Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, КРЕДИТ

Формы кредитования малого бизнеса и их совершенствование

gemsconslebria1971 3390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.11.2018
Актуальность проблемы – недостаточность научной разработанности отдельных ее сторон и большая практическая значимость, которые определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы является теоретическое обоснование форм кредитования малого бизнеса в Российской Федерации и разработка рекомендаций по их совершенствованию. В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи: - изучить теоретические аспекты процесса кредитования малого бизнеса в России; - провести анализ организации работы по кредитованию малого бизнеса; - разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования малого бизнеса Предметом исследования являются кредитные отношения между предпринимателем и кредитной организацией. Объектом исследования являются формы кредитования малого бизнеса. Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, концепции финансовой науки в области кредитования малого бизнеса. Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. Диалектический метод реализован при помощи общенаучных методов: научная абстракция, дедукция, анализ и синтез, сравнение. Информационно-эмпирическая база основана на использовании законодательно-нормативных актов, формирующих действующее на момент представления диссертации к защите банковское законодательство, а также законодательство смежных с банковской отраслей права, статистическая и финансовая отчетность коммерческого банка, размещенная на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, сведения, представленные в бюллетене банковской статистики, данные, загруженные в ЦБ СД, вывешенные на сайте Росстата. Нормативно-правовой основой работы являются Гражданский кодекс РФ, законодательные акты на федеральном и региональном уровне, постановления Правительства РФ, постановления и распоряжения администрации Ставропольского края, регулирующие развитие региональной банковской системы. Научная новизна результатов исследования в целом заключается в разработке теоретических, методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию форм кредитования малого бизнеса. В ходе исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной: 1) обобщены и уточнена сущность и содержание «малого бизнеса», обосновано, что вместе с малым следует рассматривать средний бизнес; 2) предложена методика структурного анализа кредитного портфеля банков; 3) разработан механизм страхования счетов предприятий среднего и малого бизнеса. Практическая значимость заключается в возможности использования положений диссертационной работы для решения проблем и дальнейшего совершенствования форм кредитования малого бизнеса.
Введение

Актуальность темы исследования. В современной рыночной экономике произошло значительное усложнение производственных и личных потребностей. На данный момент, но и в последующие года, усложнения становятся, и будут становиться не только более разнообразными, динамичными и специализированными, а также будут отражать запросы отдельных групп потребителей. Закономерным является переход к более гибкому и индивидуальному производству, ориентированному на небольшие по объему рынки (их отдельные сегменты и ниши). Научно-технический прогресс дает толчок к ускорению роста сферы услуг, появлению новых видов: обработка информации на базе ЭВМ, программное обеспечение, инжиниринг, консалтинг. Такие услуги не требуют значительного скопления ресурсов и могут успешно осуществляться малыми фирмами. Для дальнейшего развития малого бизнеса необходима обеспеченность предпринимателей финансовыми ресурсами, как для долгосрочной, так и для краткосрочной перспективы. В настоящее время российский кредитный рынок характеризуется: институциональной неразвитостью, малым набором финансовых инструментов и услуг, отсутствием эффективных правовых механизмов, гарантирующих реализацию имущественных интересов участников кредитной сделки. Ориентация банков на работу с финансовыми инструментами, которые в ущерб кредитованию производства и слабое развитие небанковских институтов, приведут к сокращению объемов кредитования перспективного сектора экономики. На рынке ссудных капиталов преобладают предложения кредитных ресурсов на короткий срок, что ограничивает инвестиционные возможности предприятий. В этих условиях проблема ограниченного доступа к кредитным ресурсам является общей для всех категорий хозяйствующих субъектов. В связи с тем, что малые предприятия являются важным элементом хозяйственной системы, формирование благоприятной среды кредитования для их развития является важной частью для достижения экономической стабильности в стране. Это и определяет актуальность исследования кредитных отношений малого бизнеса, существующих моделей и механизмов кредитования данных предприятий и возможностей их оптимизации. Степень разработанности проблемы. Рост влияния малого и среднего бизнеса на развитие мировой хозяйственной системы, но и признание его особой роли в решении ряда важнейших социально-экономических задач рыночной экономики, обусловило большой научный интерес к проблемам финансово-кредитного обеспечения малых предприятий. Эти проблемы были, есть и будут оставаться предметом исследования многих ведущих ученых в мире. Основу исследований кредитных отношений бизнеса, как одного из видов хозяйствующих субъектов, составляет научный аппарат теории финансов и кредита. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов данной проблемы кредитования предпринимательства внесли: А. И. Архипов, С. И. Берлин, Е. Ф. Жуков, Б. Коллас, Н. В. Колчина, С. Е. Ларина, В. Лексис, О.И, Лаврушин, М. А. Пессель, В. К. Сенчагов, Э.А. Уткин, Б. Эдварде, М.М. Ямпольский. Общие вопросы финансово-кредитного обеспечения бизнеса нашли отражение в работах: Т.А. Алимовой, А.В. Виленского, Л.Н. Павловой, Г.Н. Семенцевой, Е.М. Бухвальда, Н.К. Сирополиса, Г.А. Ткаченко, А.Г. Цыганова и А.Ю. Чепуренко. Исследованием лизинга в предпринимательстве занимались Н.В. Устинова и В. Штельмах. Венчурный капитал как источник кредитных ресурсов для инновационных предприятий изучался А. Власовым и Н. Ивановой. Значительная роль в развитии бизнеса принадлежит государству. Оно предопределяет высокий интерес ученых к проблемам государственной финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса, которые были исследованы в работах: И. Барановой, А. Блинова, И. Михеева, Н. Ксенофонтовой, А. Шулуса. Вместе с тем, кредитные отношения малого, но и среднего предпринимательства, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта анализа, а описываются в контексте вопросов государственного регулирования бизнеса или общих проблем развития данного сектора экономики. В работах большинства авторов виден акцент на разработку прикладных аспектов рассматриваемой проблемы, вследствие чего остаются недостаточно исследованными ее теоретические стороны. Таким образом, современная система научных знаний о кредитных отношениях малых и средних предприятий, которые могут не отвечать определенным актуальным вопросам, нуждается в развитии теоретических основ формирования форм кредитования малого бизнеса.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы кредитования малого бизнеса 9 1.1 Сущность и особенности кредитования малого бизнеса 9 1.2 Механизм кредитования среднего и малого бизнеса. Зарубежный опыт 16 2 Анализ практики кредитования малого бизнеса 29 2.1 Характеристика Публичного Акционерного Общества «БИНБАНК» 29 2.2 Анализ основных финансовых показателей банка 32 2.3 Анализ кредитного портфеля ПАО «БИНБАНК» 52 3 Совершенствование форм кредитования малого бизнеса 71 3.1 Прогноз развития рынка кредитования малого бизнеса 71 3.2 Программа повышения доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса 92 3.3 Страхование счетов предприятий среднего и малого бизнеса 101 Заключение 106 Список литературы 109
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 27 ноября 1992 № 4015-1 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ: [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 8. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265: [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 9. О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. №358: [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 10. О типичных банковских рисках: Письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т : [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 11. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И : [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 12. О порядке получения индивидуальными предпринимателями статуса крестьянского (фермерского) хозяйств: Письмо ФНС РФ от 16.02.2007 № ЧД-6-09/121@ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Режим доступа:http:// base.consultant.ru. 13. Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. – Прогресс, 1982г. – 455с. 14. Азарчеков, А. Б. Методологические аспекты андеррайтинга кредитных рисков / А. Б. Азарчеков // Финансовый менеджмент в страховой компании. – 2016. – № 4. – С. 43-49. 15. Банковские риски: учебник / под ред. Лаврушина О. И., Валенцевой Н. И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2013. – С. 42. 16. Басова, О. Вышли в жизнь / О. Басова // Банки и деловой мир. – 2014. – № 6. – С. 79-83. 17. Биндер, А. И. История экономических учений: учебное пособие / А. И. Биндер. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. – 127c 18. Болтонский комитет: Bolton Committee Report (1971 г.) 19. Гидулян, А. В. Кредитные инструменты для малого и среднего бизнеса / А. В. Гидулян // Банковское кредитование. – 2014. – № 4. – С. 82-93. 20. Гордеева, О. В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования / О. В. Гордеева // Налоги. – 2012. – № 22. – С. 7-14; № 23. – С. 10-18; № 24. – С. 8-13; № 25. – С. 7-12. 21. Дедиков, С. В. Комплексное страхование банковских рисков / С. В. Дедиков // Юридическая работа в кредитной организации. – 2011. – № 3. – С. 8-21. 22. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: учебник / О. В. Ефимова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 630 с. 23. Зубкова, С. В. Сегментационный подход в кредитовании малого и среднего бизнеса / С. В. Зубкова, Ю. О. Соколова // Банковское кредитование. – 2014. – № 5. – С. 103-108. 24. Коммерческая оценка инвестиций: учебное пособие / Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Касьяненко Т. Г. [и др.] / под общ. ред. д. э. н. Есипова В. Е.. – М.: КНОРУС, 2012. – 698 с. 25. Костыкова, М. Ю. Особенности идентификации малого бизнеса как объекта банковского кредитования / М. Ю. Костыкова. – Воронежский государственный университет, 2014. 26. Мордвинкин, А. Н. Кредитуем малый бизнес: первичный анализ и формирование баланса / А. Н. Мордвинкин // Банковское кредитование. – 2012. – № 5. – С. 15-27. 27. Мукосеев, Д. В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства / Д. В. Мукосеев // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 5. 28. Никулина, Н. Н. Сравнительные характеристики и процедура андеррайтинга различных страховых продуктов / Н. Н. Никулина, И. И. Ушаков // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – № 4. – С. 28-42. 29. Оржак, О. С. Методы оценки кредитоспособности предприятия-заемщика: сравнительный анализ / О. С. Оржак // Банковское кредитование. – 2014. – № 3. – С. 46-53. 30. Павлова, Е. Большие банки для малого бизнеса / Е. Павлова, Р. Коршунов, В. Тетерин, С. Волков // БДМ. Банки и деловой мир. – 2017. – № 5. – С. 45-53. 31. Пласкова, Н. С. Совершенствование методики анализа и прогнозирования кредитоспособности организации-заемщика / Н. С. Пласкова // Аудиторские ведомости. – 2015. – № 4. – С. 57-65. 32. Райзберг, В. С. Структурный анализ кредитного портфеля банка / В. С. Райзберг // Банковское кредитование. – 2014. – № 1. – С. 70-85. 33. Савинова, Д. В. Банковское кредитование малого бизнеса и его роль в развитии региона: автореф. дис. канд. экон. наук. – Москва, 2010. – 28 с. 34. Савицкая, Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 430 с. 35. Самиев, П. Банковские инновации для сегмента МСБ [Интервью с Н. Черкасовой] / П. Самиев // Банковское обозрение. – 2016. – № 2. – С. 38-43. 36. Сараев, А. Кредитование МСБ: тающий рост / А. Сараев // Банки и деловой мир. – 2014. – № 12. – С. 69-74. 37. Севастьянова, Ю. В. Обеспечение кредитных обязательств малого и среднего бизнеса посредством поручительства / Ю. В. Севастьянова // Банковское кредитование. – 2014. – № 1. – С. 14-26. 38. Спицына, Т. В. Программа повышения доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса / Т. В. Спицына // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – № 4. – С. 50-57. 39. Тамаров, П. А. Платежные системы в ракурсе российского законодательства и международной практики: монография / П. А. Тамаров. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. 40. Тихомирова, Е. В. Банковский рынок корпоративных кредитов России / Е. В. Тихомирова. – Спб.: Издательство СПбГУЭФ, 2011. – 261 с. 41. Федеральная налоговая служба Российской федерации. «Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы - Режим доступа: http://www.nalog.ru 42. Финансы : учебник / под ред. проф. Ковалевой А. М. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 443 с. 43. Шамин, Д. Оценка кредитных рисков / Д. Шамин // Бухгалтерия и банки. – 2014. – № 12. – С. 37-42. 44. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа: учебник / А. Шеремет Д. – М: ИНФРА-М, 2013. – 417 с. 45. Юденков, Ю. Н. Интегрированный контроль банковской рентабельности / Ю. Н. Юденков // Внутренний контроль в кредитной организации. – 2014. – № 1. – С. 82-90. 46. Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. – European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980 47. http://www.bankodrom.ru/bank/binbank/otchetnost/balans-forma-101/
Отрывок из работы

1.1 Сущность и особенности кредитования малого бизнеса По мнению ведущих экономистов, например, Гордеевой О. В., успешное развитие экономик стран-лидеров в высокой степени обусловлен вкладом малого бизнеса. Причем он доминирует не только по общей численности занятого населения, но и является значительным источником наполнения доходов бюджетов. Будущее и роль малого бизнеса в российской экономике также являются объектом массового обсуждения представителей бизнеса, государства, профессиональных сообществ. Однако следует признать все же недостаточную изученность этой темы [20, с. 7-14]. Ученые полагают, что содержание понятий «малый бизнес», «средний бизнес» имеет огромное значение, так как точное определение дает возможность наиболее полно раскрыть сущность среднего и малого бизнеса как особенного социально-экономического явления [22, с. 103-104]. Рассматривая экономическую сущность среднего и малого бизнеса, вначале целесообразно обратиться к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым, в том числе к микро- и средним предприятиям [7]. В России с 1 января 2008 года изменился порядок отнесения предприятий к малым в связи с вступлением в действие названного ранее Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения предприятий к малым. Ученые полагают, что до этого критерии отнесения организаций к категории малых и средних больше походили на американскую модель, а в соответствии с названным Законом система критериев больше тяготеет к европейской модели [7]. Анализируя данный закон, можно констатировать, что в настоящий момент к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Уточняется, что к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства [22, с. 103-105]. При отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства используются следующие критерии [20, с. 8-13]: 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: - от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; - до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек; 3) доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса [17, с. 23-24]. Начиная с 1 января 2010 года предельные значения дохода устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [8]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265 предельные значения дохода таковы: - микропредприятия – 120 млн руб.; - малые предприятия – 800 млн руб.; - средние предприятия – 2 млрд руб. Средняя численность работников микро-, малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микро-, малого или среднего предприятия [8]. Следует пояснить, что категория субъекта малого или среднего бизнеса определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Вновь созданные субъекты в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, дохода или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не выше предельных значений [18, с. 7-15]. В таблице 1.1 представлена информация о критериях отнесения предприятий к малым и средним в соответствии с российским законодательством. Таблица 1.1 – Критерии отнесения организаций к малым и средним в соответствии с российским законодательством Показатель Предельное значение Основание Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации 25 % 25 % 25 % Пункт 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства 25% 25% 25% Пункт 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ Среднесписочная численность работников 15 чел. 100 чел. 250 чел. Пункт 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ Доход 120 млн руб. 800 млн руб. 2 млрд руб. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2016 г. № 265 Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета) Не установлено Не установлено Не установлено - Относительно роли среднего и малого бизнеса следует заметить, что это важнейший элемент рыночной экономики, без которого невозможно эффективное развитие социально-экономической области ни одного из государств современного мира. Малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции: - расширяют инвестиционный спрос на оборудование, сырье, материалы; - способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги; - сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса; - помогают решать проблему занятости населения и самозанятости; - продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм); - дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления; - формируют конкурентную среду в экономике Российской Федерации; - способствуют росту экономики в целом; - являются важной составной частью налогового потенциала экономики регионов и муниципалитетов [23, с.103-108]. Несмотря на сложившиеся экономические условия в России все-таки формируется средний и малый бизнес. Следует отметить, что кредитование среднего и малого бизнеса приоритетное направление деятельности банков. Однако одной из особенностей является тот факт, что банки предъявляют к своим клиентам данного сегмента жесткие требования: наличие динамично развивающегося бизнеса и собственного капитала [20, с. 7-14]. По-нашему мнению, кредитование среднего и малого бизнеса представляет для государства значительный интерес, поскольку «раскрученный» средний и малый бизнес является обязательным условием развития реального сектора экономики. Средний и малый бизнес выполняет ряд социально-экономических функций: обеспечивает занятость населения, развитие конкуренции, увеличение налоговых поступлений в бюджет и т. д. Очевидно, оценивая роль среднего и малого бизнеса в экономике страны, государство обязано принимать всевозможные меры, чтобы кредитование предприятий данного сегмента стало доступным широкому кругу предпринимателей [19, с. 82-85]. В целях углубления исследования необходимо рассмотреть, чем же отличается процедура кредитования среднего и малого бизнеса. Основные особенности можно объединить в две группы: бизнес-процесс и подход к анализу кредитоспособности [20, с. 7-9]. Особенности бизнес-процесса заключаются в следующем. Кредитный процесс максимально оптимизирован, а именно, кредитный специалист выполняет функции как кредитного аналитика, так и клиентского менеджера, часто выступает в роли залогового эксперта, осуществляет юридическую экспертизу заемщика. Обыкновенный норматив по выдаче для одного кредитного эксперта – 5-7 кредитов в месяц. Экономисты считают, что оптимизации процесса не нужно бояться – при верно построенной работе уровень просроченной задолженности не будет превышать 5 %. По мнению Мордвинкина А. Н. также не будет фальсификаций, построенных на так называемых «откатах». В этой сфере успешно применяется сдельная система мотивации кредитных специалистов [26, с. 15-27]. Далее следует остановиться на особенностях анализа кредитоспособности. Здесь необходимо отметить, что существенная доля работы происходит при взаимодействии с владельцем бизнеса. Анализ финансового состояния базируется в основном не на основании бухгалтерской отчетности, а на фактических управленческих данных. Особенностью является также тот факт, что анализ и оценка внеоборотных активов производится исходя из их рыночной, а не остаточной стоимости [17, с. 42]. Сбор информационных ресурсов для анализа осуществляется только при выезде на место ведения бизнеса заемщика. На рабочем месте следует только сводить полученные данные. Ученые полагают, что скоринговые методики не подходят для анализа одинаковых видов бизнеса в следствии их уникальности. Каждый предприниматель индивидуален в подходах к бизнесу, к тому же конкуренция не позволяет им быть похожими друг на друга [20, с. 7-10]. В практической жизни кредитования среднего и малого бизнеса часто встречаются ситуации, когда в качестве обеспечения по кредиту оформляется поручительство, в том числе государственных гарантийных фондов [22, с. 434]. В заключение рассмотрения сущности и особенностей кредитования среднего и малого бизнеса отметим, что мощный и развитый средний и малый бизнес – одна из главных составляющих успешного развития национальной экономики. Исследование позволило сделать вывод, что в России представителей среднего и малого бизнеса нельзя выделить в качестве доминирующего класса собственников. Практика показывает, что наблюдается «вымирание» этого сегмента бизнес-сообщества, в особенности малого предпринимательства. В качестве примера можно привести добровольную ликвидацию в начале 2013 года более 300 тысяч индивидуальных предпринимателей в связи с резким повышением обязательных страховых взносов для самозанятого населения. Вывод для банковской системы очевиден – потеря потенциальных либо действующих клиентов, следовательно, неполучение вероятной прибыли. Поэтому, можно констатировать, что государство и банки должны решать схожие задачи по наибольшей поддержке представителей среднего и малого российского бизнеса. Опираясь на результаты исследований, отметим, что кредитование – это эффективная форма поддержки данных экономических субъектов. Вместе с тем банкам необходимо соблюдать рациональный баланс собственных рисков и интересов заемщика – представителя среднего и малого бизнеса. Рисков в данном сегменте кредитования достаточно. Они заключаются в том, что хозяйствующий субъект анализируемого сегмента не имеет возможности предоставить «хороший» залог. Банкам приходится удовлетворяться только поручительством самого собственника, учредителя бизнеса и наемных работников. Кроме того, если такой бизнесмен находится на этапе стартапа, то у него, скорее всего, существуют и другие обязательства: как минимум по уплате налогов, страховых взносов, зарплате, аренде. 1.2 Механизм кредитования среднего и малого бизнеса. Зарубежный опыт Как отмечают Зубкова С. В., Соколова Ю. О., несмотря на законодательные рамки сегментации микро-, малых и средних предприятий, на практике они могут обладать смешанными параметрами (численность работников и объем выручки относятся к разным сегментам), и тогда банк сам решает, к какой группе отнести фирму, какой механизм кредитования выбрать. Численность субъектов среднего и малого бизнеса высока, законодательство не может учитывать все разнообразие сегмента. На практике банки разделяют организации по регионам (крупнейшие города-миллионники и менее развитые регионы). Многие банки устанавливают показатель усредненного уровня выручки, приближенный к уровням выручки малых предприятий. Кредитные организации, настроенные на кредитование только среднего бизнеса, соответственно устанавливают объем выручки на более высоком уровне. Некоторые банки устанавливают для заемщиков границы суммы запрашиваемого кредита [23, с. 103-104]. В целях исследования рассмотрим основные виды банковских продуктов и услуг для среднего и малого бизнеса. И здесь следует отметить, что потенциально значительная клиентская база нуждается в специализированных продуктах. Здесь банки предлагают конкретные механизмы для решения определенных задач на четко установленных условиях, что предполагает выделение обслуживания малых предприятий в специальное направление [16, с. 43]. Практика показывает, что конкретные предложения банков чаще всего сегментируются для корпоративных и малых клиентов. Частный случай: некоторые банки создают только направление корпоративных услуг и внутри него предоставляют несколько продуктов для малых предприятий, но само направление малого бизнеса не развивают. Вероятно, это обусловлено тем, что у банка отсутствует специализированная система оценки малых предприятий, и он оценивает их исходя из общих корпоративных условий. Следовательно, данные банки менее выгодны для малых клиентов, к которым нет обособленного подхода. С другой стороны, отсутствие упрощенного подхода позволяет малым предприятиям рассчитывать на индивидуальные условия кредитования, что часто бывает для них выгоднее и интереснее, тогда как для банка такой подход зачастую может быть слишком затратным. Разработка современных моделей оценки предприятий малого бизнеса позволяет банкам выдавать кредиты в срок от трех дней до трех недель и сократить свои расходы [20, с. 15-16]. Некоторые банки выделяют в своей структуре, помимо направления обслуживания корпоративных клиентов, средний и малый бизнес в совокупности, что вызвано особенностями системы оценки средних и малых предприятий. Анализ показывает, что для среднего бизнеса характерно меньшее количество предприятий, более длительное присутствие субъектов на рынке и уже сложившаяся кредитная история. По своим параметрам средние организации приближены к крупным корпоративным клиентам. У средних предпринимателей анализируют официальную отчетность, так как эти фирмы являются более крупными, имеют большие обороты и стремятся улучшить свою репутацию. К средним предприятиям ввиду их небольшого количества применяется индивидуализированный подход, но сроки принятия решений растягиваются до нескольких месяцев. Процентные ставки для среднего бизнеса, как правило, ниже, а потенциальные сроки кредитования длиннее [18, с. 12]. Сравнение продуктов для среднего и малого бизнеса представлено в таблице 1.2. В целях углубления исследования нужно рассмотреть специфику оценки заемщиков. Здесь необходимо отметить, что дифференцирование условий кредитования зависит от условий экономической среды. По данным статистики, микропредприятия составляют значительную долю от всех средних и малых предприятий. Кроме того, малые предприятия берут на себя больше половины веса в основных экономических показателях. Следовательно, для банков малый бизнес – это наибольшая клиентская база среди других сегментов в этой сфере [25, с.15]. Необходимо заметить, что годовой объем выручки данных заемщиков не превышает 60 млн руб. На таких предприятиях задействовано совсем небольшое количество сотрудников: это могут быть семейные предприятия. Отсюда вытекает тот факт, что для большинства малых предпринимателей доход от их бизнеса приравнивается к личному семейному доходу. И, как следствие, налицо несоответствие результатов официальной финансовой отчетности и реального состояния бизнеса. Ввиду непрозрачности отчетности и необходимости принимать решения в кратчайшие сроки банки создают специализированные модели оценки малых клиентов, которые отличаются от моделей для оценки корпоративных клиентов. Моделям оценки малых клиентов свойственны упрощенный порядок рассмотрения заявки кредитным комитетом и ускоренная процедура кредитования [18, с.103-104]. Таблица 1.2 – Сравнительный анализ продуктовой линейки для среднего и малого бизнеса на примере лидеров рынка Банк Кредитование Расчетно- кассовое обслуживание Дистанционное обслуживание Размещение свободных денежных средств Банковские карты Инвестиции и ценные бумаги Документарные операции (гарантии, аккредитивы, инкассо) Залог Прочие услуги Поддержка Бизнеса (партнеры банка) РКО Валютные операции Валютный контроль Инкассация Эквайринг Депозиты Векселя и сертификаты Корпоративные карты Зарплатные проекты Таможенные карты Реализация залогового имущества Страхование залога Драгоценные металлы, монеты Депозитарные услуги Аренда сейфов Сбербанк V V V V V V V V V V V ВТБ 24 V V V V V V V V V Промсвязьбанк V V V V V V V V УралСиб V V V V V V V МИнБ V V V V V V V V V V V V V V Возрождение V V V V V V V V V V V V V V V V V V Транскапиталбанк V V V V V V V V V V V Инвестторгбанк V V V V V V V V V V V V НОМОС-Банк V V V V V Интеза V V V V V V Открытие V V V V V V V V V V V V V Для этого не требуется полный пакет документов (официальная отчетность и аудиторские заключения) и их доскональное рассмотрение, но требуется анализ реального состояния бизнеса. Банком анализируется как официальная, так и управленческая отчетность. С этой позиции рассматриваются бизнес-процессы: движение денежных средств или движение товаров/продукции. Часто организации декларируют убытки, когда реально получена прибыль; не ставят на баланс имеющееся оборудование и т.д. В связи с этим, если банк будет ориентироваться только на официальные данные, кредитование в принципе невозможно (организация убыточная, активов недостаточно и т.д.). Именно поэтому запрашиваются управленческие данные. Рассматривая условия кредитования, можно сделать разбивку условий банков-лидеров по четырем направлениям (видам) [25, с. 15-27]: - с залогом и без поручительства; - с залогом и с поручительством; - без залога и с поручительством; - без залога и без поручительства. Частота использования этих видов кредитования МСБ показана на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 – Частота использования видов кредитования среднего и малого бизнеса (%) Исследуя каналы продаж, отметим, что набор продуктов и услуг для клиентов любого сегмента не может существовать сам по себе. Банку необходимо найти эффективные высококонкурентные каналы продаж для своего часто уникального набора услуг, который должен стать востребованным среди клиентов определенного сегмента. Что касается рассматриваемого сегмента, то здесь актуальны следующие основные виды каналов продаж [31, с. 57-60]: 1) прямые продажи (через агентов и персонального менеджера); 2) перекрестные продажи (через партнерские каналы, каналы с участием специализированных организаций по поддержке среднего и малого бизнеса и государственных органов); 3) дистанционные каналы продаж – наиболее современная разновидность каналов продаж. Зубкова С. В. полагает, что как бы ни совершенствовались банковские каналы продаж, очевидно одно: самый эффективный – это положительные отзывы клиентов. По мнению ученых различные сочетания каналов продаж обеспечат широкое распространение программы кредитования банка и помогут максимально удовлетворить потребности субъектов среднего и малого бизнеса в финансовых ресурсах [23, с. 14-26]. Следующий этап реализации стратегии кредитования – внедрение современных технологий увеличения продаж, среди которых доказали свою эффективность [19, с. 82-93]: - дистанционные технологии увеличения продаж (банковские приложения для мобильных устройств, лидогенераторы, автоматизация обслуживания в офисах банков); - новейшие технологии увеличения продаж через совершенствование продуктовой линейки и условий кредитования клиентов МСБ (технологии «Кредитная фабрика», «Коробочный продукт», «Целевые кредиты»); - технология краудсорсинга. В заключение следует отметить, что по прогнозам экспертов, к концу 2017 года – началу 2018 года рынок кредитования исследуемого сегмента начнет расти примерно на 15-18 %. Динамика процентных ставок будет зависеть от того, насколько банкам хватит ликвидности для активного кредитования в течение года, а также от рисков заемщиков. Банкиры сходятся во мнении, что малый бизнес в России развивается трудно и медленно: если в США он дает до 50 % ВВП, то в России – около 4 %. Государственная поддержка почти не ощущается. В сложившейся экономической ситуации на рынке и в налоговом законодательстве мелким предпринимателям сложно удержать позиции, не говоря уже о развитии [21, с. 8-15]. Однако, соглашаясь с мнением ведущих экономистов, необходимо подчеркнуть, что кредитование малого бизнеса – это своеобразная подушка безопасности для любого банка. И малый бизнес все равно будет развиваться, несмотря на трудности. Спрос рождает предложение, и банки стараются отвечать потребностям клиентов. Спектр банковских продуктов и услуг для сегмента среднего и малого бизнеса будет расширяться [21, с. 10-15]. Механизм кредитования малого и среднего бизнеса начинается с подачи заявки субъектом хозяйствования на получение кредита. Далее следует анализ кредитной заявки. Банку надо убедиться, что перед ним не мошенник. Для применяются инструменты: - верификацию паспортных данных по базам ФМС (позволяет проверить статус паспорта заявителя и проверить, не находится ли он в розыске); - ранжирование заявок по вероятности кредитного мошенничества с помощью FICO Fraud Score. Эта скоринговая модель на основании истории кредитования в России выставит заявке скоринговый балл от 1 до 999. Чем выше балл, тем больше вероятность того, что за кредитом пришел потенциальный мошенник. Использование этой модели очень популярно в банках, специализирующихся на необеспеченном кредитовании, в МФО и КПК, так как она экономична, не требует серьезных усилий по включению ее во внутренние процессы принятия решений; - для более серьезной проверки кредитной заявки необходимо использовать межбанковскую систему НБКИ AFS (Anti fraud service), основанную на правилах. Система ищет в огромном массиве кредитных историй и данных из кредитных заявок совпадения, характеризующие потенциальное мошенничество. Использование трех вышеперечисленных инструментов сводит риск кредитного мошенничества практически к нулю. Второй этап оценки заемщика в период рассмотрения кредитной заявки – оценка кредитного риска, то есть вероятности дефолта через определенное время. Для этого банку необходима кредитная история заемщика, которую он получает из НБКИ по запросу. В кредитной истории содержатся записи о текущем долге заемщика перед другими кредиторами и история обслуживания всех кредитных обязательств. При этом у банка, благодаря развитию технологий в НБКИ, есть возможность расширить сведения из базы кредитных историй за счет данных о субъектах, связанных с заемщиком, по различным атрибутам (адресов, телефонов, общих счетов). Прежде всего, конечно, речь идет о членах домохозяйства заемщика, у которых, как и у него, те же адрес проживания и номер домашнего телефона. Такой анализ существенно повышает качество оценки кредитной заявки. Например, он позволяет определять риск чрезмерной закредитованности семьи, в которой один супруг погряз в долгах, а второй пытается взять кредит с целью частичного погашения старых долгов. Естественно, такой путь с высокой долей вероятности приведет и заемщика, и кредитора к проблемам. Благодаря НБКИ эти риски берутся под контроль. Следует понимать, что кредитная история заемщика - это большой документ, передающийся кредиторам в электронном виде. То есть изучение этого документа, как правило, автоматизировано. Ряд кредиторов сами разрабатывают модели, которые анализируют кредитную информацию и формируют решение.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg