Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательных интересов школьников на уроках иностранного языка

gemsconslebria1971 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.11.2018
Цель работы: Выявить и изучить наиболее эффективные технологии формирования и развития познавательных интересов школьников на уроках английского языка. Задачи: • Изучить психолого-педагогические, методические, а также теоретические источники по данному вопросу; • Рассмотреть различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению. Объектом исследования является формирование познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка.
Введение

Нет никаких сомнений, что сегодня иностранные языки играют огромную роль в жизни людей. Они прочно вошли не только в сознание современного человека, но и в культурное пространств. Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом для развития. Общество немыслимо без широких интернациональных контактов, а английский язык уже приобрел статус международного. Обучение иностранному языку и овладение им является неотъемлемой частью образовательного процесса. Большинство детей легко решают задачи овладения родным языком. Овладение же английским или любым другим иностранным языком может представлять значительную проблему для детей, которая в дальнейшем приведет к утрате познавательного интереса учащихся в учении. Таким образом, возникают вопросы - Как облегчить процесс овладения детьми английским языком, развивая познавательный интерес? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, а также стремление к творчеству? Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса на уроках иностранного языка, в данном случае английского.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС" 4 1.1. Интерес и его структура 4 1.2. Категории учащихся в зависимости от их заинтересованности 7 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА 8 2.1. Возрастные и психологические особенности младших школьников 8 2.2. Сущность игры как психологического явления 12 2.3. Основные цели использования игры на уроках английского языка 16 ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 19 3.1. Значение внеклассных занятий и виды нетрадиционных уроков для развития интересов школьников 19 3.2. Английский как межпредметная связь и способ получения новых знаний. Организация самостоятельной работы школьника 23 ГЛАВА 4. ИГРА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА. ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ АНГЛИСЙКОГО ЯЗЫКА 26 4.1. Классификация игр на уроках английского языка 26 4.2. Примеры игр, развивающих познавательный интерес школьников на уроках иностранного языка 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Список литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. / Г. С. Абрамова. - М., 2002. - 234 с. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. - 288 с. 3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 195с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. - М., 2001. - 202 с. 5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с. 6. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с. 7. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Просвещение, 2004. - 442с. 8. Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык II-III 9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., Речь, 2003. - 320с. 10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128 с. 11. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 2008. - 126 с. 12. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология М.: Просвещение, 2001. - 126 с. 13. Коломенский Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенскийх, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 2002. - 223с. 14. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. - М.: Институт практической психологии, 2003. - 256 с. 15. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды - М., Педагогика, -2004. - 242 с. 16. Менчинская Н. А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 2006. - 448 с. 17. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
Отрывок из работы

1.1. Интерес и его структура Интерес не имеет единственно верного определения, его дифференцируют как: избирательную направленность внимания человека; проявление его умственной и эмоциональной активности; активатор разнообразных чувств; особый сплав эмоциональных, волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека; активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру; структура, состоящая из потребностей; специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью. Множество формулировок феномена «интерес» доказывает, что в данных определениях акцентируются как различные, так и общие аспекты, направленные на раскрытие понятия интереса - его связи с различными психическими процессами, из которых особенно часто выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля) его включенности в важнейшие личностные образования - отношения, потребности, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности. Особенно важным для характеристики общего феномена интереса явление его как интегративного свойства личности ко всей жизнедеятельности человека. Интерес, по мнению М.В. Демина, - это ведущий побудитель деятельности человека. Посредством интереса «мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем ее изнутри». Это и позволило Н.А. Мечинской считать наличие интересов школьников показателем их общего развития. Таким образом, интерес выступает как: избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной действительностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной, продуктивной; особое, избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. Способность удивляться - это ценнейшая из способностей человека лежит у основания глубоко акта познания. Более того, она нередко знаменует собой сложнейшие научные открытия и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. «Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных его явлениях, но и в его обыденном, мимо чего мы проходим каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны, формировать стремление к поиску в открытии мира - это благороднейшая и необходимая задача учителя, воспитателя, всех, кто формирует человека будущего». Предприняв этот экскурс по вопросу интереса, дадим определение познавательного интереса. Итак, познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: • любопытство; • любознательность; • познавательный интерес; • теоретический интерес. Любопытство является элементарной стадией избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Эта стадия интереса эмотивна, так как вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Эта стадия нам не интересна в силу ее простоты, как показывают эксперименты, она зафиксирована уже у обезьян. Любознательность - это ценное состояние личности. Оно характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, а также ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует проникновению личности в сущностные связи, отношения, закономерности познания. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Теперь, когда определены уровни развития познавательного интереса, рассмотрим показатели этих уровней. Высокий: • Высокая самопроизвольная познавательная активность. • Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах. • Интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности. • Стремление к преодолению трудностей («Не говорите, не подсказывайте, сам найду, Я сам»). • Корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса). Средний: • Познавательная активность, требующая систематических побуждений учащихся. • Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только с помощью учителя. • Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуаций, наличия побуждений. • Преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи. • Эпизодические занятия предметом интереса. Низкий: • Познавательная инертность. • Эпизодический интерес к эффективным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности. • Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа); частые отвлечения. • Полная бездеятельность при затруднениях. • Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности. 1.2. Категории учащихся в зависимости от их заинтересованности Так же существует расслоение учащихся по характеру их познавательных интересов: • аморфные интересы; • многосторонние - широкие интересы; • локальные - стержневые интересы. Аморфные интересы подростков без тенденции развития весьма обедняют личность школьника. Эти интересы слишком туманны и не определены, чтобы называться настоящим интересом, можно сказать, что это скорее отсутствие интереса, чем его наличие. Для учащихся с подобными интересами характерны: неосознанность интересов, неумение отдать себе отчет в том, что именно привлекает их в учении и в какой степени; неопределенность интересов, нерешительность, неуверенность в своей учебной деятельности. Эти ребята любят действовать по образцу, имеют отсутствие интереса к творческим задачам, отказываются их решать; у них отсутствует стремления к знанию, не проявляются желания добиваться хороших результатов в учении. Интерес носит не продуктивный, а процессуальный характер; дети ограничиваются своим круга знаний программы и не используют дополнительные источники информации для обогащения своих знаний; также не наблюдается склонностей к занятиям и узость кругозора; отсутствие инициативы, бездумное следование за учителем. Для учеников с многосторонними и многогранными интересами характерно: стремление к решению познавательных задач; личностное отношение к деятельности; стремление выйти за пределы программы в избранной области и узнать что-то дополнительно, интерес к современным научным открытиям; начитанность, широкий кругозор; активность на занятиях, любознательность. Локальный, стержневой характер интересов школьников сосредоточен на нескольких смежных областях деятельности. Эти устойчивые интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса. Для этих учеников характерно: относительно большая нацеленность и более узкая локальность предметной направленности; высокая активность и практическая действенность. ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА 2.1. Возрастные и психологические особенности младших школьников Исследуя проблемы психолого-педагогической характеристики личности учащихся Н.В. Ковалева утверждает, что учитель никогда не занимается одним лишь изучением школьников - он обучает и воспитывает, а в ходе этой работы выясняет, каковы их психологические особенности. Важно помнить, что ребенок - это специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами. Физиологи отмечают, что младший школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка. Этот возраст имеет особое значение в целостном развитии личности. Исследования, проводимые в различные годы в психологии и педагогике, показали, что уже в 6-7 лет складываются хоть и простые, но уже обобщённые, специфические для данного человека, устойчивые (т.е. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы, которые по отношению к другим иерархическим уровням, конкретным свойствам, начинают играть определённую роль, становясь личностной основой психики в целом. Можно говорить, что в этом возрасте происходит становление личности. Более того, именно этот возраст наиболее восприимчив и благоприятен для направленного формирования оптимальных уровней механизмов психики, потому что этот возраст является действительно решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых, оснований психики. Если рассмотреть некоторые содержательные особенности развития личности в младшем школьном возрасте, то важно остановиться на ряде закономерностей. Прежде всего, идёт интенсивный процесс перестройки мотивационной сферы, который в конечном итоге и детерминирует своеобразие внутренней позиции ребенка. Многочисленные исследования показывают, что к моменту поступления в школу возникает ряд новых мотивов, прежде всего связанных с новой ведущей деятельностью - учением, т.е. развивается познавательная мотивация, которая нередко может вступать в конфликт с мотивами игровой деятельности. Кроме того, идёт процесс дальнейшего структурирования мотивации, её иерархизации, соподчинения мотивов, что служит благоприятным условием для развития произвольных форм поведения. Развитие мотиваций детей в этот период тесно связано с формированием их эмоциональной сферы. Как отмечает B.C. Мухина, переживания ребёнка приобретают смысл, благодаря чему у него возникает новое отношение к себе. В целом возникает обобщение переживаний, логика чувств, дающих новые возможности ориентировки в окружающей действительности. Развитие личности в младшем школьном возрасте характеризуется и определёнными сдвигами в структуре самосознания. В целом к данному периоду дети достигают достаточно высокого уровня развития самосознания, конечно, по сравнению с ранним возрастом. В психологических исследованиях показывается, что самооценка зависит от того, через какую сферу и форму деятельности ребёнок выделяет себя. С одной стороны, к данному возрасту ребёнок накапливает довольно значительный объём конкретных знаний и операционно-технических способов, навыков, действий и т.д. С другой стороны, при всём относительном разнообразии условий воспитания детей эти условия характеризуются тем, что 7-8-летнему ребёнку в большинстве случаев предъявляются определённые нормы, требования более настоятельно, чем в предыдущие возрастные периоды. В то же время сами предъявляемые требования, нормы пока что довольно общи, жёстко не опредмечены (по сравнению с требованиями, предъявляемыми старшим школьникам). В целом, как показывает анализ литературы, младший школьный возраст, знаменующий переход от детства к взрослости, можно рассматривать как сензитивный период для становления базовых оснований личности, в том числе поведенческих. Ссылаясь на А.А. Люблинскую (1977) Костяк Т.В. утверждает, что к младшему школьному возрасту ребенок уже многого достиг в межличностном взаимодействии; он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непримиримым. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к себе («Я хороший»), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах других людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Взрослые много говорят ребенку о его обязанностях. Он рано узнает, что должен быть послушным, воспитанным, хорошим ребенком. Это, безусловно, верное начало воспитания человека. Ребенок должен осознавать свои человеческие обязанности перед другими людьми и перед самим собой. Развитый младший школьник знает доступные по его разумению формы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила, когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое мы и называем хорошим воспитанием. Школьник уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях. Однако знания норм поведения и привычки норм поведения не существуют сами по себе. В процессе воспитания у ребенка вырабатывается эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребенок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться непристойному поведению людей и желанию не быть «плохим» . Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учебная. Данный вид деятельности предполагает сложные изменения в психическом развитии детей в данный возрастной период. В процессе обучения складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На начальном этапе младший школьный возраст характеризуется повышенной мотивацией, которая постепенно, со временем, снижается. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для предотвращения падения уровня мотивации педагогам необходимо стимулировать познавательную деятельность учащихся и давать новую лично значимую мотивацию. Следует отметить, что ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые навыки и умения. По Л.С. Выготскому, мышление ребенка в связи с переходом на школьное обучение сознательная становится фундаментом сознательной деятельности школьника. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим». По О.Ю. Ермолаеву, в период младшего школьного возраста у детей существенно изменяется развитие внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К окончанию младшего школьного возраста ребенок способен продолжительное время удерживать внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg