Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА БИЗНЕСА

Анализ конкурентоспособности компании отрасли, система основных показателей

gemsconslebria1971 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
Целью работы является анализ основных показателей конкурентоспо-собности компании ОАО «Брянский Хлебозавод № 9», и обоснования мероприятий по ее повышению. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать экономическую характеристику компании «Брянский Хлебоза-вод № 9», - изучить понятие конкурентоспособность предприятия; - провести обзор методик анализа компании; - провести анализ основных показателей эффективности деятельности капитала компании; - определить конкурентоспособность ОАО «Брянский Хлебозавод № 9», на рынке. Объектом исследования являются основные показатели конкуренто-способности компании ОАО « Брянский Хлебозавод № 9». Предмет исследования составили экономические управленческие от-ношения, обусловленные анализом конкурентоспособности компаний про-мышленности. В качестве методологической основы курсового проекта использованы общенаучные методики исследований, статистические методы исследования, методы сравнения, наблюдения, анализ теоретических источников, метод обобщения, аналитический метод и др. При выполнении курсового проекта были использованы труды таких авторов, как Т.Н. Фомичева, Е.П. Голубков, А.А. Акимова, Т.А. Филимонова [3; 14; 26; 27]. Курсовой проект состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы. В первой главе работы: «Методологические основы анализа конкурентоспособности компании», рассматриваются теоретические основы конкурентоспособности. Во второй главе курсового проекта: «Анализ конкурентоспособности пищевой компании на примере ОАО « Брянский Хлебозавод № 9», проведен анализ и рассмотрены основные показатели конкурентоспособности предприятие ОАО « Брянский Хлебозавод № 9», также приведено предложение по улучшению конкурентоспособности компании. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в деятельности компании ОАО «Брянский Хлебозавод № 9», так и других аналогичных товаропроизводителей.
Введение

Основным двигателем экономического развития в условиях рынка яв-ляется конкуренция. Россия уступает странам по ряду основным параметрам конкурентоспособности. Ее продукция теряет позиции, как на мировых, так и на внутренних рынках. Выход на уровень развитых стран предполагает качественные изменения во всех сферах деятельности. Развитие различных видов деятельности и воспроизводственных процессов взаимозависимо. Актуальность темы курсового проекта обусловлена тем, что в совре-менных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего, руководители компаний находятся в постоянных поисках адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятием и рычагов повышения их конкурентоспособности. Изучение конкурентоспособности обуславливает необходимость разработки эффективных, простых в применении инструментов, методик, позволяющих предприятию с максимальной степенью объективности оценить уровень конкурентных позиций на рынке. Анализ конкурентоспособности компании становится основанием для дифференциации предложения и создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения потребителей в рамках целевого сегмента. Кроме того, это позволит предприятию более эффективно планировать процессы совершенствования товарного ряда, опираясь на конкретные результаты исследования.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Методологические основы анализа конкурентоспособности компании…..……………………………………………………………………....5 1.1. Конкурентоспособность компании как экономическое явление….……...5 1.2. Роль анализа конкурентоспособности компании пищевой индустрии …………………………………………………………………............9 Глава 2. Анализ конкурентоспособности пищевой компании на примере ОАО « Брянский Хлебозавод № 9»...…………………………………………..20 2.1. Анализ хозяйственной деятельности компании как основа оценки ее конкурентоспособности ………………………………………………………..20 2.2. SWOT-анализ ОАО « Брянский Хлебозавод № 9», его назначение в оценке конкурентоспособности компании …………………………………..29 2.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности компании ОАО « Брянский Хлебозавод № 9»…………………………………………………..35 Заключение ……………………………………………………………………....40 Список литературы ……………………………………………………………..44 Приложение ……………………………………………………………………..47
Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 07.03.2005 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Собрание законодательства РФ. - 2005.- №45 2. Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2012) 3. Акимова А.А. Развитие систем управления на основе клиентоориентированности. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 367 с. 4. Алимова А.А. Развитие потенциала конкурентоспособности пред-приятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2012. -17 с. 5. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкуре-нтоспособности: Учебник - М.: Экономика, 2014. – 238 с. 6. Бабкина Т.Н. Обзор теоретических представлений по формализации понятий конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции. - М.: ИНФРА-М; НОРМА, 2014.- 201 с. 7. Бабкина Т.Н. Анализ современных методов оценки конкурентных позиций предприятия на региональном рынке. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». ЭКМОС. 2015. - 416 с. 8. Бабкина Т.Н. Анализ и возможности компании пищевой промыш-ленности. - М.: ИНФРА - М, 2013 - 560 с. 9. Баранова А.А. Развитие инструментария управления потенциалом предприятия: Учебник. - М.: Экономика, 2014 – 11с. 10. Баринова А.А. О потенциале конкурентоспособности организаций: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 400 с. 11. Бибичевский А.А. Взаимовыгодные отношения с поставщиками как фактор повышения потенциала предприятия. - М.: Прогресс, 2014. - 342 с. 12. Брылев А. Конкурентоспособность пищевых предприятий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 453 с. 13. Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №12. - с. 66-69. 14. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика –М.: Эксмо, 2006. -76-78с. 15. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №1. - с. 107-116. 16. Елкина Т.Н. Анализ современных методов оценки конкурентных позиций предприятия на региональном рынке. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №7. - с. 23-34. 17. Ежова Т.Н. Подходы к оценке конкурентоспособности отечествен-ных предприятий и выпускаемой ими продукции. Серия «Высшее образова-ние» - М.: ИНФРА-М, 2014. - 232 с. 18. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Перевод с английского. - СПб.: Издательство: Питер., 2016. - 832 с. 19. Пархомова В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность как эконо-мическая категория. - М.: ИНФРА-М; НОРМА, 2013. -342 с. 20. Печеная Л.Т., Александрова М.В., Солодкова Т.И., Блюмин А.М. и др. Конъюктура рынка и конкурентоспособность товара:- М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003 -108 с. 21. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Издательство Дом «Вильямс», 2013. - 496 с. 22. Портер М.Э. Международная конкуренция./ Пер. с англ. - М.: Международные отношения., 2015. - 896 с. 23. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкуренто-способности продукции и предприятия. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Эко-номика». - №1. - 2012. - с. 12-15. 24. Трубилин А. Конкурентоспособность - главный фактор эффектив-ного производства. // АПК: экономика, управление. - 2015. - №12. - с. 39-46. 25. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия «Высшее образование» - М.: ИНФРА-М, 2013. - 312 с. 26. Филимонова Т.А. Экономическая сущность понятия «конкуренто-способность предприятия». // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №4. - с. 45-49. 27. Фомичева Т.Н. Экономическая сущность и содержание понятий конкурентоспособности предприятия и его продукции. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - с. 27-29. 28. Филатова Т.Н. Факторы формирования конкурентоспособности промышленных предприятий // Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции «Резервы экономического роста предприятий и организаций», Пензенская государственная технологическая академия, г. Пенза, 2012. - 154 с. 29. Филина Т.Н. Управление конкурентоспособностью отечественных предприятий на разных этапах экономических реформ // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №2. - с. 27-43. 30. Царева С.В. Методологические аспекты исследования конкуренто-способности переходной экономики России: Автореф. дис. - М., 2014. - 223 с. 31. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность предприятия: факторы и метод создания. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №1. - с. 11-16.
Отрывок из работы

1.1. Конкурентоспособность компании как экономическое явление Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и непосредственном общении товаропроизводителей на рынке подобное столкновение интересов получило название «конкуренция». Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность. Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить, как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это итоги его производственно-хозяйственной деятельности, в которых отражаются усилия всех без исключения служб и подразделений, а также способность реагировать на изменение конъюнктуры рынка [24]. Конкурентоспособность компании можно определить и как способ-ность выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущества по от-ношению к группе предприятий, относящихся к одной отрасли, либо пред-приятий выпускающих аналогичные товары. Оценка степени конкурентоспособности предприятия начинается с выбора базовых объектов для сравнения, выбора лидирующего предприятия, которое обладает параметрами [25]: - сопоставимостью характеристик выпускаемой продукции по иден-тичности потребности, удовлетворяемых с ее помощью; - идентичностью сегментов рынка, для которых предназначена выпус-каемая продукция; - определением фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие. Термин «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочислен-ных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность - это, прежде всего, способность конкурировать или соперничать [21]. Дальнейшее уточнение данного термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет выявить следующие аспекты: - субъекты рынка; - критерии и показатели конкурентоспособности; - уровень конкуренции. Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагаю-щим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны. Рассмотрим особенности трактовки конкурентоспособность предприя-тия. Конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обес-печения производства конкурентоспособной продукции, что является в со-временных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени [12]. Конкурентоспособность можно определить как способность предприятий отвечать потребностям конкурентного рынка, требованиям потребителей в сравнении с другими аналогичными предприятиями (товарами), представленными на территориальном (региональном, национальном, международном) рынке [19]. Специфика сформулированных автором определений заключается в следующем: во-первых, в указании на то, что предприятие (товар) считается конкурентоспособным лишь в сравнении и сопоставлении его с другим предприятием (товаром-аналогом); во-вторых, внимание акцентируется на важности роли потребителя в определении уровня конкурентоспособности товара и выпускающего его предприятия, так как, в конечном счете, именно потребитель, совершая покупку, осуществляет выбор между товаром оцениваемого предприятия и товарами конкурентов. Система управления конкурентоспособностью компании является эле-ментом более сложных систем: стратегического управления конкурентоспо-собностью региона и отрасли. В этой системе регион и отрасль определяют внешние возможности и преимущества организации, которые необходимо учитывать при определении целей предприятия и стратегий их достижения. Реализация стратегии предполагает оценку достигнутых показателей и эф-фективности системы управления. Рассмотрим возможные методы оценки системы управления конкурентоспособностью предприятия [16]. Анализ экономической литературы по проблемам оценки эффективно-сти управления конкурентоспособностью свидетельствует, что в настоящее время отсутствует единый подход. Можно сделать вывод, что заинтересованность предприятий в резуль-татах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкуренто-способности предприятия. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильности деятельности организа-ции, и как следствие, ее последующего эффективного развития [9; 10]. Целью разработки и построения модели конкурентоспособности любого предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли деятельности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие [5]. Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий сти-мулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению кон-курентоспособностью. Именно системный подход к разработке, оценке и поддержанию конкурентоспособности предприятия, основанный на знании и правильном использовании менеджерами организаций перечисленных принципов и методов, позволит предприятию успешно развиваться, увеличивая свою долю и укрепляя позиции на рынке. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что об-щим недостатком рассмотренных методов является их ограниченность, т.е. оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность компании, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования, например, оценка факторов с привлечением экспертов. Использование только какого-либо одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности компании, поэтому при оценке конкурентоспособности товаров и предприятия необходимо использовать комплексный подход [23]. Учитывая выявленную связь между уровнями конкурентоспособности, авторы считают, что при переходе от микро к мезо- и макроуровням показатели оценки конкурентоспособности субъектов должны учитывать показатели конкурентоспособности предыдущего уровня, что означает их комплексность и интегрированность. Часть общей оценки конкурентоспособности должна быть представлена показателями эффективности менеджмента, т.к. от того, насколько руководители смогли определить будущее видение предприятия, его стратегию и организовать процесс производства и сбыта продукции, будет зависеть конкурентоспособность выпускаемых товаров и предприятия в целом. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что конкуренто-способность субъектов и объектов экономики определяется, прежде всего, уровнем менеджмента, его готовностью и способностью эффективно использовать потенциал, нести ответственность за результаты реализации стратегии, принимать нестандартные решения в условиях ограниченности информации. 1.2. Роль анализа конкурентоспособности компании пищевой индустрии Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различ-ными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для фор-мирования правильного и сбалансированного рациона питания. Пищевая промышленность - среднетехнологичная отрасль, ориентированная в основном на внутренний рынок. В середине текущего десятилетия российская пищевая промышленность оказалась перед долговременным системным вызовом, характер которого определяется усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Однако сегодняшние качественные характеристики пищевой промышленности не позволяют ей использовать конкурентные преимущества глобализации. Она остается недостаточно диверсифицированной, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов [17]. Анализ тенденций развития пищевой промышленности свидетельству-ет о том, что проблема повышения ее конкурентоспособности за счет роста эффективности производства является императивом. В целом рынок продукции пищевой промышленности обладает значительным потенциалом роста вследствие недоиспользования производственных мощностей и отставания фактического потребления продовольствия от рациональных научно обоснованных норм [8]. Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, обеспечивает надежное продовольственное снабжение населения. Рост конкурентных позиций требует значительного укрепления конкурентного потенциала отрасли, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет более глубокой переработки сырья, повышения ее качественных характеристик [6]. Таким образом, необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе добиться устойчивого развития российской пищевой промышленности без обеспечения ее конкурентоспособности будет невозможно. Завоевание и сохранение конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности - ключевая функция стратегического управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками. Главная предпосылка формирования стратегических факторов конкурентного преимущества заключается в способности компании выявить и удержать в течение длительного времени свои преимущества как производителя товара по сравнению с конкурирующими поставщиками [11]. Управление конкурентоспособностью компании пищевой промышленности заключается в формировании определенного уровня конкурентного потенциала и его поддержании. Поскольку управление конкурентным потенциалом предусматривает формирование долгосрочных устойчивых конкурентных преимуществ, то наблюдается четкая взаимосвязь между управлением конкурентоспособностью и стратегическим управлением. Стратегическое управление должно обеспечить эффективную жизнедеятельность предприятия. Это означает его сохранение как хозяйствующего субъекта в рамках существующих факторов, создание условий, обеспечивающих рост, развитие и поддержание устойчивости. Опираясь на институциональный, воспроизводственный и корпоративный подходы, конкурентный потенциал пищевого предприятия можно определить как совокупную способность предприятия использовать внутренние финансово-инвестиционные, производственные, инновационные и человеческие ресурсы с целью создания устойчивых конкурентных преимуществ. При этом, конкурентный потенциал представляет собой способность бизнеса создавать долгосрочные конкурентные преимущества и адекватно реагировать на изменения в конкурентной среде. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности - непременное условие повышения устойчивости ее развития. В свою очередь, высокий уровень экономической устойчивости объекта исследования будет способствовать качественному развитию конкурентного потенциала. Исследование показало, что в качестве источников устойчивого развития пищевой промышленности России высту-пает совокупность социально-экономических, технико-технологических, организационных, экологических факторов, способствующих формированию заданного уровня устойчивости. В случае, когда все эти составляющие не противоречат друг другу, результирующий показатель устойчивости объекта исследования достигнет максимального значения [28]. Анализируя данные характеристики конкурентоспособности Пархомова В.Н. и Трубилин А.К, утверждают, что эти определения имеют общий недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: «качество/цена потребления». Это позволило авторам предложить следующее определение «конкурентоспособность – более высокое по сравнению с товарами- заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента» [19; 24]. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя». Главными составляющими конкурентоспособности являются: техническое производство, качество продукции, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантии, цена, условия платежей, своевременность появления нового товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в регионе и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg