Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЭКОНОМИКА

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ

text-93 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
В настоящее время объективно необходимыми становятся интеграцион-ные связи образования, науки и производства, формирующие наукоемкую экономику. Развитие инновационной экономики предполагает не только внедрение новой техники и технологий, но и изменение морально-этического уклада. Для решения задачи формирования инновационной экономики важны как социально-экономические, так и социально-культурные трансформации, изменения макроэкономической ситуации.
Введение

Актуальность темы исследования. Создание условий доступности и ка-чества высшего образования одни из самых важных факторов при формирова-нии и реализации государственной стратегии в данном направлении. Особую значимость приобретает решение этих проблем в условиях становления инно-вационной экономики Республики Казахстан. Формирование условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными, компетентным специалистами становится базовый целью системы высшего образования. Потому как, в результате поднявшейся роли человеческого фактора в ускорении темпов развития инновационных процессов, от специалистов с высшим образованием требуется повышенный уровень компетентности, а от ВУЗов предоставление соответствующего качества их подготовки. Чтобы экономике нашей страны оказаться на новой инновационной волне, система высшего образования должна стать центром подготовки кадров, соответствующих не только современному технологическому укладу, но и прогнозируемому на ближайшее будущее. Взаимодействие образования, науки и производства – это «краеугольный камень» формирования наукоемкой экономики, обеспечивающей новые приоритеты и цели социально- экономического развития. В настоящий период новая платформа образовательной системы активно формируется в прямом взаимодействии с наукой и производством. Однако, этот интеграционный процесс не охватывает все регионы Казахстана. Остают-ся открытыми ряд вопросов структуры исследовательских ВУЗов, их связи с производством. В полной мере неопределенны потребности в интеллектуаль-ных ресурсах в разрезе регионов республики. Не выработаны критерии оценки инновационной деятельности ВУЗов как фактора формирования наукоемкой экономики. В этой связи теоретические и методологические исследования проблем развития инновационной деятельности ВУЗов и разработка рекомендаций по их решению являются актуальными и служат практической основой формирования наукоемкой экономики. Степень разработанности темы. В создании предпосылок перехода к инновационному типу экономики важное теоретическое и методологиское значение имеет работа Й. Шумпетера [1]. Большую ценность также представляют исследования зарубежных ученых: П.Друкера [2], Г. Менша [3], Б. Санто [4], М. Портера [5] и др. Ученые стран СНГ, в частности, российские, на протяжении длительного периода занимаются вопросам анализа и выработки конкретных предложений инновационной деятельности. Это работы И.В. Бойко [6], Н.И. Гапоненко [7], С.Ю. Глазьева [8], M.А Гусакова. [9], А.А. Кутейникова [10], И.Е. Рудаковой [11], Н.А.Новицкого [12], Ю.В Яковца [13], Р.А. Фатхутдинова [14]. В Казахстане исследованию проблем инновационного потенциала, а так-же механизмам их реализации посвящены труды А.А. Алимбаева [15], С.Б.Абдыгаппаровой [16], Ж.М.Адилова [17], У.Б.Баймуратова [18], Ф.М. Днишева [19], К. Кажымурата [20], М.Б. Кенжегузина [21], А.К Кошанова [22], Г.М. Мутанова [23], Сагадиева К.А., А.Канатчиновой [24] и др. Проблемы взаимодействия интеграционных связей образования, науки и производства имеют актуальное значение для всех стран пост советского про-странства. Эти вопросы рассматривали в своих работах российские авторы А.Н. Авдулов [27], B.С. Ефремов [31], Б.А Котляр и А.Ю. Медведев [33], А.В. Непомнящий и В.И Писаренко [38], В.Н. Осколков [39], И.В. Баранова и М.В. Черепанова [74]. Различные стороны интеграции образования, науки и производства отражены в работах казахстанских ученых К.Е. Кубаева [26], С.Б. Абдыгаппаровой , Г.К.Ахметовой, С.Р. Ибатуллина, Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамарника Г.М. [75], Мутанова [84], А.И Монобаевой [35] и др. Однако, не все факторы развития инновационной деятельности ВУЗов на-шли должное методологическое обоснование в формировании наукоемкой экономики. Теоретико-методическое значение интеграции науки, образования и производства, как инновационной платформы наукоемкой экономики Казах-стана, не было исследовано. Вышеуказанные причины обусловили цель и задачи диссертационного исследования. Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования со-стоит в разработке теоретических моделей интеграции деятельности исследовательских ВУЗов с производством как платформы для формирования наукоемкой экономики и выработке практических рекомендаций по механизмам развития инновационной деятельности ВУЗов. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Обобщить теоретические взгляды ученых-экономистов в вопросах инновационной деятельности ВУЗов и их роли в формировании наукоемкой экономики. 2. Рассмотреть условия, принципы и особенности взаимодействия обра-зования, науки и производства. 3. Определить методологические аспекты формирования инновационной экономики. 4. Выявить проблемы инновационной деятельности ВУЗов в современных условиях развития наукоемкой экономики. 5. Проанализировать результаты экономического и научно-технического сотрудничества ВУЗов с производством. 6. Определить приоритетные направления в сфере обеспечения интел-лектуальным потенциалом регионов Республики Казахстан. 7. Разработать и модернизировать инструментарий и механизмы развития инновационной деятельности ВУЗов. 8. Предложить рекомендации по развитию инновационной деятельности ВУЗов и эффективному использованию интеллектуального потенциала. Объект исследования – ВУЗы, занимающиеся инновационной деятельностью. Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе инновационной деятельности ВУЗов в условиях фор-мирования наукоемкой экономики. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных авторов в области исследования инноваций и оценки интеграционных процессов в науке, образовании и производстве, диалектические методы научного познания, методы сравнительного, логического, статистического и системного анализа, возникающие в процессе исследования инновационной деятельности ВУЗов, как основы формирования наукоемкой экономики. Информационная база исследований сформирована на основе офици-альных данных об инновационной активности промышленных предприятий, достижениях образования и науки Комитета по статистике министерства на-циональной экономики Республики Казахстан, ежегодниках и данных офици-альных сайтов сети Интернет по тематике диссертации; а также экспертных оценок руководителей и специалистов по профилю диссертационного исследования, материалах личных исследований автора. Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании инновационной деятельности ВУЗов как платформы для формирования и развития наукоемкой экономики. К наиболее существенным результатам отнесем следующие: 1 Обоснованы теоретические положения инновационной деятельности ВУЗов как основы формирования наукоемкой экономики и развития интеллектуального потенциала. 2 Представлен механизм развития ВУЗов, включающий в себя определе-ние приоритетных направлений инновационной деятельности, учитывающий многоуровневый характер взаимосвязи образования, науки и производства с учетом комплексного анализа интеллектуального потенциала. 3 Предложена новая образовательная модель подготовки специалиста «ВУЗ – Инновационное предприятие». 4 Разработана модель организационно-экономического механизма, связывающая образование, науку и производство на основе кластерного подхода. 5 Доказана необходимость развития инфраструктуры межрегионального рынка инноваций и образовательных услуг. Положения, выносимые на защиту: 1 Теоретические основы формирования наукоемкой экономики, основан-ной на знаниях, где отражен рост значений знаний для создания интеллектуального потенциала и качественного изменения роли знаний, на основании действующих экономических законов. 2 Методология исследования эффективности инновационных процессов, которая способна формировать и развивать наукоемкую экономику. 3 Научная концепция инновационной деятельности ВУЗов, формирующих основу экономики знаний. 4 Методические основы формирования кластера науки, образования и производства и его организационно-экономическую модель. 5 Организационно-экономический механизм функционирования кластера науки, образования и производства, методические подходы к оценке эффективности функционирования кластера. Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключаются в том, что основные положения и выводы могут быть использованы в целях совершенствования взаимодействии образования, науки и производственных систем, формирующих наукоемкую экономику с использованием интеллектуального потенциала, их интеграционной связанности. Представленные рекомендации диссертационного исследования направлены на повышение инновационной деятельности ВУЗов РК и формирование наукоемкой экономики. Достоверность и обоснованность результатов подтверждается ком-плексностью экономического анализа, основанного на репрезентативном и ле-гитимном эмпирическом материале, применением общенаучной методической платформы, а также их оригинальной комбинации. Апробация основных положений диссертационной работы Основные положения работы докладывались на международных и научно- практических конференциях: международная научно-практическая конференция «Двадцать лет развития Казахстана – путь к инновационной экономике: достижения и перспективы» (Усть-Каменогорск, 2011 г.), 42-ая международная научно-методическая конференция «Инновации в образовательной деятельности и вопросы повышения качества обучения» (Алматы, 2012 г.), IX республиканская учебно-методическая конференция «Непрерывное экономическое образование: модернизация обучения и методи-ческого обеспечения: Качество образования условиях реализации академиче-ских свобод ВУЗов» (Алматы, 2014 г.), Международная конференция «Методология современной науки» (Донецк, 2014 г.), Thе 2nd intеrnаtiоnаl sсiеntifiс аnd prасtiсаl соnfеrеnсе pаrtnеrship in еduсаtiоn аnd sсiеnсе ( Потрленд, 2014 г.), научно-практическая конференция «Экономика региона. Промышленная политика: теория и практика разработки и реализации» (Бийск, октябрь 2015 г.) Апробация и практическая значимость результатов исследования подтверждается использованием научных и практических материалов, рекомендаций, выводов и инструментария диссертации при выполнении Отчета о научно-исследовательской работе «Научно-методологические основы разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную систему» (0112РК01488). Автор принимал непосредственное участие при разработке проекта «Инновационный кластер» в КазНУ им. аль-Фараби. Ряд положений, описан-ных в диссертации, используется при чтении курса лекций по дисциплинам «Региональная экономика», «Экономика образования» в КазНУ им. аль-Фараби. Структура работы. Диссертация представлена введением, тремя разделами, содержащих 8 параграфов, заключением, списком использованной литературы из 104 источников. Диссертация изложена на 111 страницах текста. Работу иллюстрируют 16 рисунков, 9 таблиц и 2 приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......... 3 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ…………………………………………………………... 8 1.1 Тенденции становления наукоемкой экономики: теоретические подходы………………...……………...……………...……………...………… 8 1.2 ВУЗ как интегратор образования, науки и производства: зарубежный опыт……………...……………...……………...….……………... 22 1.3 Исследование механизмов влияния инновационной деятельности ВУЗа на развитие наукоемкой экономики …………………………. 35 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ………... 45 2.1 Исследование проблем инновационной деятельности ВУЗов... 45 2.2 Динамика и результаты экономического и научно-технического сотрудничества ВУЗов с производством……………………………. 61 2.3 Приоритетные направления в сфере обеспечения интеллектуальным потенциалом регионов Республики Казахстан и оценка уровня инновационной деятельности……………………………….………………… 70 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА, ФОРМИРУЮЩЕГО НАУКОЕМКУЮ ЭКОНОМИКУ……………............................................... 81 3.1 Моделирование организационно-экономического механизма взаимосвязи образования, науки и производства в ВУЗах……….. 81 3.2 Рекомендации по развитию инновационной деятельности ВУЗов и эффективному использованию интеллектуального потенциала……………………………………………………………………… 89 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 98 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 101 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 108
Список литературы

1 Шумпетер Й. Теория экономического развития – М. : Прогресс, 1982. – 400 с. 2 Друкер П. Бизнес и инновации – М.: Изд-ство: Вильямс, 2008. – 432с. 3 Менш Г. Технологический пат //Долговрементные тенденции в капиталистическом воспроизводстве. – М.: 1985 – 325с. 4 Санто Б. Инновации как средство экономического развития / пер. с с венг. – М.: Прогресс,1990 – 295с. 5 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с. 6 Бойко И.В. Фундаментальные основы инновационной экономики. Ме-тодологический, исторический и эмпирический контекст. – М., 2005. – 240с. 7 Гапоненко Н.И. Инновации и инновационная политика на этапе пере-хода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. – 1997. – №9. – С. 84– 97. 8 Глазьев С.Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Экономическая наука современной России. – 2012. – №2 (57). – С. 8-27. 9 Гусаков M.А. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. – 1999. – №2. – С. 33-37. 10 Кутейников А.А. Искусство быть новатором: Мировой опыт рискового бизнеса – М.: Знание, 1990. – 64 с. 11 Инновационный процесс в странах развитого капитализма: (методы, формы, механизм) / под ред. И.Е. Рудаковой. – М.: МГУ, 1991. – 144 с. 12 Новицкий Н.А. Концептуальные основы взаимодействия инвестиционно - структурной и инновационной политики. – М.: Институт экономики РАН, 2011. – 62с. 13 Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы – М.: Наука, 1999 – 448с 14 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: Бизнес-школа «Интеллект- Синтез», 2000. – 624с. 15 Алимбаев А.А. Научно-технический прогресс и информационные сис-темы управления// 3 т. Избранные труды. – Караганда: Санат-Полиграфия, 2005. – 368 с. 16 Абдыгаппарова С.Б. Инновационный менеджмент – Алматы : Эконо-мика, 2003. – 164 с. 17 Адилов Ж.М. Инвестиционно- инновационные преобразования в целях достижения устойчивого развития // Межв.сб. « Роль строительства в системе устойчивого развития Казахстана» - Алматы: КазГАСА, 1998. – С. 23-32 18 Баймуратов У.Б. Инвестиции и инновации: нелинейный синтез.// - Избранные труды- Алматы: БИС, 2005. Т. 3. -360с. 19 Днишев Ф. М. Научно – техническое развитие в условиях становления национальных производительных сил: стратегия и механизм. – Алматы: Галым, 1996. -250с. 20 Кажымурат К., Кравцов А., Даримбетов Б. Индустриально- иновационное развитие Казахстана : проблемы и их решение // Саясат. - 2003.- №6. - С.61-74 21 Наука и инновации в рыночной экономике: мировой опыт и Казахстан / Под ред. М.Б. Кенжегузина. - Алматы : ИЭ МОН РК, 2005. - 256 с. 22 Кошанов А.К. Устойчивое развитие экономики Казахстана в условиях глобализации // Саясат. - 2001. - №12. - С.14-18 23 Мутанов Г.М. Инновации: создание и развитие. – Алматы: ?аза? ВУЗі, 2012.- 224 с. 24 Сагадиев К.А., Канатчинова А. Развитие инвестиционного процесса Республики Казахстан как фактор преодоления экономического кризиса // Экономика и жизнь. – Алматы, 1997. –№12. – С. 3–5. 25 Ипалаков Т.Т., Гольцев А.А. Формирование региональной инноваци-онной системы в Казахстане // Инновации. – 2008. – №12(122). 26 Кубаев К. Прогнозирование потребности в специалистах с высшим образованием // Вестник высшей школы Казахстана. – 1998. – №1. – С. 22-26. 27 Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции: (США, Зап. Ев-ропа, Япония) – М. : Наука, 1992. - 166 с. 28 Аn А., Dаulеtbаkоv B., Lеvnеr Е. Multi-Аttributе Сlаssifiсаtiоn оf Tеxt Dосumеnts аs а Tооl fоr Rаnking аnd Саtеgоrizаtiоn оf Еduсаtiоnаl Innоvаtiоn Prоjесts // Lесturе Nоtеs in Соmputеr Sсiеnсе. – 2014. – P. 404-417 29 Фримен К. Экономическая теория промышленных инноваций – 1974. - 345с. 30 Демидова И.Д., Минина В.Н. Организационные формы интегративного социально-гуманитарного развития науки и образования (на примере знания) // Философия образования. – 2004. – № 3. – С. 53–60. 31 Ефремов B.С. Методология формирования интегрированной системы организации и управления научно-образовательным ко мплексом вуза: отчет о внебюджетной аналитической ведомственной программе «Развитие потенциала высшей школы». – М., 2007. – 148 с. 32 Ан А.Е. Трансформация роли ВУЗов в контексте инновационного развития Казахстана // Научно-информационный центр «Знание». – Донецк, 2014. – С. 25-29. 33 Котляр Б.А., Медведев А.Ю. Взаимодействие образования и бизнеса – путь формирования конкурентоспособного специалиста // Металлург. – 2005. – №9. – С. 68-70 34 Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Дело, 2006. 35 Монобаева А.И. Развитие бизнес-образования в Республике Казахстан: проблемы и пути решения // Вестник КазНУ. Серия экономическая. – 2014. - №2 (102). – С. 120-128. 36 Ан А.Е. Экономические причины внедрения информационно- образо-вательной среды // 42-ая Международная научно-методическая конференция «Инновации в образовательной деятельности и вопросы повышения качества обучения». – Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2012. – С. 406-408. 37 Мохов А.И., Мохова Е.В. Информационные аспекты передачи научно- технических разработок в бизнес // Проблемы информатизации. – М., 1995. – Вып. 2-3. – С. 33–37.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИННО-ВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ Тенденции становления наукоемкой экономики: теоретические подходы Современное мировое экономическое пространство характеризуется динамичностью развития новых технологий, качеством и количеством использования информационно-компьютерных систем, ростом научной информации и наукоемкой продукции. Данные факторы не только способствуют переходу человеческой цивилизации на новую парадигму развития, но и определяют конкурентоспособность и адаптивность той или иной страны к новым мировым вызовам. Как показывает опыт экономически развитых стран, базовый движущей силой экономического роста отдельной компании или целой страны является их способность генерировать новые знания и трансформировать их в инновации, востребованные экономикой и обществом. Не случайно современные экономисты отдают предпочтение исследованиям, посвященным инновациям, инновационному развитию, становлению экономики, основанной на знаниях или наукоемкой экономике. Перспективы любой саморазвивающейся социально-экономической системы будут определяться целым рядом факторов, включая целеполагание и комплексную оценку достигаемых результатов, имеющиеся ограничения, противоречия между общими и индивидуальными интересами элементов системы, уровень информированности органов власти и управления и другие составляющие [40]. Для научного осмысления концептуально новой модели развития эконо-мической системы при переходе к шестому технологическому укладу в литературе используют многообразные определения «информационная экономика», «инновационная экономика», «постиндустриальная экономика», «новая экономика», «экономика знаний», «сетевая экономика». Отсутствие единого подхода к данному феномену не только затрудняет исследование закономерностей происходящих процессов, но и запутывает самих ученых. Поэтому полагаем необходимо внести некоторые уточнения в данные термины для того, чтобы сформулировать авторское видение социально-экономических предпосылок становления наукоемкой экономики, а также определить присущие ей качественные характеристики. Как показывает изучение литературных источников, посвященных про-блемам развития наукоемкой экономики, среди исследователей еще не сложи-лось однозначного мнения об ее количественных и качественных параметрах. Например, в Справочнике экономического инструментария (электронная эн-циклопедия) дается следующая характеристика наукоемкой экономики: 1 Наукоемкая экономика образуется в результате преобразования в диверсифицированную экономику, основанную на производстве высокотехнологичных продуктов. 2 Наукоемкая экономика ориентирована не на потребление в больших масштабах природных ресурсов, а на более широкое применение новых науч-ных знаний, изобретений, открытий, новых прогрессивных технологий [42]. В наукоемкой экономике производство товаров, работ и услуг основывается на информационных технологиях, позволяющих работникам, фирмам и компаниям, находящимся в разных концах страны, общаться в реальном масштабе времени с помощью интернета, персональных компьютеров, средств мобильной связи и электронной торговли.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg