Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе.

gemsconslebria1971 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
Целью данной работы является исследование процесса адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе. Объектом исследования являются студенты ВУЗа, а в качестве предмета выступает процесс их адаптации к условиям обучения в ВУЗе. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: 1. Рассмотреть общиетеоретические аспекты проблемы адаптации и основные закономерности адаптационного процесса; 2. Изучить факторы, определяющие процесс адаптации в ВУЗе и механизмы адаптации студентов ВУЗов; 3. Выявить особенности социальной и психологической адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе; 4. Выявить особенности физиологической адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе. Исходя из обозначенных задач была составлена структура данной работы. Первая глава посвящена общим теоретическим аспектам проблемы адаптации и факторам, определяющим процесс и механизмы адаптации студентов ВУЗа. Во второй главе рассмотрены особенности социальной, психологической и физиологической адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.
Введение

Поступление в высшее учебное заведение является радостным и одновременно волнительным событием в жизни молодого человека. Это своеобразный переломный момент в жизни, когда на смену обучению основам грамоты приходит обучение выбранной профессии. Начало учебной деятельности в ВУЗе связано с существенным увеличением умственных и эмоциональных нагрузок, со вступлением в новый коллектив, с переживаниями по поводу правильности выбранной профессии, со значительными изменениями образа и ритма жизни, а для студентов, переехавших из других городов еще и с тоской по родителям и бытовыми сложностями самостоятельной жизни. Таким образом, вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением, особенно в сессионный период, а также сравнительно низкой двигательной активностью.А, следовательно, поступление в ВУЗ сопровождается необходимостью в социальной, психологической и физиологической адаптации организма к новому уровню функционирования. От того насколько успешной будет данная адаптация на всех перечисленных уровнях зависит физическое и психологическое здоровье студента, его учебная успеваемость, отношения в коллективе и уровень усвоения профессии. Следовательно, проблема адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе является очень актуальной современной проблемой, требующей внимания сразу нескольких специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов и врачей.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации. Механизмы адаптации учащихся……………………………………………………………………………………….5 1.1 Общиетеоретические аспекты проблемы адаптации. Основные закономерности адаптационного процесса………………………………………………………………..……5 1.2 Факторы, определяющие процесс адаптации в ВУЗе.Механизмы адаптации студентов ВУЗов…………………………………………………………………………..…..10 Глава 2. Особенности психологической, социальной и физиологической адаптации студентов в ВУЗе ………………..…………………………………………………………..16 2.1. Особенности социальной и психологической адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе……………………………………………………………………………...16 2.2. Физиологическая адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе. Пониженная двигательная активность (гиподинамия)…………………………………………..………..21 Заключение…………………………………………………………………………..…….....26 Список литературы……………………………………………………………………..…..28
Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. – М.: Прогресс, 2011. – 192с. 2. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56. 3. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108. 4. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 c. 5. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83. 6. Беликова Радмила Михайловна, Пятунина Ольга Ивановна Проблема адаптации студентов к обучению в вузе // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Естественные науки. 2009. №1 7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с. 8. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.k 9. Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №5. - С.14-17. 10. Жегульская Ю.В. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011. 11. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329. 12. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 4. - С. 100-103. 13. Краснова В. Университетская вертикаль//Эксперт. 2012. № 5. 14. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 933-935. 15. Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции. 16. Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. - С. 40-49. 17. Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008. 18. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 528с. 19. Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 53-57. 20. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89. 21. Семенкова Татьяна Николаевна, Леухова М. Г., Лесникова С. Л., Блинова Н. Г., Васина Е. В., Кошко Н. Н., Варич Л. А. Особенности психофизиологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник КемГУ. 2010. №2. 22. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-58. 23. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56. 24. Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17. 25. Турмасова А. А., Юдеева Т. В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 461–465. 26. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. 27. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.
Отрывок из работы

1.1 Общиетеоретические аспекты проблемы адаптации. Основные закономерности адаптационного процесса Под адаптацией понимают процесс приспособления человека с неким новым условиям окружающей среды, например, к новым условиям проживания, новому месту работы, коллективу , новой роли или просто изменившемуся образу жизни[21]. Каждому человеку хотя бы несколько раз в жизни приходится находиться в процессе адаптации, начиная с поступления в детский сад, затем в школу, в университет, при смене работы, при рождении ребенка и так далее. Иногда данный процесс проходит практически незаметно, но порой он может вызывать серьезные затруднения и даже стать психологической травмой. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема адаптации является одной из ключевых вопросов для современной психологии. из Проблема адаптации использования становится достаточно затем существенной и значимой поведения когда происходят себе кардинальные изменения всказать деятельности индивида, человеку особенно если изменения при этом они сопровождаются сменой привычного социального окружения. То, насколько успешно, быстро и безболезненно будет происходить адаптация человека к новым условиям, в большой степени зависит от структуры его лично¬сти, ведь именно личность и является своеобразным психологическим орудием для формирования и самосовершенствования в себе чело¬века. Кроме того, именно личность может выступать в качестве психологического средства, которое, как правило, может обеспечивать адаптаци¬онные процессы на всем жизненном пути человека. Социально-психологическая адаптация человека является элементом деятельности. Одной из основных функций данного элемента является освоение относи¬тельно стабильных условий среды и решение типичных, повторяющихся проблем с помощью использования определенных способов социального поведения[5]. Одним из главных спосо¬бов социально-психологической адаптации можно считается принятие ценностей и норм некой новой социальной сре¬ды, которой может стать новый коллектив, территориальная общность или органи¬зация, в которую приходит индивид. То есть человек принимает нормы и ценности этой среды, а также сло¬жившиеся в ней формы взаимодействия и формы предметной деятельности, такие как способы вы¬полнения рабочих или семейных обязанностей. В момент адаптации на человека влияют формальные и неформальные связи, укоренившиеся в новом коллективе, существующий стиль руко¬водства, сложившиеся между членами коллектива от¬ношения. В зависимости от поведения индивида в процессе социально- психологической адаптации можно выделить две формы взаимодействия с новой средой[19]: • активную – в данном типе индивид целенаправленно воздействует на среду с целью изменить ее под свои интересы и потребности; • пассивную – когда индивид не стремится к изменению и воздействию на среду, а просто перенимает ее особенности и приспосабливается к ному образу жизни. Как и любому процессу, процессу адаптации индивида можно дать определенную оценку. Например, в новой среде человек имеет достаточно высокий статус, он психо¬логически удовлетворен этой средой, или, по крайней мере, моментами, которые для него наиболее важны. Здесь можно говорить о том, что адаптация прошла низком успешно, и индивид выделить стал полноценной времени частью новой или среды. Когда ее же индивид то по истечении коллектива определенного времени отклоняющее имеет психологическую аномия неудовлетворенность новой стал средой, чувствует себя в ней некомфортно, для него становятся характерными отклоняющее поведение и аномия, он имеет желание покинуть эту среду или сменить ее на другую, то здесь можно утверждать, что адаптация находится на очень низком уровне. Эта адаптация не успешна. Ранее было сказано, что успешность адаптационного процесса зависит от личностных качеств человека, это, безусловно, так. Но нельзя отрицать, что большое значение имеет и характеристика самой новой среды, к которой адаптируется индивид. Ведь чем она сложнее и неоднороднее, чем больше в ней происходит различных изменений, боль¬ше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше со-циальная напряженность, тем труднее для индивида социально-психологическая адаптация. В качестве примера сложного адаптационного процесса можно привести социаль¬ную среду города в условиях бы¬строй урбанизации. Наиболее зна¬чительными для успешности социально-психологической адаптации демо¬графическими характеристиками инди¬вида являются возраст и образование. Как показывает практика, чем старше человек, тем сложнее для него менять привычную среду на новую, а соответственно процесс адаптации происходит гораздо медленнее. Что же касается образования, то человек с высоким уровнем образованности, конечно же, быстрее и легче вольется в любой новый коллектив, особенно если речь идет, о смене школы, поступления в университет или адаптации к рабочему коллективу. Важно отметить, что то насколько быстро и успешно пройдет адаптация к любым сложным ситуациям и новым условиям жизни зависит также от пола индивида, оказавшегося в этих условиях. Учеными доказано, что женщины намного проще реагируют на изменение условий жизни и стрессовые ситуации и гораздо быстрее к ним адаптируются, чем мужчины. Это происходит потому, что женщины от природы имеют предрасположенность подстраиваться под ту или иную жизненную ситуацию. Кроме того, женщины считаются более импульсивными и нетерпимыми, чем мужчины, поэтому они склонны сбрасывать отрицательные мысли и эмоции с помощью обсуждения проблем с подругами или коллегами. Мужчины же в случае стрессовых ситуаций, как правило, замыкаются в себе, снова и снова переживая свои эмоции, поэтому не могут абстрагироваться и избавиться от отрицательных эмоций или волнения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на прохождение процесса адаптации влияют также и демографические и гендерные характеристики. В условиях современного социально-экономического развития общества и характерной для него социальной мобильности когда люди все чаще переезжают из маленьких городов в большие, постоянно повышают свой уровень образованности, часто меняют работу и место жительства, вступают в различные клубы по интересам, проблема адаптации становится все более и более актуальной. Ведь в каждой из перечисленных ситуаций человеку необходимо будет пройти этот непростой социально-психологический процесс, иногда даже имеющий несколько уровней. Например, при переезде в другой город из-за смены работы необходимо будет не только адаптироваться к новому городу, климату и месту жительства, но и к новому рабочему коллективу. Изучение данной проблемы направлено в основном на поиск и выявление факторов, которые могли бы способствовали наиболее эффективному и быстрому адаптационному процессу, и соответственно изучению тех социальных эле¬ментов, которые оказывают существенное влияние на эффективность адаптации человека. Об адаптационном процессе, в особенности в детском возрасте, много писал российский психолог А.В. Петровский[18]. В своих трудах он писал о том, что адаптация является одной из стадий развития личности в процессе социализации. С самого раннего детского возраста человек становится объектом общественных отношений. На него обычно направлено большое количество усилий со стороны окружающих: родителей, воспитателей, учителей и других близких людей. Именно начиная с этой ранней стадии жизни происходит социализация как своеобразное вхождение в мир людей. Это выражается в овладении речью, обучениюэлементарным нормам и правилам поведения, получению навыков письма и чтения, а также определенными социальными статусами и особенностям поведения, связанным с ними[18]. Иными словами, по мнению А. В. Петровского, человек в процессе социализации адаптируется к миру людей и учится быть личностью. Ребенок, который по каким-то причинам не прошел стадию адаптации и не усвоил основы социальной жизни, не может быть обучен этому в дальнейшем. Таким образом, стадия адаптации к обществу в процессе социализации, является очень важной, так как сенситивные периоды детства не обратимы. Несмотря на, казалось бы, однозначность в понимании процесса адаптации, в психологии под данным термином понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, и его способность приспосабливаться к различным требованиям среды, не испытывая при этом внутренний дискомфорт и конфликт со средой[7]. Социология рассматривает процесс адаптации как момент взаимодействия личности и социальной среды, где субъективной стороной является усвоение личностью основных ценностей и норм общества. То есть представителями данного подхода также отождествляются понятия адаптации и социализации, поэтому решающее значение приобретает проблема соответствия форм поведения, индивидуальных способов деятельности личности основным правилам, требованиям и нормам выполнения общественных функций. Таким образом, можно говорить о том, что социологический подход понимает адаптацию как некий процесс вхождения личности в новые социальные роли. И сущность этого процесса заключается, прежде всего, в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности. Еще одним ученым, активно занимающимся вопросами социально – психологической адаптации являлся В.В. Селиванов. Он выделял следующие формы социально-психологической адаптации[20] : • пассивная форма - выражается в позиции внешней согласованности своих действий с другими; • активная форма- когда личность занимает активную позицию и стремится понять людей из нового окружения, завоевать доверие окружающих с целью иметь на них влияние в дальнейшем; • осторожная позиция – направленная на изучение людей и обстановки; • простое приспособление – данная форма заключается в банальном заискивании перед сильными личностями из нового окружения с целью нахождения среди них покровительства. В процессе адаптационного периода именно поведенческие аспекты несут основную защитную функцию, которая обеспечивает минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции. Здесь отмечается также важное значение механизма информационной защиты, который существует у каждого человека. Данная защита ограничивает поступление информации в мозг человека для ее последующей переработки и фильтрации. Процесс фильтрации информации осуществляется на всех этапах ее движения, от рецепторов и до проекционных зон коры больших полушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют механизмы забывания. Участие информационного фильтра формирует у человека особую субъективную концептуальную модель действительности, в соответствии с которой строится индивидуальная стратегия адаптации. Затем происходит поиск оптимальной программы регулирующих механизмов. И, наконец, последняя фаза адаптационного процесса характеризуется стабилизацией показателей адаптации и параметров эффективности деятельности, которые устанавливаются на новом, более оптимальном уровне. Очень важно в рассмотрении данного вопроса различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат этого процесса. Можно выделить объективные и субъективные критерии адаптированности[1]: • Объективные критерии – показывают уровень реализации личностью норм, правил и взаимоотношений, принятых в данной социально группе; • Субъективные критерии - показывают удовлетворенность условиями, которые созданы для реализации и развития своих основных социальных потребностей, удовлетворенность членством в данной группе. ? 1.2 Факторы, определяющие процесс адаптации в ВУЗе. Механизмы адаптации студентов ВУЗов Итак, мы определили, что необходимость в адаптации становится актуальной в условиях существенного изменения деятельности человека или изменения его социального окружения. К одним из таких условий, в которых невозможно обойтись без прохождения адаптации, можно отнести начало обучения в ВУЗе, где первокурсник сталкивается с абсолютно новыми для него видами деятельности и новой социальной средой. Эффективность приспособления студента к социально-педагогической среде ВУЗа очень важна, ведь от нее в значительной мере зависит успешность учебной деятельности и его дальнейшее личностное развитие. Большинство студентов первого курса с началом обучения сталкиваются с совершенно новыми и незнакомыми для них условиями жизни. Происходит своеобразная ломка сложившегося динамического стереотипа учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта, особенно для студентов, переехавших из других городов и проживающих в связи со сменой места жительства в университетском общежитии. Все это является достаточно болезненным. Кроме социально –психологической здесь происходит также процесс социально –педагогической адаптации студентов, под которой понимают[8]: • организованный педагогический процесс, в ходе которого происходит усвоение студентами ВУЗов социального опыта путем реализации индивидуальных возможностей и потребностей, активности в разнообразной учебной, производственной и социально значимой деятельности. Эта деятельность оказывает большое влияние на последующее включение студентов первых курсов в социальные и трудовые отношения ВУЗа; • процесс приспособления студента-первокурсника к общему образовательному процессу университета, активного освоения им норм и ценностей учреждения, а также освоения особенностей приобретаемой профессии, умений и навыков будущей профессиональной деятельности. Здесь также обеспечивается процесс примерки на себя новой социальной роли, связанной с получаемой профессией и вхождение личности в систему социальных отношений; • единый целый процесс учебной, воспитательной и физкультурно-спортивной деятельности студентов на основе системного и личностно-деятельного подходов, с учетом сущностных характеристик и функции адаптационного процесса, в результате которого у них возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям; • сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям общения, обучения и деятельности, интеграции личности и университетской среды, приятие ее норм, ценностей, стандартов поведения и способов формирования профессиональных навыков. К субъективным факторам, которые негативно влияют на процесс адаптации и вызывают основные затруднения студентов начальных курсов, и могут даже стать причиной отчисления, относятся[19] : • отсутствие уверенности в собственных силах; • невысокий уровень школьной подготовки по основной программе, который является недостаточным для успешного усвоения университетского материала; • несформированные навыки учебной работы, • отсутствие или слабый уровень волевой регуляции, • разочарованность выбранной профессией, отсутствие желание овладевать ее основами; • сомнение в возможности успешного обучения в вузе как результат осознания студентами рассмотренных выше факторов. Кроме перечисленных субъективных факторов можно выделить еще некоторые, которые также отрицательно влияют на процесс адаптации, такие как отсутствие ответственности, в связи с чем сложно успешно готовиться к семинарским и зачетным занятиям, ведь контроль со стороны родителей отсутствует, в отличие от школьного обучения. В случае если первокурснику в связи с поступлением в ВУЗ пришлось сменить место жительства, то могут встречаться проблемы бытового характера, чувство тоски по родителям, близким и друзьям, чувство дискомфорта, связанное с жизнью в студенческом общежитии и наличием большого количества чужих людей рядом, отсутствие навыков самостоятельного распоряжения материальными благами, незнание города и многие другие сложности, вызванные необходимостью самостоятельной жизни. В Кемеровском государственном университете культуры в 2010 году было проведено эмпирическое исследование, посвященное особенностям адаптации студентов 1 курса в образовательном пространстве ВУЗа. В исследовании участвовали все первокурсники, зачисленные в университет в данном учебном году. Общее количество респондентов составило 250 человек. К тому моменту, когда проводился сбор данных для исследования, студенты уже имели некоторый опыт обучения в ВУЗе[13]. Итак, в ходе исследования факторов социально-педагогической адаптации студентов было выявлено , что общим субъективным затруднением успешной учебы для первокурсников является личная неорганизованность, которую отметили 27% респондентов. Многие первокурсники, а именно 21% из них, назвали в качестве значимой причины трудностей вузовского обучения неумение выступать на семинарских занятиях, что также существенно затрудняет их адаптацию к учебной деятельности, так как это является обязательной составляющей учебного процесса в высшем учебном заведении в отличие от школы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg