Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально – педагогический патронаж семьи группы риска

text-93 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.11.2018
Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье. Семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.) .
Введение

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественными, экономическими и юридическими нормами. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной. Семейное воспитание ? это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и других исследователей. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья очень быстрого и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. В настоящее время наблюдается, что большинство населения по уровню доходов находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака. Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей [9, с.39-62]. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье. О необходимости оказания семьям социальной помощи говорится в ряде работ (Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и другие), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения эффективно их использовать. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов. Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Семьи, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи, носит название семьи «группы риска». Первоочередной задачей специалиста по социальной работе в работе с семьями «группы риска» является разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в таких семьях. Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семей «группы риска», что становится одной из самых острых проблем современной России. Деятельность специалистов социального патронажа, прежде всего, направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности. Социальный патронаж семьи – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительный основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть. Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства. В связи свыше изложенным, можно сказать, что, несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям «группы риска», проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день. Цель данного исследования. Создать условия для эффективного социально-педагогического патронажа семей группы риска на базе государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Гармония» города Балахны Нижегородской области. Объект исследования: система социально-педагогического патронажа как форма профессиональной помощи и защиты семей «группы риска». Предметом исследования: программа социально-педагогического патронажа семей «группы риска». В качестве гипотезы исследования принято предположение о том, что работа с семьями «группы риска» будет эффективнее при использовании разработанной программы социально-педагогического патронажа при условии комплексной работы и создании благополучных условий развития ребенка. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать специальную социально–педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Проанализировать социально-психологическое состояние семей «группы риска» в рамках констатирующего эксперимента 3. Разработать индивидуальную программу социальной реабилитации семей «группы риска» и апробировать ее на базе «Центра социальной помощи семье и детям «Гармония» Балахнинского района Нижегородской области. 4. Оценить результативность реализации программы социально-педагогического патронажа семей группы риска по данным контрольного эксперимента. Теоретико-методологическая основа исследования: - психолого-педагогические теории семьи группа риска (А.И. Анто-нов, Л.С. Алексеева, О.И. Волжина, С.И. Григорьев, И.Ф. Дементьева, Н.П. Иванова, И.А. Кожина, В.К. Кон¬д¬ратьева, М.М. Про¬копьева, В.С. Торохтий и другие); - психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие); - идеи аксиологического подхода как основы социально-педагогической деятельности с семьями группы риска (Анисимов, В. Беляев, А. Бодалев, Г. Выжлецов, В. Гречаный, О. Дробницкий, И. Исаев, А. Мищенко, В. Сластенин и Е. Шиянов); - идеи системного подхода, заключающиеся в организации системы социально-педагогической деятельности с семьей группы риска. Методы исследования: 1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования. 2. Формирующий эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике работы социальных педагогов специализированных и массовых образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения. Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Ведение 3 Основы социально-педагогической деятельности с семьей «группы риска» Семья «группы риска» как психолого-педагогическая проблема 8 Типологии семей «группы риска» и их влияние на ребенка 12 Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска 17 Теоретические основы социально-педагогического патронажа семей «группы риска» Социально-педагогический патронаж: понятия, принципы, функции, виды 21 Технология социально-педагогического патронажа с семьями «группы риска» 28 Патронаж семей «группы риска» средствами социально-реабилитационных центров 33 Реализация экспериментальной работы по организации социально-педагогического патронажа семей «группы риска» Общая характеристика и методы исследования семей «группы риска» 41 Анализ состояния семей группы риска в рамках констатирующего эксперимента 43 Реализация программы социально-педагогического патронажа семей группы риска на базе «Центра социальной помощи семье и детям «Гармония» Балахнинского района Нижегородской области 50 Оценка эффективности реализации программы социально-педагогического патронажа семей группы риска по данным контрольного эксперимента 61 Заключение 66 Список литературы 68 Приложение
Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c. 2. Алексеев Л.С. Состояние, технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей,- Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2011. - С.198. 3. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики/ Басов Н.Ф. - М.: Академия. - 2014. -250 с. 4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 2012. - № 7/8. - С. 23-27. 5. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. / С.А. Беличева - М.: 2011. № 2. С.76-89. 6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. 7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2012.480 с. 8. Бабкин Н.И. Педагогическое взаимодействие с семьей/ Методическое пособие/ ФГОС- М.: Академия. 2014.- 155 с. 9. Бабкина С.Н. Опыт по сопровождению обучающихся, склонных к употреблению ПАВ/ Бабкина С.Н. - М.: 2013. – 65 с. 10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2013. - 160 с. 11. Васильева Ю.В. Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере социального обеспечения // Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 29. 12. Волкова С.В.Материалы Государственного учреждения и центра профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц" // Вопросы ювенальной юстиции. - Москва, 2011. - № 5. - С. 15 13. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c. 14. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 c. 15. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2012. - 270 с. 16. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c. 17. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с. 18. Кибанова, А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. 19. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c. 20. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c. 21. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика - М.: Олма - Пресс, 2012. – 265 с. 22. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей- Москва, 2013. – 155 с. 23. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2014. - 280 c. 24. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2011. С.35-38. 25. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2013 - 269 с. 26. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 376 c 27. Особенности социально-педагогической работы с детьми из семей группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. – С. 5-10.
Отрывок из работы

1. Основы социально-педагогической деятельности с семьей «группы риска» 1.1 Семья «группы риска» как психолого-педагогическая проблема Семья имеет большое значение в решении задач по укреплению здоровья населения, так как именно в семье закладываются и развиваются гигиенические навыки, формируется отношение к здоровью, отчего, в свою очередь, зависит здоровье будущего поколения. Многочисленными исследованиями О.В. Грининой, Л.В. Карцевой, Е.В.Кулагиной, Е.И. Русановой доказано влияние семьи на психическое благополучие населения. Большую роль в генезе психопатии, асоциального поведения и самоубийств играют неправильное воспитание, тяжелые условия жизни семьи. Среди основных факторов, влияющих на развитие психических заболеваний, чаще являются конфликты в семье, разводы и семейное насилие. Существует сложная взаимосвязь между функционированием семьи, семейной гармонией или дисгармонией и нарушениями физического и психического здоровья ее членов. Дезорганизация в семье способна стать причиной появления соматических жалоб, провоцировать обострения хронических заболеваний, отягощать их течение. Семья служит одним из основных, а иногда и единственным источником социальной поддержки. Накопилось достаточно много данных, свидетельствующих о решающем влиянии семейной поддержки на состояние здоровья и течение болезней у индивидуума. Каткова И.П., Сафарова С.И.,; Вартапетова Н.В.; Тверская О. Н., Потапов А.И., Ракитский В.Н в своих исследованиях подчеркивают, что среди стрессов, влияющих на здоровье и приводящих к физическому или психическому заболеванию, самоубийству или смерти, наибольшее значение имеют смерть одного из супругов, родителей; вступление в брак, развод и рождение неполноценного ребенка. На здоровье детей оказывает большое влияние тип семьи (полная -неполная). В неполных семьях уровень заболеваемости детей в 1,6 раза выше, чем в полных. Разрыв отношений с одним из родителей может играть огромную роль в развитии асоциального поведения у мальчиков и неврозов у девочек. Последние десятилетия в зарубежных странах и в России отмечался отход от «классической» формы семьи: сокращение количества детей в семье, два работающих родителя, ранняя сексуальная акгивность молодежи, ранние браки, неполные семьи, однополые браки и т.д. В современных условиях семья во многих случаях перестает быть ценностью для людей; распространяются такие негативные явления, как подъем уровня разводов, внедрение идеалов однодетной или бездетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных форм девиантного семейного поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg