Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия

gemsconslebria1971 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
Целью анализа рентабельности предприятия является нахождение путей увеличения показателей факторов, оказывающих положительное действие на рентабельность, а также выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на уровень прибыли и рентабельности предприятия. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности и, в частности, рентабельности предприятия являются: ? систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; ? определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; ? выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; ? разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Введение

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.). Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………….5 1.1 Рентабельность как результативный показатель эффективности Деятельности………………………………………………………………………5 1.2 Показатели рентабельности и методы их расчета………..………………..6 1.3 Основные факторы и пути повышения рентабельности предприятия 10 2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16 2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика СПК «Украинскийн» 16 2.2 Анализ показателей рентабельности СПК «Украинский» в динамике ..22 2.3 Факторный анализ рентабельности СПК «Украинский» 23 3 ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОС ДЕЯТЕЛЬНОСТ 28 3.1 Мероприятия по повышению рентабельности 28 3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………...32 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..…………………..33
Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002. 2. Бердникова Т.Б., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник /Т.Б.Бердникова. – М.:2002. 3. Годовые отчеты, 2006– 2008 гг.. 4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: «Дело и сервис», 2007. 5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. 6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2005. 7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005 8. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК – Минск: «Новое знание», 2004. 9. Экономика предприятия / Под ред. проф. Н.А.Сафронова. – М.: Экономист, 2004.
Отрывок из работы

1.1 Рентабельность как результативный показатель эффективности деятельности Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности. Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д. Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов. Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Существует два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой: EFF= , (1) где EF – величина экономического эффекта, RC - величина ресурсов или затрат. Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат. Однако на практике анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. [5,c. 274] 1.2 Показатели рентабельности и методы их расчета В прикладных науках говорят о трех группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из трех сторон – сумма затрат по реализованной продукции, сумма полученной выручки, среднегодовая стоимость совокупного капитала. Три вида базовых показателей и предопределяют три группы коэффициентов рентабельности. В первом и третьем случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае – показатели выручки от реализации товаров, услуг, продукции, работ (в целом по видам). [7,c. 238] Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависти от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. В соответствии со структурой баланса, точнее, его пассивной части, целесообразно выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Первая группа – это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала. Вторая группа состоит из одного представителя – это государство, которое заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Государство получает определенный доход посредством системы налогообложения. Как правило, два налога составляют наибольший удельный вес – налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Поскольку база налогообложения для каждого из них различна, можно выделить два показателя, характеризующие деятельность коммерческой организации и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам. Третья группа – это владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т.е. один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли. Четвертая группа включает работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, выплаты по текущей задолженности, возможность сбыта своей продукции данной организации и др.)[5,c.278]. Как отмечалось выше, в зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют три группы коэффициентов рентабельности: ? Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек); ? Рентабельность реализации продукции (продаж); ? Рентабельность (доходность) совокупного капитала. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rз) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов (Зрп): Rз = Прп / Зрп. (2) Она показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Аналогичным способом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект. [7,c.238] Рентабельность реализации продукции. В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором – прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида. Можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: ? Удельную валовую прибыль – GMP; ? Удельную операционную прибыль – OIM; ? Удельную чистую прибыль – NPM. GPM= , (3) OIM= , (4) NPM= (5) [5,c.284]. Рентабельность реализации продукции характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. В российской практике чаще всего используется показатель NPM (Rрп): Rрп = Прп / Врп. (6) Рентабельность (доходность) совокупного капитала исчисляется отношением общей суммы брутто-прибыли (БП) до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости совокупного капитала (KL): Rк = БП / KL. (7) В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами. 1.3 Основные факторы и пути повышения рентабельности предприятия Для аналитика в ходе оценки рентабельности весьма важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат – жестко детерминированные факторные модели. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Основные внутренние факторы – это трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов [4,c.318]. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объект технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Уровень рентабельности производственной деятельности (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид R = (8) где VРР - общий объем реализованной продукции; УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме; Цi -цена реализации i-го вида продукции; С i-себестоимость i-го вида продукции. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки [7,c.239]. Этот метод заключается в получении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на фактические. Разность двух промежуточных значений обобщающего показателя в цепи подстановок равна изменению обобщающего показателя, вызванного изменением соответствующего фактора [1,c. 120-121].Таким образом, имеем следующую систему расчетов по методу цепных подстановок: R0 = ; (9) Rусл1 = ; (10) Rусл2 = ; (11) R1 = . (12) Общее абсолютное отклонение обобщающего показателя определяется по формуле: ? Rобщ = R1 - R0; (13) Общее отклонение обобщающего показателя раскладывается на факторы: за счет изменения удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации ? Rуд = Rусл1 - R0; (14) за счет изменения среднего уровня цен ? Rц = Rусл2 - Rусл1; (15) за счет изменения себестоимости реализованной продукции ? Rс = R1 - Rусл2. (16) Однако при применении данного метода следует знать, что он имеет ряд недостатков: во-первых, результаты расчетов зависят от последовательности замены факторов, во-вторых, активная роль в изменении обобщающего показателя необоснованно часто приписывается влиянию изменения качественного фактора. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg