Энциклопедический словарь раскрывает это понятие как «отражение процессов воздействия объектов друг на друга и универсальную форму движения, развития, определяющую существование и структурную организацию любой материи» [11, c. 199] В истории философской мысли проблема взаимодействия раскрывается в соотнесении не только с природной, но и с социальной материей. Весь индивидуальный и общественный опыт жизни общества, накопленный предшествующими поколениями, передается посредством взаимодействия людей. Поэтому анализу категории взаимодействия посвящено большое количество работ в современной философской литературе (А.Н. Аверьянов, М.М. Бахтин, Б.М. Кедров, А.Я. Пономарев, А.Р. Филиппова и др.). А.Я. Пономарев рассматривает взаимодействие как связь между материальными явлениями в которых сменяют друг друга противодействие (борьба) и содействие (сотрудничество) [35, c. 41]. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. При этом важно, что взаимодействие, в каждой из подсистем развивается в двух направлениях: внутренние и внешние изменения, а динамика внутренних взаимодействий рано или поздно отразится во внешнем положении объекта [43, c.44]. Проблема взаимодействия детально представлена в работе М.М. Бахтина «К философии поступка». Важным является обращение автора к проблеме межличностного взаимодействия, возникающего в ходе осуществления отношений в диадах «я – для – себя», «я -для – другого» и «другого – для – меня», в ходе которых происходит обмен общечеловеческими ценностями. Автор подчеркивает, что в ходе осуществления межличностного взаимодействия в диаде «я» и «другой» возникает обмен ценностями, значимый для обоих партнеров [7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg