Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Способность младших школьников к осуществлению начальных форм личностной рефлексии

not_en 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.11.2018
В подростковом возрасте и в юности, впрочем, как и в другие периоды жизни, значительно осложняют процессы самопознания и саморазвития некоторые типичные трудности, например, несформированность механизмов самопознания, особенно рефлексии. Преодоление этих трудностей возможно на основе психологического сопровождения и педагогической поддержки самопознания и саморазвития. Хотелось бы отметить, что вышеперечисленные взгляды ученых, раскрытие рефлексии с разных сторон науки имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о рефлексии.
Введение

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психологического и социального развития ребенка. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. У него изменяется кардинально социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психологическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью [5]. Учебная деятельность и формирующиеся в ней основные психические новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя [1]. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности… В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности [6]. Объектом нашего исследования является процесс интеллектуального и личностного развития младших школьников. Предмет — способность к осуществлению начальных форм личностной рефлексии у младших школьников. Цель исследования — показать, способны ли младшие школьники осуществлять начальные формы личностной рефлексии. Задачи. • Дать общую характеристику психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. • Дать характеристику личностной рефлексии как психического феномена. • Провести исследование для выявления способности к осуществлению начальных форм личностной рефлексии у детей младшего школьного возраста. • Для решения поставленных задач мы используем теоретические методы исследования — анализ литературы, систематизация и обобщение информации, практические методы исследования — анкета. Гипотеза. Мы предполагаем, что способность к осуществлению начальных форм личностной рефлексии зависит от условий, созданных учителем. Практическое значение заключается в том, что, дав характеристику рефлексии как психологического феномена, описав специальные приемы по развитию рефлексии, сделав некоторые рекомендации, учитель сможет определить у детей уровень развития самооценки, оценки других людей, ускорить процесс самосовершенствования, что необходимо для достижения успешной учебной деятельности. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5 Глава I Теоретический анализ проблемы способности младших школьников к осуществлению начальных форм личностной рефлексии…………………………………………………………………………8 1.1 Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте……………………………………………………..……………....8 1.2 Личностная рефлексия как психологический феномен.…………………….………………………………………………….12 1.3. Особенности личностной рефлексии в младшем школьном возрасте …………..………………………………………………………………………21 Выводы полностью по главе I……………………………………………………………….23 Глава II Эмпирическое исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте …………………………………………………………….24 2.1 Особенности организации учебного процесса в начальной школе для развития у учеников способности к осуществлению начальных форм личностной рефлексии………………………………………………….............24 2.2 Планирование и организация исследования ...…………………………….21 2.3 Представление результатов…………………………………………………27 Выводы предоставляйте по главе II………………………………………………………………28 Заключение………………………………………………………………………29 Список интерес литературы контакт и источников……………………………………….…..…31
Список литературы

1. Аверин А.В. Психология детей и подростков. — СПб, 1998. — 373 с. 2. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю., Левченко И.П. Психология, педагогика, этика. — М.: Закон и право, Издательское объединение ЮНИТИ, 1999.-350 с. 3. Баева Н.В. Психология в понятиях, образах, переживаниях. — М.: Изд-во Центр гуманитарного образования, 1996. — 96 с. 4. Дубровина И.В. Психология. — М.: Академия, 1999. — 464 с. 5. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин О.В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 1999. — 320 с. 6. Кашапов P.P. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. — Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1999. — 448 с. 7. Маралов В.Г. Опыт самопознания. — М., 1987. — 365 с.Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития. М.: ВЛАДОС, 1997.-316 с. 8. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1998. – 456с. 9. Обучение жизненно важным навыкам / Под ред. Н.П.Майоровой. — Санкт-Петербург: Изд-во “Образование-культура”, 2002. — 288 с. 10. Степанова. Психология. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с. 11. Пальзина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 1999. – 288 с. 12. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 288 с 13. Реан А.О. Психология развития человека от рождения до старости. — М., 1998.-437 с. 14. Рогов Е.И. Общая психология. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 448 с. 15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998,- 384 с. 16. Рогов Е.И. Эмоции и воля. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.-240 с. 17. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. Изд-во “Образование — культура”, 1983. — 254 с. 18. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. — М.: Речь, 1983. — 254 с. 19. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Школа-пресс, 1997. — 384 с. 20. Теплов Б.М. Психология. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951. — 263 с. 21. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности (практикум по психодиагностике). Изд-во Речь, 2004.-210 с. 22. Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотерапии. -Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 416 с. 23. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.: Академия, 1975.395 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью. Ученик должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор [6]. Главная особенность данного периода это то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми. Между 7 и 12 годами дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку, например по высоте или весу. Следовательно, возраст 7-11 лет по-своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий [5, с.357]. По мнению А.В. Запорожца, пик развития восприятия у ребенка приходится на период от раннего к дошкольному возрасту [15, с.180]. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придавать этому слову конкретное смысловое значение.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg