Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сущность содержания образования и его исторический характер: теории формирования содержания образования

gemsconslebria1971 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
Цель: Определить сущность содержания образования как средство развития личности. Задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы формирования содержания образования. 2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания образования и исторический характер. 3. Современные теории формирования содержания образования. Объект исследования: педагогический процесс. Предмет исследования: содержание образования как средство развития личности.
Введение

Образование рассматривается в целом как социальный институт, а именно как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его положения к другому. В настоящее время это от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. В системе образования функционирует психологическая служба, созданная для того, чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний.. Работники данной службы образования принимают участие в решении вопросов, которые затрагивают судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и заканчивая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе него проходят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психологического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...…4 Глава 1. Теоретические основы формирования содержания образования….. .6 1.1 Сущность содержания образования и его исторический характер……....6 1.2 Теории формирования содержания образования………………………….9 1.3 Факторы, детерминирующие формирование содержания образования………………………………………………………………………11 Глава 2. Основные подходы к формированию содержания образования на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..12 2.1 Принципы и критерии отбора содержания образования……………........................................................................................12 2.2 Нормативные документы, регламентирующие содержание образования………………………………………………………………………15 Заключение………………………………………….……………………………23 Список использованной литературы……………..…………….………………25
Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. -2073 с. 2. Головей Л. А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе. Л., 1987.– 7с. 3. Загвязинский В. И. Общая педагогика: учебное пособие/В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М.:Высш. шк., 2009. - 391 с. 4.Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. – 384 с. 5. История педагогики и образования : учеб. Пособие для вузов / под ред. З. И. Васильевой ; Междунар. акад. наук пед. образ. – 5-е изд., стер. – М. Академия, 2009. – 427 с. 6. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский. – 4-е изд., стер.– М. : Академия, 2008. – 254 с. 7.Кроль, В. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. М. Кроль. – М. Высш. шк., 2008. – 316 с. 8.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., -117 с. 9.Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. С. 62.986. – 299 с. 10. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее// Приоритеты современ-ной педагогики. М., 1993.- 53 с. 11. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образ. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 12.Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995. - 272 с. 13.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. – 288 с. 14. Хуторской, А. В, Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. В.Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 253 с. 15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. – 96 с.
Отрывок из работы

1.1 Сущность содержания образования и его исторический характер Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования рассматривается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, которая была достигнута в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Рассматривая данный подход, можно выделить, что в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания являются важными социальными ценностями, следовательно, и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Данный подход мы наблюдаем в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского. И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению или сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества. Таким образом, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход гарантирует свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества. Личностно-ориентированное содержание образования указывает на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность. Содержание образования имеет исторический характер, так как оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Следовательно оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Выше было отмечено, что образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно данные две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Следует отметить, что подвергался влиянием и социальных факторов, которые были связаны с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, без которых в повседневной жизни и практической деятельности было не прожить. В эпоху Возрождения и в ХVIII - XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это подтверждают: 1)Школа радости В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития. 2)Теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. 3)Идея И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «новые школы» во Франции, в Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования. 1.2 Теории формирования содержания образования Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования. Материальной еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А.Коменский, который много лет своей жизни посвятил работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, которые были необходимы для учащихся. Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствует анализ содержания некоторых программ и учебников, перегруженных информацией настолько, что учащиеся просто не в силах ее усвоить. Формальная теория, или дидактический формализм, рассматривала обучение в основном только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 37 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
190 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
190 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg