Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Использование креативных технологий в процессе литературного образования в основной школе

text-93 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.11.2018
В результате исследования мы пришли к выводу, что для эффективного решения проблемы развития творческих способностей обучающихся в целом требуется существенное преобразование всей системы образования, формирование новых подходов научно–методического и информационного обеспечения учебного процесса, новых педагогических технологий, позволяющих обучающимся уже в процессе обучения получать значимые научные и практические результаты, генерировать новые знания.
Введение

Процесс обучения детей в школе в настоящее время связан не только с получением базовых знаний, но и приобретением умения учиться, которое имеет очень важное значение для успешной деятельности каждого человека на данном этапе развития общества, в условиях современного, стремительно изменяющегося мира. Направленность изменений стратегических целей государства связана с инновационным развитием всех отраслей хозяйствования и, в первую очередь, образования. Обеспечение технологических и социальных преобразований, создание инноваций детерминирует изменение образовательных технологий для создания человеческого капитала, адекватного стратегии государства. Эти технологии должны помочь современным выпускникам школы на протяжении всей своей жизни самостоятельно осваивать и реализовывать свой творческий потенциал. Реализация данных целей в образовании происходит с использованием традиционных педагогических технологий. Новые технологии не получили еще научного обоснования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования креативных технологий в современном литературном образовании, так как основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Креативность является одним из важнейших качеств личности, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности – одна из приоритетных задач современного образования, с решением которых связана активизация исследований в данной области. Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между потребностями в креативных технологиях и недостаточным их использованием на практике современного образования. Наука и практика нуждаются в решении этой проблемы, но пока даже понятие «креативная технология» не является общепринятым и однозначно понимаемым понятием. Активная творческая деятельность в технологизации образования обеспечивает переход к реализации новой парадигмы, продуктивности, креативным технологиям. Креативный подход к образовательному процессу предоставляет возможность каждому его участнику развить исходный творческий потенциал, сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческой самоактуализации, самооценке. Проблема исследования связана с разрешением данного противоречия: выявлением методов и приемов использования креативных технологий, которые будут способствовать развитию креативного потенциала обучающихся. Исходя из актуальности проблемы исследования, её недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования. Цель исследовательской работы – на основе психолого–педагогической теории разработать и апробировать методику использования в процессе литературного образования креативных технологий, направленных на развитие креативности обучающихся основной школы. Гипотеза: использование креативных технологий в процессе литературного образования будет способствовать развитию креативного потенциала обучающихся, если: –создать условия для творчества; –мотивировать детей к нестандартным решениям; – поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности обучающихся; – разработать и применять на уроках литературы систему творческих заданий; – использовать креативные технологии во внеклассной деятельности по литературе. Объектом исследования является процесс литературного образования, в котором активно используются креативные технологии. Предметом – креативные технологии, способствующие развитию творческого потенциала личности обучающихся в основной школе. Для успешной реализации основной цели исследования был сформулирован ряд исследовательских задач: - изучить теоретико–методологические основы развития креативности в образовательном процессе; - выявить педагогические условия развития креативного потенциала обучающихся через использование креативных технологий обучения; - доказать продуктивность использования креативных технологий в процессе литературного образования; - разработать творческие задания с применением креативных технологий на уроках литературы; - провести исследование, нацеленное на понимание актуальности и целесообразности применения креативных технологий в процессе литературного образования; В ходе работы для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ философской, психологической, педагогической и иной научной литературы, синтез, обобщение, моделирование); эмпирических (изучение передового педагогического опыта; анкетирование, интервьюирование; беседа с учащимися и учителями школ; диагностические методы (тестирование); педагогический эксперимент). Теоретико–методологической базой исследования являются зарубежные и российские публикации, посвященные проблеме креативности. Она рассматривается на философском, педагогическом, психологическом и других уровнях. В работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Т.Любарт и других представлен глубокий анализ проблемы креативности. Вклад в разработку понятия «педагогическая технология», уровней и сфер ее функционирования внесли в разной мере многие исследователи технологического подхода в образовании, как зарубежные – Б. Блум, Р. Берне, Дж. Брунер, О. Ричарде, Т. Сакомото и др., так и отечественные – А.И.Башмаков, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Е.П.Ильин, М.В. Кларин, Н.В.Лисовенко, Б.Т. Лихачев, А.М.Матюшкин, Н.В.Рождественская, Г.К. Селевко, Т.П.Сальникова, К.А.Торшина и многие другие. Фундаментальные теоретико–методологические основы формирования и развития творческих качеств личности представлены в исследованиях таких выдающихся отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Различные педагогические и психолого–педагогические аспекты развития творческой личности нашли отражение в работах Д.Б.Богоявленской, Э.Де Боно, В.Н.Дружинина, М.М.Зиновкина, A.M. Матюшкина, А. Маслоу, Я.А. Пономарева, Т.Любарта, З.О.Новлянской, А.В.Петровского, А.М.Рыбака, Е.П. Торренса и др. Новизна исследования состоит в описании особой организации творческой деятельности с применением креативных технологий в процессе литературного образования, которая обеспечивает развивающий эффект и творческий характер деятельности в основной школе на уроках литературы и во внеклассной деятельности, а также в обосновании методических рекомендаций по развитию творческих способностей при применении креативных технологий и их использовании в процессе литературного образования. Основные положения, выносимые на защиту: 1.В современном литературном образовании использование креативных технологий недостаточно. 2.Использование креативных технологий способствует развитию вербальной креативности. 3.Творческие задания, направленные на создание письменных текстов, способствуют развитию вербальной креативности обучающихся 4. Развитие креативных способностей обучающихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности. 5. Учебная дискуссия способствует развитию устной речи. Готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. 6. Технологии проектного обучения развивают творческие способности обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют представления о возможностях использования креативных технологий в процессе литературного образования в основной школе. Разработанные и апробированные учебные материалы демонстрируют практическую значимость представленной диссертации. Исследование проводилось с 2015 г. –2017 г. и включало два этапа. На первом этапе (2015–2016 гг) разрабатывались теоретические основы исследования: определялись цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. Была изучена педагогическая и методическая литература по теме исследования. На втором этапе (2016–2017 гг) уточнялись исходные положения исследования и проводился эксперимент. На данном этапе велась разработка и апробация учебных материалов с использованием креативных технологий и их реализации на уроках литературы и во внеклассной деятельности, осуществлялось расширение теоретических основ исследования. Базой опытно–экспериментальной работы послужила ГБОУ «Школа «Свиблово». Материалы магистерского исследования были апробированы в практике преподавания в рамках прохождения практик: 1) учебно– исследовательская практика с 04.04–13.05.2016 г. в ГБОУ «Школа «Свиблово» 2) практика по получению профессиональных умений в ГБОУ «Школа» Свиблово» с 28.11– 12.12.2016 г.; 3) практика по получению профессиональных умений в ГБОУ «Школа» Свиблово» с 01.09– 24.09.2017 г.; 4) преддипломная практика с 25.09– 05.11.2017 г. Материалы диссертации были представлены в докладах на VI Всероссийской научно–практической конференции «Современное филологическое образование: проблемы и перспективы» (апрель 2016, г. Москва, ГБОУ ВПО МГПУ) и на научно–практической конференции «Современное филологическое образование в исследованиях магистрантов» (апрель 2017, г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ) Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях: "Приемы развития способностей обучающихся к созданию собственного текста на уроках литературы в 5–6 классах» (Проблемы современного филологического образования. Сборник научных статей. Выпуск 14. – Москва–Ярославль, 2016). «Система творческих заданий при изучении "Повестей Белкина" А.С. Пушкина в 7 классе» (Современное филологическое образование в исследованиях магистрантов. Сборник научных статей. – Москва, 2017) Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее практическая значимость, обосновываются цель и задачи исследования. Первая глава «Креативные технологии в современном образовании» носит теоретический характер и состоит из трех параграфов. В четырех параграфах второй главы «Применение креативных технологий на уроках литературы» рассматривается практическое применение креативных технологий на уроках литературы и во внеклассной деятельности. В третьей главе «Опытно–экспериментальная работа по применению креативных технологий в процессе литературного образования» описан ход эксперимента по применению креативных технологий в процессе литературного образования с целью выявления творческих способностей обучающихся к созданию собственного текста на уроках литературы в основной школе. В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Список использованной литературы включает 75 наименований по проблеме исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ..........................................................................................................11 1.1 Соотношение понятий «творчество» и «креативность» ……………………….11 1.2 История развития креативных технологий……………………………….……..29 1.3 Технологии, методы и приемы развития креативности в современном образовании………………………………………………..………….……………35 Выводы по первой главе………………………………………………………………54 ГЛАВА II ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5–8 КЛАССАХ ………………………55 2.1 Система творческих заданий как средство развития креативных способностей обучающихся …………………………...…………………………………………….55 2.2 Приемы работы над созданием собственного текста в 5–6 классах…………...59 2.3 Изучение "Повестей Белкина" А.С. Пушкина в 7 классе с использованием системы творческих заданий ………………………………………………………..66 2.4 Использование креативных технологий во внеклассной деятельности по литературе…………………………………………………………………………….73 Выводы по второй главе……………………………………………………………..82 ГЛАВА III ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..84 3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента…………...………..84 3.2 Формирующий этап педагогического эксперимента………………….....…..90 3.3 Контрольный этап педагогического эксперимента………………….....…….96 Выводы по третьей главе……………………………………………………………99 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….101 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....105 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….112
Список литературы

1.Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды // Образование в современной школе. – 2005. – № 5. – С.53–56. 2.Анисимова, Т. С. Корреляция целей и измерений в образовании с национальной стратегией государства // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании: XXI и XXII Всероссийские научно–практические конференции: сб. науч. тр. / под ред.: А. А. Маслака; филиал Кубанского гос. ун–та в г. Славянске–на–Кубани. – Славянск–на–Кубани, 2014. – С. 25–27. 3.Анисимова, Т. С., Назарова, Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Концепт. – 2015. – № S7. – С. 56–60. 4. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. – № 1. – С. 111–131. 5.Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400 с. 6.Банчуков, Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. —М.: Просвещение, 1985. — 144 с. 7.Башмаков, А.И., Попов В.В. Креативная педагогика: методология, теория, практика. – М.: БИНОМ. Лаб. Знаний, 2012. – 319 с. табл. 8.Библер, В.С. Мышление, как творчество. – М.: Просвещение, 2013. – 361 с. 9.Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995. – Т. 16, № 5. – С. 49–58. 10.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Монография. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009. – 416 с. 11.Богоявленская, Д.Б. Культурно–исторический подход к проблематике творчества // Культурно–историческая психология, 2007. – №3.– C. 67–71 12.Богоявленская, Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68 с. 13.Бочаров, С.Г. О художественных мирах. Сборник критических статей. — М.: Советская Россия, 1985. — 296 с. 14.Бушина, Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях//Поиск новых путей. Из опыта работы. — М: Просвещение, 1990. – 320 с. 15.Ваулина, Т.А. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве. – М.: Либриком, 2011. – 293 с. 16.Глухова Т.Г. Арт–терапия. Методические рекомендации. –Самара: СИПКРО, 2001. –155 с. 17.Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С.5–12 18.Де Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацской. – М.: Попурри, 2005. – 416 с. 19.Дилц, Р. Б., Эпстайн, Т. А. Динамическое обучение / Перев. с англ. А. А. Рунихина. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 416 с. 20.Дорфман, Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь, 2002. – С. 89–120. 21.Дорфман, Л. Я. Поток метаиндивидуального креативного сознания // Современные исследования творчества: к 90–летию Я. А. Пономарева / Науч. ред. Дорфман, Л.Я., Ушаков, Д.В. – Пермь: Пермский гос. ин–т искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 60–98. 22. Дорфман, Л. Я., Ковалева, Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. – 1999. — № 2.— С. 101–106 23. Дорфман, Л.Я., Ковалева, Г.В. Полимодальность Я и креативность мышления // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – М.: Наука; Смысл, 2000. – С. 215–241 24. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – Москва: Наука; Смысл, 2000. – С. 171–185. 25. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – Москва: Наука; Смысл, 1994 г. – 324 с. 26. Енин, Ю.И. Инновационные технологии и креативные методы в образовании / Ю.И. Енин, В.А. Журавлев // Инновационные образовательные технологии. — 2013. — № 2 (34). — С. 28—31. 27.Ефремова, Л. И. Современные технологии обеспечения качества образования в национальном исследовательском университете / Л. И. Ефремова, Н. В. Аникина // Интеграция образования. ? 2014. ? № 1 (74). ? С. 6?13. 28.Жаркова, В. В. Использование системы творческих заданий для развития креативности в младшем школьном возрасте // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 311–315 29.Жолковский, А.К. ‘Превосходительный покой’: об одном инвариантном мотиве Пушкина // Жолковский А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. – М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с. 30.Зиновкина, М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителей. – М.: Приоритет–МВ, 2006. – 48 с., Ил. 17. 31.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2009 г. – 434 с. 32.Касперская, О.В. Система работы с одарёнными детьми – «Учитель», Волгоград, 2011г.– 119 с. 33.Кинг, Л. Тесты на креативность. – СПб: Питер, 2005. – 96 с. 34. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с. 35. Клименко, Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: автореф. дис. д–ра пед. наук: 13.00.01/ Клименко Татьяна Константиновна. – Хабаровск, 2000. – 289с. 36. Князев, А.М., Одинцова, И.В. Акмеологические технологии активно–игрового обучения. – М.: Изд–во РАГС, 2007. – 215 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Глава «Креативные технологии в современном образовании» носит теоретический характер. В первом параграфе рассматривается соотношение понятий «творчество» и «креативность». Второй параграф посвящен истории развития креативных технологий в современном образовании. В третьем параграфе описываются технологии, методы и приемы развития креативности в учебном процессе. 1.1 Соотношение понятий «творчество» и «креативность» Обращение к понятию «креативные технологии» невозможно без определения сущности понятий «творчество» и «креативность». Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке. Креативность, с научной точки зрения, рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны труды 3. Фрейда, К. Роджерса, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, Э. Торренса, Р. Стернберга, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Однако понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg