Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МИГРАНТОВ

text-93 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.11.2018
В ходе проведенного теоретического исследования проблемы ценностно-смысловых ориентаций мигрантов, был проведен анализ существующих подходов к определению проблемы ценностно-смысловых ориентаций в психологии, рассмотрению психологического феномена миграции и ценностно-смысловых ориентаций мигрантов при смене жизненной ситуации
Введение

Актуальность исследования. Миграционные процессы со второй половины двадцатого столетия обрели значительные масштабы, охватив все континенты земного шара, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Ее непосредственное влияние сказывается на состоянии народного хозяйства, на социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. Психологические коллизии, сопровождающие процесс миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие те деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т.д. [1]. Миграция опасна тем, что она вовлекает в себя совершенно разных людей, одни из которых способны открываться в новых условиях, а другие обречены на «закрытие», которое становится мощнейшим источником личностной деструкции. Сущность психологии миграции заключается в деформации смысловых составляющих образа жизни, которые, по определению В.П. Зинченко, представляют собой «пятое измерение бытия», и в таком понимании предстают как «реальная, укорененная в бытии сила, определяющая поведение, образ жизни, сознание [21, с. 102]. В теории психологических систем человек понимается как открытая психологическая система, включающая в себя как субъективную (образ мира), деятельностную компоненту (образ жизни), так и саму действительность многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни определяемый ею [ 26]. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации, им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сложившемуся у него устойчивому образу мира, в частности, личностно-смысловым трансформациям этого образа, можно «вычислить» жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать его реальное поведение в подобных обстоятельствах…»[34]. Миграционные процессы концентрируют особенности социально-экономического развития страны и ее регионов. В общей структуре массовых передвижений, вызванных экономическими, социальными, международными противоречиями переходного периода, проблемы социальной адаптации мигрантов относятся к ключевым вопросам стабилизации общества. Чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития регионов, и наоборот, усиление конфликтогенного потенциала миграционных потоков на территориях въезда снижает уровень адаптации вынужденных мигрантов, деструктурирует региональный рынок труда и усиливает социальную напряженность [23,42, 44]. Зная особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов, возможно осуществлять их психологическую коррекцию, эффективно решать вопросы развития личности мигранта, успешно формировать коммуникативные навыки. Результатом такой деятельности будет успешная адаптация, снижение межнационального и межэтнического напряжения, избежание социальных конфликтов. Исследования, посвященные изучению психологических закономерностей динамики трансформаций образа жизни и образа мира людей (Д.Б.Даненова О.М.Краснорядцева, Ю.В.Клочко, Ю.В.Трофимова, Д.В.Матис и др.). Аспекты миграционной политики, проблемы вынужденной миграции представлены в работах ( Ю.А. Арутюнян, А.Г. Вишневский, Т.И. Заславская, Ж.А. Зайончковская, В.И. Переведенцев, Ю.А. Поляков, Н.М. Римашевская и др.). В зарубежной психологии миграционного поведения описаны последствия перемещения для групповой и индивидуальной идентичности (С. Бокнер, С. Льебкинд), стратегии аккультурации мигрантов (Дж.Берри, А. Венгер, Г.Горенчик, Р.Мендоза, Ф.Мохэдцэм, Г. Содовски), психологические особенности мигрантов (Р. Лифтон, Р. Папандопулос), специфика и основные направления психотерапевтической работы с ними (П. Боски, Д. Байере, Д. Калманович, Б. Ллойд). Однако, несмотря на многообразие отраслевых и межотраслевых исследований, существует ряд типологических особенностей, свойственных мигрантам, оказавшимся в условиях вынужденного изменения образа жизни, независимо от многих индивидуальных отличий [31,49,51]. В основе возникновения психологических проблем, обусловленных изменением образа жизни, с которым человек не может справиться самостоятельно, и вынужден обращаться за помощью, и проблем, имеющих определенное содержание и качество, проявляющееся в уровнях переживания и осмысленности, лежат противоречия, которые возникают в системе «образ жизни - образ мира мигранта», и отсутствием такого подхода для познания психологических коллизий, сопровождающих миграционные процессы, который в отличии от традиционного понимания психики в ее регуляционной функции (как отражения, обеспечивающего адаптацию к новым условиям), позволял бы увидеть ее как важнейшее звено в механизме самоорганизации человека, обеспечивающее избирательное взаимодействие его с окружающим миром [39,47,56]. Актуальность изучения особенностей ценностно-смысловых ориентаций мигрантов обусловлена противоречиями: – между обязательностью практического применения социальными службами психологических знаний при работе с мигрантами и недостаточной разработанностью системы психодиагностических методик, направленных на исследование ценностно-смысловых ориентаций мигрантов и его коррекции; – между достижениями психологической науки в разработке различных аспектов ценностно-смыслового пространства личности и недостаточной проявленностью этого положения по отношению к структуре ценностно-смысловых ориентаций мигрантов. Выявленные противоречия позволяют сформулировать ключевую проблему исследования: каковы особенности ценностно-смысловых ориентаций мигрантов? Отмеченная проблема определяет актуальность темы нашего исследования: «Особенности ценностно-смысловых ориентаций мигрантов». Цель исследования: выявление особенностей ценностно-смысловых ориентаций мигрантов. Объект исследования: ценностно-смысловые ориентации личности Предмет исследования: особенности ценностно-смысловых ориентаций мигрантов. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что ценностно-смысловые ориентации мигрантов обусловлены разными стратегиями построения образа жизни в новых социально-экономических условиях. Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили нам определить задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ ценностно-смысловых ориентаций в отечественной и зарубежной литературе. 2. Организовать и провести эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций. 3. Выявить особенности ценностно-смысловых ориентаций мигрантов. 4. Разработать практические рекомендации сотрудникам консультационно-адаптационного центра для мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации. Теоретико-методологическая основа исследования: ? теоретические концепции ценностей (М. Рокич, С. Шварц, Д.А. Леонтьев, H.A. Кирилова, H.A. Плугина, И.М. Юсупов, Н.В. Светлова, М.С. Яницкий и др.); ? системный подход (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, В.В. Белоус, В.П. Зинченко, М.С. Яницкий); ? основные положения теории смысла, смыслообразования (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, В.В. Столин); ? отечественные и зарубежные исследования в области психологии миграции (В.В. Гриценко, С.Д. Гуриева, Д. Мацумото, А.А. Налчаджян, Л.Г. Почебут, Т.Г. Стефаненко, Н.С. Хрусталева, J. Berry, R. Bourhis, I. Jasinskaja-Lahti, T. Mahonen, M. Navas, K. Oberg, D. Sam, G. Triandis и др.). Для проверки гипотезы и решения задач использовались следующие методы исследования: – теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого- литературы по проблеме исследования. – эмпирические: опросники, проективные Методики исследования: – ин«Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова); ? «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова); ? тест смысложизненных ориентации - адаптированной версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика; ? «Системы жизненных смыслов» (В.Ю.Котляков). – методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни с определением уровня значимости различий. Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность составили 60 иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из Узбекистана с целью трудоустройства в ООО «Консультационно-адаптационный центр «Дружба», в возрасте 25-45 лет. Научная новизна исследования. Проведен комплексный структурный анализ ценностно-смысловых ориентаций мигрантов. Определена структура и иерархия ценностно-смысловых ориентаций мигрантов с разными стратегиями построения образа жизни. Выявлены особенности ценностно-смысловых ориентаций мигрантов. Разработаны рекомендации для сотрудников консультационного центра по оказанию помощи в адаптации мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации. Теоретическая значимость исследования. Обобщение и систематизация научных теорий о ценностно- смысловых ориентаций, определение их значимости в жизненной позиции мигрантов, позволили уточнить понятия ценностно-смысловых ориентаций, определить их содержание и структуру. Практическая значимость исследования. Апробированные способы анализа ценностно-смысловых ориентаций могут быть использованы в практике психологического консультирования для оказания эффективной помощи мигрантам, прибывшим на территорию Российской Федерации, испытывающим трудности в адаптации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебной работе в вузе при разработке лекционного материала, планов семинарских или практических занятий по курсу «Миграционная политика». Кроме того, практическая значимость исследования заключается в использовании ее результатов и выводов, рекомендций для практической работы в таких сферах социальной работы как психотерапевтическая деятельность, миграционная служба, служба занятости, и др. Достоверность научных результатов обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием эмпирического исследования; валидным психологическим инструментарием; представительностью выборки; применением современных методов математической статистики. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в рамках системы высшего образования. Результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях: на интерактивной площадке «Теория и практика межкультурного взаимодействия в современном мире: поликультурное образование детей» (Красноярск, 2016) Дилпом за лучшее сообщение по теме «Особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов»; на заседании Международного центра образовательных и культурных практик, посвященного Международному дню мигрантов (Красноярск, 2015); на VIII Психолого-педагогических чтениях памяти Л.В.Яблоковой в рамках VI Международного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 2017). По теме исследования опубликованы две научные статьи. Описание структуры работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка всего 86 страниц. Основной текст содержит 6 таблиц, 5 илюстраций (рисунков). Библиография насчитывает 97 наименований, из них 6 на английском языке.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МИГРАНТОВ ……...10 1.1.Теоретические аспекты изучения ценностно-смысловой ориентации в психологической науке……..…………………….….…….. ..10 1.2. Миграция как социально-психологический феномен……… ....….20 1.3. Ценностно-смысловые ориентации мигрантов при смене жизненной ситуации………………………………………………….....….….27 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I …………………………………………………... ..35 ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ МИГРАНТОВ……………………… ...37 2.1. Организация и методы исследования………………………… …….37 2.2. Особенности ценностно-смысловых ориентаций мигрантов… 2.3. Практические рекомендации для сотрудников консультационно- адаптационного центра по оказанию помощи в жизненном самоопределении мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации………………………………………………………..……………..66 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II …………………………………………………….74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….77 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..78
Список литературы

1. Абдуллаев Е.В. Социально-правовое регулирование трудовой миграции // Трудовая миграция в Республике Узбекистан. 2008. С. 35 – 43. 2. Абдуллаев Е.В. Трудовая миграция как феномен развивающегося общества . 2008. С. 12 – 23. 3. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль,1991. 299 с. 4. Андреева И. В. Ценностная картина мира как лингвистическая и философская категория // Аналитика культурологии. 2006. №6. С. 7 – 13. 5. Архипова Л.В. Ценностно-смысловые ориентации мигрантов //Современное психолого-педагогическое образование: сборник статей. Красноярск. 2017. С.27–36. 6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск.ун-та.1979.150 с. 7. Базарова Е. В. Понятие картины мира в историко-культурологических психологических исследованиях. Изв.Самар. науч. центра Рос. акад. наук. 2012. Т. 14. №2. С. 490 – 495. 8. Богачева И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно- смысловой сферы личности// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-tsennostnosmyslovoy-sfery-lichnosti дата о обращения: 19.09.2017). 9. Бодров В.А. Психологические механизмы адаптации человека / А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: научное издание. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. С.42 – 61. 10. Брусина О.И. Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор // Вестник Евразии. 2008. №2. С.66 – 95. 11. Выготский Л. С. Психология. М.: Апрель Пресс : ЭКСМО Пресс. 2000. 1007 с. 12. Быструшкин С.К. Психологические механизмы формирования адаптивных возможностей: монография. Изд-во НГПУ. 2002. 208 с. 13. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: 1991. 14. Выборнова В.В. Социальное взаимодействие трудовых мигрантов Средней Азии с принимающим обществом // Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. С.94 – 98. 15. Газизова Ю.С. Феноменология репрезентация образов. Международная научная школа педагогики и психологии. М.: 2014. № 5 (13). С. 130 – 132. 16. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Mеждунар. науч. Конф. Казань. 2014. 94 с. 17. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256 –269. 18. Гриценко В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001. С.112 – 138. 19. Дмитриев A.B. Этнические группы трудящихся-мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Социологические исследования. 2006. №9. С.86 – 94. 20. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. 21. Зайончковская Ж.А. Миграция населения из стран Центральной Азии // Трудовая миграция в Республике Узбекистан. 2008. С. 24 – 34. 22. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. № 1. С. 97 – 105. 23. Знаков В.В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий //Сибирский психологический журнал. Томск. 2011. № 40. С. 118 – 128. 24. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты // Социологические исследования. 2003. №6 (230). С.29 – 38. 25. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: Дисс…канд. псих. наук / Е.А. Ип-политова. – Барнаул, 2005. 26. Каширский, Д.В. Психология личностных ценностей /Дисс. .… д-ра психол. наук. М., 2014. 550 с. 27. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ. 2005. 172 с. 28. Колядяжная О.Ю. К проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности в современной психологии //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары. 2015. № 4(6). С. 127 – 129. 29. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов»// Вестник КемГУ. 2013. № 2(542). Т.1. С. 148–153.
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МИГРАНТОВ 1.1. Теоретические аспекты изучения ценностно-смысловых ориентаций в психологической науке В последние десятилетия многие ученые отмечают, что «мир в принципе несет человеку опасность, риск, и человек делает всё возможное, чтобы этого риска избежать» [1]. Решение, которое принимает человек в каждой конкретной сложной ситуации, обусловлено его ценностными ориентациями. Ценностные ориентации характеризуются как направленность личности на те или иные ценности, раскрывают цели, отражают идеалы, потребности, интересы и убеждения личности. В научной литературе ценностно-смысловая сфера личности является в настоящее время предметом пристального изучения различного рода смежных дисциплин (психология, социология, философия, педагогика, история и т. п.) и включает в себя два основных компонента-ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личности, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения [7]. Психологическая наука уделяет особое внимание регулирующей функции ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. Ценности являются важной частью жизни каждого человека и оказывают значимое влияние на его поведение. Ценностным ориентациям в психологии посвящено множество работ, однако, это по-прежнему перспективное исследовательское направление [15]. Ценности - более стабильная характеристика, нежели сиюминутные желания индивида, но и они могут меняться в течение жизни под воздействием разных факторов. Ценности традиционно рассматриваются как двойственный феномен, связывающий внутренний мир отдельного человека с массовым сознанием и основанный одновременно на индивидуальном и социальном опыте. Система ценностных ориентаций личности отражает ценностные предпочтения общества и выступает в качестве инструмента регуляции активности человека, определяя социально приемлемые формы ее реализации. С другой стороны, ценности, существующие в массовом сознании, определяются распространенностью отдельных типов индивидуальных ценностных систем [67, с. 281].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg