Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Организация исследовательской деятельности школьников при обучении математике методом проектов

gemsconslebria1971 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
Актуальность выбранного направления исследования обусловлена противоречием между необходимостью ориентации современной отечественной школы на формирование компетентностного уровня знаний и умений учащихся, учет их индивидуальных познавательных склонностей, признание высокого развивающего потенциала математического образования и недостаточной разработанностью методов обучения, создающих условия для индивидуализации учебной деятельности, проявления самостоятельности и инициативы учащихся при изучении математики в основной школе. Проблема исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке приемов и форм обучения математике посредством организации проектной деятельности учащихся основной школы как одно из условий повышения качества школьного математического образования. Гипотеза исследования: если будут разработаны приемы организации элементов исследовательской деятельности учащихся 6-х классов при обучении математике методом проектов, то будут достигнуты положительные результаты: самостоятельность мышления обучающихся, их умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать результаты, практически применять полученные знания. Целью данной работы является разработка методики организации проектной деятельности школьников 6-х классов, способствующей развитию исследовательских умений, формирующихся в ходе работы над проектами. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; • охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности; • описать методику организации проектной деятельности; • раскрыть методику проектной деятельности над циклом работ, организованной во внеурочной деятельности; • описать результаты проведенной работы. Научная новизна работы заключается в разработке методических приемов организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся по математике в рамках внеурочной деятельности, в практическом преломлении идей использования проектно-исследовательских методов во внеклассной работе в школьном образовании. Практическая значимость – материалы исследования могут быть использованы при подготовке к олимпиадам по математике, на занятиях математических кружков и факультативов, при проведении внеклассных мероприятий с целью развития и расширения кругозора учащихся, их логического мышления, а также умения применять полученные через проектную деятельность знания на практике, что на сегодняшний день очень актуально. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. В первой главе раскрыта актуальность темы, сущность метода проектов, как формы организации исследовательской деятельности школьников при обучении математике, методика организации проектной деятельности. Вторая глава описывает практическое применение проектных методов в исследовательской деятельности при обучении математике в 6-х классах, разработку проектов на индивидуальных занятиях и анализ результатов организации проектной деятельности. Приложение содержит проекты, выполненные обучающимися 6-х классов: «Математический паркет», «Лист Мёбиуса», «Орнаментальное и геометрическое искусство Маурица Эшера»; итоговую контрольную работу по математике за курс 6 класса; вариант заданий Международного математического конкурса «Кенгуру – 2017» для учащихся 5-6 классов.
Введение

«Когда учащиеся почти на каждом шагу убеждаются, что математические знания с успехом применимы к разрешению различных и разнообразных задач, возникающих в действительной жизни, - тогда и только тогда, изучение математики приобретает живой интерес для учеников, для всех, а не ограниченного числа наиболее одаренных… Он должен чувствовать, что математика снабжает его применимыми к жизни сведениями, вооружает могущественным орудием познания действительности» [21]. Я. Перельман Успешность современного человека во многом определяется его способностью грамотно планировать свою жизнь: ставить задачи, намечать план действий, осуществлять его и анализировать, достигнуты ли поставленные цели. Как показывает жизнь, наиболее успешны люди, обладающие проектным типом мышления. В настоящее время овладение способами проектной деятельности стало необходимостью для каждого человека, так как темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что многим приходится неоднократно переучиваться и овладевать новыми профессиями. Нами выбрана данная тема в связи с тем, что вводимые в настоящее время образовательные стандарты вносят изменения в цели образования. Согласно новым концепциям, знания, умения и навыки, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь должны стать средством обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит приоритетом универсальные учебные действия, которые формируют инициативу, активность и самостоятельность обучающихся, развивают их познавательный интерес, исследовательские навыки и умения, и не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности и реальной жизни. Таким образом, формируется представление о том, что действительно значимыми ресурсами, наряду со знаниями, являются изобретательность и воображение, и новые методы позволяют воспитывать инициаторов и творцов-специалистов, способных постоянно обновлять свои знания, повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности, быстро воспринимать новые идеи. Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности. Этим критериям отвечает метод проектов, ставший в последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения. Как один из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования, он позволяет формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности, определять цели деятельности, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Метод проектов одновременно является и методом обучения, и формой организации учебного процесса. Как метод обучения, помимо знаний, умений и навыков он дает учащимся опыт деятельности. Как форма организации учебного проекта он применим как в учебное, так и во внеурочное время. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Научно-методические основы организации исследовательской деятельности при обучении математике методом проектов. 7 1.1 Характеристика метода проектов как основы исследовательской деятельности 7 §2. Организация исследовательской деятельности школьников при обучении математике методом проектов 17 Глава II. Практическое применение метода проектов в исследовательской деятельности при обучении математике учащихся 6-х классов 24 §1. Разработка проектов на индивидуальных занятиях по математике в 6-х классах 24 §2. Образовательный результат применения метода проектов в исследовательской деятельности 6-классников при обучении математике 28 §3. Экспериментальные показатели эффективности применения метода проектов в исследовательской деятельности учащихся 6-х классов как средство повышения учебной мотивации при изучении математики 29 Заключение 39 Приложения 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Список литературы

1. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. – С. 7 – 10. 2. Бижова, Т.В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения, планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Т.В. Бижова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102 - 104. 3. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / Ред. Б.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, С.А. Фрумов; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – С. 101 - 104. 4. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка «Первое сентября»). 5. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С.108 – 115. 6. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: Моск. гос. ун-т, 2000. - 132 с. 7. Гухман, Г.А. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления / Г.А. Гухман, М.Г. Трошина, В.Н. Шпичко //Образование в современной школе. – 2000. - №11 - 12. - С. 33 - 35. 8. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – М.: Госиздат, 1924. – 168 с. 9. Dewey, J. My Pedagogic CREED / J. Dewey // Selected Educational writings white an introduction and commentary by G.W. Garforth; Lecturer in education university of hull. – Heiremenn, London, 1966. – Pp.44–59. 10. Игнатьев, Б.В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли / Б.В. Игнатьев. - М.: Мир, 1925. - С. 5- 13. 11. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88 с. 12. Кальней, В.А. [и др.] Структура и содержание проектной деятельности /В.А. Кальней. Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С. 21-26. 13. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев; под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с. 14. Кваша, Б.П. Педагогическое проектирование А.С. Макаренко [Электронный ресурс] / Б.П. Кваша. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/wiki-pages/85297 15. Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / У.Х. Килпатрик. - Л.: Брокгауз - Ефрон, 1925. - 43с. 16. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко / И.Ф. Козлов; сост. и автор вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с. 17. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288с. 18. Крупенина, М.В. В борьбе за марксистскую педагогику / М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин. – М.: Работник просвещения, 1929. - 186с. 19. Крупская, Н.К. О методе проектов. Стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н.К. Крупская - M.-JL: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1931. - 22с. 20. Кузнецова, Н.В. Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике / Н.В. Кузнецова // Концепт. – 2015. – Т. 6. – С. 16 – 20. 21. Курышева, С. Н. Эффективность применения метода проектного обучения / С. Н. Курышева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 210 - 211. 22. Мишкевич, Г.И. Доктор занимательных наук: Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана / Г.И. Мишкевич. – М.: Знание, 1986. – 192 с. 23. Монтень, М. Опыты. Избранные произведения: в 3 т. / М. Монтень; пер. с фр. - М.: Голос, 1992. - Т. 1. - 384 c. 24. Нарыкова, Г.В. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении / Г.В. Нарыкова // Современная наука. – 2016. - № 3. – С. 46 – 47. 25. Новикова, Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Н. Новикова //Народное образование. – 2000. - №7. – С. 151 – 157. 26. Паршева, В. Учебный проект как интегративный метод обучения / В. Паршева // Математика. - 2011. - №13. – С. 33 - 36. 27. Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е.А. Пеньковских // Вопросы образования. – 2010. – С. 307 – 318. 28. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат // Рос. академ. образ. Ин-т содерж. и методов обуч. – 1998. - Режим доступа: http://ciospbappo.narod.ru/ege/docs2/projects.htm 29. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии / Е.С. Полат и др. – М.: «АСАDEMA», 2002. - 270 с. 30. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: изд. центр «Академия», 2010. - С. 193-200. 31. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюди в XX веке: кросс-культурный контекст / Е.Ю. Рогачева. – Владимир: Владимирский гос. пед. ун-т. – 2005. – 332 с. 32. Рязанова, В.Н. Метод проектов - приоритетная технология обучения в профильной школе /В.Н. Рязанова // Современные системы и технологии обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф. -Тамбов: ТОИПКРО, 2004. – С. 122-125. 33. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 82. 34. Семчук, Е.В. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева / Е.В. Семчук // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 7-9. 35. Солопова, Н.К. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке) [Электронный ресурс] / Н.К. Солопов, О.В. Вязовова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2005. - Режим доступа: www.diss.seluk.ru 36. Трухин, И.А. Педагогические инновации последнего столетия [Электронный ресурс] / И.А. Трухин // http://www.athens.kiev.ua/academy/pedtech10.htm 37. Филатова, Л. О. Метод учебных проектов в старших классах как фактор развития преемственности образования в школе и вузе / Л. О. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - № 3. - С. 33-37. 38. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / С.Т. Шацкий; под ред. И. А. Каирова [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Просвещение, 1962 - 1965. - Т. 2: [Статьи, доклады и выступления за 1917 - 1926 гг.] / Сост. А. П. Кубарева, Д. С. Бершадская. - 1964. – 475 с. 39. Ястребцева, Е.Н. Как рождается проект: из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений [Электронный ресурс]/ Е.Н Ястребцева. - М., 1995. - Режим доступа: www.monographies.ru 40. Ястребцева, Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационныхобразовательных проектах / Е.Н Ястребцева. - М.: Творческое объединение ЮНПРЕСС, 1999. - 63 с.
Отрывок из работы

1.1 Характеристика метода проектов как основы исследовательской деятельности В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используя активные методы обучения, в том числе и метод проектов. В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только на получение новой информации, но и на развитие творческих способностей путем создания продукта проекта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, но сегодня его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Метод проектов возник в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи (1871–1965) [8, 9, 30]. Он считал важным вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, начиная школьное обучение с социально значимой деятельности учащихся, и лишь на этой основе подводить учащихся к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Дж. Дьюи, американским педагогом У. Х. Килпатриком (1871 – 1965) [14]. В теоретической концепции метода проектов он учел то, что с большим увлечением и интересом ребенком выполняется только та познавательная деятельность, которая свободно выбрана им самим. Ряд исследователей - В. А. Кальней [12], Т. М. Матвеева [12] , Е. А. Мищенко[12] , С. Е. Шишов [12] отмечают, что впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д. Снедзен [27]— заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале XX века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщенное название «домашний проект». В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект». Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Долтон (Dalton, штат Массачусетс, США). Он известен также под названием «Дальтон-план», правильнее Долтон-план (Dalton-Plan). Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого школьника. Ребёнок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты взаимодействуя с другими учениками и обращаясь к учителю за консультацией. Метод проектов получил широкое распространение и популярность в США, Великобритании, Германии, Италии и других странах. Доктора педагогических наук И. А. Колесникова [17] и М. П. Горчакова-Сибирская [17] считают, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов и связаны с именами С.Т. Шацкого [38], В.Н. Шульгина [18], А.С. Макаренко [14], М.В. Крупениной [18], Е.Г. Кагарова [11]. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской (1869 – 1939) [19]. Под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого (1878—1934) [38] с 1905 года группа педагогов-энтузиастов активно использует различные виды проектирования в практике работы с детьми. С 1919 года им же возглавляется работа Первой опытной станции по народному образованию в Москве: «Можно убедиться, что в области и умственной жизни дети могут заставить нас прийти к любопытным заключениям. В самом деле, дети с поразительной настойчивостью исследуют, рассматривают, подвергают всяким пробам и испытаниям все попадающие на глаза предметы. В чем же корень этой настойчивости, равной неодолимому их стремлению двигаться, играть и выражать себя разнообразными средствами? Очевидно, в духе исследования». В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко. Видимо, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии. Позднее над этим вопросом работали ученные В.А. Кальней [12] , Т.М. Матвеева [12], Е.А. Мищенко [12], С.Е. Шишов [12], И. А. Трухин [36], Л.О. Филатова[37] , Е.С. Полат[28, 29, 30] , И.А. Колесникова [17], Г.В. Нарыкова [24], В.Н. Рязанова[32] , Н.К. Солопова [35] и другие. Метод проектов и его вариант «Дальтон-план» активно использовали А. С. Макаренко [14]. М. В. Крупенина [18], В. Н. Шульгин [18], П. Ф. Каптерев [13], В. В. Игнатьев [10]. Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности. Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский (1884 – 1941) [3], философ, педагог и психолог. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовалось применять метод проектов. Однако в 1931 году в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября «О начальной школе» данный метод был раскритикован и осужден, так как не давал, по мнению авторов документа, возможности ученика овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И в педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из-за рубежа только в 80-е годы XX века, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Со временем идея метода проектов претерпела эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее осталась прежней: • стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем; • умение практически применять полученные знания; • развитие рефлекторного мышления. Основа рефлекторного мышления – это поиск фактов, их анализ, размышление над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей, ускорили внедрение метода проектов в практику работы российских образовательных учреждений. В данное время, с внедрением ФГОС нового поколения, требования к учащимся изменились, теперь школа должна не только давать знания, но и учить школьников добывать знания самостоятельно, при этом воспитывая качества личности. Развитие способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат проделанной работы - основные качества личности, важные для жизни в новых условиях современного общества. Проектная деятельность при обучении математике - это один из методов, направленный на развитие самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к жизненно важным проблемам. Слово «проект» (в переводе с латинского буквально «брошенный вперед») определяется в словаре как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». По определению кандидата педагогических наук Е.Н. Ястребцевой [40] «применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». «Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость», - формулирует ведущий отечественный специалист в области проектной деятельности обучающихся Е.С. Полат [30]. В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е. С. Полат [28], лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребенка». «Чтобы добиться такого, результата», - продолжает Е. С. Полат [28], «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей». В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если говорить о методе проектов, то надо иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Е.С. Полат [28] определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода: • наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); • реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта; • обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; • наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; • представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, иметь конкретное решение или конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Е. С. Полат [28] отмечает, что использование метода проектов для современной школы является показателем прогрессивной методики обучения и развития, он «находит все большее распространение в системах образования разных стран мира». Возросший интерес к методу проектов объясняется и тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования: • интеграцию учебного содержания; • развитие пользовательских навыков в информационных технологиях; • формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций; • формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей. Умения, нарабатываемые обучающимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций: 1. Рефлексивные умения: • умение прогнозировать последующий ход действий; • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; • умение возвращаться назад и оценивать правильность выработанного плана; • умение осуществлять пошаговую организацию деятельности; • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи? • умение определять и анализировать причины своей деятельности. 2. Поисковые (исследовательские) умения: • умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; • умение самостоятельно найти информацию; • умение находить несколько вариантов решения проблемы; • умение выдвигать гипотезы; • умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: • умение коллективного планирования; • умение взаимодействовать с любым партнером; • умение оказывать взаимопомощь в группе в решении общих задач; • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников. 4. Менеджерские умения и навыки: • умение проектировать процесс; • умение планировать деятельность, время, ресурсы; • умение принимать решения и прогнозировать их последствия; • навыки анализа собственной деятельности. 5. Коммуникативные умения: • умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; • умение вести дискуссию; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс; • навыки интервьюирования, устного опроса. 6. Презентационные умения и навыки: • навыки монологической речи; • умение уверенно держаться во время выступления; • умение убеждать; • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; • умение отвечать на незапланированные вопросы. Говоря о проектной деятельности, можно вспомнить известного французского философа-гуманиста XVI века Мишеля де Монтеня [23], считавшего, что мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный. Эти слова, как нельзя лучше, характеризуют метод проектной деятельности. В процессе исследования темы и создания продукта школьник не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы. Формирование проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. Для учителя метод проектов – это необходимость самому ставить профессиональные цели и задачи, искать способы их осуществления, уметь применять в своей деятельности как один из методов саморазвития и самообразования, являющийся показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения, развития и воспитания учащихся. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учитель может помочь в выборе источников информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. И, в результате, школьники могут как самостоятельно, так и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания и получив реальный, ощутимый результат. Тогда вся работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg