Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов школьников

gemsconslebria1971 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
Целью данной работы является определение значимости нестандартных уроков в развитии познавательных интересов. Объектом курсового исследования является процесс развития познавательных интересов школьников. Предметом исследования является организация учебного процесса в школе. Задачи исследования: 1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме и определить основной подход к пониманию роли нестандартных уроков в развитии познавательных интересов школьников. 2. Проанализировать влияние нестандартных уроков на познавательные интересы школьников. 3. Обозначить ряд методических рекомендаций для педагогов по проведению нестандартных уроков с целью развития познавательных интересов. Данная тема в настоящее время активно изучается рядом исследователей. Работы Стефановской Т. А.[18], Прашкович Н. П.[16], Соколовой Л. Н[17]. и др. дают обширный теоретический материал по теме. В их исследованиях рассматриваются вопросы определения понятия «нестандартный урок», видов подобных занятий, наиболее подходящих для определенной возрастной группы. К сожалению, тема еще изучена недостаточно, что не дает возможности иметь единую теоретическую базу, но позволяет ознакомиться с различными точками зрения авторов на проблему. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, результаты и рекомендации для педагогов по проведению нестандартных уроков с целью развития познавательных интересов могут быть использованы в учебном процессе.
Введение

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя[4]. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться. Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Поэтому нами была выбрана тема курсовой работы: «Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов школьников». В литературе этот вопрос еще изучен недостаточно и мы считаем, что эта тема актуальна и требует исследования.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса школьников и влияние на него нестандартных уроков 1.1. Урок как основная форма обучения. Особенности нестандартных уроков……………………………………………………………………….5 1.2. Проблема познавательного интереса школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………………..9 1.3. Возможности нетрадиционного урока в развитии познавательного интереса учащихся………………………………………………………..14 Выводы по первой главе …………………………………………………19 Глава II. Методические аспекты проблемы развития познавательных интересов школьников на нестандартных уроках 2.1. Методические рекомендации учителям по проведению нестандартных уроков с целью развития познавательного интереса………………………….25 2.2. Порядок работы и дидактические требования по некоторым видам нестандартных уроков…………………...………………………………………31 Выводы по второй главе…………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………….32 Библиографический список……………………………………………………..34
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Психология. -Спб.,2015.-№ 265, вып. 16. -С.41-60. 2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А.Баранова. -СПб.: Речь, 2015. 3. Белкин, Е.Л. Управление познавательной деятельностью /Е.Л.Белкин. – Ярославль, 2011. 4. Беляев, М.Ф. Психология интереса / М.Ф.Беляев. – М., 2016. 5. Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2009. Т. 73. № 1. С. 273 - 275. 6. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения школьников / Л.А. Венгер // Дошкол. воспитание. 2014. - № 5. -С.36-39. 7. Годовикова, Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н.Годовикова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1.- С.14-17. 8. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.-М., 2015. 9. Давыденко, В.А. Ценностный аспект познавательного интереса / В.А.Давыденко// Новые ценности в образовании, культуре и политике. – Биробиджан, 2012. 10. Денисенкова, Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях. - М., ИМПЕКС, 2009.- 122 с. 11. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- М.,2016. 12. Козлова, С.А. Формирование познавательного интереса у школьников на материале ознакомления с техникой/С.А.Козлова.-М.: Просвещение, 2015.- 80 с. 13. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность школьников/ Н.А.Короткова // Ребенок в детском саду.-2013.- № 3, 4, 5.- 2012.- №1 14. Куликова, Т.В. О воспитании у детей познавательных интересов/Т.В.Куликова// Дошкольное воспитание.- 2016 г.- № 9, С. 23-25 15. Лисина, М.И. Познавательная активность школьников/М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 2013.-243с. 16. Маквелов С. Г., Маквелова О. Н. Основы конструирования урока. — Армавир, 2013. 17. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса/В.Н.Максимова // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Л., 2014. 18. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82 19. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа.- М.,2014. 20. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе/Н.Г.Морозова.-М.: 2016.-187с. 21. Прашкович Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Арзамас, 2015. С. 146. 22. Прибылова, О.Ю. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий/О.Ю.Прибылова// Естествознание в школе.-2015.-№4 23. Развитие познавательных способностей в процессе воспитания / Под ред. Л. А. Венгера.- М., Просвещение, 2016- 114 с. 24. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.- Балашов: Изд-во БФ СГУ 2011. - с. 27-30. 25. Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. №11. С. 109 - 112. 26. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., 2013. С. 368. 27. Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С.46-59. 28. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина.-М.: Педагогика, 2011.-253с. 29. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/Г.И.Щукина. – М., 2010.-261с. 30. Эльконин, Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, - М.: «Просвещение», 2016. – 178 с.
Отрывок из работы

1.1. Урок как основная форма обучения. Особенности нестандартных уроков Урок в современном мире является основной, на данный момент, организацией обучения. Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы учеников и др. По этапам учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки[4]. Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подластым[17] - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» . В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный». Нетрадиционные уроки - это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса». Необходимо разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями для того, чтобы успешнее развивалась мыслительная деятельность учащихся, раскрывались их творческие способности, росла мотивация к учению. Следует отметить, что нетрадиционная форма открытых уроков также является весьма выигрышной, т.к. в неё можно продемонстрировать игровые моменты, оригинальную подачу материала, а также активность учащихся и их занятость в различных видах работы, как коллективной, так и индивидуальной. Опираясь на диссертацию Н. Г. Прашкович[17], можно выделить существенные черты нестандартного урока, такие как: • перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом); • отступление от традиционного организационного построения урока в аспектах группировки обучаемых, их взаимодействия друг с другом (учебного сотрудничества), взаимодействия учителя с учащимися (учебного руководства); • интеграция учебного материала; • придание учебно-познавательной деятельности формы досуговых, общественно-полезных, художественно-творческих, профессиональных и других социально-значимых видов деятельности. Особенность нестандартного урока заключается в особой роли учителя, не только в роли предметника, но по большей части в качестве организатора учебной деятельности ученического коллектива. В его компетенции оказывается постановка проблемы урока, создание учебных групп, формирование у учеников навыков работы с различными источниками информации и её дальнейшая обработка. Весьма разносторонне характеризуют нетрадиционное занятие его признаки, благодаря которым четче видны существенные отличия подобного вида уроков от стандартных, а также причины необходимости их использования наряду с традиционной формой занятий. • нетрадиционный урок имеет характер новизны; • использование программного и внепрограммного материала; • организация коллективной и индивидуальной деятельности в совокупности; • проведение уроков в нетрадиционных для этого местах или в оригинально оформленных учебных помещениях; • использование музыкальных и кинематографических составляющих, мультимедийного оборудования и информационных компьютерных технологий; • раскрытие творческого потенциала учеников. Для более глубокого ознакомления с творческими признаками нетрадиционного урока, которые в целом задают общее направление педагогическому творчеству и ориентируют на конкретную деятельность обучения, следует обратиться к статье Т. С. Широбоковой[28] : • отказ от шаблонности и формализма при организации урока; • максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; • занимательность и увлеченность как основа эмоционального тона урока; • поддержка множественности мнений учеников, помощь в доказывании точек зрения; • развитие отношения взаимопонимания с учениками; • уважительное отношение к знанию и незнанию учеников, помощь в устранении пробелов • использование оценки как результирующий и формирующий инструмент. Нестандартные уроки, выполняют ряд различных педагогических функций: развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности; позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; развивают творческие способности учащихся; способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; являются хорошим средством от информационной перегрузки . Форм нетрадиционных уроков крайне много, но наряду с этим существует проблема отсутствия единства мнения об их типологии. Обращаясь к статье Л. Н. Соколовой, мы можем ознакомиться с двумя классификациями форм нетрадиционных занятий. Рассмотрим типологию, предложенную Т. А. Стефановской[24], в основе которой лежит форма проведения урока: • уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая или ролевая игра); • В форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты); • имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная); • опирающиеся на фантазию (урок-сказка); • комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар); • перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») и т.п. Теперь можно обратиться непосредственно к классификации Л. Н. Соколовой[17], представляющей собой унифицированную типологию нестандартных уроков в зависимости от их целей: • Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др. • Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, урок-интеллектуальные игры и др. • Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др. • Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др. Из предложенных типологий можно выделить непрерывную связь традиционной и нетрадиционной форм уроков. В современной педагогической практике имеют место обе эти формы, дополняя друг друга и предоставляя учителю и ученикам возможность не зацикливаться на одном, а постоянно варьировать, расширяя познавательные возможности и укрепляя воспитательные аспекты обучения[11]. 1.2. Проблема познавательного интереса школьников в психолого-педагогической литературе Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели [5]. Понятие «интерес» имеет неоднозначное определение. Так, например, его понимают: - активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности; - один из видов интеллектуальной потребности; - выразитель ценностных ориентаций личности; - особое состояние психики; - структуру, состоящую из потребностей; - мотив [21]. Определяя понятие «познавательный интерес», Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области [15]. Наиболее полно теорию интереса представил П.Ф.Каптерев[23]. Он трактовал интерес как стремление к определенной деятельности, и отмечал, что в состоянии интереса ребенок более или менее, но всегда активен. В подготовительный период развития интереса, в дошкольном возрасте, ребенок все пробует, всем занимается, обнаруживая любопытство, на основе чего позже развиваются разнообразные интересы детей. Первоосновой развития интересов П.Ф.Каптерев считал врожденные органические свойства человека: хорошее зрение, тонкий слух, острое обоняние и общая врожденная впечатлительность к внешним проявлениям[23]. Исследователи решают такие проблемы как определение структуры интереса, рассматриваемого во взаимосвязи с потребностями. Изучается роль интересов в поведении личности, определяются основные направления его воздействия на социальные процессы, в частности, интерес исследуется как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности [1]. Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности. Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если ребенок проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность [15]. Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как личностное, образование, психический процесс, имеющий социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами. Психологи В.З.Давыдов, А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломов дают такое определение интересу. Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себе новые связи предметного мира[8]. А.В.Петровский, М.Т.Ярошевский определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [10]. Рассматривая структуру познавательного интереса, мы видим, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы. «Ядром познавательного интереса, - пишет Г.И.Щукина, - является мыслительные процессы». Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивности. Человек оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения задачи - создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску[15]. Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются: - активный поиск; - догадка; - исследовательский подход; - готовность к решению задач. В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, которое так же лежит в основе познавательного интереса [16].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg